Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:27, контрольная работа
Описание работы
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которой он жил. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были бы способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………… 2 стр. 1. Налоговая политика до Петра I …………………………………………... 4 стр. 2. Причины возникновения реформ ………………………………………… 9 стр. 3. Налоговая реформа Петра I ………………………………………………. 11 стр. 3.1 Реформа косвенных налогов ……………………………………......... 11 стр. 3.2 Реформа прямых налогов……………………………………………... 14 стр. 3.3 Реформа финансового аппарата…………………………………......... 17 стр. 4. Оценка налоговой реформы Петра и ее значение для России………...... 19 стр. Заключение ……………………………………………………………....... 22 стр. Список литературы ……………………….……………………………… 23 стр.
Таблица 4. Сравнительный анализ
налоговых поступлений за 1680, 1701 и 1724гг.28
Наименование
1680 г.
%
1701г.
%
1724г.
%
Прямые налоги
1. Старые подворные
390 259
26,6
465 587
15,8
-
-
2. Новый подушный
-
-
-
-
4 614 638
54,1
3. Ясак
103 610
7,1
118 650
4
116 413
1,4
Итого:
493 869
33,7
584 237
19,8
4 731 051
55,5
II. Промысловые сборы, оброки
и откупы госуд.имуществ
146 150
10
130 183
4,4
474 562
5,6
III. Косвенные налоги
650 223
44,4
1 195 974
40,4
2 128 622
24,9
Регалии
1. Монетная операция
40 000
791 728
216 808
2. Соляной доход
-
-
662 118
3. Почтовый доход
-
-
16 261
Итого:
40 000
2,7
791 728
26,8
895 187
10,5
V. Пошлины
33 735
2,3
118 699
4
150 065
1,8
VI. Иные сборы
100 000
6,8
134 944
4,6
147 073
1,7
ВСЕГО:
1 463 977
2 955 765
8 526 560
Сопоставляя данные росписи
1724г. с росписями 1680 и 1701 гг., можно видеть,
насколько увеличился окладный доход
государства . В 1680г. он составлял 1 463 977
руб., в 1701г – 2 955 765 руб., а в 1724г. – 8 526 560
руб. Однако, при оценке этих цифр необходимо
прежде всего принять в расчет, что возрастание
ценности государственного дохода не
вполне соответствует возрастанию его
цифровой величины. Дело в том, что за то
же время, к которому относятся эти данные,
рыночная стоимость рубля упала почти
наполовину: рубль конца XVII века равнялся
17 рублям начала XX века, а рубль первых
десятилетий XVIII века только 9-ти, из чего
можно сделать вывод, что доходная часть
государственного бюджета выросла по
сравнению с 1680г. более чем в 3 раза и по
сравнению с 1701 более чем в 2 раза.
28 П.Н. Милюков, «Государственное
хозяйство России в первой четверти XVIII
столетия»
Что касается составных частей
государственного дохода, - главный тон
переменам в их процентных отношениях
давало в 1701г. чрезвычайное увеличение
легального дохода, а именно, прибыли от
монетной операции. В 1724г. абсолютная цифра
этого дохода увеличивается благодаря
соляной продаже, но процентное отношение
его к другим доходам падает; и абсолютно
пропорционально первое место в бюджете
занимает только что введенная подушная
подать: теперь она превышает половину
всех поступлений, тогда как непосредственно
перед введением подушной статьи прямые
сборы не составляли и трети (31%) их.29
3.3 Реформа
финансового аппарата
До Петра I сбор налогов осуществлялся
рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная
система сохраняется, но подвергается
существенным изменениям: создаются новые
приказы, изменяются сферы деятельности
старых приказов.
Указом Петра I от 30 января 1699
г. в Москве учреждается Бурмистерская
палата (в конце 1699 г. переименованная
в Ратушу) — центральное административно-финансовое
и судебное учреждение, которое осуществляло
общий контроль за земскими избами (выборными
органами земского самоуправления), ведала
раскладкой и сбором податей и повинностей
с населения Москвы и посадов. В ее ведении
находились также торговые и гражданские
дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял
бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша)
избиралась из торговых людей и соблюдала
интересы купечества, которое привлекалось
Петром I к развитию отечественной промышленности.
Существенные изменения в системе
сбора налогов начинают происходить с
изменением административно-территориального
деления России и создания должности губернаторов.
