Планы и проекты М. М. Сперанского государственного преобразования Российской империи и причины их неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить деятельность и вклад М.М. Сперанского в реформирование России.
В данной курсовой работе мной поставлены следующие задачи:
Изучить биографию М.М. Сперанского;
Рассмотреть реформаторскую деятельность М.М. Сперанского;
Объяснить причины неудач планов М.М. Сперанского и его отставки;
Изучить Кодификационную работу М.М. Сперанского.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. М.М. Сперанский 4
1.1 Биография М.М. Сперанского 4
1.2. Восхождение М.М. Сперанского 4
Глава 2 Сперанский - реформатор 7
2.1 Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского 7
2.1.1 Концепция истинной монархии 7
2.1.2 Принцип разделения властей 10
2.1.3 Финансовая реформа 15
2.2.4 Критика и отставка М.М. Сперанского 17
2.5 Кодификационная работа М.М. Сперанского 18
2.6 Итоги и значение реформ М.М Сперанского. 23
Заключение 28
Список использованной литературы: 30

Файлы: 1 файл

Планы и проекты М...doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

      В 1812 г. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а затем переправлен в Пермь. Оттуда он обращался к царю с письмами к царю, в которых объяснял свои действия. Сперанский также доказывает свою преданность императору, находясь в трудном положении, он не отчаивается и хочет быть полезным своему государю и отечеству.

     В 1816 Сперанский был назначен гражданским губернатором г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на пост генерал-губернатора Сибири.

    По возвращении из Сибири 1821 г. Сперанский назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов.

2.5 Кодификационная работа М.М. Сперанского

      Кардинальное значение для Сперанского и для России имела его работа, которая с полным правом можно назвать подвигом. В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, осуществляющей кодификацию законов. За короткий срок был подан колоссальный труд по сбору и изданию законов. Было составлено 45-томное «Полное Собрание законов Российской Империи» (1830 г.), а также 15-томный «Свод законов Российской Империи» (1832 г.). Свод законов составлен по отраслевому принципу, систематизация на основе римского права, деление на публичное и частное право. В ходе работы отбрасывались устаревшие нормы, проводилась редакционная правка и устранялись противоречия в тексте.

      Издание Свода законов имело и то важное последствие, что оно способствовало правовому регулированию крепостного права, а тем самым – его смягчению. Указы и постановления правительства, ограничивающие власть помещиков над крестьянами и направленные против помещичьих злоупотреблений, были теперь включения в Свод превращены в общеобязательные нормы.

Сперанский  различал три стадии кодификационной  работы:

      1. составление полного собрания законов, т.е. расположение всех правовых актов законодательства в хронологическом порядке. Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного Собрания Законов российской Империи. В этом издании опубликованы около 330 тыс. Законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу начиная с Соборного Уложения 1649 г. Собрание Законов включало в себя как законодательство, так и утратившее силу законов. Выделение действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами II отделения.

      2. составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их. Отраслевой принцип стал основным в Своде Законов Российской Империи и подразделял актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, гражданские, уставы государственного благоустройства, а также семейный союз. Следовательно, гражданское и семейное право составило другую часть Свода, включая в себя и процессуальное право.

    3. составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.

    По воле императора работа была ограничена первыми двумя этапами. Мысль об Уложении казалась царю опасной для всего дворянского миропорядка.

     Полное собрание законов было включено 35993 акта. Работа над Сводом состояла в следующем. За образец было принято Уложение Юстиниана. На основе полного законов составлены были специальные исторические своды по отдельным отраслям права. Свод составил 15 томов и, по мнению его составителя, он должен был послужить лишь основой для разработки Уложения, под которым Сперанский разумел совокупность действующих законом, исправленных и дополненных сообразно требованиям времени. Мысль о составлении Уложения не была одобрена Николаем I, поэтому после издания Свода ему придана сила закона. Сам Сперанский трудился над Уголовным уложением, которое было закончено в 1845 г., и составило XV том Свода законов Российской империи.

