Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Люди каждой эпохи создают свои обра­зы прошлого, наполняя их собствен­ными надеждами и страхами, собственными представлениями о добре и зле, о том, чем следует гордиться и по от­ношению к чему следует испытывать рас­каяние; характер интерпретации прошлого и смысловые акценты, которые ставятся в историческом повествовании, определя­ются нормами и ценностями данной куль­туры. В этом отношении знания о про­шлом и образы прошлого, существующие в той или иной культуре, служат своеоб­разными «зеркалами прошедшего време­ни», отражающими современность. Как правило, переходные эпохи отмече­ны повышенным интересом к историче­ским сюжетам: в прошлом своей страны видят ключ к пониманию её настоящего.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правление Ивана Грозного 4
1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его политических взглядов 4
1.2. Политика Ивана Грозного 8
Глава 2. Опричнина 14
2.1. Причины введения опричнины 14
2.2. Общая характеристика политики опричнины, ее последствия и оценка в исторической литературе 17
Заключение 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя контрольная.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.2. Политика Ивана Грозного

 

После смерти Василия III преобразование России по османскому образ­цу на время приостановилось — начался период боярского правления. Ре­формы возобновились лишь в 50-х годах XVI в. при Иване Грозном.

После пожара и народного восстания 1547 года перед царём и его окружением встал вопрос о необходимости скорейших преобразований. Около 1549 года вокруг Ивана 1У сложился совет близких к нему людей (Избранная Рада – как называл его А. Курбский). Это был совещательный орган, решавший вместе с царём все наиболее важные вопросы управления государством, оттеснившим на время  Боярскую думу. Избранная Рада включала в свой состав представителей различных классов: князья Д. Курлятев, А. Курбский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметевы, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Возглавлял же её представитель богатого, но не очень знатного рода Алексей Адашев. Избранная Рада своим составом как бы отразила компромисс между различными слоями господствующего класса. Она просуществовала до 1560 г. Ею были проведены необходимые для того периода преобразования (реформы середины ХУ1 в.), направленные на укрепление централизованного государства.

Важным шагом Избранной Рады было образование нового сословно-представительского органа власти – Земского собора. В его состав входили Боярская дума, освящённый собор – представители высшего духовенства, представители дворянства и верхушки посада. Относительно Земских соборов специальных законов принято не было – организация выборов в них, нормы представительств от различных сословий, их численный состав были неопределёнными. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок выборов. Фактически Земские соборы как бы ограничивали власть царя, но в тоже время они её всемерно укрепляли. Первый Земский собор был созван в 1549 году.

Известно, что царь в целом следовал проекту преобразований, который предложил Иван Пересветов. Пересветов был русским дворянином из Литвы, многоопытным воином, он хорошо знал турецкие порядки и советовал царю брать пример с Турции. 8 сентября 1549г. в церкви Рождества Богородицы Пересветов вручил царю челобитную; эта челобитная содержала «Сказание о Магмете-салтане», в котором рассказывалось, как тот «великую правду в царстве сво­ем ввел»[5].

Пересветов не просто рассказывал о порядках Османской империи — он предлагал брать с них пример. Главное в его проекте преобра­зований — призыв к утверждению самодержавия, призванного охранять «прав­ду» с помощью «грозы». Конкретные меры — это ликвидация наместничес­ких судов и системы кормлений, создание справедливого суда и нового свода законов, сбор судебных пошлин в казну, наделение служилых людей посто­янным жалованием, особый суд для военных, запрещение закабалять сво­бодных людей. Четыре наиболее настоятельных совета Пересветова — это утверждение самодержавия, установление «великой правды», возвышение воинов по заслугам и создание приближенного к царю стрелецкого корпуса, подобного корпусу «умелых стрельцов» - янычар.

Советы Пересветова пришлись по душе царю. Но все-таки для православного человека было негоже подражать безбожным туркам. Вскоре после первой челобитной он подал вторую, в которой те же самые мысли высказывались в более осторожной форме и уже не от имени автора, а от имени молдавского «воеводы» Петра. «Воевода» Петр — это был господарь Петр Рареш (1527—1546), знаменитый правитель Молдавии, известный тем, что отнимал вотчины у своих бояр, чтобы раздать их в поместья служилым людям. Таким образом, само упоминание имени Петра Рареша содержало в себе определенную программу действий, и то, что «воевода» Петр выступал в роли советчика Ивана IV, было достаточно символично.

Однако основной со­вет Пересветова — брать пример с Турции — носил общий характер. Таким образом, остается рассмотреть вопрос, как далеко зашел царь в исполнении этого совета, как реализовывалась на практике идея подражания султанам.

