Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:36, реферат
Волгоград — административный центр субъекта Российской Федерации Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от г. Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км.
Основание города относится к середине XVI в., предположительно в 1555 году, и впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году – к середине XVI в. Деревянная крепость первоначально находилась на острове Царицын (Голодный) и служила для обороны волжского пути на “переволоке”, в месте наиболее близкого течения р. Волги и р. Дона. На правом берегу р. Волги крепость Царицын была построена после пожаров и сноса половодьем старой крепости уже в начале XVII в.
Введение……………………………………………………………..3
1. Сталинград. Довоенное время……………………….................5
2. В. Н. Семенов и Д. М. Соболев. Создание нового города……15
3. Сталинград. Послевоенный период…………………………….20
Вывод………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………..31
Дополнительные материалы…………………
Рис.20. Волгоград. Вариант схемы генерального плана, 1962 г. |
Рис.21. Волгоград. Вариант схемы структурного ТЭО нового генерального плана. |
Вывод.
Сталинград - город большой
и трудной судьбы - приобрел в
годы Великой Отечественной войны
для советского народа и всего
прогрессивного человечества особое значение
как символ победы над фашистскими
варварами. Восстановление Сталинграда
- одна из ярких и героических
страниц советского градостроительства,
результат многолетней
В сталинском градостроительстве
принято различать два этапа:
довоенный и послевоенный. До войны
общий ход проектирования шел
от общего к частному, от образно-пространственного
воплощения идеологии социалистического
проживания к идее города-организма,
призванного стать «памятником
эпохи» и постепенно отождествлявшегося
с отдельными зданиями-символами. В
послевоенный период направление градостроительной
реализации проектных поисков
Здесь в
основе понимания города как живого организма
лежит не идея естественного развития
города как места, обеспечивающего протекание
социальных процессов, а мифологическое
отождествление его с целостным в своей
завершенности живым телом, функциональные
процессы которого должны быть сокрыты
за совершенством внешней формы.
В
соответствии с этим в основу проектирования
Сталинграда как образцового советского
города предвоенного периода был положен
принцип моноцентрической иерархии, где
Дом Советов замыкал на себя все пространственные
связи. В символическом плане организация
города и здание Дома Советов дублировали
друг друга, а последовавшее усиление
мифологических интенций в общественном
сознании в военные и первые послевоенные
годы способствовало окончательному метафорическому
отождествлению этих понятий. Потребность
в новых рычагах идеологического воздействия
выливается в разработку концепции города
как памятника Победы: «Сталинград должен
быть и будет отстроен так, чтобы архитектурный
образ его воспринимался как грандиозный
памятник героической эпопеи войны, как
символ мощи и жизнедеятельности великого
русского народа». Установка на создание
Дома Советов как главного здания городского
центра и памятника социалистической
эпохи начинает конкурировать с установкой
на то, что в городе-герое центр должен
быть отдан памятнику в честь Победы. Эквивалентность
этих символов на смысловом уровне и необходимость
их отличия в формально-пространственном
выражении становятся основной теоретической
проблемой послевоенного формообразования.
В Сталинграде «мемориальная» тема начинает
превалировать над «дворцовой», поскольку
он идеально подходил для реализации идеи
совершенного города-монумента. Во-первых,
город-герой носил имя вождя, а во-вторых,
его нужно было не просто восстанавливать,
приспосабливаясь к сложившемуся контексту,
а фактически отстраивать заново. Это
раскрепощало фантазию проектировщиков.
Список литературы:
Дополнительные материалы
Информация о работе Особенности генеральных планов Сталинграда