Политические партии современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Перестройка в сознании граждан нашей страны является периодом новых идей, новых веяний и новых политических партий и движений, которые внесли в жизнь простых людей надежду на скорый приход демократии, свободы слова и выбора. С этим периодом советской истории связана одна из важнейших
В данной работе мы попытаемся рассмотреть историю и этапы формирования многопартийности в России, исследовать участие политических объединений в парламентском процессе, классифицировать политические партии и организации.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2 курс).doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

На съезде народных депутатов СССР летом 1989 года была образована «Межрегиональная Депутатская Группа» (лидеры – А.Сахаров, Б.Ельцин, Ю.Афанасьев) – прообраз парламентской фракции. МДГ выступила за отмену шестой статьи Конституции СССР (о «руководящей роли КПСС»), демократизацию избирательной системы, принятие демократических законов о печати, о земле, о собственности и пр. В период работы II Съезда народных депутатов часть членов МДГ во главе с А.Сахаровым и Ю.Афанасьевым призвали товарищей по группе открыто объявить себя «парламентской оппозицией», не берущей ответственность за действия существующей власти.

Вместе с формированием демократических структур происходила и кристаллизация группировок, приверженных ортодоксальной коммунистической идеологии. Так, в июле 1989 г. был создан Объединенный фронт трудящихся (В.Ярин, А.Сергеев, В.Якушев, Н.Половодов), занявший резко негативную позицию по отношению к реформаторской политике союзного руководства.

Таким образом, еще в конце 80-х гг. политическая система СССР во многом утратила свой однопартийный характер. Связано это было не только с появлением альтернативных объединений, но и со скрытым размежеванием внутри самой правящей партии - КПСС, в недрах которой вызревали различные идейно-политические течения: реформистское, демократическое крыло в лице "Демократической платформы в КПСС", "Центр" во главе с М.Горбачевым и Ортодоксально-коммунистическое. Каждое из этих направлений, в свою очередь, распадалось на ряд различающихся по степени радикализма политических группировок.

Закономерным итогом данного этапа развития российской многопартийности явилось решение Съезда народных депутатов РФ об отмене шестой статьи Конституции СССР, фактически признающее право на существование за другими, кроме КПСС, политическими партиями.[17] Скрытой целью этого решения было стремление обеспечить - за счет создания малочисленных политических партий, заведомо неспособных составить конкуренцию КПСС - переход от однопартийной системы к системе с доминирующей политической партией. В действительности же имел место переход от формально однопартийной системы к системе многопартийной, в которой КПСС утратила роль "приводного ремня" политической системы, а в качестве основных противоборствующих сил стали выступать депутатские группы и коалиции, а также властные структуры союзного и республиканского уровня. В этих условиях многочисленные карликовые партии выглядели своего рода политическими аутсайдерами, в силу понятных причин не имевшими ни устойчивой организационной структуры, ни доступа к СМИ, ни серьёзного политического представительства.

С признанием многопартийности в СССР возникла реальная возможность для институционализации различного рода неформальных объединений и реорганизации их в политические партии. Однако создание первых политических протопартийных объединений не сопровождалось их консолидацией. Более того, становление партий нередко происходило за счет разукрупнения уже имевшихся неформальных объединений. При этом базой для создания партий выступали не структуры народных фронтов, а политические клубы и кружковые объединения.

Главные мотивы, которыми руководствовались учредители партий на этапе стихийной многопартийности - необходимость создания собственной политической базы и стремление занять идеологическую "нишу" в формирующемся политическом спектре. Первое явствует из анализа динамики партийного образования, пик интенсивности которого пришелся на апрель-июнь 1990 г. (время подготовки и проведения I Съезда народных депутатов РСФСР), а также социального состава партийного руководства, большинство членов которого являлись народными депутатами. О втором свидетельствует тот факт, что значительное число образованных в тот период политических партий в качестве своей политической основы избрали определенные идейно-политические течения: социал-демократизм, либерализм, национал-патриотизм. Наиболее заметные политические организации, созданные в это время, принадлежали к либеральному (демократическому) течению. Так, в мае 1990 г. была создана «Социал-Демократическая Партия Российской Федерации», которая, несмотря на своё название, была программно близка к прочим демократическим партиям

В числе партий общедемократической ориентации, созданных в 1990-91 гг., следует упомянуть также «Партию Свободного Труда», «Народную Партию России» (май 1991 г.; лидер - Т.Гдлян), «Крестьянскую Партию России» (лето 1991 г.; лидер - Ю.Черниченко). С определенными натяжками к числу организаций такого рода можно отнести и возникшее в апреле 1990 г. «Российское Христианское Демократическое Движение» (В.Аксючиц). Под вполне либеральными лозунгами начала свою деятельность «Либерально-Демократическая Партия Советского Союза» В.Жириновского (учреждена в марте 1990 г.).

