Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Люди каждой эпохи создают свои обра­зы прошлого, наполняя их собствен­ными надеждами и страхами, собственными представлениями о добре и зле, о том, чем следует гордиться и по от­ношению к чему следует испытывать рас­каяние; характер интерпретации прошлого и смысловые акценты, которые ставятся в историческом повествовании, определя­ются нормами и ценностями данной куль­туры. В этом отношении знания о про­шлом и образы прошлого, существующие в той или иной культуре, служат своеоб­разными «зеркалами прошедшего време­ни», отражающими современность. Как правило, переходные эпохи отмече­ны повышенным интересом к историче­ским сюжетам: в прошлом своей страны видят ключ к пониманию её настоящего.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правление Ивана Грозного 4
1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его политических взглядов 4
1.2. Политика Ивана Грозного 8
Глава 2. Опричнина 14
2.1. Причины введения опричнины 14
2.2. Общая характеристика политики опричнины, ее последствия и оценка в исторической литературе 17
Заключение 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя контрольная.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Cыктывкарский государственный университет

Финансово-экономический   факультет

(Заочное отделение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по отечественной истории

 

«Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка 4170 группы

                                                                            Огибина Т. А.

                                                               Преподаватель: Доброноженко Г.Ф.

 

 

                                                          

 

 

Дата отправки работы в университет_____________________________________

 

Дата регистрации работы факультетом___________________________

 

Содержание:

 

Введение             

Глава 1. Правление Ивана Грозного             

1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его                   политических взглядов             

1.2. Политика Ивана Грозного             

Глава 2. Опричнина             

2.1. Причины введения опричнины             

2.2. Общая характеристика политики опричнины, ее   последствия и оценка в исторической  литературе             

Заключение             

Список литературы             


Введение

 

Люди каждой эпохи создают свои обра­зы прошлого, наполняя их собствен­ными надеждами и страхами, собственными представлениями о добре и зле, о том, чем следует гордиться и по от­ношению к чему следует испытывать рас­каяние; характер интерпретации прошлого и смысловые акценты, которые ставятся в историческом повествовании, определя­ются нормами и ценностями данной куль­туры. В этом отношении знания о про­шлом и образы прошлого, существующие в той или иной культуре, служат своеоб­разными «зеркалами прошедшего време­ни», отражающими современность. Как правило, переходные эпохи отмече­ны повышенным интересом к историче­ским сюжетам: в прошлом своей страны видят ключ к пониманию её настоящего.

Так, в России 1860-1880-х годов, в эпоху стремительных социальных перемен, инте­рес к историческому прошлому отразился в самых разных сферах культуры.

Чем дальше продвигалась историческая наука по пути профессионализации, тем актуальнее становился вопрос о соотноше­нии специальных исторических знаний и исторических представлений. Пожалуй, наибольшее внимание историков и деятелей искусства пореформенного периода привлекала фигура Ивана Васильевича Грозного.

Выбранная мною тема для данной контрольной работы – «Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе», описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры.

Цель данной работы – рассмотреть период царствования Ивана Грозного и проанализировать его политическую деятельность.

Задачи данной работы – выявить политические взгляды царя, раскрыть сущность и причины введения политики опричнины и ее последствий, рассмотреть различные точки зрения на личность царя Ивана Грозного и его политику опричнины, затронув такую проблему как: отсутствие единой точки зрения на данный период, множество спорных вопросов на данную тему.

При рассмотрении данной темы были использованы статьи из исторических журналов и газет таких авторов, как Леонтьева О., Миронов С., Нефедов С.А. и других; обобщающие работы Веселовского С.Б., Карамзина Н.М., Скрынникова Р.Г. и других историков и писателей; учебное издание «История России» для студентов и преподавателей высших учебных заведений под редакцией Деревянко А.П., Шабельниковой Н.А..

