Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:27, контрольная работа
Описание работы
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которой он жил. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были бы способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………… 2 стр. 1. Налоговая политика до Петра I …………………………………………... 4 стр. 2. Причины возникновения реформ ………………………………………… 9 стр. 3. Налоговая реформа Петра I ………………………………………………. 11 стр. 3.1 Реформа косвенных налогов ……………………………………......... 11 стр. 3.2 Реформа прямых налогов……………………………………………... 14 стр. 3.3 Реформа финансового аппарата…………………………………......... 17 стр. 4. Оценка налоговой реформы Петра и ее значение для России………...... 19 стр. Заключение ……………………………………………………………....... 22 стр. Список литературы ……………………….……………………………… 23 стр.
Итак, что касается прямых податей,
то главным объектом обложения служила
земля, а раскладка налога велась на основании
писцовых книг. Книги описывали количество
и качество земель, их урожайность и населенность.
Время от времени писцовые книги возобновлялись
и проверялись.
Со времени Ивана Грозного в
промышленных местах раскладка податей
стала производиться не по сохам, а «по
животам и промыслам». Прямая подоходная
подать взималась только с восточных инородцев,
у которых каждый работоспособный мужчина
был обложен меховой или пушной данью,
известной под названием «ясак». Многие
натуральные повинности в это время были
заменены денежным оброком.
Кроме обычных прямых податей
и оброка, при Иване Грозном широко практиковались
целевые налоги. Такими были ямские деньги,
стрелецкая подать для создания регулярной
армии, полоняничные деньги - для выкупа
ратных людей, захваченных в плен, и русских,
угнанных в плен.
Раскладка и взимание податей
производились самими земскими общинами
посредством выборных окладчиков. Они
наблюдали, чтобы налоговые тяготы были
разложены равномерно «по достатку», для
чего составлялись так называемые «окладные
книги».
Главными из косвенных налогов
оставались торговые пошлины, взимаемые
при любом передвижении, складировании
или продаже товаров; таможенные пошлины,
которые были в правление Ивана Грозного
упорядочены; судебные пошлины.
Торговые пошлины очень часто
отдавались на откуп, что служило серьезным
препятствием для развития торговли, особенно
вследствие их искусственного усложнения,
придирок и вымогательств со стороны откупщиков
и нанятых ими сборщиков.
12 Карамзин Н.М. История Государства
Российского. Книга II. Том 6.
В 1571 г. была дана таможенная
новгородская грамота о сборе пошлин на
Торговой стороне в государевой опричнине.
И здесь новгородцу дается преимущество
перед иногородними. Грамота предупреждает:
без весу меду, икры и соли не продавать.13 Нарушителю
грозит серьезный штраф. Брать все пошлины
следует с товаров царских, митрополичьих,
наместничьих, боярских, с сельчан и со
всех без исключения. Таможенникам поручалось
смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы
не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра
и золота. Таможенники должны были брать
пошлину по берегам реки Волхова с судов
и плотов с плавного весу.
В 1577 г. там же на Торговой стороне
были установлены твердые пошлины с дворов
гостиных и лавок. В царскую казну шли
сборы с публичных бань, с питейной торговли,
так как изготовление и продажа пива, меда
и водки составляли исключительно прерогативу
государства.
В конце XVI в. особенная царская
вотчина, включающая в себя 36 городов с
селами и деревнями, доставляла казне
Дворцового ведомства, помимо денежного
оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова,
сено. Тягло и подать государственная
приносили казне 400 тыс. р. и меха с сибирской
области. Различные городские пошлины
- торговые, питейные, судебные, банные
- приносили 800 тыс. р. в казну Большого
Прихода. Сюда же направляли излишки доходов
прочие приказы - Стрелецкий, Иноземный,
Пушкарский, Разрядный и др14.
Политическое объединение русских
земель относится к концу XV в. Однако,
стройной системы управления государственными
финансами не существовало еще долго.