Параллельно с организациями демократической ориентации интенсивно создавались организации национал-патриотической направленности. На несколько течений и организаций раздробилась "Память". На ноябрь 1991 г. В.Прибыловский насчитывал 10 более-менее крупных организаций с таким названием. Большинство из них придерживалось "православно-монархической" ориентации (Национально-патриотический фронт "Память" Д.Васильева, НПФ "Память" Н.Филимонова-И.Кварталова, Православный национальный патриотический фронт "Память" А.Кулакова-С.Воротынцева, Русский народно-демократический фронт - Движение "Память" И.Сычева, Союз за национально-пропорциональное представительство "Память" К.Смирнова-Осташвили и др.), часть - "языческой" (Всемирный антисионистский и антимасонский фронт "Память" В.Емельянова) или "национал-большевистской" (Координационный совет патриотического движения "Память" братьев В. и Е.Поповых). Всех их, однако, объединял агрессивный национализм, антисемитизм.

В этот же период был создан ряд объединений с "ретроспективной" идеологией, т.е. объявивших себя прямыми наследниками дореволюционных политических партий (Конституционно-демократическая партия – «Партия Народной Свободы» М.Астафьева, «Движение Социалистов-Народников», «Союз Русского Народа», масса монархических организаций и др.). Следует при этом отметить, что представления организаторов этих объединений о своих политических прототипах были довольно расплывчатыми и основывались не на контекстуальном изучении первоисточников, а скорее на отрывочных сведениях, почерпнутых из публицистики последних лет. Следствием этого стал откровенно компилятивный и декларативный характер партийных программ, а использование партийной символики в целях агитации создавало скорее пародийный эффект. "Ретроспективные" партии достаточно быстро продемонстрировали свою нежизнеспособность, выразившуюся в крайней малочисленности, отсутствии социальной базы и вообще какой-либо проекции на социальную стратификацию общества, намеренно элитарный характер партийных программ, делающий их "неудобоваримыми" для рядового избирателя.

Период 1990-91 гг. явился временем более четкой структуризации союзного парламента. Кроме Межрегиональной депутатской группы, которая стояла на демократических позициях, на Съезде народных депутатов СССР появилось четко определившееся консервативное крыло в лице группы "Союз" (декабрь 1990 г.). Членов этой группы (ортодоксальных коммунистов, монархистов, депутатов в целом демократических убеждений) объединяло стремление сохранить СССР в виде федеративного (а фактически унитарного) государства. Однако в сложившейся политической ситуации деятельность группы приобретала отчетливо антиреформистский характер. Ряд народных депутатов СССР вошел в объединение "Согласие" (май 1991 г.), поставившее своей целью сформировать в союзном и российском парламенте политический "центр".

Еще более четко структурированным в политическом плане оказался Съезд народных депутатов РСФСР. Уже во время предвыборной кампании кандидаты демократической ориентации образовали избирательный блок "Демократическая Россия", получивший около трети мест в российском парламенте. После выборов избранные от блока депутаты образовали на Съезде народных депутатов РФ одноименную фракцию. Кроме того, были созданы другие фракции демократической ориентации ("Радикальные демократы", "Демократическая платформа", "Левый центр", "Рабочий союз", "Беспартийные депутаты", "Российский союз"), значительная часть членов которых одновременно входила в "ДемРоссию". Осенью 1990 г. в российском парламенте образовалась первая собственно партийная некоммунистическая фракция - "Объединенная фракция РПРФ/СДПР". В марте 1991 г. А.Руцкой создал депутатскую группу "Коммунисты за демократию", позже явившуюся одним из учредителей Демократической партии коммунистов России (Народной партии "Свободная Россия»).

Таким образом, если с организационной точки зрения российская многопартийность делала только первые шаги, то в выполнении задачи политической структуризации общества она продвинулась достаточно далеко. Более того, к 1990 г. была полностью выполнена первая часть этой задачи: все возможные и невозможные идеологические ниши были заняты, и на первый план вышел вопрос о приходе новых политических сил к реальной власти. Актуальным стал вопрос не только об идейном, но и об организационном сплочении сил, оппозиционных КПСС. В роли же реальной оппозиции коммунистическому руководству страны выступали именно демократические партии, в 1990 г. объединившиеся в единую коалицию на базе движения "Демократическая Россия" (учредительный съезд - в октябре 1990 г.). Отделения "Демократической России" были созданы более чем в 300 населенных пунктах Российской Федерации. Что интересно, заявленная численность "ДемРоссии" значительно превышало совокупную численность входящих в движение партий. Надо при этом отметить, что особой сплоченности в рядах участников "ДемРоссии" не было никогда, входящие в неё политические партии были объединены не столько положительными задачами, сколько необходимостью противостояния Компартии. Руководство самого крупного из коллективных членов "ДемРоссии" - Демократической партии России - объявило о присоединении к движению без особого энтузиазма, только под нажимом низовых организаций.

