Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть процесс перестройки в СССР. Задачи данной работы:
- проанализировать причины перестройки;
- проследить динамику процесса перестройки;
- рассмотреть влияние перестройки на современные процессы, протекающие в постсоветских государствах.
Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в конце 70-х – начале 80-х гг. 5
Глава 2. Этапы перестройки 10
2.1 Первый этап (март 1985 г. — январь 1987 г.) 10
2.2 Второй этап перестройки (январь 1987 г.— июнь 1989 г.) 12
2.3 Третий этап (июнь 1989 — 1991 гг.) 16
Глава 3. Результаты перестройки 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
Источники 26
Литература 26
Вот почему избрание Генеральным секретарем Михаила Горбачева сразу после смерти Черненко в 1985 году означало выдвижение деятеля совершенно иного типа, относительно молодого и, бесспорно, энергичного. И хотя он был еще мало известен, в разных странах уже были замечены его незаурядные способности. Однако разочаровывающий опыт последнего брежневского периода и последовавших «смен караула», апатия общества, очевидный рост трудностей – все это побуждало советских людей относиться к новому руководителю с любопытством, окрашенным скепсисом и глубоким пессимизмом. Особенно это было характерно для молодого поколения. Нужно сказать, что в очень короткий срок Горбачев обнаружил совершенно необычные политическую силу и дееспособность, но весь предстоящий путь ему был дорогой в гору.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к моменту прихода к власти Горбачева, в стране все больше нарастал кризис, а вместе с ним и необходимость коренных перемен, коренной перестройки. И, следовательно, перестройка – процесс закономерный и исторически необходимый. Однако вопрос, который в этой связи возникает и по которому продолжаются острые споры ученых и сегодня – в какой мере была продумана содержательная часть самой перестройки. Были ли выработаны четкие и эффективные механизмы ее реализации?
Вскоре после своего прихода к власти генеральный секретарь КПСС Горбачев на апрельском пленуме 1985 г. объявил о переменах в политике партии. Продолжая курс Ю.В. Андропова, Горбачев настаивал на ускорении развития СССР, и его политика получила название «ускорение» [14, с. 57]. Горбачев считал, что начатый Андроповым эксперимент принес положительные результаты. Учитывая ограниченность эксперимента, Горбачев собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доведя хозрасчет почти до ста процентов. Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая должна была способствовать улучшению качества продукции до уровня капиталистических стран [6].
Однако некоторые действия Горбачева в самом начале перестройки оказались непродуманными, в частности, антиалкогольная кампания привела к негативному результату (возникли огромные очереди за спиртным, в которых часами в рабочее время простаивали трудящиеся, пить от этого стали не намного меньше, появились подпольные суррогаты водки, что нередко приводило к тяжелым массовым отравлениям).
На первом этапе реформы
проводились авторитарно. По-прежнему
вся власть оставалась в руках
партийно-государственной
Горбачев вынужден был постоянно учитывать опасность консервативного переворота. В то же время население демонстрировало Горбачеву свою поддержку. Толпы восторженных людей окружали Горбачева во время его поездок по стране и призывали генсека проводить преобразования более решительно. В этих условиях Горбачев стал склоняться к идее демократизации, более широкого привлечения простых граждан к политике, чтобы можно было в случае необходимости противопоставить поддержку «низов» консервативной части партийного аппарата.
25 февраля 1986 на XXVII съезде
КПСС были провозглашены
Нарушение демократических
норм, отсутствие гласности и командно-
Одновременно с преобразованиями внутри страны Горбачев пытался добиться прекращения «холодной войны». До некоторой степени стимулировав начало преобразований в СССР, внешнеполитические трудности заметно сократили средства на их проведение. Таким образом, геополитическая ситуация затруднила (а тем самым и затянула) экономическую составляющую реформ и способствовала обострению более поздних социальных столкновений — неизбежных в любом случае, но в других масштабах и формах. Внешние факторы играли не только стимулирующую, но и сдерживающую роль в отношении реформ, доминирующие причины которых лежали все же внутри страны [14, с. 115].
Экономические реформы задерживались и из-за трагических обстоятельств (взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.).
Первый этап
перестройки можно охарактеризовать признанием
некоторых («отдельных») недостатков существовавшей
политико-экономической системы СССР
и попытками исправить их несколькими
крупными кампаниями администра
27 января 1987 года открылся так долго готовившийся Пленум. Горбачёв выступил с докладом «О перестройке и кадровой политике партии» [11]. В нём были определены следующие направления:
В июне 1987 был принят закон о государственном предприятии, который предоставлял заводам и фабрикам широкую хозяйственную самостоятельность [19, с. 20]. Авторы этой реформы, учитывая опыт 1960-х гг., справедливо опасались бесконтрольности руководителей предприятий. Поэтому учреждались советы трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями по контролю за работой директоров и определению стратегии предприятий. Сами руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли сменяться, если их работа была признана неэффективной и отрицательно сказывалась на заработках работников. Такое самоуправление должно было превратить работников в хозяев предприятий, заинтересовать их в более эффективном труде.