Большинство прямых налогов собирал Приказ
большого прихода. Одновременно с ним
обложением населения занимались территориальные
приказы: в первую очередь Новгородская,
Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская
чети, которые выполняли функции приходных
касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие
ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ
большого дворца, облагавший налогом царские
земли; Приказ большой казны, куда направлялись
сборы с городских промыслов; Печатный
приказ, взимавший пошлину за скрепление
актов государевой печатью; Казенный патриарший
приказ, ведающий налогообложением церковных
и монастырских земель. Помимо перечисленных
налоги собирали Стрелецкий, Посольский,
Ямской приказы. В силу этого финансовая
система России в XV - XVII вв. была чрезвычайно
сложна и запутанна.
Несколько упорядочена она
была в царствование Алексея Михайловича
(1629 - 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ.
Полоняничная подать, которая собиралась
время от времени по особому распоряжению,
в царствование Алексея Михайловича стала
постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась
ежегодно «со всяких людей». Посадские
обыватели и церковные крестьяне платили
со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи
крестьяне - по 4 деньги, а стрельцы, казаки
и прочие служилые люди низших чинов -
по 2 деньги.
13Сергей Михайлович Соловьев
"История России с древнейших времен"
том 7 глава 1.
14 Карамзин Николай Михайлович.
История государства Российского. Том
X.
Стрелецкая подать была при
Иване Грозном незначительным налогом
хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла
до значения одного из основных прямых
налогов и уплачивалась как натурой, так
и деньгами. Развивались пошлины с различных
частных сделок, с просьб в административные
учреждения, с выдаваемых оттуда грамот
- неокладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения,
необдуманность практических шагов порой
приводили к тяжелым последствиям. Правительство
Алексея Михайловича прибегало к экстренным
сборам. С населения взимали сначала двадцатую,
потом десятую, затем пятую деньгу. Таким
образом, прямые налоги «с животов и промыслов»
поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги
стало сложно. И тогда была предпринята
попытка поправить финансовое положение
с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был
повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд.
Кстати, эту меру применяли и в других
странах. Расчет был на то, что соль потребляют
все слои населения и налог разложится
на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что
тяжело пострадало беднейшее население.
Оно кормилось главным образом рыбой из
Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба
тут же солилась дешевой солью. После введения
указанного акциза солить рыбу оказалось
невыгодно. Рыба портилась в огромном
количестве. Возник недостаток основного
пищевого продукта. К тому же у людей, занятых
тяжелым физическим трудом, солевой обмен
наиболее интенсивен и соли им требуется
больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог пришлось
отменить после народных (соляных) бунтов
в 1648 г., и началась работа по упорядочению
финансов на более разумных основаниях.
Прежде всего, была введена
четкая таможенная система вместо случайных
таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан
Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина
была установлена в 8 денег с рубля и в
10 денег с рубля, т. е. 4 и 5%. Иностранцы платили,
кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых
товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги
с рубля проезжую пошлину. В целом для
иностранцев таможенная пошлина составляла
12 - 13%, для русских, вывозивших товары за
границу - 4 - 5%, т. е. Торговый Устав имел
явно протекционистский характер.
В 1667 г. ставки были уточнены
Новоторговым Уставом. Сохранилась пошлина
в 8 и 10 денег с рубля для русских и плюс
12 денег с рубля, для иностранных купцов.
Но добавилось положение, что при проезде
вглубь страны иностранец платит еще по
гривне с рубля, или дополнительно 10%.
Большое распространение получил
введенный несколько ранее налог на имущество.
Он взимался в размере 3 копейки с четверти,
переходившей по наследству земли со всех
без исключения, даже с наследников по
прямой линии.
Таким образом, в XVI - XVII веках
налогообложение на Руси было упорядочено
и приведено в систему. Налоги становятся
основным источником бюджета. Налоговая
политика государства была направлена
на создание специальных органов, в компетенцию
которых входил контроль за фискальной
деятельностью приказов, за выполнением
доходной части бюджета.
