Перестройка в СССР 1985-1991 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть процесс перестройки в СССР. Задачи данной работы:
- проанализировать причины перестройки;
- проследить динамику процесса перестройки;
- рассмотреть влияние перестройки на современные процессы, протекающие в постсоветских государствах.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в конце 70-х – начале 80-х гг. 5
Глава 2. Этапы перестройки 10
2.1 Первый этап (март 1985 г. — январь 1987 г.) 10
2.2 Второй этап перестройки (январь 1987 г.— июнь 1989 г.) 12
2.3 Третий этап (июнь 1989 — 1991 гг.) 16
Глава 3. Результаты перестройки 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
Источники 26
Литература 26

Файлы: 1 файл

Перестройка.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Уже в 1987-1988 гг. перестройка привела к быстрому росту общественной активности. Еще  в 1986 г. в СССР прекратилось уголовное преследование инакомыслящих. В декабре 1986 из ссылки был возвращен академик А.Д. Сахаров. Из тюрем стали выпускать диссидентов. Но большинство из них не продолжило оппозиционную деятельность. Им на смену пришло новое поколение оппозиционеров [4].

С 1987 в политической жизни стали участвовать десятки  «неформальных» (то есть независимых  от официальных структур) организаций. Неформалы создали разветвленную  сеть общественных организаций, которая  позволила проводить массовые манифестации по всей стране. В мае-июле 1988 г. по СССР прокатилась волна массовых манифестаций с политическими требованиями. Рост неформального движения привел к формированию в СССР политического спектра, то есть системы организаций, открыто отстаивающих различные пути развития страны. С 1988 г. начался подъем национальных движений в СССР, практически во всех союзных республиках были сформированы Народные фронты, нацеленные на выход из Союза и создание независимых государств [11].

Поэтому можно  так охарактеризовать второй этап перестройки: попытка реформирования системы в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считалось табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения (в основном молодежь и интеллигенция) охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

2.3 Третий этап (июнь 1989 — 1991 гг.)

 Весной 1989 г. состоялся Съезд народных депутатов СССР, выборы на который прошли в острейшей борьбе. На съезде развернулась борьба между демократической Межрегиональной депутатской группы и «агрессивно-послушного» большинства, в котором к 1990 выделилось консервативное крыло, по некоторым вопросам выступавшее против своего генсека. В стране активизировались многотысячные гражданские движения 1989-1991 гг., стали формироваться десятки политических партий в Российской Федерации и других республиках [2].

В 1988-1989 гг. Горбачев и его сторонники фактически потеряли лидерство в перестройке. Влияние  генсека ослабевало как в партии, где усилились сторонники скорейшего свертывания реформ, так и в  обществе, где демократическая оппозиция  выдвигала требования более радикальных и глубоких преобразований. Чтобы обезопасить свою власть от внезапной атаки со стороны консерваторов в партии или демократов в парламенте, Горбачев добился новых изменений в конституции. В марте 1990 на очередном съезде народных депутатов он был избран президентом СССР. Это привело к новому падению авторитета партии, потому что Горбачев был теперь лидером государства не как глава партии, а как президент. Но и у рядовых граждан это избрание не прибавило ему авторитета, потому что он был избран не всем населением, а только депутатским корпусом [21, с. 24].

В стране развернулась ненасильственная революция, массовые социальные движения выступали против самих принципов организации  общества. Миллионы людей обратились к социальному творчеству, стали создавать новые для СССР формы общественной жизни — партии, комитеты самоуправления, независимые издания, коммерческие организации и т.д.

На выборах  съезда народных депутатов РСФСР  в феврале 1990 г. большинство оппозиционных организаций объединилось в блок (позднее — движение) «Демократическая Россия». Он получил около трети голосов, и при решительной поддержке независимых депутатов Ельцин с нескольких попыток сумел набрать необходимое число голосов, чтобы быть избранным председателем российского парламента.