 


Глава 1. Правление Ивана Грозного

1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его                   политических взглядов

Московский государь Иван IV Васильевич (1530—1584), прозван­ный Грозным, несомненно, является одной из самых заметных фигур в отечественной истории вообще и в истории отечественной духовно-политической мысли в частности. Как политический деятель и как религиозно-политический мыслитель Иван Грозный предстает перед нами более чем противоречивой личностью. Мотивы его многих по­ступков до конца непонятны до сих пор, а жизнь и деятельность русского государя постоянно вызывают различные, зачастую диамет­рально противоположные оценки.

Иван Васильевич был первенцем великого московского князя Василия III в его втором браке с Еленой Глинской (Соломонида Сабурова, первая жена Василия III, была отправлена в монастырь за бездетность). Очень рано, в три года, после смерти отца он наследо­вал престол. С детства окруженный интригами и ожесточенной борь­бой между различными боярскими группировками, Иван IV и сам поддался пагубным влияниям, уже в юности отличаясь необуздан­ным, взрывным характером, склонностью к жестоким деяниям.

В то же время при всей своей жестокости и необузданности Иван Васильевич, как отмечали его современники, был "муж чудного рас­суждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело" и до конца дней своих оставался знатоком Священного Писания и про­чей христианской литературы. Он был прекрасным писателем, великолепно владеющим как высоким слогом, так и простонародным стилем. Образчиками писательского таланта Ивана Грозного являются его многочисленные послания, авторство которых установ­лено точно, и отдельные произведения, которые Грозному приписы­ваются предположительно, например "Послание против люторов" и стихотворный "Канон ангелу грозному воеводе", в оригинале подписанный именем Парфения Уродивого,   считающимся литературным псевдонимом царя[1].

Иван IV вырос в атмосфере напряженных и настойчивых поисков путей исполнения особой миссии России, возложенной на нее самим Господом, которая царила в России в первой половине XVI в. Конеч­но же, он воспитывался в духе ожидания восшествия на престол истинного Помазанника Божиего. И постепенно сознание собствен­ного исключительного положения не только в русском обществе, но и во всем мире стало для него неоспоримым.

Значительным фактом и в судьбе Ивана Васильевича, и в судьбе всей России стало принятие им в 1547г. царского титула. С истори­ческий точки зрения Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став царем (первым русским царем), он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгождан­ную мечту, давно лелеемую в русском сознании — Российское царство теперь стало полновластным наследником и Рима "ветхого" и Рима "нового"[2].

Поначалу, в конце 40-х в и 50-е годы XVI в., Иван Васильевич еще следовал советам своих приближенных, которых стали называть "Избранной радой". Однако чем больше он взрослел, тем больше убеждался в том, что только он один и является исполнителем воли Божией на Земле. Здесь можно вспомнить слова историка В.О. Клю­чевского: "Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божиего"3.

Особенно ярко эти взгляды Ивана Васильевича выражены в его переписке с князем Андреем Михайловичем Курбским, бывшим участником "Избранной рады", бежавшим из России от царского гнева. Именно в этих посланиях царь сформулировал уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя - Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Именно эти взгляды превратили царя Ивана Васильевича в Ивана Грозного.

Историко-юридическим обоснованием своих прав на царское зва­ние и самодержавное правление Иван Грозный считал версию, изложенную в "Сказании о князьях Владимирских": династия Рюрикови­чей происходит от римского императора Августа, а царские регалии из Константинополя еще в XII в. получил Владимир Мономах. Русский государь многократно говорил об этом в своих посланиях монархам иных держав, подчеркивая тем самым собственное превосходство[3].

В дальнейшем в своих аргументах против Курбского Иван Гроз­ный постоянно, в разных вариациях приводил одну и ту же истину — только он, Иван IV, является истинным самодержцем Российским - так повелел Господь. Поэтому даже не он, грешный человек, правит государством, а сам Господь через него проливает на Россию свою Благодать. Личность же Ивана Грозного в таком мироощущении становится единственным посредником между Господом и русским народом, а то и всеми земными народами. Поэтому совершенно обоснованна убежденность Ивана Грозного в том, что подданные его - такие же рабы его, как и он сам  - раб Господний. Более того, свою главную ответственность перед Господом на Страшном суде он видел в одном - Господь спросит с него за то, как он управлял своими рабами, смог ли наставить их на путь истины. Таким образом,   лишь самого Господа признавал Иван Грозный над собой судьей и больше никого.