Так что поражение КПСС в августе 1991 г. обусловливалось не только силой противостоящих ей оппозиционных партий. Устранение КПСС с политической арены привело, вопреки многим ожиданиям, не к интенсивному развитию многопартийности, а к переходу однопартийной системы в качественно новую фазу. На протяжении осени 1991 г. - лета 1992 г. российская партийная протосистема пребывала в раздробленном состоянии. Вместе с тем, этот короткий период был чрезвычайно важным для будущего развития российской многопартийности. Он ознаменовался идейно-политической индивидуализацией партий, их превращением из "групп скандирования" в самодостаточные объединения. Прежде всего, эти изменения коснулись содержания политических платформ партий и движений. Если ранее политические программы носили "книжный" характер, а политическое поведение партии определялось прежде всего негативным отношением к КПСС и лишь потом - расхождениями программного характера, то послеавгустовский период развития многопартийности обнажил эти разногласия и наполнил абстрактно-теоретические декларации конкретным социально-политическим содержанием.

Параллельно, на фоне стремительного падения интереса населения к политической жизни, произошло резкое уменьшение фактической численности политических партий, прежде всего за счет оттока рядовых членов, жизненные интересы которых не были напрямую связаны с политикой. Партийная деятельность профессионализировалась на всех уровнях, в большинстве партий профессиональные функционеры составляли едва ли не половину фактической численности партии. Как следствие - происходила формализация партийных организаций с одновременной кристаллизацией партийной элиты, как правило не включенной в систему властных структур. Интересы этого слоя, вернее его верхушки, все чаще определяли политическую линию партий и движений.

Что касается конфигурации политического пространства России в описываемый период, то здесь мы вынуждены согласиться с Видякиной, которая считает, что её развитие заключалось в возникновении, расцвете и закате своеобразной "троецентрической" модели, характеризовавшейся борьбой трех основных политических сил: демократов, "непримиримой" ("объединённой", "право-левой") оппозиции и "центристов" ("конструктивной оппозиции")[18]. Первый из этих лагерей сложился еще в предыдущий период (1990-91 гг.), второй начал складываться после августа 1991 г. из "обломков" КПСС, третий формировался из сторонников первого лагеря и частично из сил, ранее политически аморфных (вернее, готовых приспосабливаться к любому политическому режиму).

Крах КПСС неизбежно должен был повлечь за собой нарушение того хрупкого единства, которое к лету 1991 г. сложилось в лагере демократов. Ранее демократические партии объединялись на основе т.н. негативного консенсуса, их сплачивало наличие единого противника - КПСС. Теперь же основа для их объединения просто исчезла. Ждать "разброда и шатаний" в демократическом движении пришлось недолго. Распад СССР и прогрессирующая автономизация бывших союзных республик окончательно перечеркнули перспективы развития движения.

Августовские события и последовавший за ними роспуск компартии послужили толчком для образования самостоятельных политических партий, прообразы которых долгое время существовали внутри КПСС в виде платформ и идейно-политических течений. Теперь они получили возможность пуститься в "свободное плавание". Первая - в лице Социалистической Партии Трудящихся, вторая - в лице Российского Общенародного Союза. Чуть позже от поражения КПСС оправились ортодоксальные коммунисты, образовавшие в ноябре 1991 г. «Российскую Коммунистическую Рабочую Партию» (В.Тюлькин, В.Анпилов, Р.Косолапов и др.) и сталинистскую «Всесоюзную коммунистическую партию большевиков» (Н.Андреева). В декабре 1991 г. были созданы неокоммунистические «Союз Коммунистов» во главе с А.Пригариным и «Российская партия коммунистов» во главе с А.Крючковым.

В начале весны 1992 г. произошло объединение "государственников" и коммунистов, породившее феномен т.н. "объединенной", или "право-левой", оппозиции.

В результате крайне правый и крайне левый фланги политического спектра России сомкнулись, вытеснив традиционно находившихся в "центре" либералов на один из флангов, а конфигурация политического пространства страны, в отличие от классической, приняла вид не прямой линии, а "подковы" или даже кольца.

Одновременно с нарастанием противостояния между "право-левой" оппозицией и демократами в политическом пространстве России начал формироваться и "центр" на основе "конструктивной оппозиции" курсу "правительства Ельцина-Гайдара". Его возникновению способствовало сужение базы политической поддержки власти вследствие начала "шоковой терапии", стремительного имущественного расслоения общества, распада СССР и начавшегося раскола между двумя ветвями власти - представительной в лице Съезда народных депутатов РФ и исполнительной в лице президента. Инициаторами создания "конструктивной" (или центристской) оппозиции явились силы, еще недавно считавшиеся политическими союзниками Б.Ельцина, но уже начавшие проявлять недовольство отсутствием у последнего желания поделиться реальной властью. Способом борьбы за свои интересы эти силы избрали критику методов начавшейся экономической реформы (слишком радикальных, по их мнению) с опорой на парламентское большинство, разделявшее на тот момент ту же точку зрения.

Отдельно следует поговорить о партии «Яблоко». Эта социал - либеральная партийная организация была создана в 1993 году на базе избирательного блока Явлинский – Болдырев – Лукин, который получил на выборах почти 8 процентов голосов. «Яблоко» выступает за европейский путь развития России[19] и в течение всего периода президентства Ельцина выражало неприятие социально – экономического и политического курса, проводимого им. Этим в основном и была обусловлена роль демократической оппозиции исполнительной власти, которую играла партия.

Информация о работе Политические партии современной России