Оттепель духовная жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:57, реферат

Описание работы

3 марта 1953 года закончилось более чем тридцатилетнее правление И.В.Сталина. С жизнью этого человека была связана целая эпоха в жизни Советского Союза. Всё, что делалось в течение 30 лет, делалось впервые. СССР был воплощением новой общественно-экономической формации. Его развитие проходило в условиях жесточайшего давления со стороны капиталистического окружения. Социалистическая идея, овладевшая умами советских людей, творила чудеса. Великий гений советского человека сумел за исторически кратчайший срок превратить отсталую Россию в мощную индустриальную державу. Именно Советский Союз, а не США или какая-либо другая страна мира наголову разгромила гитлеровскую Германию, спас мир

Содержание работы

. Введение 3
2. «Оттепель» в духовной жизни советского общества 4
3. Реформы Н. С. Хрущёва в экономике и управлении, «оттепель»
в общественной жизни СССР 10
4. Изменение духовного климата в стране 15
5. Представления советских людей о любви и счастье в эпоху
«хрущевской оттепели» 18
6. Культура повседневности в эпоху «оттепели» 22
7. Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

хрущёвская оттепель и духовная жизнь людей.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение            3

2. «Оттепель» в духовной  жизни советского общества    4

3. Реформы Н. С. Хрущёва  в экономике и управлении, «оттепель»  

 в общественной  жизни СССР        10

4. Изменение духовного  климата в стране      15

5. Представления советских людей о любви и счастье в эпоху   

 «хрущевской оттепели»         18

6. Культура повседневности  в эпоху «оттепели»     22

7. Заключение           27

Список литературы          28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

3 марта 1953 года  закончилось более чем тридцатилетнее правление  И.В.Сталина.  С  жизнью  этого человека была связана целая эпоха  в  жизни  Советского Союза. Всё, что делалось в течение 30 лет,  делалось  впервые. СССР  был воплощением новой общественно-экономической формации. Его развитие проходило в условиях  жесточайшего  давления со стороны капиталистического окружения. Социалистическая идея, овладевшая умами советских людей, творила чудеса. Великий гений советского человека сумел за исторически  кратчайший  срок  превратить  отсталую Россию в мощную индустриальную державу. Именно Советский Союз, а не США  или  какая-либо  другая страна  мира  наголову разгромила гитлеровскую Германию, спас мир

от тотального порабощения, спас свой суверенитет и свою  территориальную целостность.

     Однако  за всеми этими успехами крылись и страшные преступления авторитарного сталинского руководства, стоившие многих миллионов невинных жертв, которые нельзя оправдать никакими аргументами.  Страна напоминала сжатую пружину. Серьёзно болела экономика. Сдерживалось развитие культуры. Зрела развязка. Нужен  был  человек,  который после смерти Сталина мог развязать тугой узел проблем и повести страну к прогрессу.

     И  такой человек был - Никита  Сергеевич  Хрущев1.  Именно  ему историей было определено стоять во главе Советского Союза в течение  целого  десятилетия,  десятилетия необычного, потрясшего мир метаморфозами, названного в мире "десятилетием оттепели".  Судьба самого  Хрущева,  да и целого ряда важнейших событий его периода, до недавнего времени была неизвестна. Многое прояснилось благодаря гласности и демократии. Появилось много публикаций в  периодической  печати, опубликованы ранее неизвестные архивные материалы по данному вопросу.

     Кризис  сталинского  правительства   начался ещё до того, как скончался И.В.Сталин; он совпал с кульминацией "холодной войны".   После десяти лет международных испытаний, одно другого тяжелее, которые страна победно преодолела, Советский Союз постепенно окреп. Последствия войны и голода отошли  в прошлое.  Промышленность  росла. Ежегодно ВУЗы и техникумы готовили до 500 тыс. специалистов2. Однако чувствовалось, что послевоенная сталинская  политика  входила  в  противоречие с жизненной стойкостью народа.

 

«Оттепель»  в духовной жизни советского общества

 

В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.

     Духовную  атмосферу определяли события,  связанные со смертью Сталина  и изменениями в политическом  руководстве, осуждение культа  личности, возвращение репрессированных. С другой стороны, сущность  режима не изменилась. Поэтому  возникают и некоторое время борются две тенденции: попытки реализации провозглашенной свободы творчества, освобождения его от сталинских пут – и прежнее отношение к литературе и искусству, идеологизированное и утилитарное.

     Особенно  заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония: В. Мейерхольда, Бориса Пильняка, Осипа Мандельштама, И. Бабеля. После долгого перерыва стали издаваться книги Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи Сергея Есенина. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX-начала ХХ в. Выставлялись картины 20-30-х гг., долгие годы пылившиеся в запасниках.

     Первым  проявлением культурной «оттепели»  стала статья Померанцева «Об  искренности в литературе», опубликованная  в «Новом мире», который редактировал  А. Твардовский. Писатель В. Каверин так оценил статью Померанцева: «Как ни странно, эта статья, почти детская по своей самоочевидности, показалась отчаянно смелой. Еще бы! за двадцать лет так изолгались, так извертелись, называя белое – черным, так привыкли бояться самого понятия «искренность»…

      Были  напечатаны повесть И. Эренбурга  «Оттепель» (именно после ее появления  слово стало общественно значимым), роман М. Дудинцева «Не хлебом  единым». Эти произведения поставили  очень важные для нашего общества  вопросы: почему правда («искренность») в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо.