Однако система таких советов на большинстве предприятий не заработала, так как они действовали по-прежнему под твердым контролем партийных и профсоюзных организаций. Установив свой контроль над советами и освободившись от опеки вышестоящих ведомств, партийно-хозяйственная администрация стала практически бесконтрольной.
Чтобы поставить
предприятия-монополисты в
Первоначально реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 гг. упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки) [22, с. 23]. На прилавках появились товары (в основном «ширпотреб»), более дорогие, по цене, но по качеству по-прежнему уступающие импортным товарам. К тому же в конце 1988 г. резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 г. впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать.
Реформаторам
не удалось найти оптимального сочетания
социальных гарантий и элементов
рыночной экономики. Произошло сращивание
капитала кооператоров (отчасти криминализированного)
с возможностями
Кризис реформ и обострение социальных противоречий привели к обострению политической борьбы, которая охватывала уже не только партийную верхушку, но и более широкие слои общества.
Этому способствовала политика гласности [30, с. 477]. Официальным изданиям было разрешено критиковать Сталина и Брежнева, в политике которых видели истоки нынешних трудностей. Можно было обсуждать поведение отдельных руководителей, но еще не КПСС и ее лидеров. К руководству некоторыми партийными изданиями пришли «шестидесятники» — либерально настроенные интеллигенты, политические взгляды которых сформировались в период «оттепели». Особенно активно за углубление перестройки, разоблачение сталинизма и «застойных чиновников» выступали газета «Московские новости» (главный редактор Е.В. Яковлев) и журнал «Огонек» (главный редактор В.А. Коротич). Эти издания стали рупорам перестройки [14, с. 93]. Разоблачительные публикации вызывали большой интерес среди простых граждан.
Несмотря на ограниченность гласности, подписка на либеральные издания значительно возросла. Миллионы людей после просмотра фильма грузинского режиссера Т.Е. Абуладзе «Покаяние» проводили аналогии сталинского и нацистского режимов. Такая реакция вызывала протест консервативно настроенных людей, они резко осуждали «очернительство» советской действительности и ее прошлого.
Дискуссии в партийном руководстве вскоре привели к выделению нескольких позиций. Сторонники сохранения андроповского курса авторитарных реформ, противники демократизации и дальнейшего расширения рынка группировались вокруг члена Политбюро Е. К. Лигачева. Против Лигачева выступали приверженец либеральных идей член Политбюро А. Н. Яковлев и остро критиковавший номенклатурные привилегии руководитель московской парторганизации Б. Н. Ельцин. Лигачев контролировал официальную прессу и сдерживал гласность, а также вмешивался в руководство Москвой. Это обострило его отношения с Ельциным.
На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Ельцин обрушился с критикой на Лигачева, а затем и на Горбачева. Ельцин был официально раскритикован, понижен в должности, но в глазах населения стал одним из лидеров оппозиции [19, с. 43].
После временного поражения сторонников более радикальной перестройки усилились позиции консерваторов. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» была опубликована статья преподавательницы Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», в которой осуждались перестройка, демократизация, критика сталинизма, развернувшаяся в результате гласности. С одобрения Лигачева статью Андреевой перепечатали другие газеты, и она была воспринята консервативной бюрократией как руководство к действию. Однако во время дискуссии в Политбюро позиция Андреевой была осуждена. В «Правде» выступил со статьей Яковлев, который назвал письмо Андреевой манифестом антиперестроечных сил. Демократизация должна была быть продолжена [18, с. 442].
Летом 1988 г. состоялась XIX партийная конференция, на которой было принято решение об альтернативных выборах в советы [7]. Это был значительный шаг вперед, где до сих пор КПСС подбирала кандидата на место депутата, а избиратели только формально утверждали его на выборах. Отныне любая официально зарегистрированная организация могла выдвинуть своего кандидата. Система органов власти и выборов была кардинально переустроена. Теперь Верховный совет должен избираться широким Съездом народных депутатов, который был объявлен верховным органом в конституционной системе. Но съезд предусматривался как дискуссионный орган, в то время как законодательство должно было осуществляться Верховным советом. Местные бюрократические органы (избирательные комиссии и предвыборные совещания) могли не утвердить кандидата. Таким образом реформаторы рассчитывали опереться на поддержку демократически настроенных граждан и в то же время удержать большинство депутатских мест за КПСС, отсекая от участия в выборах нежелательных оппозиционеров.