Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа
ЗЗарождение, становление и развитие Рима относится к периоду «античности», что с латинского означает «древний». Этим термином как раз и принято называть особый период развития Рима, а также тех земель и народов, которые оказывали на него влияние и сами находились под его культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно–исторического явления, довольно–таки сложно четко очертить, и поэтому они могут быть неопределенным, однако, хотя и совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. (времени становления античного общества в Греции) до V в. н.э. – гибель римской империи под ударом варваров.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Зарождение религии римлян………………………………….……….5
1.1 Влияние религии коренных народов Италии………………………….…..12
1.2 Влияние индоевропейской культуры………………………………………17
Глава 2. Основные черты религии римлян…………………………………….20
Основные черты мифологической традиции………………………………20
Основные черты пантеона богов у Древних римлян………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
На рубеже н. э. Октавиан Август предпринял меры по установлению официального культа империи.
В конце I в. в еврейских диаспорах городов Римской империи возникло христианство, приверженцами которого
стали затем и представители других народов
империи. Сначала оно вызывало лишь подозрение
и неприязненное отношение со стороны
имперских властей, в середине III в. оно
было запрещено, начались преследования
христиан по всей Римской империи. Однако,
уже в 313 г. император Константин издал Мил
Таким образом, религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. А вначале, что может показаться удивительным, древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам.
Первоначально Италия была населена племенами италиков, наиболее крупным из них были латины, населявшие область вокруг Рима, Лациум, оски, умбры, пицены, и др. На севере Италии в долине реки По проживали племена галлов, в Южной Италии поселилось большое количество греков, а так же иллирийцы. В древности италики были создателями огромной Римской империи. Кроме того, центр Италии был населен этрусками, которые оказали значительное влияние на формирование культуры Италии. Впоследствии все эти народности во времена Империи смешались и были ассимилированы римлянами, единым языком их стал латинский и религия христианство.
В начале Римской истории
на Итальянском полуострове
Этруски – иначе туски и тиррены, это создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на нее значительное влияние.
Этруски рано достигли значительной степени развития в искусстве, промышленности и торговле, и при возникновении Рима были самым богатым и сильным народом в Италии. Их купеческий флот соперничал на Средиземном море с греками и карфагенянами, а многочисленные тирренские пираты наводили ужас на торговые суда других народов9.
Религия этрусков, несмотря на то, что о ней известно мало, носила печать дуализма (вера в богов небесных и преисподних, в добрых и злых духов); волю богов жрецы узнавали гаданием на жертвенных животных (отголоски тотеимзма). Этрусские жрецы, как указывают историки, обладали некоторыми познаниями в астрономии, медицине и естественных науках, что было позже взято римлянами за основу своих учений в этих областях.
Богатства, скопившиеся в руках высшего сословия, и неограниченное господство его над остальным населением постепенно развили в этом сословии склонность к роскошному, изнеженному образу жизни. Между тем низший класс состоял в крепостной зависимости и находился в бедности и угнетении. Свободного среднего сословия здесь почти не существовало10. Чем, собственно, и объясняются последующий упадок Этрурии и легкое ее покорение римлянами в дальнейшем. Памятниками этого периода служат остатки огромных валов, каналов, дорог, городских стен, храмов и других зданий, напоминающие циклопические, или пелазгические, постройки Древней Греции.
Этрусская культура имела влияние на развитие римской жизни, что отразилось преимущественно в религиозных церемониях и в укладе некоторых государственных учреждений Рима.
Если говорить о религии этрусков, то этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина – что в римской религии стало Юпитером; Уни – Юнону; Мнерву – Минерву. Этой небесной троице соответствовала троица подземных божеств: Манту – римский Либер–Вакх, Мании – римская Прозерпина, а третью богиню чтили как римскую Цецеру. В свите верховного бога Тина (Зевса), громовержца, входили Сетланс – римский Вулкан, Марис – Марс, Сатре – Сатурн и другие (что еще раз указывает на двойственность религии). Этруски почитали многих богов, впоследствии воспринятых римлянами.
Так же римляне, подчинив к 282 н. до н.э. этрусков, заимствовали у них элементы архитектуры, бытовые приметы, божественные знамения, прикладные искусства и ремесла, строительное дело и основы медицины, политическую организацию и символику государственных лиц. Но римские авторы, говоря о вкладе этрусков в религию, политическую организацию, военное дело, ничего не говорят о законах, потому что до нас не дошли какие–либо сведения о юристах или ораторах того народа.
Таким образом, этруски оказали сильное влияние на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. Так же историк Тит Ливии прямо говорит о том, что римляне заимствовали религию и мифологию у этрусков11. К примеру, и это можно взять за одно из главных доказательств, близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина, который был покровителем пограничной межи и камней между земельными участками, границ города и государства. По преданию, этрускам законы межевания были дарованы нимфой Вегойей, и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому мы имеем все основания полагать, что после завоевания Римом Этрурии, все священные обряды, связанные с богами, были заимствованы Римом у этрусков, тем более, судя по различным историческим источникам, культ бога Термина и священные церемонии, связанные с ним, были введены в Риме одинм из первых царей –царем Нумой Помпилием, хорошо знакомым с этрусскими религиозными обычаями и обрядами12.
