Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть процесс перестройки в СССР. Задачи данной работы:
- проанализировать причины перестройки;
- проследить динамику процесса перестройки;
- рассмотреть влияние перестройки на современные процессы, протекающие в постсоветских государствах.
Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в конце 70-х – начале 80-х гг. 5
Глава 2. Этапы перестройки 10
2.1 Первый этап (март 1985 г. — январь 1987 г.) 10
2.2 Второй этап перестройки (январь 1987 г.— июнь 1989 г.) 12
2.3 Третий этап (июнь 1989 — 1991 гг.) 16
Глава 3. Результаты перестройки 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
Источники 26
Литература 26
Перестройка началась во многом потому, что партийный и государственный аппарат не справлялся с регулированием сравнительно высокоразвитой экономики, что в условиях крайней централизации обрекало ее на неэффективность. Но децентрализация управления народным хозяйством и «разгосударствление» общественной собственности наносили ущерб интересам этого аппарата, поскольку сокращали его власть и ставили под угрозу его привилегированное положение. Между тем партийный и государственный аппарат, т.е. номенклатура, реально был правящим общественным слоем в СССР. Неудивительно, что номенклатура сделала все, чтобы соблюсти свои интересы в первую очередь.
Разумеется, номенклатура включала в себя очень разных людей. Одни из них искренне поддержали перестройку и смогли начать жить по новым, демократическим правилам. Другие столь же убежденно боролись за социалистические ценности. Но в целом этот слой стремился сохранить свою власть и воспользоваться «переходом к капитализму» для своего обогащения.
Периоды социально-политических
потрясений (революции, войны, радикальные
реформы) порой приводят к существенным
переменам в составе и
Переход к рынку таил для номенклатуры опасности, но и открывал новые возможности. Опасности были связаны с тем, что участники рынка в принципе равны между собой. Следовательно, представители номенклатуры, которые решились бы «войти в рынок», должны были конкурировать на равных с представителями других социальных групп, которые решились открыть свой бизнес. Это могло привести к утрате номенклатурой возможности монопольно распоряжаться богатствами страны, что она ранее делала от имени государства.
Номенклатура, допустив частную инициативу и согласившись на «расгосударствление» общественной собственности, буквально каждое «послабление» сопровождала таким количеством оговорок, что человеку «со стороны» нелегко было воспользоваться новыми возможностями. Представители номенклатуры получили легальную возможность гораздо свободнее, чем раньше, распоряжаться ресурсами предприятий, и многие распорядились ими в целях личного обогащения. К моменту распада СССР в стране полным ходом шла «директорская приватизация», которая делала руководителей предприятий либо их собственниками, либо (что случалось чаще) почти бесконтрольными распорядителями их ресурсов. Создание новых коммерческих структур (в том числе первых частных банков) происходило в значительной мере под контролем партийных и государственных органов и осуществлялось руками близких к ним людей. Большую роль здесь сыграл ЦК ВЛКСМ, проявивший в конце 80-х годов значительную активность в осуществлении курса партии на развитие частного предпринимательства.
Советская номенклатура сумела сохранить свое господствующее положение в обществе и, пополнившись выходцами из других социальных групп, стала основой нового господствующего социального слоя – буржуазии. В советском обществе такой социальной группы не было (если не считать дельцов так называемой теневой экономики). Возникновение этой группы, формирование которой началось уже в конце 80-х годов, стало одним из важных результатов перестройки [34, с. 177].
Особенности формирования постсоветского рынка обусловили заметную криминализацию российского общества [35, с. 178]. Такими особенностями были отсутствие понятных и общих для всех правил, вытекающее из стремления номенклатуры сохранить свое привилегированное положение, и значение теневой экономики, тесно связанной с криминалом, для формирования постсоветского капитализма. Криминализация характерна для периодов социальных потрясений, но в условиях позднесоветского общества она приобрела особый масштаб. Организованная преступность, ставшая характерной чертой 90-х годов, в основе своей сформировалась в годы перестройки. Своеобразие российского капитализма 1990–2000-х годов во многом объясняется этими особенностями формирования российской буржуазии.
Начало формирования капиталистического строя привело к важным изменениям в повседневной жизни советских людей. Многие из них стремились реализовать свою мечту «зажить как на Западе». В СССР появились автомобили западного производства, частные рестораны, казино. Разрыв между богатыми и бедными существенно увеличился. Полки магазинов к 1990 году опустели даже в Москве и Ленинграде, где раньше поддерживался сравнительно более высокий уровень снабжения. Политический кризис и обстановка безвластия не позволяли ни союзным, ни республиканским властям проводить последовательную экономическую политику [34, с. 165].
Можно сделать вывод, что распад СССР и крах советского социализма были не только исторически закономерным, но и в целом позитивным историческим событием. Народы СССР, обретя самостоятельность (или оставшись в составе Российской Федерации), получили возможность – при всех сопутствующих этому трудностях – перейти к более динамичной модели общественного развития. Поэтому перестройка может в целом быть оценена как сравнительно удачный вариант исторического развития. Но этот вариант имел не только позитивные, но и негативные последствия – в той мере, в какой он привел к утрате некоторых достижений предшествующего периода.
В небольшой
промежуток времени с 1985 – 1991 гг. произошли
значительные перемены в истории, которые
повлияли на дальнейшие развитие отдельных
стран, а также и всего мира.
Задумка реформирования государства
привела к распаду этого
К перестройке привел экономический и политический кризис, который назревал в СССР с начала правления Брежнева. Изменения в геополитическом (приход к власти в США Р. Рейгана) и макроэкономическом положении (падение цен на нефть) Советского союза не позволяли далее вести прежнюю экстенсивную экономическую политику. Кроме того, и население уже не было довольно проводившейся политикой. Настало время перемен.
Первоначально
новый генеральный секретарь
М.С. Горбачев пытался проводить
реформы административными
Стоит отметить, что реформы, проводимые Горбачевым, были запоздалыми, поэтому не привели в конечном итоге к положительному результату, а наоборот усугубили ситуации и привели к развалу Советского союза. Но не стоит рассматривать перестройку только с отрицательной стороны, благодаря реформе произошли и положительные изменения, например в культурной политике. Благодаря «перестройке» произошел всплеск активности в национальном движении частей Советского союза, и, в конечном итоге, образование независимых государств.
Споры о перестройке и обо всем, что с ней связано, продолжаются и будут продолжаться, потому что оценить такое сложное явление однозначно и объективно практически невозможно. Один из главных вопросов современной истории заключается в том, чтобы ответить: как могло случиться, что с исторической арены быстро и неожиданно ушло такое мощное государство, как СССР? Вряд ли сегодня кто-либо сможет достаточно убедительно, главное объективно дать ответ на такой сложный вопрос. Потребуется немало времени, прежде чем историки и современники придут к окончательному разрешению этого вопроса.