Особенности римской религии и пантеона богов древних римлян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

ЗЗарождение, становление и развитие Рима относится к периоду «античности», что с латинского означает «древний». Этим термином как раз и принято называть особый период развития Рима, а также тех земель и народов, которые оказывали на него влияние и сами находились под его культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно–исторического явления, довольно–таки сложно четко очертить, и поэтому они могут быть неопределенным, однако, хотя и совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. (времени становления античного общества в Греции) до V в. н.э. – гибель римской империи под ударом варваров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Зарождение религии римлян………………………………….……….5
1.1 Влияние религии коренных народов Италии………………………….…..12
1.2 Влияние индоевропейской культуры………………………………………17
Глава 2. Основные черты религии римлян…………………………………….20
Основные черты мифологической традиции………………………………20
Основные черты пантеона богов у Древних римлян………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Молоко вскормившей  их волчицы сделало юных Ромула и  Рема смелыми и дерзкими перед  лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они  были вспыльчивы и упрямы, но Ромул  все же оказался рассудительнее брата, он выступал с мудрыми советами, и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края, вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов.

Однажды Рем был схвачен пастухами Нумитора. Рассказывая тому историю своей жизни, Рем понял, что появление его и брата на свет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут. А Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Тем временем Фастфул узнал, что Рем захвачен, и собрал отряд во главе с Ромулом. В итоге Амулий был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но, ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться под благосклонным правлением своего деда, а захотели основать новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра, и властвовать над теми, кого привели с собой, – пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях–близнецах своих предводителей. Но братья разругались, и после долгих пререканий решили ждать указания богов. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга, а когда боги послали каждому из братьев знак, Ромул и Рем повздорили, и в этой схватке последний погиб.

Похоронив Рема, Ромул  самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания  города. Прежде всего, сам Ромул и  его спутники прошли очищение священным  огнем – каждый из них перепрыгнул через пылающий костер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города. Затем Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба–Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и все остальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их. Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Город стал называться Римом15.

Несмотря на репутацию братоубийцы, личность Ромула – основателя Города и законодателя, воина и жреца в одном лице – была для римлян образцовой

Историк Нетушил И.В. проводил исследование различных вариантов мифа о Ромуле и Реме, говоря о двойственности основателей Рима, о спорах в различных трактовках, где основать новый город, о том, каким образом все–таки был убит Рем, о знаках, которые фигурировали в мифе, а потом воплотились в политическое устройство города, структуру власти и прочее. Тем не менее, это один из основополагающих мифов об основании Рима.

Вообще, характерные мифы Рима чаще всего можно отнести  к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами, выраженными древнеримской религией, и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам или неудачам сделать это16.

Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели – возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и других человеческих прав.

Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные  черты пантеона богов у Древних римлян

 

Судить о древнейшем периоде римской мифологии чрезвычайно  трудно, как считает Е.М. Штаерман, так как источники относятся  к более позднему времени (1 в. до н.э. – 4 в. н.э.) и часто содержат ложную этимологию имен богов и интерпретацию их функций.

В исторической науке  долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально  отсутствовали ясные представления  о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах – в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы – нумина (от латинского «numina»), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребенка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д.17, имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (к примеру, Фавн – Фавна, Помона – Помон и т.п.), в формуле обращения к божеству – «бог» или «богиня», «муж» или «женщина»; использование в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться». Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер – камень, Марс – копье, Веста – огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов и созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения18.

Из массы нумина исследователи  выделяли только древнейшую триаду – Юпитера, Марса и Квирина, с которыми, однако, не связывали какие–либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды19.

Римская религия в своем становлении и развитии прошла множество стадий и сменила много учений от тотеизма до христианства. В своем первоначальном развитии она сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. Древние италийцы, оказавшие влияние на развитие верований Рима, поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой20. Этот религиозный страх, составлявший существенную черту римского характера в историческую эпоху, придал римской религии несколько серьезный и мрачный характер, приведя к тому формализму в культе, который отличает ее от религий других арийских народов. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. Вследствие такой тесной связи религиозных представлений с обыденною жизнью, религия у римлян более чем у других народов фигурировала в создании форм общежития. Культ предков и священный огонь, как олицетворение душ умерших, служили в эпоху создания гражданской жизни внутренней связью между членами одной родственной группы. Эта домашняя религия была первой школой нравственности и установительницей древнейшего права; она освятила первоначальные основы общежития и подготовила почву для создания форм общественного быта, развившихся из семейного начала.

Римляне знали еще религию природы, с бесконечным рядом божеств, олицетворяющих ее силы. Эти божества также были тесно связаны с практической жизнью и требовали только поклонения. Римлянин не мог отрешиться от прозы жизни и не искал в своих религиозных представлениях идеализации внешнего мира. В богах римляне видели только волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Таким образом, по убеждению  римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях  подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой–либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин – говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Римские боги не имели  ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны – под видом змей, Юпитер – под видом камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня. Первоначальная система римской мифологии, судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература, сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии21.

На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого.

Далее идут божества небесного  пространства, божества смерти и преисподней, божества, олицетворявшие духовные и нравственные стороны человека, а также различные отношения общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

Вообще, в древнейшем Риме все знания о богах сводились, в сущности, к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам, и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Укажем некоторых из богов римского Пантеона (храм, посвященный всем богам).

Представителем водной стихии был Нептун, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря.

К богам, деятельность которых  проявлялась в природе и жизни  и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Веста (олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном), Вулкан (олицетворял благодетельную силу огня, был представителем разрушительной огненной стихии, призывался в молитвах и считался божеством солнца и молнии), Марс (у италийцев ассоциировался с Солнцем, у римлян стал покровителем виноградников), Сатурн (покровитель земледелия) и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве, Флора (богиня расцвета и плодородия),  Палес (охранял пастбища и скот). Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона.

Помимо этого, важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведем итоги согласно поставленным целям и задачам данной работы.

Целью данной работы являлась характеристика развития и особенностей религиозных представлений в Древнем Риме. Мы выяснили, что каждый период становления Рима сопровождался расширением его территории и, как следствие, слияние с другими народами, от которых римляне перенимали не просто черты верований, но и самих богов, основы государственного и административного устройства и прочее. Очень заметно, как история изменялась в связи с ростом Римского государства – от небольшой городской общины до огромной империи, одной из основ которой была религия, проникшая во все сферы жизнедеятельности этого общества.

Древнеримская религия  и мифология и по сей день представляют очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру и факту заимствования разных черт и особенностей мифологии и религии других народов, так и по тому назначению, которое получили само Римское государство и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряд общих черт с религиями многочисленных покоренных народов, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.

Помимо прочего, и это, на мой взгляд, нельзя пропустить, Древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, не заимствованную ни от какого-либо покоренного народа, из которой выросла современная система права, а также оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всем этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001
  2. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1992
  3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 940 с.
  4. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. – М.: Наука, 1986
  5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990
  6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Олимп, 1999
  7. Лосев А.Ф. Философия и мифологическая культура. – М.: Политическая литература, 1991
  8. Моммзен Т. История Рима в 3 томах. – СПб.: Наука, Ювента, 1994-1995
  9. Нильссон М. Греческая народная религия. – СПб.: Алетейа, 1998
  10. Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие / В.М. Пивоев. – Изд. 2–е, перераб. и доп. – М.: Гаудеамус; Академический Проспект, 2008. – 564 с.
  11. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов / А.П. Садохин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2008. – 495 с.
  12. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.: Наука, 1987.
  13. Чанышев А.М. Курс лекций по древней философии. – М.: Философия, 1981
  14. История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 383 с.

Информация о работе Особенности римской религии и пантеона богов древних римлян