Политические партии современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Перестройка в сознании граждан нашей страны является периодом новых идей, новых веяний и новых политических партий и движений, которые внесли в жизнь простых людей надежду на скорый приход демократии, свободы слова и выбора. С этим периодом советской истории связана одна из важнейших
В данной работе мы попытаемся рассмотреть историю и этапы формирования многопартийности в России, исследовать участие политических объединений в парламентском процессе, классифицировать политические партии и организации.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2 курс).doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Перестройка в сознании граждан нашей страны является периодом новых идей, новых веяний и новых политических партий и движений, которые внесли в жизнь простых людей надежду на скорый приход демократии, свободы слова и выбора. С этим периодом советской истории связана одна из важнейших

В данной работе мы попытаемся рассмотреть историю и этапы формирования многопартийности в России, исследовать участие политических объединений в парламентском процессе, классифицировать политические партии и организации.

Что касаемо хронологических рамок проведённого исследования, то наиболее приемлемым для проведения исследования является период с 1985 по 1993 гг., обусловлено это тем, что данный период является временем появления неформальных общественно-политических объединений и первых политических партий новой России.

Географическими рамками является территория СССР, поскольку партии и объединения возникали во всём Советском Союзе, включая Прибалтику, Закавказье и т.д. Однако, непременно стоит отметить, что все главные политические события происходили в Москве, политическом центре Советского государства.

В данной работе будет использоваться небольшой круг источников, в первую очередь это газеты, журналы, монографии, сборники статей и материалов, и учебные пособия. Но всё же главным источником при написании данной работы послужили статьи в газетах и журналах, причём как внутрипартийных («Правда» - газета ЛДПР, «Вестник» - газета партии «Яблоко»), так и общегосударственных.

Нам понадобится информация о Съездах КПСС, мемуары виднейших политических деятелей, в частности воспоминания Президента СССР М.С. Горбачёва и его мнение относительно возникновения множества политических партий.

Рассматриваемая тема весьма актуальна и важна именно в такой сложный момент истории России, когда необходимо много знать и во многих политических вопросах разбираться обычному человеку, и чтобы правильно

сделать выбор и тем самым способствовать формированию и более совершенного общества, необходимого для полноценной жизни человека и более разносторонней самореализации личности.

Предметом исследования является процесс становления многопартийной системы в СССР, а затем и в России. В работе мы ставим следующие цели: 1) Провести классификацию, анализ и критику существующих мнений о классификации политических партий. 2) Провести исследование и анализ объективных причин ликвидации однопартийного строя в СССР.

Историографический обзор, касающихся теоретического осмысления советской политической системы, а также вопросов партийного строительства, деятельности партий и функционирования их представительных органах власти, показывает, что большая часть авторов советского периода сосредоточила свое внимание, главным образом, на всестороннем исследовании деятельности КПСС.

Проблемам правового регулирования процессов становления многопартийности в современной России посвящены монографии Ю.А. Юдиной, В.В. Лапаевой, С.Е. Заславского и Б.И. Зеленко, работы Е.А. Видякиной и А.С. Барсенкова, а также воспоминания таких влиятельных политиков, как М.С. Горбачёва, Г.А. Явлинского, В.В. Жириновского.

 

Первая глава посвящена причинам возникновения альтернативных КПСС политических организаций, обществ и движений, а также условиям, при которых произошли данные события. Также в этой главе мы постараемся дать характеристику новым партиям, проанализировать взаимоотношения правящей партии с оппозицией.

Во второй же главе мы постараемся подробно изучить политические партии, их классификации, различные течения, убеждения. Данные аспекты необходимы нам для того, чтобы как можно лучше осознать феномен российской многопартийности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Предпосылки возникновения альтернативных КПСС политических организаций, обществ и движений.

Атмосфера политической жизни Советского Союза в 1980-х гг. была насыщена реформационными процессами и общественные объединения, появление которых относится к 1986 году, являются их важнейшими субъектами. Началом исследования многопартийной системы в России можно считать опубликование в начале 90-х годов XX в. ряда работ, в которых рассматривается генезис многопартийности, выявляется понимание авторами ее сути и перспектив развития в современной России.

Особый интерес представляет монография З.М. Зотовой, исследование которой заканчивается 2000 годом. В работе дается глубокий анализ теоретических и практических основ политических партий во всех ее аспектах: их сущность, функции, типология, формирование имиджа, роль партии как посредника между властью и обществом, деятельность партий в период выборов и в парламенте.[1] Особое внимание уделено исследованию правовых оснований их создания и деятельности.