Основы гражданского права по Своду законов Российской империи.

Действующее гражданское  законодательство было систематизировано в 9–11 томах Свода законов.

    Впервые в русском законодательстве подробно раскрывается содержание полномочий собственника на принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество. Недвижимым имуществом считались земельные угодья, деревни, дома, заводы, фабрики и иные дворовые места. К движимому имуществу относились мореходные и речные суда, книги, рукописи, экипажи, металлы, и другие полезные ископаемые.

Существовало  два вида собственности – частная  и государственная. Промежуточное  положение занимала собственность особ императорского дома.

Впервые было установлено  право собственности на результаты интеллектуального творчества, что  в дальнейшем послужило основой  для формирования авторского права.

В Своде закон, прежде всего значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. Что касается отчуждения дворянских имений, то здесь существовало право имущественной покупки члена данного рода. Законодательство предусматривало и систему майората, когда земельные владения могли передаваться старшему сыну по наследству.

Крестьянам  было запрещено выделяться из общины и закреплять за собой в частную  собственность выделенный им надел.

Вещное право  России по Своду законов состояло из следующих институтов:

– владение;

– право собственности;

– сервитуты;

– обязательственное право.

Всякое владение, даже незаконное, охранялось до тех  пор пока не обнаружится собственник. Широко были представлены сервитуты: право  проезда по дорогам, плавания по рекам на судах и т.д. Законодательство знало и такой сервитут как узуфрукт, т.е. пожизненное владение с правом пользования вещью и извлечение из нее плодов.

Обязательства возникали из договоров и деликтов. Предметом договоров могли быть: что-то дать, что-то сделать или воздержаться от действия. Договоры составлялись по взаимному согласию. Средствами обеспечения  обязательств были задаток, залог, неустойка  и поручительство.

Нормы семейного  права, установившиеся в XVIII в. Не претерпевали изменений. Единственной формой брака признавался брак церковный. Вступление в брак и разводы регулировались правилами того или иного вероучения. Свод законов установил для православных брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Свод законов закрепил принцип раздельности имущества супругов. Права законных детей и незаконнорожденных были различны.

Законодательство  в XIX в. Значительно пересмотрели нормы наследственного права. Можно завещать имущество любому лицу, будь то родственник или посторонний. Предусматривались завещания нотариальные и домашние. К наследованию по закону призывались все кровные родственники без ограничения степени родства.

Уголовное право  по Своду законов Российской империи. В Своде законов жесткая система уголовного права, принесенная в Россию из Западной Европы и требовавшая не щадить преступника, смягчается.

Уголовные законы были помещены в XV том Свода, получившим название – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Сперанский был вынужден признать несовершенство XV тома, и он продолжал работать над кодификацией уголовного законодательства. Уложение несло на себе печать феодализма. Привилегированные сословия не подлежали телесному наказанию, они подвергались более мягким наказаниям, чем крестьяне и рабочие, за одно и то же преступление. Уложение знало смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Свод установил 11 родов наказаний на 35 ступеней, которые должны были представлять одну убывающую прогрессию – от смертной казни до простого внушения.

Судебные органы подверглись также реформированию. Верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа упразднены. Права дворян в отправлении правосудия согласно Учреждению о губерниях  значительно расширены. Дворяне выбирают председателей палат гражданского и уголовного суда, которые стали судами второй инстанции по делам всех сословий.

Для государственных  крестьян устанавливалась специальная  юстиция из двух инстанций:

    • сельской
    • и волостной.

Таким образом, издание Полного Собрания и Свода Законов имело огромное значение. В первой половине XIX в отечественная правовая система отличалась сложностью и запутанностью. Действующим законодательством было Соборное Уложение и многочисленные акты, принятые после 1649 г. Серьезная правовая реформа назрела давно, но попытки осуществить ее оказывались малоэффективными. Отечественная юриспруденция получила в связи с кодификационной деятельностью существенный эволюционный толчок. В отечественном праве была проведена удачная систематизация, окончательно сформулирован отраслевой принцип, М.М. Сперанский, а вслед за ним и юридическая наука подошли к новому уровню кодификации, созданию Уложения о наказаниях 1845 г. – первого в истории России настоящего уголовного кодекса.