Главной составляющей реформ Ивана Грозного были военные рефор­мы, в первую очередь — создание сильной армии. Первые мероприятия царя в точности следовали проекту Пересветова. Летом 1550 г. был создан корпус «выборных стрельцов» в 3 тысячи человек; стрельцы получали по 4 рубля в год и жили в Воробьевой слободе под Москвой. Одновременно со стрельца­ми и пушкарями царь попытался создать конную гвардию — он выбрал тыся­чу лучших воинов и хотел дать им поместья под Москвой. Однако, из-за нехватки земель для испомешения проект создания конной гвардии остался неосуществленным; он был реализован позже — это была знаменитая оприч­ная «тысяча». Впрочем, «выборные стрельцы» также не сразу стали личной гвардией царя, поначалу они использовались как обычное воинское подраз­деление.

Начиная с 1550г. проводятся мероприятия по приведению в порядок поместной системы, пришедшей в упадок в период боярского правления.

В 1551 году по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви. Он получил название Стоглавого, т.к. результатом его нормотворческой деятельности с участием феодальной знати стал Стоглав (документ с решениями собора, сформулированными в ста главах). Стоглав касался главным образом церковных вопросов и отражал перемены, связанные с централизацией государства. Стоглавом частично ограничилось церковно-монастырское землевладение: в руках церкви оставались все земли, приобретённые до Стоглавого собора, после него церковники могли покупать землю и получать её в дар только с разрешения царя. Монастыри с существовавшими в них злоупотреблениями составили одну из главных забот Стоглавого собора. Он осудил их, запретил держать в монастырях пьянственное питьё, кроме «фрязских вин», запрещалось совместное жительство чернецов и черниц, для сохранения монастырской казны собор определил давать по книгам отчёты царским дворецким.

Собор запрещал языческие увеселения и осуждал многие другие забавы.

В 1555г. состоялся «приговор царский о кормлениях и службе». В «приговоре» указывались нормы службы: со 150 десятин доброй земли выставлялся чело­век на коне и в доспехе. Введение нормы службы было карди­нальной мерой, завершившей становление поместной системы. Особенно большое значение это нововведение имело в организации службы вотчинни­ков: они были обязаны военной службой, служебных норм не существовало, и бояре выводили со своих огромных владений лишь малое число всадников. Теперь был организован учет, по уездам были составлены нарядные списки, и отныне никто не мог уклониться от службы. Эта реформа намного увеличила московское войс­ко, оно достигало 80-ти тысяч человек, но в случае необходимости каждый дворянин мог привести с собой одного или двух «боевых холопов». Таким образом, военные реформы Ивана Грозного дос­тигли своей цели — была создана мощная армия, которая позволила России намного расширить свою территорию, стать великой державой того времени.

Один из наиболее настоятельных советов Пересветова — выдвигать слу­жилых людей по заслугам, а не по знатности. Иван IV старался поддерживать идею вознагражде­ния по заслугам. Но обычай местничества не допускал назначения неродови­тых служак на высокие посты. В 1550г. царь отменил местничество в полках во время военных походов, но большего он сделать не смог. Частичная отме­на местничества вызвала резкое недовольство знати.

Одновременно с военными проводились и гражданские реформы. В июне 1550г. появился новый Судебник. Основной целью введения нового свода законов было установление «великой правды» — справедливости. Иван IV искренне стре­мился утвердить на Руси правосудие и справедливость. Иногда царь демонстра­тивно принимал облик восточного монарха, поддерживающего справедли­вость с помощью жестоких расправ. Это была главная идея Пересветова, которая являлась идеологи­ческой основой Османской империи. Заимствование этой идеи началось еще при Иване III, поэтому его внуку не пришлось много менять в старых законах. Тем не менее, Иван IV счел нужным увековечить свое правле­ние новым Судебником.

Основой нового Судебника стал Судебник 1497г. Он подтверждал основные  положения старого Судебника. Главные его изменения связаны с усилением центральной власти. В нём подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, и была увеличена плата за «пожилое». Теперь феодал отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.

В Судебнике явно видны два источника судопроизводства: государственный и земский. Государственное правосудие и управление сосредотачивается в столице, где существуют чети, или приказы, к которым приписаны русские земли. «В них судят бояре или окольничие, дьяки ведут дела, а под ведомством дьяков состоят подьячие. В областях – судебное и административное деление на города и волости». «В них управляли наместники и волостели, которые могли быть с боярским судом (с правом судить подведомственных им людей, подобно боярам в своих вотчинах) или без боярского суда. Они получали города и волости себе «в кормление», т.е. пользование. Земское правосудие и управление представлено было в городах – городовыми приказчиками и дворскими, в волостях – старостами и целовальниками. Земские старосты делились на выборных полицейских выборных судебных. Население было разделено на сотни и десятки и выбирали себе блюстителей порядка – старост, сотских и десятских. Они ведали денежными и натуральными повинностями и вели разметные книги, где записывали всех жителей с дворами и имуществом. Старосты и целовальники выбирались волостями. Они должны были присутствовать на суде наместников и волостей. Важные уголовные дела подлежали особым лицам – губным старостам, которые избирались всем уездом (город с волостями) из боярских детей.

