Планы и проекты М. М. Сперанского государственного преобразования Российской империи и причины их неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить деятельность и вклад М.М. Сперанского в реформирование России.
В данной курсовой работе мной поставлены следующие задачи:
Изучить биографию М.М. Сперанского;
Рассмотреть реформаторскую деятельность М.М. Сперанского;
Объяснить причины неудач планов М.М. Сперанского и его отставки;
Изучить Кодификационную работу М.М. Сперанского.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. М.М. Сперанский 4
1.1 Биография М.М. Сперанского 4
1.2. Восхождение М.М. Сперанского 4
Глава 2 Сперанский - реформатор 7
2.1 Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского 7
2.1.1 Концепция истинной монархии 7
2.1.2 Принцип разделения властей 10
2.1.3 Финансовая реформа 15
2.2.4 Критика и отставка М.М. Сперанского 17
2.5 Кодификационная работа М.М. Сперанского 18
2.6 Итоги и значение реформ М.М Сперанского. 23
Заключение 28
Список использованной литературы: 30

Файлы: 1 файл

Планы и проекты М...doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

2.1.2 Принцип разделения властей

В плане Сперанского  в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости – первичной административной единицы.

                                                        Проект

 

ИМПЕРАТОР

 

Государственный совет – законодательно - совещательный орган при императоре.

 

Исполнительная

власть

 

Законодательная

власть

 

Судебная

власть

 

Правительствующий сенат + министерства.

 

Государственная дума

 

Судебный сенат

 

Губернское управление

 

Губернская дума

 

Губернский суд

 

Окружное управление

 

Окружная дума

 

Окружной суд

 

Волостное управление

 

Волостная дума.

 

Волостной суд


 

Его идея состояла в создании двухпалатного  парламента с высшей палатой (Государственным  Советом) и низшей выборной (Государственной  Думой), а также в строгом разграничении  деятельности законодательной власти – четырехстепенной избираемой Государственной Думы, верховного судилища – Сената – и Министерств.

Особая роль принадлежала Государственному Совету – законодательному органу, учрежденному в 1810 г. при императоре для согласования работы законодательной, исполнительной и судебной властей. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям.

План должен был осуществляться в следующей последовательности: с учреждения Государственного Совета, затем реорганизация Министерств  и Сената и завершался он призванием народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских, а также Государственной Думы.

В каждом волостном центре каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности «составляется  собрание» – волостная, которая выбирает членов волостного правления, заслушивает отчет о сборах и расходах и выбирает депутатов в окружную думу.

Окружная дума каждые три года заслушивает отчет о сборах и расходах, выбирает членов окружного совета, членов окружного суда, депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы о местных нуждах. Что и волостная дума, но уже в границах своего округа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны – Государственную Думу.

Председатель Думы назначался верховной властью из числа представленных Думой трех кандидатов. В системе  высших органах государственной  власти Государственная Дума занимает положение равное Сенату. Она собирается без всякого созыва ежегодно в сентябре и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или распустить, назначив новые выборы.         Предложения на рассмотрение Думой законов принадлежит одной державной власти. Они предлагались от имени императора одним из министров или членов Государственной думы.

Государственная Дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе.

В компетенцию Думы входило  также издание постановлений  о налогах и общих повинностях, продаже, залоге государственных имуществ. Думе позволялось ставить вопросы  о государственных нуждах, об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам. Дума получает ежегодные отчеты министров об их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная Дума хотя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но по существу это был консультативный, совещательный орган.

Принцип выборности использовался  и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Волостной суд состоял из главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих. Его назначение – гражданских дел и наложение взысканий за маловажные поступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений – гражданского и уголовного. На тех же принципах строился и губернский суд.

 Высшей судебной инстанцией являлся Сенат судебный. Он состоял из четырех департаментов – двух по гражданским и двух по уголовным делам. По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм, в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей, и судебное заседание является гласным.

По такому же принципу, как и суды, формировалась исполнительная власть. Три первых инстанции (волостные, окружные и губернские управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях.

«Управление государственное» как высшая инстанция формировалась  из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных.

По плану Сперанского  высшим органом, который призван  был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет.

В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их проведению в жизнь, распределение по министерствам  и ведомствам государственных доходов  и расходов, рассмотрение отчетов министров. Государственный совет подразделялся на четыре департамента – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами:

    • Государственной думой;
    • Сенатом;
    • Комитетом министров.

Его члены должны были назначаться императором, вследствие чего новый орган становится как  бы своеобразной палатой лордов, в  которой происходило бы обсуждение важнейших проблем государства и законопроектов.

Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем  собрании Совета – объединенном заседании  всех департаментов.

Государственный Совет  призван был придать системе  законодательства строго централизованный порядок. Все проекты новых законов по всем отраслям управления рассматривались в Государственном Совете.

Государственный Совет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре. Ни один закон, рассмотренный и принятый советом, не передается к исполнению без утверждения императором. Преимуществом новой системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом. Следствием такой реформы должен был стать один из двух вариантов государственного устройства России, предполагавших следующую структуру:

– установление законодательного сословия России, выражающего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, во втором – законодатели должны зависеть от «державной власти»;

– учреждение четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной;

– формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной5.

К числу важнейших  инициатив Сперанского следует отнести идею реорганизации сената, в соответствии с которой его предполагалось разделить на Правительствующий и Судебный. В первом должны были быть сосредоточены все дела по управлению и администрации страны, второй должен стать высшей судебной инстанцией, наделенной функциями управления всеми судебными учреждениями и надзора за правильностью (законностью) их решений, кроме того он являлся Верховным уголовным судом.

Кроме того, по предложению  Сперанского в 1809 г. Было принято два указа: о придворных званиях, который предписывал обладателям придворных знаний в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу, и указ об экзаменах на чины. Вторым указом был введен специальный экзамен для высших государственных чиновников на проверку их общих знаний в рамках гимназического курса.

2.1.3 Финансовая реформа

В числе экономических  начинаний Сперанского следует  назвать проект оздоровления финансов 1810–1812 гг. (план Сперанского – Балугьянского – Мордвинова), который заключался в следующем: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.

План финансовых реформ предусматривал введение нового таможенного тарифа, новые тарифные положения сводились к сокращению импорта и к поощрению экспорта товаров, т.е. к созданию положительного сальдо во внешней торговле.

Разделяя идеи Адама  Смита о естественной свободе  и гармоническом развитии экономических отношений на основе свободной конкуренции, Сперанский настаивал на том, чтобы способствовать максимальному развитию частной деятельности. Главная задача правительства – поощрять свободное экономическое, моральное и духовное развитие нации. Основа процветания нации – природные ресурсы и труд.

Сперанский выступал за частную земельную собственность  за освобождение крепостных крестьян с землей. И в первую очередь необходимо сделать собственниками казенных крестьян. Считая приоритетным для России земледелие для ее экономического развития (и для финансовой политики государства) промышленности.

Правительство должно принять  эффективные меры к поощрению  промышленного предпринимательства и дать полную свободу торговой деятельности всем слоям населения. И здесь он считал основным частное предпринимательство. Государству не следует содержать свои фабрики и заводы, кроме как для военных целей, ибо на практике доказана неэффективность государственных промышленных заведений в силу более низкой производительности их по сравнению с частными заведениями.

Налоговая политика должна быть построена таким образом, чтобы  она не стесняла частного промышленного  предпринимательства, когда налоги не затрагивают необходимый для производства капитал, но начисляются лишь на чистые прибыли, когда метод их получения дешев для государства и необременителен для частных лиц.

Во внешней политике Сперанский стал инициатором ряда мер, направленных на защиту интересов России. Среди внешнеполитических инициатив Сперанского следует назвать его роль в установлении нормальных отношений с Финляндией, присоединенной к России в 1808 г. Они предусматривали сохранение самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических вопросов.

По существу речь шла  о создании условий для перехода к правовому самодержавию, учитывающему многообразие национально-политических форм. Данная политика позволила на протяжении всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии по отношению к России.

Таким образом, разработанный Сперанским план политического преобразования дополнялся и планом экономического развития страны, в основе которых – защита государством частной собственности граждан, свободы предпринимательства и конкуренции.

2.2.4 Критика и отставка М.М. Сперанского

      Идеи государственного переустройства на основах конституционной монархии, финансовые преобразования и вся реформаторская деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое неприятие значительной части дворянства, сановников и чиновничества. Интриги, сплетни и немыслимые измышления в адрес М.М. Сперанского пошатнули его положение при дворе. К тому же в это время шло активное насаждение в общественном сознании доктрины политического консерватизма. Даже поэтапный и постепенный характер реформ пугал и отталкивал дворян, видевших в них, прежде всего, потерю льгот и привилегий. Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные преобразования, и особенно преобразования финансов, везде влекут за собой важное неудобство: прикосновение к частным интересам. Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения в таких государствах, где общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества». 6

Информация о работе Планы и проекты М. М. Сперанского государственного преобразования Российской империи и причины их неудач