Оттепель духовная жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:57, реферат

Описание работы

3 марта 1953 года закончилось более чем тридцатилетнее правление И.В.Сталина. С жизнью этого человека была связана целая эпоха в жизни Советского Союза. Всё, что делалось в течение 30 лет, делалось впервые. СССР был воплощением новой общественно-экономической формации. Его развитие проходило в условиях жесточайшего давления со стороны капиталистического окружения. Социалистическая идея, овладевшая умами советских людей, творила чудеса. Великий гений советского человека сумел за исторически кратчайший срок превратить отсталую Россию в мощную индустриальную державу. Именно Советский Союз, а не США или какая-либо другая страна мира наголову разгромила гитлеровскую Германию, спас мир

Содержание работы

. Введение 3
2. «Оттепель» в духовной жизни советского общества 4
3. Реформы Н. С. Хрущёва в экономике и управлении, «оттепель»
в общественной жизни СССР 10
4. Изменение духовного климата в стране 15
5. Представления советских людей о любви и счастье в эпоху
«хрущевской оттепели» 18
6. Культура повседневности в эпоху «оттепели» 22
7. Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

хрущёвская оттепель и духовная жизнь людей.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-ти часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и праздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных премиях. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного  строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование сборного железобетона. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в новые квартиры.

«Оттепель»  в общественной жизни страны.

 Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты  необоснованные обвинения с депортированных  народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности, Рыкова, Бухарина – руководителей оппозиции И.В. Сталина. Было отказано в  возращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенных в годы войны из Крыма татарского населения.

Под руководством Н.С. Хрущева был  подготовлен проект новой программы  КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на ХХII съезде  партии. Новая программа провозгласила вступление стран в период «развернутого коммунистического строительства». В программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», - утверждал Н.С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек,  введение системы  обновления  партийных постов,  расширение общественных начал в партийной работе5.

В 1962 г.  в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, молоко, масло и др.).  результатом этого явились массовые протесты городского населения. Рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп.  Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу.

Таким образом результатом непродуманных  мер стало обострение  продовольственной проблемы. Была нарушена единая техническая  и технологическая политика внутри промышленных отраслей. Новая Программа КПСС, особенно положение о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения.

 

Изменение духовного  климата в стране

 

Культура и власть в послевоенные годы. В трудных условиях  послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направлять против остатков буржуазных взглядов, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Одностороннюю, неоправданно резкую оценку творчества группы талантливых  драматургов и композиторов, деятелей театра и кино содержали постановления  ЦК партии «О репертуаре драматических  театров», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» и др. Эти постановления тяжело отразились на творческих судьбах отдельных деятелей культуры, на последующем развитии литературы и искусства.

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против «буржуазного космополитизма» и его носителей. Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку.  Многие известные советские ученые (И.И. Минц и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировой истории, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и гражданской войне.

Административное вмешательство  в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного  творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

ХХ съезд КПСС создал предпосылки  для формирования новых подходов познания общества. Возможность ознакомления с закрытыми прежде для исследователей документами. Но, как и прежде на пути развития истории стояли определенные установки и требования, тормозившие ее освобождение от догм и стереотипов.

«Оттепель» и духовная жизнь общества. Либерализация общественно-политической жизни дала мощный импульс для развития литературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции.     Были   реабилитированы    многие   деятели    культуры  –  жертвы

политических репрессий.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых  творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. В столице был открыт новый драматический театр «Современник». Проводились литературные вечера известных писателей и поэтов.

В конце 50-х – начале 60-х годов состоялось несколько  встреч партийно-государственных руководителей с представителями художественной интеллигенции. Участие в них принимали Н.С. Хрущев и секретарь ЦК по идеологии Л.Ф. Ильичев. Попытки вмешательства Н.С. Хрущева в творческую лабораторию работников культуры, некомпетентность и категоричность в оценках их творчества привели к потере им авторитета. Определенную роль в этом сыграла организованная не без ведома Н.С. Хрущева травля талантливого писателя и поэта Пастернака. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный к изданию в СССР и опубликованный за рубежом,  Б.Л. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. В том же году его исключили из состава Союза писателей СССР и вынудили отказаться от Нобелевской премии.

В литературе 50-х годов  возрос интерес к человеку, его духовным ценностям (Д.А. Гранин «Иду на грозу», Ю.П. Герман «Дорогой мой человек» и др.).  Росла популярность молодых поэтов - Евтушенко, Окуджавы, Вознесенского. Широкий резонанс общественности получил роман Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку.

Сложными путями развивалась  и архитектура. В Москве было сооружено  несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный  университет им. М.В. Ломоносова.  В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

В начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку получил фильм  Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 г. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов.

