Особенности римской религии и пантеона богов древних римлян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

ЗЗарождение, становление и развитие Рима относится к периоду «античности», что с латинского означает «древний». Этим термином как раз и принято называть особый период развития Рима, а также тех земель и народов, которые оказывали на него влияние и сами находились под его культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно–исторического явления, довольно–таки сложно четко очертить, и поэтому они могут быть неопределенным, однако, хотя и совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. (времени становления античного общества в Греции) до V в. н.э. – гибель римской империи под ударом варваров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Зарождение религии римлян………………………………….……….5
1.1 Влияние религии коренных народов Италии………………………….…..12
1.2 Влияние индоевропейской культуры………………………………………17
Глава 2. Основные черты религии римлян…………………………………….20
Основные черты мифологической традиции………………………………20
Основные черты пантеона богов у Древних римлян………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Зарождение религии римлян………………………………….……….5

1.1 Влияние религии коренных народов Италии………………………….…..12

1.2 Влияние индоевропейской культуры………………………………………17

Глава 2. Основные черты  религии римлян…………………………………….20

    1. Основные черты мифологической традиции………………………………20
    2. Основные черты пантеона богов у Древних римлян………………………24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Зарождение, становление и развитие Рима относится к периоду «античности»,  что с латинского означает «древний». Этим термином как раз и принято называть особый период развития Рима, а также тех земель и народов, которые оказывали на него влияние и сами находились под его культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно–исторического явления, довольно–таки сложно четко очертить, и поэтому они могут быть неопределенным, однако, хотя и совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. (времени становления античного общества в Греции) до V в. н.э. – гибель римской империи под ударом варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности  – античное рабовладение. А также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко–культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличие в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Античность оставила огромный культурный опыт, интерес к ней не остывает ни на минуту. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом римляне смогли создать столь сильное государство с высокоразвитой культурой.

Главным стержнем в античной культуре были религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних  римлян как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.

 

 

 

 

 

 

Целью данной работы является характеристика развития и особенностей религиозных представлений в Древнем Риме.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

– определить основные этапы развития религии в Древнем Риме и охарактеризовать особенности римской религии;

– проанализировать возникновение и начальное развитие религии в Риме;

– охарактеризовать основные древнеримские культы и влияние на них различных культур и мировоззрений и др.

 

В ходе подготовки курсовой работы были использованы метод анализа научной литературы, в частности труды А.Ф.Лосева, Е.М. Штаермана, Т. Моммзена, М. Нильссона, К. Куманецкого и других, метод систематизации и обобщения описания религиозных представлений.

 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первом разделе рассматриваются  основные этапы и характерные  черты формирования римской религии, зарождения римской религии; влияние иных религий на развитие римской, зарождение и становление своей собственной мифологии. В следующем разделе разобран и описан пантеона богов Рима.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Зарождение религии римлян

 

Древний Рим (от латинского Roma antiqua) – это одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получившая свое название по главному городу Рим (лат. Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя Ромула.

Центр Рима сложился в  пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определенное влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Португалии на западе1.

Современному миру и множеству ныне актуальных наук Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения и множество других новшеств, применяемых и по сей день. Так же христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орел, нашедший отражение в мифологии и философии.

Периодизация истории  Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально–политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи–домината в ее конце:

– царский период (754/753 – 510/509 до н. э.);

– республика (510/509 – 30/27 год до н. э.);

– империя (30/27 г до н. э. – 476 г. н. э.);

– кризис III века (235 – 284 гг.);

– поздняя Римская империя (284 – 476 гг.).2

Во время царского периода Рим был небольшим  государством, которое занимало лишь часть территории. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию и стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчиненными территориями в то время еще не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным «игроком» в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию.

В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата. Расцвет Римской империи пришелся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось.

Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племен, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула–Августула германским вождем Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи3.

Ряд исследователей считает, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического и культурного развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы4. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Ее определял, прежде всего, патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов–покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Римская же культура сложилась  под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков5. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы. 

На основании вышеприведенной  периодизации развития Рима предлагается так же и анализ зарождения, становления  и развития религии Рима.

Но не только богов  воспевали римляне, но и героев, хотя предавния о них не ясны – в их образах смешивались черты древних царей и древних богов, что, в общем–то, свойственно и культурным героям других народов. У римлян к ним причислялся Сатурн, бог и соправитель в Лации Януса, который принял его, изгнанного сыном, и разделил с ним власть. Сатурн нацчил подданных Януса земледелью и цивилизованной жизни. Братья Питумн и Пилумн были богами, но их функции интерпретировались по–разному, и культурными героями – они изобрели различные способы дробления зерна и межевания полей. Жена Тарквиния Прииска Танаквиль изобрела прялку и способы прядения одежды. Но со временем культ героев был вытеснен.

Нужно отметить, что Штаерман, анализируя литературу о Древнем  Риме, пришел к выводу, что наиболее яркой спецификой религии Рима обычно считается отсутствие мифологии. Хотя другие исследователи предполагают возможность ее существования и лишь последующие изменения; другие считают мифы Рима выдумкой. Разберемся в формировании религии Рима и влияние ее и других культур на формирование римской мифологии.

Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений, победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма6.

Древнейшие религиозные  представления римлян были связаны  с земледельческими культами обожествления  природы, культом предков и другими  магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел)7. Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

В римской религии, как  и в других италийских культах, сохранились сильные пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (от латинского – lupus) были связаны, по видимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвященное Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвященных им животных. Дятел, волк и бык были животным, посвященными Марсу, гуси – Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.

Круг верований, относящихся  к семейной жизни и родовой  религии, а также представления  о загробной жизни характеризуют  римскую религию как религию в основе которой лежит анимизм. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры – это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.

Земледельческий быт  римлян нашел свое отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделенных человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку8. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлеченные понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлеченны и безличны.

Из множества богов  выделились такие, которые приобрели  значение для всей общины. Римляне  находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторые религиозные представления, но и сами в свою очередь влияли на религию своих соседей.

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев, пенатов, ларов, лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

Информация о работе Особенности римской религии и пантеона богов древних римлян