Проблемам правового регулирования процессов становления многопартийности в современной России посвящены монографии Ю.А. Юдиной, В.В. Лапаевой, С.Е. Заславского и Б.И. Зеленко. В этих работах авторы подробно анализируют роль права как фактора развития многопартийности, раскрывают правовые механизмы организации и деятельности политических партий, а также участия их в избирательном процессе. Особое внимание в работе С.Е. Заславского уделено анализу положений Федерального Закона "О политических партиях", практике его реализации и применения[2]. Наиболее очевидным показателем того, насколько партия сумела реализовать себя, служит ее представленность во властных структурах. Здесь необходимо помнить, что до декабря 1993 г. в России не существовало определённого механизма участия партий в формировании органов государственной власти, поэтому представительство во властных структурах партии получали не в результате выборов, а путем вербовки сторонников в рядах уже сформировавшейся политической элиты. Кроме того, множество политических партий создавалось зачастую только в качестве внепарламентской базы поддержки того или иного лидера, и в связи с этим, практически исключалась возможность действенного влияния политических партий на представлявших их парламентариев. В силу указанных причин партийная структура общества не совпадала с структурой представительных органов власти. В условиях "беспартийности" депутатского корпуса фракции не имели стабильного состава и характеризовались отсутствием рычагов воздействия на своих членов, а следовательно - крайне низким уровнем сплоченности.

Изменение в 1993 г. порядка формирования высших органов государственной власти вызвало соответствующие изменения в характере отношений между властью и партиями. Во-первых, переход от мажоритарной избирательной системы к смешанной способствовал более чёткому структурированию депутатского корпуса нижней палаты Федерального Собрания по партийному признаку. Во-вторых, после декабрьских выборов были созданы новые партии, возглавили которые представители политической элиты, ранее всячески подчеркивавшие свою внепартийность - произошла "партизация" правящей элиты. В-третьих, существенно изменился статус парламентских фракций, которые Регламентом Государственной Думы были наделены значительными полномочиями по определению плана законотворческой деятельности.

Однако все эти изменения коснулись только представительной власти - исполнительная власть до сих пор остается "беспартийной". Более того, многие представители тех или иных политических объединений (прежде всего, демократических), став функционерами органов исполнительной власти (администрации президента и правительства), достаточно быстро теряли свое специфическое политическое лицо. Это во многом объясняется организационными особенностями президентской республики, когда исполнительная власть отличается высокой степенью независимости от парламента.

Численность партии также является важным показателем ее политико-организационного потенциала. Однако в российских условиях определить численность партии, даже приблизительную, чрезвычайно трудно. Официальная статистика фиксирует количество членов партии только на момент ее регистрации и не отражает изменений в этой области. Что же касается сведений на этот счет, предоставляемых руководством партии, то эти показатели, как правило, резко завышены и не пользуются доверием исследователей. Экспертные оценки, частично базирующиеся на анализе данных по регионам, но чаще всего лишь на интуиции, дают только самую общую картину. Но даже с учетом этих обстоятельств реальное соотношение партий по численности выявляется достаточно четко.

Реформы, которые были проведены в СССР в конце 1980-х-начале 1990-х годов, дали начало появлению первых общественных объединений. На ранних этапах перестройки эти объединения характеризовались как “самодеятельные”, “неформальные”, “инициативные” организации. Их появление зачастую объяснялось стремлением людей каким-либо образом повлиять на перестройку, улучшить и дополнить её. Лидеры новых объединений имели свою точку зрения, свои способы решения проблем, возникавших в различных сферах общественной жизни.

Основной причиной появления новых общественных движений является фактический распад авторитарной системы и кризис КПСС, который уже в середине 80-х годов отчётливо себя проявил. Однако, в отечественной историографии мнения о причинах нередко расходятся, так, известный политолог Е.А.Видякина немаловажной причиной видит также весомую политизацию масс на фоне нарастающей демократизации общественной жизни. [3]Такой же точки зрения придерживается и А.С. Барсенков. Видякина считает необходимым учитывать, что корни общественных организаций рассматриваемого периода лежат в диссидентском движении. На это указывает тот факт, что ещё в 60-х годах диссидентами выдвигались идеи, во многом созвучные идеям перестройки. В то же время, известный политолог Л.А. Тимофеев не считает диссидентское движение вполне адекватной силой, повлиявшей на зарождение оппозиционных КПСС организаций, он пишет: «Диссидентам не хватало массовости и чёткой программы действий. Быть может, это связано с тем, что ещё несколько лет назад даже попытка и даже мысль создания политической партии, оппозиционной коммунистам, считалась крамольной и квалифицировалась, как измена Родине». Тимофеев называет диссидентов «горсткой безрассудных оппозиционеров, осуждаемых и гонимых»[4]. Но мнение Тимофеева едва ли можно считать единственно верным, поскольку именно диссиденты впервые стали вести полемику и бороться за модель управления, иными словами высказывать свою точку зрения.

