Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа
Люди каждой эпохи создают свои образы прошлого, наполняя их собственными надеждами и страхами, собственными представлениями о добре и зле, о том, чем следует гордиться и по отношению к чему следует испытывать раскаяние; характер интерпретации прошлого и смысловые акценты, которые ставятся в историческом повествовании, определяются нормами и ценностями данной культуры. В этом отношении знания о прошлом и образы прошлого, существующие в той или иной культуре, служат своеобразными «зеркалами прошедшего времени», отражающими современность. Как правило, переходные эпохи отмечены повышенным интересом к историческим сюжетам: в прошлом своей страны видят ключ к пониманию её настоящего.
Введение 3
Глава 1. Правление Ивана Грозного 4
1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его политических взглядов 4
1.2. Политика Ивана Грозного 8
Глава 2. Опричнина 14
2.1. Причины введения опричнины 14
2.2. Общая характеристика политики опричнины, ее последствия и оценка в исторической литературе 17
Заключение 20
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Cыктывкарский государственный университет
Финансово-экономический факультет
(Заочное отделение)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по отечественной истории
«Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе»
Исполнитель: студентка 4170 группы
Преподаватель: Доброноженко Г.Ф.
Дата отправки работы в университет___________________
Дата регистрации работы факультетом___________________
Содержание:
Введение
Глава 1. Правление Ивана Грозного
1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его политических взглядов
1.2. Политика Ивана Грозного
Глава 2. Опричнина
2.1. Причины введения опричнины
2.2. Общая характеристика политики опричнины, ее последствия и оценка в исторической литературе
Заключение
Список литературы
Люди каждой эпохи создают свои образы прошлого, наполняя их собственными надеждами и страхами, собственными представлениями о добре и зле, о том, чем следует гордиться и по отношению к чему следует испытывать раскаяние; характер интерпретации прошлого и смысловые акценты, которые ставятся в историческом повествовании, определяются нормами и ценностями данной культуры. В этом отношении знания о прошлом и образы прошлого, существующие в той или иной культуре, служат своеобразными «зеркалами прошедшего времени», отражающими современность. Как правило, переходные эпохи отмечены повышенным интересом к историческим сюжетам: в прошлом своей страны видят ключ к пониманию её настоящего.
Так, в России 1860-1880-х годов, в эпоху стремительных социальных перемен, интерес к историческому прошлому отразился в самых разных сферах культуры.
Чем дальше продвигалась историческая наука по пути профессионализации, тем актуальнее становился вопрос о соотношении специальных исторических знаний и исторических представлений. Пожалуй, наибольшее внимание историков и деятелей искусства пореформенного периода привлекала фигура Ивана Васильевича Грозного.
Выбранная мною тема для данной контрольной работы – «Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе», описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры.
Цель данной работы – рассмотреть период царствования Ивана Грозного и проанализировать его политическую деятельность.
Задачи данной работы – выявить политические взгляды царя, раскрыть сущность и причины введения политики опричнины и ее последствий, рассмотреть различные точки зрения на личность царя Ивана Грозного и его политику опричнины, затронув такую проблему как: отсутствие единой точки зрения на данный период, множество спорных вопросов на данную тему.
При рассмотрении данной темы были использованы статьи из исторических журналов и газет таких авторов, как Леонтьева О., Миронов С., Нефедов С.А. и других; обобщающие работы Веселовского С.Б., Карамзина Н.М., Скрынникова Р.Г. и других историков и писателей; учебное издание «История России» для студентов и преподавателей высших учебных заведений под редакцией Деревянко А.П., Шабельниковой Н.А..
Московский государь Иван IV Васильевич (1530—1584), прозванный Грозным, несомненно, является одной из самых заметных фигур в отечественной истории вообще и в истории отечественной духовно-политической мысли в частности. Как политический деятель и как религиозно-политический мыслитель Иван Грозный предстает перед нами более чем противоречивой личностью. Мотивы его многих поступков до конца непонятны до сих пор, а жизнь и деятельность русского государя постоянно вызывают различные, зачастую диаметрально противоположные оценки.
Иван Васильевич был первенцем великого московского князя Василия III в его втором браке с Еленой Глинской (Соломонида Сабурова, первая жена Василия III, была отправлена в монастырь за бездетность). Очень рано, в три года, после смерти отца он наследовал престол. С детства окруженный интригами и ожесточенной борьбой между различными боярскими группировками, Иван IV и сам поддался пагубным влияниям, уже в юности отличаясь необузданным, взрывным характером, склонностью к жестоким деяниям.
В то же время при всей своей жестокости и необузданности Иван Васильевич, как отмечали его современники, был "муж чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело" и до конца дней своих оставался знатоком Священного Писания и прочей христианской литературы. Он был прекрасным писателем, великолепно владеющим как высоким слогом, так и простонародным стилем. Образчиками писательского таланта Ивана Грозного являются его многочисленные послания, авторство которых установлено точно, и отдельные произведения, которые Грозному приписываются предположительно, например "Послание против люторов" и стихотворный "Канон ангелу грозному воеводе", в оригинале подписанный именем Парфения Уродивого, считающимся литературным псевдонимом царя[1].
Иван IV вырос в атмосфере напряженных и настойчивых поисков путей исполнения особой миссии России, возложенной на нее самим Господом, которая царила в России в первой половине XVI в. Конечно же, он воспитывался в духе ожидания восшествия на престол истинного Помазанника Божиего. И постепенно сознание собственного исключительного положения не только в русском обществе, но и во всем мире стало для него неоспоримым.
