Податная реформа Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которой он жил. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были бы способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 2 стр.
1. Налоговая политика до Петра I …………………………………………... 4 стр.
2. Причины возникновения реформ ………………………………………… 9 стр.
3. Налоговая реформа Петра I ………………………………………………. 11 стр.
3.1 Реформа косвенных налогов ……………………………………......... 11 стр.
3.2 Реформа прямых налогов……………………………………………... 14 стр.
3.3 Реформа финансового аппарата…………………………………......... 17 стр.
4. Оценка налоговой реформы Петра и ее значение для России………...... 19 стр.
Заключение ……………………………………………………………....... 22 стр.
Список литературы ……………………….……………………………… 23 стр.

Файлы: 1 файл

контрольная Податная реформа Петра.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа на тему: «Податная реформа Петра I»

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………     2 стр.

 

  1. Налоговая политика до Петра I …………………………………………...    4 стр.

 

  1. Причины возникновения реформ …………………………………………    9 стр. 

 

  1. Налоговая реформа Петра I ……………………………………………….    11 стр.

 

    1. Реформа косвенных налогов …………………………………….........   11 стр.

 

    1. Реформа прямых налогов……………………………………………...    14 стр.

 

    1. Реформа финансового аппарата………………………………….........   17 стр.

 

  1. Оценка налоговой реформы Петра и ее значение для России………......   19 стр.

 

Заключение …………………………………………………………….......    22 стр.

 

Список литературы ……………………….………………………………    23 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которой он жил. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были бы способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

 Взгляды аналитиков и историков на реформы Петра и по сей день, неоднозначны. Рассматривать их можно как с положительной, так и с отрицательной стороны. Поклонники видели в Петре божество - так, например, считал Ломоносов М.1, а противники видели в нем антихриста (таково было мнение, например, раскольников2), были мнения, что русский народ «принял от Петра свой ум, свою нравственную силу в свои руки» (А.В. Никитенко3). Некоторые обвиняли Петра в том, что он стал причиной социокультурного раскола, который произошел между двумя слоями населения (так считают и некоторые современные исследователи4), создал недовольство между высшими и низшими слоями народа - «переломил» весь строй русской жизни, другие утверждали что «у него не было предшественников в древней Руси» (К. Аксаков5). Но все они делали вывод, что никоим образом нельзя умалять значение изменений, произошедших в русском обществе, и соглашались в одном: что Петр I «перевернул всю древнюю русскую историю». 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1В. Ломоносов. Петр Великий. Героическая поэма М.: Сов. Россия, 1984. Серия "Поэтическая Россия".

2Б. Башилов. РОБЕСПЬЕР НА ТРОНЕ. ПЕТР I и исторические результаты совершенной им революции.

3 А. В. Никитенко Похвальное слово Петру Великому, императору и самодержцу Всероссийскому, Отцу Отечества.

4Андрей Белый; "Петербург", Роман.   Изд-во: "Кристалл", Санкт-Петербург, 1999.

5Аксаков К. С. Государство и народ.  — М.: Институт русской цивилизации, 2009.

Необходимость проведения реформ рано или поздно вызревает в каждом государстве. Наверное, нет такой страны в мире, где бы никогда не происходили преобразования. И в России уже длительное время осуществляются реформы в различных областях. Все политические силы, приходя к власти, обычно имеют собственную программу преобразований, которые должны улучшить положение в государстве и от осуществляемых реформ во многом зависит будущее нашей страны. Поэтому для нас очень важен исторический опыт. Ярким примером в этом отношении могут служить реформы Петра I. Финансовый вопрос всегда был и есть одним из главных в политике любого государства, поэтому считаю важным остановиться на изучении податной реформы.  Преобразования Петра I в сфере налогообложения привели к установлению  постоянного, прямого налога, что  позволило стабилизировать и унифицировать финансы  в  целом, а в дальнейшем правительство в своих расчетах смогло опираться на более реальные, нежели прежде бюджетные данные. Нам следует учесть его опыт проведения преобразований, чтобы не допустить  ошибок и достичь желаемых результатов. Поэтому, исходя из вышесказанного, считаю тему своей контрольной работы актуальной и в наше время.

Большую часть времени правления Петра Россия воевала. А как сказал сам Петр: «Деньги - артерия войны».  Петр I и его соратники в короткие сроки должны были восполнять недостатки бюджета, что они и делали с помощью введения налогов. Система налогообложения населения при Петре несколько раз менялась, она исходила из положения дел в стране.

Целью моей работы является изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIII веке.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть налогообложение населения до Петра.
  • выявить причины возникновения реформ Петра
  • раскрыть основное содержание налоговой реформы.
  • определить значения налоговой реформы Петра I для России.

 Также следует показать, как изменилась страна в своем  политическом и экономическом  облике.

 

 

 

 

 

 

1. Налоговая политика до Петра I

Российскую налоговую политику можно разделить на несколько больших периодов. Каждый из них соответствует той или иной эпохе,  отражая свойственный ей тип, характер и динамику социально-экономических отношений.

Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под «шлягом», видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - т. е. с плуга или сохи6.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них более легкую дань. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне7. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ.  Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит8.

Известно, что в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом9.

_____________________________________________________________________

6Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том./ С.М. Соловьев. - М.: Голос;  1993-1998.

7Гривна – это денежная и весовая единица в Древней Руси серебряный слиток весом около полуфунта. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

8Карамзин Н.М. История государства Российского./Н.М. Карамзин - М.: Книга, 1988. Книга 1. Том. 1 глава 6.                    9Толкушкин А.В. История налогов в России./А.В.Толкушкин. - М.: Юристъ, 2001.

С XI века в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики.

Основными письменными источниками налоговой политики этого периода были «Русская Правда» , а позднее «Поучения Владимира Мономаха».

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

В 1480 г. Иван III прекратил уплату «выхода» и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства10. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей. Для определения размера налогов служило «сошное письмо»11. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться с конца IX века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец XV - начало XVI). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины).

 

______________________________________________________________________

 10 Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

11Веселовский С.Б. Сошное письмо: Исследование по истории кадастра и посошного обложения Московского государства. М., 1915. Т. 1. С. III.

 

В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация - сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы - «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов. Характерной особенностью всего периода становления централизованного государства во главе с Москвой является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств (расходы на оборону, централизацию и объединение русских княжеств).

Процесс централизации российского государства, начатый в конце XIV -начале XV вв., продолжался царствованием Ивана IV. Иван Грозный (1530 - 1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.12

Информация о работе Податная реформа Петра I