На них возлагались функции по контролю
за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается
Указ «Об учреждении губерний с предписанием
начальникам, в тех губерниях о денежных
сборах и всяких делах присматриваться,
и для подношения Ему, Великому государю,
в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и
1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов,
воевод и бургомистров, на которых разрабатываются
основы нового финансового устройства
страны по губерниям. 30
Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается
«управительный» (впоследствии Правительствующий)
Сенат — постоянно действующий высший
орган государственного управления, в
числе других функций выполнявший обязанности
контролера в сфере государственных доходов
и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему
Сенату поручается устройство государственных
доходов с предписанием «денег как возможно
собирать... и...учинить фискалов во всяких
делах».
29 П.Н. Милюков, «Государственное
хозяйство России в первой четверти XVIII
столетия»
30 Толкушкин А.В. «История налогов
в России». – М.: Юристъ, 2001
В этом же году учреждаются
должности фискалов — государственных
служащих, обязанностями которых было
«тайно проведывать, доносить и обличать»
все злоупотребления как высших, так и
низших чиновников, преследовать казнокрадство,
взяточничество, «вообще безгласные преступления
явно противогосударственного и противообщественного
характера». Сфера деятельности фискалов
первоначально ограничивалась контролем
за деятельностью государственных учреждений
и должностных лиц. Фискалы были освобождены
от обязанности по уплате податей, от подсудности
местным властям и от ответственности
за неправедные доносы. Должности фискалов
просуществовали до 1729 г.31
В 1717 г. учреждаются финансовые
коллегии — центральные правительственные
учреждения в России, ведавшие государственными
доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были
установлены штаты и назначены президенты
следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии,
Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии
и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были
определены функции, утверждены структура
и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный
регламент, который устанавливал обязанности
должностных лиц коллегии (издан 28 февраля
1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия
(президент, вице-президент, 4 советника,
4 асессора и секретарь) и штата чиновников
и канцеляристов. Финансовые коллегии
подчинялись императору и Сенату. При
коллегии состоял фискал (позже прокурор),
контролировавший деятельность финансовой
коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих
учреждений на местах, ведала государственными
доходами, следила за окладными и неокладными
приходами. Окладными назывались такие
доходы, размер которых был известен заранее,
например подушная подать. Под окладными
понимались налоги и сборы, при которых
налоговые обязательства налогоплательщика
исчислялись по действующим ставкам на
единицу обложения. Неокладными налогами
и сборами были таможенные пошлины, откупа,
налоги с заводов и другие, размер которых
не был заранее известен. Сбором доходов
от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия.
Коммерц-коллегия ведала таможенными
сборами и таможенными тарифами. В 1810 г.
была подчинена Министерству финансов,
с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия,
учрежденная для ревизии и контроля финансового
управления, то есть контроля расходования
денежных средств, была в 1722 г. присоединена
к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-,
Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены
в связи с реорганизацией губернских органов
управления. В 1725 г. была составлена Табель
государственного прихода-расхода, своего
рода первый государственный бюджет. Финансовые
преобразования позволили государству
за 15 лет увеличить свои доходы более чем
в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. —
10,2 млн. руб.), при этом во второй половине
царствования Петра I регулярно достигалось
превышение доходов над расходами.32
31 П.Н.Милюков, «Государственное
хозяйство России в первой четверти XVIII
столетия.
32 Толкушкин А.В. «История налогов
в России». – М.: Юристъ, 2001
4. Оценка налоговой
реформы Петра I и ее значение для России
Сложность и противоречивость
развития России в этот период определили
и противоречивость деятельности Петра
и осуществленных им реформ. С одной стороны,
они имели огромный исторический смысл,
так как способствовали прогрессу страны,
были нацелены на ликвидацию ее отсталости.
С другой стороны, они осуществлялись
крепостниками, крепостническими методами
и были направлены на укрепление их господства.
В результате петровских преобразований
Россия быстро догнала те европейские
страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических
отношений, но она не могла догнать те
страны, которые встали на капиталистический
путь развития. Преобразовательная деятельность
Петра отличалась неукротимой энергией,
невиданным размахом и целеустремленностью,
смелостью в ломке отживших учреждений,
законов, устоев и уклада жизни и быта.
Прекрасно понимая большое значение развития
торговли и промышленности, Петр осуществил
ряд мероприятий, удовлетворявших интересы
купечества. Но он, же укреплял и закреплял
крепостные порядки, обосновывал режим
самодержавного деспотизма.