Под давлением  «Демократической России» съезд 12 июня 1990 г. принял решение о суверенитете России, то есть о верховенстве ее законов над законами СССР [11]. В СССР образовалось два центра власти. Во многих советах, в том числе в Московском и Ленинградском, большинство мест получили демократы. Во время XXVIII съезда КПСС, который проходил в июле 1990 Ельцин, Г.Х. Попов, А.А. Собчак и др. вышли из КПСС. С монополией КПСС на власть было покончено [9]. К середине 1990 года в общественном сознании населения России укрепились ценности плюрализма и идейной терпимости, гражданских свобод и самоуправления, права человека участвовать в принятии решений, от которых зависит его жизнь. В России стали возникать ростки легального и объединенного множеством взаимных контактов гражданское общество, состоящее из независимых от государства экономических, общественных, профсоюзных и информационных организаций. Появились первые независимые СМИ, система управления стала более демократической. На время была восстановлена власть советов на местах. В результате выборов 1990 образовалась независимая от КПСС представительная власть, после чего сама КПСС превратилась в одну из двух крупнейших партий (второй стало движение «Демократическая Россия»).

Управление  хозяйством перешло к руководителям предприятий, технократам, которые постепенно превращались в капиталистов. После этого экономические задачи преобразований для значительной части технократии были решены, и в обществе усилились консервативные тенденции. В то же время экономическая перестройка вызвала болезненные экономические последствия (прежде всего рост дефицита продукции). Выдвигалась идея немедленного введения частной собственности, форсированного внедрения западных политических и экономических структур. Несмотря на внешний радикализм этой идеи, она вполне устраивала динамичную часть номенклатуры, которая осознала возможность использовать антикоммунистические лозунги в целях передела собственности и восстановления своего контроля над обществом на новой основе. В 1990-1991 гг. эта часть правящего слоя демонстративно сменила лозунги и перешла в оппозицию к КПСС [5].

Распад экономических  связей, политико-правовая неопределенность и перемещение фондов предприятий  в коммерческие структуры привели  к обострению экономического кризиса. Производство промышленной продукции упало с 928 до 918 млрд. руб. Цены выросли в среднем на 5%, что было непривычно для населения СССР. При этом цены, например, на картофель выросли на 35%. Однако даже в условиях роста цен в магазинах производство не поспевало за ростом денежных доходов граждан — с 558 млрд. руб. до 625,5 млрд. руб. Это привело к опустошению прилавков магазинов и массовому недовольству населения курсом Горбачева [11].

Осенью 1990 г. руководители России и СССР попытались договориться. Под руководством С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского была разработана экономическая программа «500 дней», которая должна была стать основой для преобразований в экономике и соглашения Горбачева и Ельцина. Но соглашения достичь не удалось, и в феврале 1991 г. конфронтация между российским и союзным руководством возобновилась. В стране развернулась кампания гражданского неповиновения, сопровождавшаяся манифестациями и забастовками.

Только в  конце апреля 1991 г. Горбачеву и Ельцину удалось договориться о компромиссе. Было заключено соглашение между центром и девятью республиками СССР о разграничении полномочий. В России был введен пост президента. Коммунисты, расколотые к этому времени на несколько течений, выставили на выборах президента России нескольких кандидатов. Часть националистически настроенных избирателей поддержала В.В. Жириновского. Ельцин, напротив, объединил вокруг себя не только электорат демократов, но и часть симпатизировавших демократии коммунистов, которые шли за депутатом А.В. Руцким. Руцкой стал кандидатом на пост вице-президента в паре с Ельциным. 12 июня 1991 г. Ельцин уже в первом туре победил на выборах.

После длительных переговоров с президентами и  другими руководителями союзных  республик Горбачеву удалось  согласовать с ними проект нового союзного договора. Он значительно сокращал права союзного центра, но сохранял СССР. 17 марта 1991 г. за сохранение СССР на референдуме высказалось большинство жителей страны. Больше всего при переустройстве Советского Союза должны были пострадать союзные ведомства и КПСС, которые могли почти полностью потерять власть. Горбачев также не был доволен результатами переговоров, так как новый союз мог стать по существу конфедеративным образованием, а не федеративным государством. Полномочия президента СССР становились почти символическими.