Значительным фактом и в судьбе Ивана Васильевича, и в судьбе всей России стало принятие им в 1547г. царского титула. С исторический точки зрения Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став царем (первым русским царем), он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, давно лелеемую в русском сознании — Российское царство теперь стало полновластным наследником и Рима "ветхого" и Рима "нового"[2].
Поначалу, в конце 40-х в и 50-е годы XVI в., Иван Васильевич еще следовал советам своих приближенных, которых стали называть "Избранной радой". Однако чем больше он взрослел, тем больше убеждался в том, что только он один и является исполнителем воли Божией на Земле. Здесь можно вспомнить слова историка В.О. Ключевского: "Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божиего"3.
Особенно ярко эти взгляды Ивана Васильевича выражены в его переписке с князем Андреем Михайловичем Курбским, бывшим участником "Избранной рады", бежавшим из России от царского гнева. Именно в этих посланиях царь сформулировал уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя - Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Именно эти взгляды превратили царя Ивана Васильевича в Ивана Грозного.
Историко-юридическим обоснованием своих прав на царское звание и самодержавное правление Иван Грозный считал версию, изложенную в "Сказании о князьях Владимирских": династия Рюриковичей происходит от римского императора Августа, а царские регалии из Константинополя еще в XII в. получил Владимир Мономах. Русский государь многократно говорил об этом в своих посланиях монархам иных держав, подчеркивая тем самым собственное превосходство[3].
В дальнейшем в своих аргументах против Курбского Иван Грозный постоянно, в разных вариациях приводил одну и ту же истину — только он, Иван IV, является истинным самодержцем Российским - так повелел Господь. Поэтому даже не он, грешный человек, правит государством, а сам Господь через него проливает на Россию свою Благодать. Личность же Ивана Грозного в таком мироощущении становится единственным посредником между Господом и русским народом, а то и всеми земными народами. Поэтому совершенно обоснованна убежденность Ивана Грозного в том, что подданные его - такие же рабы его, как и он сам - раб Господний. Более того, свою главную ответственность перед Господом на Страшном суде он видел в одном - Господь спросит с него за то, как он управлял своими рабами, смог ли наставить их на путь истины. Таким образом, лишь самого Господа признавал Иван Грозный над собой судьей и больше никого.
С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Грозного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. В подобного рода претензиях своих приближенных он видел только одно — покушения на самого Бога. Поэтому любые попытки ограничения власти самодержца — это не просто политическое преступление, а нечто гораздо худшее - предательство веры, вероотступничество.
Послания Ивана Грозного Курбскому — уникальный духовно-политический памятник, в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал, исторически и духовно-политически обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов.
Первый принцип — Божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновал тезис богоизбранности самого государя.
Другой важнейший принцип - полнота самодержавной власти. Основываясь на историческом опыте, Иван Грозный утверждал необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с традицией, ориентировавшейся на обращение к традиционному опыту опоры государевой власти на систему народного самоуправления.
Третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.
Так, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с личными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозным. Также, в первом послании Курбскому Иван Грозный сравнивал четыре формы служения Господу: отшельничество, монашество, священническую власть и царское правление.
Главным оружием правителя объявлялся "страх". Стоит заметить, что в православном миросозерцании "страх Божий" напрямую ассоциировался с одним из возможных путей спасения, ведь именно "страх Божий" открывает для человека путь к познанию Божественной истины. И в этом случае Иван Васильевич избрал этот путь как единственно возможный. Более того, русский царь превратил тезис о "страхе Божием" в главное обоснование всех своих последующих действий[4].
Таким образом, "страх Божий" - это главное и единственное средство спасения. Исполнителем же воли Господа на земле может быть только он, православный государь, Иван Васильевич. В этих словах выражена вся программа действий Ивана Грозного — "страхом Божиим " обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души.
Русский царь считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, т.к. царская власть объединяет их в одно целое. Вообще Иван Грозный очень часто соотносил свою деятельность с монашеским служением, выражал желание принять постриг. Но Иван Грозный пошел иным путем, возродив на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали первые русские монахи - в виде "истязания плоти". Иван Васильевич принял для себя как руководство к действию саму суть этой идеи - для спасения души нужно "истязать плоть.
Иван Грозный был внутренне уверен в том, что имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к телу, которое необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, потому что только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через "страх Божий" в его самом непосредственном, телесном выражении, Российское государство сможет подготовиться к ожидаемому пришествию антихриста и противостоять торжеству Мирового Зла.
Вполне возможно, что именно в этом компоненте мировосприятия первого русского царя можно найти и одно из объяснений разделения государства на две части - земщину и опричнину. Земщина представляла собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, чтобы проучить врагов православия и поселить в их душах "страх Божий". Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого являлся сам царь, исполнявший обязанности игумена.
Следуя из выше написанного, можно сказать, что царскую власть Иван Грозный рассматривал как форму религиозного служения. Причем он придавал своему пониманию царской власти общегосударственное значение - первое послание Андрею Курбскому рассылалось по всем городам как официальный государственный документ. Следовательно, оно предназначалось не столько опальному воеводе, сколько всему русскому народу.
Впрочем, эта концепция так и не была в полной мере реализована на практике, хоть и ярко проявилась в годы опричнины, но, как известно, опричнина была отменена. Со временем Иван Васильевич и сам признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в те времена. В конце жизни царь не только раскаялся в совершенных грехах и замаливал их, но и признал право погибших от его руки на спасение.
В целом же деятельность Ивана Грозного оказала огромное влияние на всю последующую историю России. Если говорить об истории духовно-политической мысли, то именно в сочинениях государя Ивана IV Васильевича Грозного впервые были полностью, в законченном виде сформулированы и теоретически обоснованы основные принципы самодержавной власти русских монархов.