Позже этрусские религиозные идеи оказали большое влияние на развитие уже христианства в Риме. Но историография вопроса влияния этрусков на формирование христианской религии и мифологии немногочисленна. Их вклад определяется ссылкой на существование учения о смене веков, заимствованного римлянами и разработанного затем в идеях христианства13. Советский исследователь Н. А. Машкин считал, что «эти идеи, возникнув на Востоке, слились на Западе со старинной этрусской эсхатологией (тоже, несомненно, восточного происхождения)». Несколько иначе исследуются позиции этрусков по отношению к христианству Ф. Зелинским. Разбирая на различных памятниках живописные изображения этрусских богов – Харуна и Ванф, – автор заметил, что, несмотря на близость этрусской и греческой демонологий, этруски своеобразно переработали представления о добре и зле, их воплощение справедливости наиболее близко подошло к христианской эсхатологии. Крупнейший итальянский этрусколог М. Паллотино, поддерживая мнение Зелинского, находит много параллелей между этрусскими и христианскими этическими нормами.
Для выяснения возможного влияния этрусских представлений на формирование идеи о «золотом веке» и явлении пророка под видом младенца может быть привлечена IV эклога Вергилия. В символическо–мифологической форме поэт приветствует возвращение в недалеком будущем царства Сатурна. Обновление природы, наступление счастливого века связано с появлением чудесного младенца, «отпрыска богов». По мере его мужания будут отступать войны и пороки, природа сама будет благоухать, и наступит время полного благоденствия. В консульстве Поллиона исчезнут все преступления, и воцарится мир. Поэт мечтает дожить до того блаженного времени, чтобы полнее прославить деяния питомца Юпитера.
У римлян представление о наступлении «золотого века» связывалось с богом земли и посевов Сатурном, слившимся с греческим Кроносом. Этрускам также было свойственно почитание этого бога под именем Satres. Он входил в число девяти главных богов. В настоящее время распространенным является мнение об этрусском происхождении имени бога.
Это то, что касается религии. А вот большое влияние на формирование конкретно политического строя, территориального уклада и формирование основ юриспруденции оказал на Рим народ италиков.
Вообще, чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого–либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.
Индоевропейцы – это народы-носители индоевропейских языков. Основным языком письменности и устной речи был латинский. В группу индоевропейских языков входили и входят:
- сардинский (или сардский), сложившийся в результате скрещивания народной (вульгарной) латыни с языками туземного населения римской провинции Иберии;
- румынский, сложившийся в результате скрещивания народной (вульгарной) латыни и языков туземцев римской провинции Дакии;
- средневековая вульгарная латынь - народнолатинские говоры раннего средневековья, которые при скрещивании с туземными языками римских провинций Галлии, Иберии, Дакии и т. д. породили романские языки: французский, испанский, португальский, румынский и т. д.;
- сам латинский – литературный государственный язык Рима в республиканскую и императорскую эпоху (III в. до н.э. - первые века средневековья); первое описание латинского языка встречается у Варрона в I в. до н.э.; это так же литературный язык западноевропейского средневековья и язык католической церкви; а наряду с древнегреческим – и по сей день источник международной терминологии.
Окончательное формирование
античной национальной лингвистической
традиции произошло вместе с возникновением александрийск
При исследовании влияния индоевропейской культуры на становление религии и мифологии Рима, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции, что можно проследить в трудах римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.
Развитие общеиндоевропейского
мифологического фонда в
Сама организация структуры пантеона
в целом (включая и других богов, помимо
главных, группирующихся в основном вокруг
трёх функций) отвечала некоторым признакам,
общим в разных индоевропейских традициях.
Путем сравнения обычаев, верований, социальных
институтов и промыслов нескольких индоевропейских
народов предпринимались попытки выделить
некие общие черты, унаследованные от
периода их совместного существования.
Но единственные индоевропейские народы,
о которых действительно сохранилась
информация в ранних источниках, - индоиранцы,
греки и римляне - были, как мы знаем, пришельцами
в те области, где существовали более древние
цивилизации, наследниками которых они
в определенной степени стали, и которые
оказали на них сильное влияние.
2. Основные черты религии римлян
Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влиянием греческой религии на Апенникнском полуострове, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими, ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, как можно понять из ранее сказанного нами.
В римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе, но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, является столь же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня.
Ромул и Рем – это братья–близнецы, рожденные от бога Марса Реей Сильвией, дочери свергнутого царя Нумитора. Брат Нумитора Амулий, убивший того, чтобы захватить престол, увидел в близнецах угрозу и приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто приблизится к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тогда, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке, чтобы утолить жажду, подошла волчица, у которой недавно родились волчата. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул, забравший их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.
Информация о работе Особенности римской религии и пантеона богов древних римлян