Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:27, контрольная работа
Описание работы
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которой он жил. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были бы способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………… 2 стр. 1. Налоговая политика до Петра I …………………………………………... 4 стр. 2. Причины возникновения реформ ………………………………………… 9 стр. 3. Налоговая реформа Петра I ………………………………………………. 11 стр. 3.1 Реформа косвенных налогов ……………………………………......... 11 стр. 3.2 Реформа прямых налогов……………………………………………... 14 стр. 3.3 Реформа финансового аппарата…………………………………......... 17 стр. 4. Оценка налоговой реформы Петра и ее значение для России………...... 19 стр. Заключение ……………………………………………………………....... 22 стр. Список литературы ……………………….……………………………… 23 стр.
Уточнение податного статуса
каждой категории населения, которое было
осуществлено в ходе реформы, стало решающим
фактором в определении их места в сословной
структуре тогдашнего общества. Это вело
к прикреплению налогоплательщиков к
тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу
и контроль за отправлением плательщиками
повинностей стали основой для введения
в стране жесткого полицейского режима.
Этот режим характеризуется установлением
системы паспортов и созданием разветвленной
сети контроля за передвижением населения.
В целом социальные мероприятия, осуществленные
в ходе податной реформы, были направлены
на укрепление господствующего строя,
консервацию тех отношений, которые обеспечивали
незыблемость власти абсолютистской монархии
и дворянства на протяжении длительного
периода. Все это и обусловило сохранение
подушной системы Петра в течение полутора
веков после смерти ее создателя.
Переход к подушной подати принес
казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом
переходящего остатка средства казны
увеличились на треть по сравнению с 1720-1723
гг. и составили 10 млн. руб. Но на практике
«подушина» обнаружила немало отрицательных
черт: единую норму налога должны были
платить крестьяне, работающие в разных
по природно-климатическим и хозяйственным
условиям районах, наличные трудоспособные
работники платили за беглых и больных,
стариков и детей, а также умерших между
ревизиями «ревизских душ».
Кроме того большим недостатком
петровской налоговой реформы был нерешенный
вопрос самоуправства дворян и чиновников.
Дворяне пытались освободить своих крестьян
от казенных повинностей, но не для облегчения
их участи, а для увеличения толщины собственного
кошелька. Чиновники же были виртуозами
по части казнокрадства. Подсчитано, что
из 100 податных рублей, только 30 попадали
в царскую казну, остальные оседали в карманах
сборщиков податей. К тому же, как ни старался
Петр I ввести прозрачную и эффективную
письменную отчетность, ему это не удавалось.
Подводя итог можно сказать, что реформы
в сфере обложения, осуществленные при
Петре I, привели к тому, что общая сумма
прямых налогов за период с 1680 по 1724 г.
возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. рублей.
Заключение
В эпоху правления Петра I в
сфере налогообложения произошли следующие
изменения:
1. Подворное налогообложение
было заменено подушной податью;
2. Введены новые виды
налогообложения, такие как горная
подать, гербовые сборы и др.;
3. Существенному реформированию
была подвергнута организационная
система сбора налогов, были заложены
основы системы местного самоуправления
и местных налогов и сборов;
4. Широкое распространение
получает система взимания налогов
через откупщиков. В петровские
времена появились довольно странные
налоги, которые до сих пор
не имеют аналогов в мире. Облагались
не только угодья и промыслы,
но и религиозные верования. Облагалась
даже совесть. Так, например, раскол
терпелся, но оплачивался двойным
окладом подати, как своего рода
роскошь. Так же оплачивались
борода и усы, с которыми древнерусский
человек связывал представление
об образе и подобии Божьем.
Пополнился и список старинных
русских казенных монополий. Так к прежним
сборам на смолу, поташу, ревень, клей,
прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь,
рыбий жир и дубовые гробы.
За сорок лет царствования Петра
объем средств в распоряжении государства
с учетом двукратного падения покупательной
способности рубля увеличился в 3 раза.
Это было обусловлено хозяйственным подъемом
с 1678г. по 1701г., который позволил увеличить
поступления таможенных и кабацких сборов,
и давшим возможность эксплуатации монетной
регалии. Однако хозяйственный рост существенно
замедлился с началом Северной войны,
и последующие два десятилетия прошли
в напряженных, разорительных для хозяйства
и, в конечном итоге, малоуспешных поисках
выхода из финансового кризиса. Хотя в
последние годы Северной войны была воссоздана
централизованная система управления
финансами и преобразован местный административный
аппарат, только в самом конце правления
Петра с введением подушной подати финансы
России получили прочное основание. Когда
крестьянин перестал быть прикреплен
к какой-либо податной единице, «сохе»
или «двору», была ликвидирована причина
сокращения крестьянином запашки. Посевные
площади в освоенных районах стали увеличиваться,
а с ними и благосостояние, и численность
населения. Таким образом, хозяйственный
рост - главная цель финансовой реформы,
был достигнут.
Список литературы.
В. Ломоносов. Петр Великий. Героическая поэма М.: Сов. Россия, 1984. Серия "Поэтическая Россия".
Б. Башилов. РОБЕСПЬЕР НА ТРОНЕ. ПЕТР I и исторические результаты
совершенной им революции.
А. В. Никитенко Похвальное слово Петру Великому, императору и самодержцу Всероссийскому, Отцу Отечества.
Андрей Белый; "Петербург",
Роман. Изд-во: "Кристалл", Санкт-Петербург, 1999.
Аксаков К. С. Государство и народ. — М.:
Институт русской цивилизации, 2009.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: Голос; 1993-1998.