Реформы коснулись и  народного образования.  Получили развитие школы рабочей молодежи. Были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. В конце 50-х годов существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя  - заменялась трехлетней. Срок учебы в средней школе увеличился: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. В связи с этим в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.  

  Растущая потребность в квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Открывались новые вузы и университеты.

Усиление идеологической работы не прошло бесследно для средней  и высшей школы. В них вводились  новые общественные дисциплины: «Обществоведение»  для учащихся старших классов и «Основы научного коммунизма» для студентов вузов.

Зарождение диссидентства. Осенью 1962 года Хрущёв высказался за  пересмотр  ждановских резолюций  по  культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры. Он добился разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения "Один день Ивана Денисовича", написанного  тогда  ещё  не известным писателем - Солженицыным. Повесть была посвящена  событиям, происходившим в сталинских лагерях6.

Хрущев  хотел  добиться  реабилитации  видных  деятелей партии, репрессированных в 1936-1938 гг.:  Бухарина, Зиновьева, Каменева и других.  Однако всего ему добиться не удалось,  так  как  в  конце 1962  г. ортодоксальные идеологи перешли в наступление, и Хрущёв вынужден был перейти к обороне. Его отступление было отмечено рядом громких эпизодов: от первого столкновения с группой  художников-абстракционистов до ряда встреч руководителей партии с представителями  культуры.  Тогда  он второй раз вынужден был публично отречься от большей части своей критики Сталина. Это было его поражением. Завершил поражение Пленум ЦК в июне 1963 г.,  полностью посвященный проблемам идеологии. На нем было заявлено, что мирного сосуществования идеологий не было, нет и быть не может. С этого  момента  книги, которые не могли быть опубликованы в открытой печати, стали ходить по рукам в машинописном варианте. Так родился "самиздат" - первый признак явления,  которое  позднее  станет известно как диссидентство. С этих пор был обречен на исчезновение и плюрализм мнений. Но несмотря на все это, в целом годы «оттепели»  благотворно отразились на духовном климате страны.  Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

Представления советских людей о любви и  счастье в эпоху "хрущевской оттепели"

 

В последнее десятилетие  отечественная историческая наука  значительно изменила свои ориентиры. Если раньше стороны повседневной жизни казались незаметны и привычны, и потому были заслонены политической борьбой, войнами, революциями, то сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. "История - как заметил академик Ю.А. Поляков - это прежде всего повседневная жизнь, опрокинутая в прошлое", поэтому "простые" люди со свойственными им эмоциями, предпочтениями, представлениями об окружающем мире представляют большой интерес для историка.

Во все времена людей  волновали проблемы жизни и смерти, и, соответственно, голода и сытости, здоровья и болезней; любви и ревности, семейных отношений. Еще Чарльз Диккенс говорил, что "любовь - интереснейшая и самая простительная из всех человеческих слабостей". Следует заметить, что любовь и счастье не отделимы друг от друга: быть любимым - значит быть счастливым. Прав был и Гельвеций, утверждавший, что люди " лишь в восторгах любви ощущают счастье существования и, прижимая губы к губам, обмениваются душами".

В советское время  жизнь человека воспринималась как своего рода приложение к производственному процессу, считалась делом общественным. "Общественные обязанности советского гражданина - носителя высокой и подлинной культуры, - его отношение к Родине, к социалистической собственности - писала "Работница" тех лет - не могут быть отделены от его обязанностей в личной жизни, в быту". Нередко утверждалось, что "счастье советского человека - в плодотворной творческой деятельности, сочетающейся с красивой личной жизнью", хотя при этом личной жизни, хотя и красивой, все-таки отводилось второстепенное место. Партийные комитеты и профсоюзные организации не считали зазорным следить за "моральным обликом" своих членов, вмешиваясь и разбирая семейные конфликты, служебные романы и даже сплетни. Многие полагали, что именно коллектив должен помогать в решении семейных неурядиц, поддержать в трудную минуту. "Нет ничего плохого, если жена, не сумев повлиять на мужа, обратиться за помощью к общественным организациям - поучал журнал: И жаль, что даже сейчас, после июньского Пленума, с такой ясностью определившего роль коллектива в воспитании людей, в борьбе с пережитками прошлого, не все понимают это". Люди на самом деле не желали вмешательства в их личную жизнь, организуя ее по своему усмотрению, а та жизнь, которой им надо было жить, как верно отметила Ю. Зубкова, исходя из официально утвержденного набора моральных ценностей, существовала большей частью на экранах и в книгах.

Информация о работе Оттепель духовная жизнь