2.6 Итоги и значение реформ М.М Сперанского.

      Несмотря на то, что учение М. М. Сперанского о праве и государстве не было завершено единым научным трудом, его элементы четко выражены в различных проектах и записках ученого.

      Наиболее подробно, политические идеалы Сперанского изложены во «Введении к Уложению государственных законов» 1809 г.

Сперанский  понимал, что для правильного  течения государственной жизни  необходима свобода личности и устранение произвола.

      Наделение политическими правами почти всех собственников недвижимого имущества и промышленного капитала придает проекту Сперанского, в большой степени, такую демократическую окраску, которой не было до него ни в одном либеральном проекте начала XIX в.

     «Введение к Уложению государственных законов» учитывало национальные и политические особенности российского государства, было детально продумано, логично составлено и, в целом, отвечало требованиям современной ему исторической обстановки.

       В учении М. М. Сперанского о праве и государстве уделено наибольшее внимание трем основным объектам:

  • проблемам законодательной деятельности
  • концепции политических реформ
  • и правам подданных.

Его политико-правовые взгляды получили широкую реализацию в проектах реформ государственного управления, в том числе в ходе финансовой реформы, осуществленной в 1810-1812 гг.

    Концептуальные подходы Сперанского к регулированию финансов оказали большое теоретическое влияние на будущую реформу финансовой и кредитной системы Российской империи.

      Кроме того, отличительной особенностью Сперанского как государственного деятеля и реформатора является то, что, получив возможность реализовать свои замыслы на практике управления отдельным регионом Российской империи (Сибирью), он провел реформу вверенного ему управления в комплексе, включая административно-территориальное устройство региона, систему органов власти, законодательство, развитие экономики, в том числе промышленности и сельского хозяйства, а также решение проблем обеспечения безопасности сибирских границ империи.

     Говоря о правовом обеспечении преобразований, необходимо отметить, что предложения Сперанского по проведению сибирской реформы основывались на общероссийских законах, но при этом учитывались социальные и культурные традиции коренного населения региона.

Так, впервые  в истории России, сибирская реформа  Сперанского соединила в себе общеимперское административно-территориальное  устройство с организацией местного самоуправления в лице крестьянских волостей и обществ, традиционных инородческих улусов и родовых управлений.

        Идея сибирской реформы Сперанского 1822 г. являлась одним из самых глубоких теоретических воззрений первой половины XIX в.

      Не все проекты Сперанского были реализованы при жизни реформатора. Это объясняется во многом тем, что Россия с начала XIX в. не была подготовлена к подобным преобразованиям. Сперанский примерно на 50, если не на большее количество лет, опередил свое время. Сам реформатор, понимая это, по возможности адаптировал свои проекты к существовавшему уровню развития государства, правовой и общественной мысли. Это выражалось, в первую очередь в том, что предлагаемые Сперанским реформы строились, исходя из принципов самодержавия, и могли быть реализованы только в его рамках и с помощью верховной власти. Однако политика верховной власти в России в первой четверти XIX в. не отличалась постоянством. Будучи приверженцем либеральных преобразований в начале своего царствования, Александр I после победы над Наполеоном изменил курс российского самодержавия, переориентировав его в соответствии с установками Священного союза, ставившего своей целью пресечение революционных движений и укрепление прежних порядков в странах Западной Европы.                          

        Проекты Сперанского стали идейно-теоретической основой для многих преобразований, которые были осуществлены его учеником Александром II в 1860 - 1870 гг. Идея ограничения верховной власти законом была осуществлена почти через сто лет и нашла свое отражение в знаменитом Манифесте от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и в Основных законах Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 г.

Информация о работе Планы и проекты М. М. Сперанского государственного преобразования Российской империи и причины их неудач