Для наиболее тщательного понимания причин и предпосылок возникновения оппозиционных партий, необходимо условно выделить несколько этапов в изучении партийного строительства в современной России, хронологически совпадающих с определенными стадиями развития самой отечественной многопартийности. Первоначальный теоретический этап охватывает период с 1988 по 1993 г. Именно в этот период шло активное изучение неформальных общественно-политических объединений эпохи перестройки и первых политических партий новой России. В анализе неформальных общественно-политических объединений активное участие принимал отечественный политолог А.Б. Громов. Главная его заслуга - это определение проблемного изучения новых политических образований и их систематизация. Работы Громова в основном представляют собой исследования - описания новых общественных явлений эпохи перестройки. Именно эта методика исследования первых неформальных организаций и объединений была перенесена на изучение политических партий. В этот период шла активная систематизация материала о первых партиях в рамках сборников партийных программ, работ справочно-аналитического характера.[5] Первые выводы по общим вопросам становления новой российской многопартийности были сформулированы и изложены в вводных статьях и комментариях А.Б Громова и Е.А. Сусловой.

Что касается историографии раннего периода начала 90-х годов, то большинство выводов, приводимых в этих работах, основывались на непосредственном анализе фактического материала без использования каких-либо теоретических теорий. Попытки теоретического осмысления современного российского партогенеза встречались в очень немногих работах и сводились к применению тех или иных элементов социально-классового подхода.

Вторая концептуальная схема, получившая четкое оформление в середине 90-х гг., базировалась на положении о постепенном складывании многопартийной системы России в результате перехода страны "от тоталитаризма к демократии". Утверждалось, что все российское общество находится в переходном состоянии, а его различные элементы (в том числе и политические партии) - постепенно формируются. В этой связи все особенности формирования и характерные черты российской многопартийности выводились исследователями из специфики перехода России к демократическому устройству.

В рамках данной концепции отмечалось, что в условиях перехода России "от тоталитаризма к демократии" отличительными чертами многопартийности стали замена "политики ценностей" "политикой интересов", постепенное становление полноценных партийных структур путем уменьшения количества партий, уточнения их программ и концентрации политических ресурсов[6]. Кроме того, постоянно говорилось о перспективе роста влияния российских партий через их регулярное участие в свободных демократических выборах.

Оформившиеся в середине 90-х гг. концепции "социальных корней" и "демократического транзита" стали основой большинства современных работ о российской многопартийности и продолжают оставаться актуальными вплоть до настоящего времени.

Помимо вышеназванных методов в исследованиях середины 90-х все активнее использовались отдельные идеи и методики, разработанные в западной политической науке. Однако сфера их применения ограничивалась более частными вопросами партийного строительства.

Наряду с исследованиями теоретического плана указанный период появлялись и работы обзорно-справочного характера, которые были ориентированы на систематизацию накопленного материала о политических партиях новой России.

Следующий период изучения охватывает вторую половину 1990-х годов. В это время исследователи вели активную разработку комплексных теорий формирования российской многопартийности. К числу наиболее интересных работ этого периода можно отнести монографии С.Б. Радкевича, Ю.Г. Коргунюка, Г.В. Голосов.

В работе С.Б. Радкевича «Политические партии: общая теория и российские проблемы», использован нелинейный системный подход, согласно которому обществу, как любой организации, присущи колебания определенной частоты. Сохранение частоты свидетельствует о стабильности развития общества. Политические организации являются разновидностью "малых" организаций, действующих в рамках общества. Главными отличиями политических партий от сект С.Б. Радкевич считает численность и демократизацию в организационной структуре.[7]

Используя указанные подходы, С.Б. Радкевич проанализировал характер складывания многопартийности в современной России и пришел к следующему выводу, что КПСС как флуктуирующая система во второй половине 80-х гг. приблизилась к точке бифуркации, о чем свидетельствовало увеличение частоты и амплитуды колебаний по оси "централизация - демократизация"; в итоге правящая партия не смогла стать движением, а распалась на несколько мелких систем, став главным источником современной российской многопартийности[8].

В то же время известный политолог и общественный деятель Г.В. Голосов, пытаясь понять истоки российской многопартийности, пришёл к выводу, что в ходе массовой политической мобилизации 1989 - 1991 годов в России вызрели идеологические и организационные предпосылки для складывания партийной системы[9]. За период с 1991 года по 1993 год из-за отсутствия "учредительных выборов" были подорваны стимулы к партийному строительству. Запрет КПСС остановил эволюцию партий-преемников. Выборы 1993 и 1995 годов способствовали межпартийной конкуренции. Данную точку зрения сложно опровергнуть, учитывая тот факт, что главным условием стабилизации партийной системы в России является отход от авторитарно-бюрократической практики правления.

Информация о работе Политические партии современной России