      Возникали  новые литературно-художественные  журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Советский экран», «Музыкальная жизнь» и др. Расширились возможности публикаций для молодых поэтов, прозаиков, критиков. Возобновилось издание журнала «Иностранная литература», и советские читатели получили возможность шире знакомиться с мировым литературным процессом. Самыми популярными среди интеллигенции  и молодежи писателями Запада были Э.М. Ремарк и Э. Хэмингуэй.

     Основным  направлением поисков художественной  интеллигенции было стремление  показать жизнь такой, какая  она есть, без «лакировки», парадности и шумихи, без надуманного героизма – жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были: стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, песни Окуджавы и Галича, повести Аксенова, первая часть трилогии Симонова «Живые и мертвые», фильмы «Летят журавли» (Калатозова), «Баллада о солдате» (Чухрая), «Весна на Заречной улице» (Хуциева).

     В Москве  открылись новые театры «Современник» (главный режиссер Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссер Любимов), которые привлекали внимание не только актуальными постановками, но и игрой многих актеров. В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи.

     Это время  принесло такие смелые, высокохудожественные, проникнутые правдой и гражданственностью  произведения, как поэма А. Твардовского  «Теркин на том свете», стихотворение  «Наследники Сталина» Е.А. Евтушенко, рассказ «Враги» Казакевича, роман «Битва в пути» Николаевой. Были напечатаны десятки документальных повестей и воспоминаний, раскрывших перед читателями ужасы незаконных репрессий, бесчеловечного быта сталинских лагерей.

     Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной по гуманистическому звучанию повести А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», в которой ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот «простой советский человек», именем которого клялись сталинисты всех мастей. Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Но премия Солженицину присуждена не была.

     Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в 6 раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства.

Мировое признание получили труды ряда советских ученых. В 1956 г. Нобелевскую премию получил Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций, ставшей основой получения новых соединений – пластических масс, превосходящих по свойствам металлы.

В 1962 г. эта же премия была присуждена Л.Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики Н.Г. Басова и А.М. Прохорова (Нобелевская премия 1964 г.).

В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер, открыта цветная голография. В 1957 г.  был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон.

     Важную  роль в духовной жизни сыграло  некоторое раскрепощение в исторической  науке. Появляются новые журналы:  «Вестник истории мировой культуры»,  «Мировая экономика и международные  отношения», «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история» и др. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (по деятельности социалистических партий  России). Это способствовало восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

     Заметно  расширяются международные связи  советской культуры. Был возобновлен  Московский кинофестиваль (впервые проведен в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, ежегодно проводимый с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (Пабло Пикассо и др.)

Под «оттепелью» подразумевалось  особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны. Поколение «оттепели»не вписывалось в ходульный образ настоящего «советского человека». Позднее появится термин «шестидесятники» - так назовут людей, которые восприняли перемены после смерти Сталина и ХХ съезда как начало оздоровления общества и пытались сделать как можно больше для обновления, очеловечивания всей общественной жизни.

И все-таки это была не «весна» с ее полноводным и  свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой  мог вновь последовать и «легкий  морозец».

Политическое руководство страны стремилось удержать культуру в жестких рамках. Контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции постоянно усиливался.

     Партийные  взгляды на роль литературы  и искусства в обществе остались  прежними: «Высшее общественное назначение литературы и искусства – поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма», хороши лишь те авторы, которые «в политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения». Против этого выступал А. Фадеев. Он добивался изъятия у Министерства культуры идеологических функций, что привело к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он писал: «Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено… Литература – эта святая из святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых высоких трибун…раздался новый лозунг – «Ату ее!».

     Самым драматичным событием культурной жизни конца 50-х гг. стало гонение на Бориса Пастернака. Поэт и прозаик Борис Пастернак в течение многих лет работал над романом о революции и гражданской войне «Доктор Живаго». Стихи из этого журнала были напечатаны в советских журналах еще в 1947 г. Однако сам роман автору напечатать не удавалось, так как тогдашние цензоры усматривали в нем отступления от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатана в Италии. В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот ненапечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение Пастернака со стороны Суслова, Хрущева и тогдашнего руководства культурой. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Он был исключен из Союза писателей.

Из постановления президиума правления Союза писателей СССР: «Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго» обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли. Идея романа фальшива и ничтожна. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом.  Учитывая политическое и моральное падение Б. Пастернака, его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, прогресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания «холодной войны», - президиум правления Союза писателей лишает Пастернака звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР (принято единогласно)».

Из речи секретаря  ЦК ВЛКСМ Семичастного: «Паршивую овцу мы имеем в лице Пастернака…взял и плюнул в лицо народу…Свинья не сделает того, что он сделал».

Практически все писатели и публицисты вынуждены были присоединиться к этой недостойной кампании, подвергая  Пастернака оскорблениям. Между тем сам роман не содержал в себе ничего антисоветского. Это был рассказ о сложных судьбах и взаимоотношениях людей в условиях революции и гражданской войны. Шельмование Пастернака вынудило его отказаться от Нобелевской премии.

Информация о работе Оттепель духовная жизнь