С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Гроз­ного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. В подобного рода претензиях своих приближенных он видел только одно — покушения на самого Бога. Поэтому любые попытки ограничения власти самодержца — это не просто политическое преступление, а нечто гораздо худшее - предательство веры, вероотступничество.

Послания Ивана Грозного Курбскому — уни­кальный духовно-политический памятник, в них впервые в рус­ской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал, исторически и духовно-политически обосновал основные прин­ципы самодержавной власти русских монархов.

Первый принцип — Божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновал тезис богоизбранности самого государя.

Другой важнейший принцип - полнота самодержавной власти. Основываясь на историческом опыте, Иван Грозный утверждал необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России. В этом заключался кардиналь­ный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с традицией, ориентировавшейся на обращение к традиционному опыту опоры государевой власти на систему народного самоуправления.

Третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.

Так, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с лич­ными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозным. Также, в первом послании Курбскому Иван Грозный сравнивал четыре формы служения Господу: отшельничество, монашество, священническую власть и царское правление.

Главным оружием правителя объявлялся "страх". Стоит заметить, что в православном миросозерцании "страх Божий" на­прямую ассоциировался с одним из возможных путей спасения, ведь именно "страх Божий" открывает для человека путь к познанию Боже­ственной истины. И в этом случае Иван Васильевич избрал этот путь как единственно возможный. Более того, русский царь превратил тезис о "страхе Божием" в главное обоснование всех своих последующих дей­ствий[4].

Таким образом, "страх Божий" - это главное и единственное средство спасения. Исполнителем же воли Господа на земле может быть только он, православный государь, Иван Васильевич. В этих словах выражена вся программа действий Ивана Грозного — "страхом Божиим " обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души.

Русский царь считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, т.к. царская власть объединяет их в одно целое. Вообще Иван Грозный очень часто соотносил свою деятельность с монашеским служением, выражал желание принять постриг. Но Иван Грозный пошел иным путем, возродив на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали первые русские монахи - в виде "истязания плоти". Иван Васильевич принял для себя как руководство к действию саму суть этой идеи - для спасения души нужно "истязать плоть.

Иван Грозный был внутренне уверен в том, что имеет полное и несомненное право относиться к собствен­ному государству и к собственному народу, как к телу, которое необ­ходимо истязать,  подвергать всяческим мучениям, потому что только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через "страх Божий" в его самом непосредственном, телесном выражении,  Рос­сийское государство  сможет подготовиться к ожидаемому пришествию антихриста и противостоять торжеству Мирового Зла.

Вполне возможно, что именно в этом компоненте мировосприя­тия первого русского царя можно найти и одно из объяснений разделе­ния государства на две части - земщину и опричнину. Земщина представляла собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, чтобы проучить врагов православия и поселить в их душах "страх Божий". Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого являлся сам царь, исполнявший обязанности игумена.

Следуя из выше написанного, можно сказать, что царскую власть Иван Грозный рассматривал как форму религиозного служения. Причем он придавал своему пони­манию царской власти общегосударственное значение - первое послание Андрею Курбскому рассылалось по всем городам как официальный государственный документ. Следовательно, оно предназначалось не столько опальному воеводе, сколько всему русскому народу.

Впрочем, эта концепция так и не была в полной мере реализована  на практике, хоть и ярко проявилась в годы опричнины, но, как известно, опричнина была отменена. Со временем Иван Васи­льевич и сам признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в те времена. В конце жизни царь не только раскаялся в совершенных грехах и замали­вал их, но и признал право погибших от его руки на спасение.

В целом же деятельность Ивана Грозного оказала огромное влия­ние на всю последующую историю России. Если говорить об истории духовно-политической мысли, то именно в сочинениях государя Ивана IV Васильевича Грозного впервые были полностью, в закон­ченном виде сформулированы и теоретически обоснованы основные принципы самодержавной власти русских монархов.

Информация о работе Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе