Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:23, курсовая работа
Цель работы: Изучить деятельность и вклад М.М. Сперанского в реформирование России.
В данной курсовой работе мной поставлены следующие задачи:
Изучить биографию М.М. Сперанского;
Рассмотреть реформаторскую деятельность М.М. Сперанского;
Объяснить причины неудач планов М.М. Сперанского и его отставки;
Изучить Кодификационную работу М.М. Сперанского.
Введение 3
Глава 1. М.М. Сперанский 4
1.1 Биография М.М. Сперанского 4
1.2. Восхождение М.М. Сперанского 4
Глава 2 Сперанский - реформатор 7
2.1 Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского 7
2.1.1 Концепция истинной монархии 7
2.1.2 Принцип разделения властей 10
2.1.3 Финансовая реформа 15
2.2.4 Критика и отставка М.М. Сперанского 17
2.5 Кодификационная работа М.М. Сперанского 18
2.6 Итоги и значение реформ М.М Сперанского. 23
Заключение 28
Список использованной литературы: 30
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
на тему:
«Планы и проекты М. М. Сперанского государственного преобразования Российской империи и причины их неудач».
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Данная курсовая работа посвящена одному из виднейших государственных деятелей Российской империи - Михаилу Михайловичу Сперанскому. Имя графа Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), члена Государственного совета, действительного тайного советника, полного кавалера высших российских орденов, принадлежит к не столь уж пространному списку имен крупнейших государственных деятелей России за всю ее многовековую историю. Реформатор, сопоставлявшийся с титаническими фигурами Петра Великого и Александра II, государственный муж, служивший трем государям, непревзойденный кодификатор („русский Трибониан“), основатель российской юридической науки, теоретического правоведения и специального „законоведческого“ образования, фундатор современного русского юридического языка.
Сперанский вызывал искреннее восхищение и столь же искренние неприязнь, отторжение (вплоть до ненависти) у современников и потомков.
Цель работы: Изучить деятельность и вклад М.М. Сперанского в реформирование России.
В данной курсовой работе мной поставлены следующие задачи:
Сперанский родился в 1772 г. и был сын сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил свое образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле была преобразована в Духовную академию. Отлично кончив здесь курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свой любимый предмет – математику, потом красноречие, философию, французский язык и т. д. Все эти разнообразные предметы Сперанский преподавал с большим успехом. Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал-прокурора, которым тогда и стал этот вельможа. Так в 1797 г. 25-летний магистр богословия преобразился в титулярного советника.
Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать (48 часов в сутки), и отличное умение говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера.
В марте 1801 г. Сперанский получил новое назначение. Он состоял статс-секретарем при Д.П. Трощинском, который исполнял работу государственного секретаря при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. Трощинский должен был представлять императору доклады и редактировать исходящие от него бумаги. Трощинский начал поручать Сперанскому составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра I было великое множество. Способности помощника Д. П. Трощинского привлекли к себе внимание членов Негласного комитета. Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою "команду". В это время в Негласном комитете шла работа по преобразованию созданных еще Петром I коллегий в министерства. В июне 1802 г., Сперанский возглавил в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований.
Время работы М. М. Сперанского в Министерстве внутренних дел, приходящееся на 1802- 1807 гг., - это относительно спокойный отрезок его жизни. В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Император стал приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Осенью 1807 года ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год спустя, отправляясь на свидание с Наполеоном в Эрфурт (1808), император взял с собой Сперанского для докладов по гражданским делам. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. Раз на балу, император спросил Сперанского, как ему нравятся чужие края в сравнении с отечеством. «Мне кажется, - отвечал Сперанский, – здесь установления, а у нас люди лучше». – «Воротившись домой, – заметил император, – мы с тобой много об этом говорить будем». 1
По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Этот план отличается особенностями, которые имеют тесную связь с характером и складом ума его составителя. Впечатлительного, более восприимчивого, чем деятельного, Александра подкупило обаяние этого блестящего ума, твердого, как лед, но и холодного, как лед же. В январе 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём, самым влиятельным сановником России, вторым после императора лицом в государстве.
Счастливец по службе, совершивший не просто карьеру, а прямо-таки прыжок к высоким чинам и должностям, баловень судьбы в представлении окружающих, он со всей ясностью понял вдруг, что пирамида должностей есть не что иное, как пирамида клеток. Чем более высокой должности по службе достигает кто-либо, тем более в тесную клетку попадает.2
Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом по законам и по сердцу.
В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839 гг.).
По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802–1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи» и связанные с ними записки и проекты.
Концепция истинной монархии Сперанского является первым всеобъемлющим планом реформы политической системы России, проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии и представляет собой наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появились на рубеже ХVIII-XIX вв.
Политическая философия Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, сочетающий характерные особенности менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации. Важнейшая проблема развития личности и общественного самоуправления решалась Сперанским как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государств мыслилось как следствие просвещения народа. Правовым виделось государство, построенное на принципе уважения всех членов общества к закону и его субъекту-самодержцу.
Истинная монархия – это цель и средство социального преображения, обусловленные социально-политической реальностью, конкретными культурно-психологическими и историческими факторами развития российского общества и ментальностью россиянина. Исходя из этого реформатор предложил Александру 1 два проекта. Первый – для срединного общества в котором судная и законодательные власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально. Этот проект, по Сперанскому, предназначен для народов своевольных и анархических, и там есть только вид закона, но не сам закон. Для народов же с «добрым смыслом, простым и твердым разумом» возможен идеал истиной монархии. Власть исполнительная поставлена в ответственность от власти законодательной, и все постановления на которых управляется истинная монархия исходит из общечеловеческих принципов.
Политическим идеалом Сперанского была монархия, сочетающая сильную власть и законодательство, а также права и свободы граждан, гарантирующая их равенство перед законом. Он ратовал за создание такого государства, в котором бы на первом месте стоял принцип верховенств закона. Конституционализм Сперанского является качественно новым этапов в развитии конституционных попыток в России, поскольку базировался на глубоком понимании объективных предпосылок конституционного процесса: условий жизни людей, их культуры и состояния общественного сознания. Политическое преобразование должно соответствовать гражданскому просвещению народа.
Философия политики и
права Сперанского была рассчитана
на эволюционно изменении
Представленный во «Введении к Уложению государственных законов» проект реформы государственной системы России воплощал принцип разделения властей при сохранении коренных устоев Империи.
Основываясь на своем
жизненном и обширном административно-управленческом
опыте, Сперанский пришел к убеждению,
что политические реформы в России
необходимо начать с реорганизации
центральных органов
М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. «Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов»3.
Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени;4 появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.
Однако план Сперанского не предусматривал введение конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, т.е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, фомами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия» Таким образом, речь шла о модернизации российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, при сохранении самодержавной власти монарха.