Причины возникновения
реформ
Страна стояла накануне великих
преобразований. Каковы же были предпосылки
петровских реформ?
Основной причиной служило
то, что после хозяйственного подъема
в конце XVII века вследствие развития внутренней
торговли, когда объем поступлений в казну
за 20 лет увеличился вдвое и составил почти
3 млн. рублей (см. табл.1), экономический
рост страны существенно замедлился.
Таблица 1.Сравнительный анализ
поступлений в казну в 1680г и 1701г.15
I. Прямые налоги:
1680г.
%
1701г.
%
1) Стрелецкие
101 468
6,9
117 227
4
2) Ямские
53 453
3,6
38 208
1,3
3) Запросные
235 338
16,1
310 152
10,5
4) Ясак
103 610
7,1
118 650
4
ИТОГО прямые налоги:
493 869
33,7
584 237
19,8
II. Косвенные:
650 223
44,4
1 195 974
40,4
III. Регалии и пошлины:
1) Монетная операция
40 000
2,7
791 728
26,8
2) Оброк
146 150
10
130 183
4,4
3) Пошлины
33 735
2,3
118 699
4
ИТОГО регалии и пошлины:
219 885
15
1 040 610
35,2
IV. Разные сборы:
100 000
6,8
134 944
4,6
ВСЕГО:
1 463 977
2 955 765
Из таблицы мы видим, что за
20 лет государственный доход удвоился.
По отдельным статьям, абсолютное увеличение
особенно значительно по рубрикам монетной
операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные
цифры, мы заметим, что главный тон всему
изменению дает эксплуатация легальных
прав, развитие этой рубрики понижает
относительное значение всех остальных,
несмотря на то, что абсолютные цифры по
всем рубрикам значительно увеличиваются.16 Однако,
многолетняя Северная война, строительство
кораблей, подорвали финансовое положение
российского государства. Только армия
и флот ежегодно поглощали до трех миллионов
рублей. Расходы начали превышать доходную
часть бюджета, и если первые три года
разрыв между расходами и доходами государства
покрывался за счет остатков прошлых лет,
то уже к 1704 году они исчерпались, и начал
нарастать финансовый кризис. Дефицит
бюджета достиг огромной по тем временам
суммы 500 тыс. рублей.
15 П.Н. Милюков, «Государственное
хозяйство России в первой четверти XVIII
столетия»
16 П.Н. Милюков, «Государственное
хозяйство России в первой четверти XVIII
столетия»
Поэтому постоянная нужда в
деньгах побуждала Петра изыскивать все
новые и новые источники доходов. Слабая
пригодность существовавшей финансовой
системы для решения такой задачи была
очевидна. Требовался новый подход к устройству
административного аппарата. При сборе
денег с приказов выяснилось хаотическое
состояние отчетности - ни дума, ни Большая
казна не могли сказать, какие суммы находятся
в движении по приказам. Твердых и постоянных
норм налогообложения не было, они могли
меняться от того, кто и как собирал налоги.
Люди, допущенные к сбору денег, слишком
часто оставляли значительную их часть
в своем распоряжении. Малоуспешная борьба
с казнокрадством велась в обстановке
хронического дефицита средств на самые
неотложные нужды. Общегосударственная
роспись доходов и расходов отсутствовала.17
Таким образом, реформаторские
действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков
не были случайностью: Россия XVII века самим
ходом исторического развития была поставлена
перед необходимостью коренных реформ,
так как только таким путем могла обеспечить
себе достойное место среди государств
Запада и Востока. Старая система устройства
хозяйства не могла удовлетворить потребностей
страны, особенно в условиях войны. Обновление
России нельзя было предоставлять постепенной
тихой работе времени, не подталкиваемой
насильственно. Реформы коснулись буквально
всех сторон жизни русского государства
и русского народа, однако к основным из
них следует отнести следующие реформы:
военную, органов власти и управления,
сословного устройства русского общества,
церковную, в области культуры и быта,
денежной системы, а также в сфере налогообложения.