Петр I хорошо понимал, что налоги
- основной источник богатства государства,
поэтому одним из правил финансовой политики
Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы
получить наибольшее из возможного». Именно
поэтому во времена Петра было введено
огромное количество экзотических налогов,
такие как налог на бороды, налоги с продажи
съестного, с арбузов, огурцов, орехов
и многие другие. Однако лишь к концу своего
царствования первый российский император
осознал несостоятельность этих мелочных
сборов, которые не только не пополняли
казну, но и оказывали дурное действие
на настроение народа. Эти налоги донимали
не столько своей тяжестью, сколько своим
количеством (их было больше 30).33 Именно тогда
царь предпринял рискованное решение
и задумал введение нового налога – подушной
подати.
Податная реформа стала важным
событием в истории России XVIII в., оказавшим
значительное влияние па развитие страны.
Останавливаясь на финансовом значении
реформы, необходимо подчеркнуть, что
она явилась естественным продолжением
фискальной политики самодержавия предшествующей
поры. В основе этой политики лежал принцип
усиления тяжести налогообложения путем
увеличения числа и объема налогов, расширения
контингента налогоплательщиков. Следствием
преемственности фискальной политики
при осуществлении реформы и было увеличение
тяжести обложения и вовлечения в тягло
новых групп населения. С другой стороны,
податная реформа стала новым этапом финансовой
истории страны. В результате ее осуществления
произошло существенное изменение всей
системы прямых налогов страны. Важнейшей
чертой нового обложения явилось то, что
был введен единый денежный налог — подушная
подать, который заменил десятки мелких
подворных сборов и повинностей.
33 Исаев И.А. История государства
и права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999
г.
Подушная подать в размере 70
коп. взималась на протяжении нескольких
десятилетий. Появление постоянного, прямого
налога позволило стабилизировать и унифицировать
финансы в целом, потому что теперь правительство
в своих расчетах могло опираться на более
реальные, нежели прежде бюджетные данные.
Это в свою очередь позволило обеспечить
постоянными средствами нужды регулярной
армии, значительная часть которых в годы
Северной войны удовлетворялась путем
взимания экстраординарных налогов и
контрибуции. Унификация налогообложения
в ходе реформы коснулась не только корпуса
налогов и повинностей, единицы обложения,
но и системы сбора налогов. Сбор был изъят
из ведения местных властей и передан
в руки земских комиссаров — выборных
от помещиков, чьи крестьяне являлись
плательщиками, а также полковых командиров.
Несомненно, это преобразование в сочетании
с размещением полков в уездах (откуда
они получали средства на свое содержание)
делало налоговую систему более гибкой
и оперативной, что сокращало путь денег
из карманов плательщиков в полковые кассы.
Податная реформа позволила расширить
сферу действия налогообложения путем
привлечения к несению налогов значительно
большего, чем прежде, числа потенциальных
плательщиков. Это было достигнуто не
только за счет включения в тягло новых
групп населения, но и за счет изменения
единицы обложения. Двор как единица подворного
обложения теперь не играл никакой роли
в системе налогообложения. Плательщики,
практиковавшие на протяжении ряда лет
различные способы утайки дворов, подверглись
в ходе реформы своеобразному фискальному
«налету» и попали в подушное тягло. Весь
порядок проведения податной реформы
был направлен на максимальный охват тяглом
населения. Особенно это относилось к
организации свидетельства душ, осуществленного
военными ревизорами, главнейшей целью
которых было выявление утайки душ. В целом
податная реформа стала невиданной по
масштабам и строгости проверкой всего
наличного населения страны. Именно здесь
финансовый и социальный аспекты реформы
соприкоснулись. Реализация принципов
налогообложения являлась во многом реализацией
принципов социальной политики. Социально-классовый
аспект податной реформы отчетливо проявился
в деятельности ревизоров по свидетельству
населения и в законодательстве, регламентировавшем
эту деятельность. Жестокое преследование
беглых и их держателей, освобождение
дворянства от податных обязанностей,
поголовное превращение почти всех категорий
населения в плательщиков подушной подати
и многие другие шаги правительства Петра
— все это ярко характеризует классовый
характер податной реформы, организаторы
которой наряду с интересами государства
заботились об интересах господствующего
класса.34