19 августа 1991 г. несколько руководителей союзных ведомств заявили, что Горбачев по состоянию здоровья временно не может исполнять свои обязанности, и власть переходит к Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). Провал попытки переворота в результате массовых выступлений москвичей привел к фактическому переходу власти в СССР к республиканским руководствам. Ельцин запретил КПСС и установил контроль над силовыми ведомствами. Ускорился процесс распада СССР [19, с. 92].

С распадом СССР потерпела поражение и политика перестройки. Но она привела к формированию основ рыночных отношений, политического плюрализма и значительно расширила гражданские свободы.

Можно охарактеризовать заключительный этап: в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после I Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками. Изначально начатые по инициативе сверху, во второй половине 1989 года перемены выходят из-под контроля властей. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1985—1990 гг. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими и антисоветскими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В 1990-91 гг. СССР по сути уже не социалистическая страна: легализуется частная собственность, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа, одновременно начинают закрываться государственные предприятия, появляются такие социальные явления, как массовая нищета и безработица. Ценообразование по прежнему централизованное, но в начале 1991 года проводятся две реформы финансового сектора - денежная и ценовая, из-за которых огромные массы населения оказываются за чертой бедности. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, ещё несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

 

Глава 3. Результаты перестройки

 Итоги перестройки  неоднозначны. Михаил Горбачев и его сподвижники не достигли тех целей, которые они ставили перед собой в 1985 году. Им не удалось построить демократический социализм «с человеческим лицом» и эффективной экономикой. Эта неудача, конечно, не доказывает, что такое общество в принципе невозможно, но на практике советская система оказалась не реформируемой в духе демократического социализма [30, с. 62].

Теоретически  нельзя исключить, что советская  экономика (как это случилось  с российской) пережила бы период низких цен на нефть в конце 80-х и в 90-е годы и дождалась бы их подъема в 2000-е годы. Социализм продолжал бы существовать, несмотря на коррупцию и неэффективность номенклатуры, понижение уровня жизни населения и рост его недовольства общественным и государственным строем.

Впрочем, сценарий слишком длительного «загнивания» едва ли был реалистичным. Во-первых, в 1989-91 годах обострилась главная  проблема советской экономики –  хронический товарный дефицит. Страна оказалась перед реальной угрозой  голода, запаса продуктов хватало лишь на несколько дней. Недовольство населения росло, одновременно нарастала напряженность в межэтнических и межнациональных отношениях. Во-вторых, в условиях «борьбы двух систем» советское руководство не могло игнорировать «вызовы извне» и, следовательно, не могло не добиваться либо партнерства с Западом, либо преобладания над ним. Все это предполагало «перестройку».

Опыт перестройки  показал, что не следует переоценивать  готовность – и способность – советских правящих элит к «силовым решениям» [22, с. 475]. В свете этого опыта возможность развития СССР в 80–90-е годы в направлении «неосталинизма» кажется маловероятной.

Все это позволяет  считать, что если не в деталях, то в главном и перестройка, и  ее конечный неуспех были исторически  закономерны.

Главными результатами перестройки стали распад СССР и  прекращение «советского эксперимента»  по построению социалистического общества. Эти результаты можно оценивать  по-разному. Для одних СССР был  тоталитарным монстром, и поэтому  его распад явился безусловным благом. С точки зрения других, СССР был обществом социальной справедливости и братской семьей народов, и поэтому его распад стал величайшей катастрофой.

Перестройка сопровождалась сокращением производства, распадом хозяйственных связей и понижением уровня жизни большинства граждан СССР. Именно на фоне нарастающего экономического кризиса происходило обострение социально-политической борьбы, включая этно-национальные конфликты. Поэтому болезненный характер перестройки объяснялся, прежде всего, неэффективностью экономической политики.

Информация о работе Перестройка в СССР 1985-1991 гг