Судебник устанавливал порядок ограждения народа от произвола наместников и волостелей. Выборные судьи могли посылать за людьми наместников и волостелей приставов, и если наместники и волостели взяли кого-либо под стражу и заковали, не заявивши о том выборным судьям, последние имели право силою освободить арестованных. Только служилые государевы люди подлежали одному суду наместников и волостелей. Судебник вводил только двоесудие. Но он же намечал последующее увеличение роли выборных органов.

Судебник увеличил число деяний, признаваемых преступленными.

Тяжесть наказания иногда напрямую зависело от социального положения потерпевшего (например, в статьях о бесчестье). За оскорбление боярин получал 600 руб., дьяк – 200, дети боярские – сообразно получаемому на службе доходу, гость (первостатейный купец) – 50, посадский купец – 5, волостной человек, крестьянин – 1.[6]

Отмена наместничеств и сбор кормов в казну означали реформу налого­вой системы, которая, как и установление служебных норм, упиралась в про­блему измерения земель: служба и налоги шли с земли. В прежние времена землю клали в податные единицы — «сохи» — в значительной мере произ­вольно, теперь была введена стандартная «соха», зависевшая от качества земли. Был проведен кадастр: все поля, луга, леса были измерены и соответ­ственно качеству земли поделены на «сохи»; каждой «сохе» был присвоен номер.

В связи с измерением земель были введены государственные стандарты мер и весов. Это обстоятельство также удивляло многих иностранцев: в те времена государственный стандарт мер существовал только в Османской империи и в Китае. Вес измерялся в пудах и контарях, русский контарь составлял 0,7 турецкого контаря (разница объясняется, по-видимому, тем, что в одну и ту же емкость наливали воду и насыпали зерно: русский контарь — вес зерна, турецкий — воды.)

Налоговая реформа не ограничивалась передачей наместничьих кормов в казну; она привела к полной перестройке податной системы. Начиная с 1551г. московское правительство также осуществляет коммутацию отработочных повинностей. Ямская повин­ность, военная служба «с сох» и прочие повинности заменяются выплатой денег; отныне крестьяне платят в 4 раза больше, чем прежде. После четырехкрат­ного увеличения денежных выплат государственные налоги не превышали 9% крестьянского дохода. С государственной точки зрения коммутация была вполне оправданной: набиравшиеся «с сох» крестьяне-ополченцы были прак­тически непригодны для войны, по своим воинским качествам они не шли в сравнение с поместной конницей. Вместо крестьянской службы реформа давала правительству деньги, которые пошли на финансирование нового вой­ска. Налоговая реформа (в сочетании с поместной реформой) обеспечила создание огромной армии Ивана Грозного.

Московское правительство пыталось провести еще одну реформу, не затронутую в проекте Пересветова. Речь идет о попытке конфискации мона­стырских земель с целью наделения воинов поместьями. Владения церкви составляли примерно треть земель государства, при этом в силу тарханных грамот многие из них были освобождены от налогов. Как отмечалось, пер­вую попытку конфискации монастырских земель предпринял еще Иван III. Иван IV собирался повторить эту попыт­ку. По совету Сильвестра царь обратился к патриарху и церковному собору с вопросом, достойно ли монастырям приобретать земли и копить богатства. В ответ иерархии церкви объявили вероотступником всякого, кто покушается на ее богатства. Иван IV был вынужден отступить. Но правительство нашло способ перераспределения церковных доходов в свою пользу. Церковь была лишена прежних налоговых привилегий (тарханов), и монастыри были обя­заны платить налоги по ставке.

Еще одно направление реформ было связано с организацией централь­ных ведомств, «приказов». Налоговая и поместная реформа, земельный ка­дастр, нарядные книги - все это требовало учета и контроля, создания новых специализированных ведомств, приказов. Над каждым приказом на­чальствовал думный боярин, но бояре плохо разбирались в делопроизводстве, и в действительности главой приказа был опытный и грамотный дьяк. Дьяки обычно были незнатными людьми, но, тем не менее, были включены в состав думы и стали «думными дьками». Это выдвижение худородных чиновников вызывало негодование у родовитых бояр[7].

Выдвижение на первые места неродовитых чиновников относится к на­чалу 60-х годов. К этому времени в правительстве произошли большие пере­мены, Адашев и Сильвестр попали в опалу; первыми советниками царя те­перь были знаменитый воевода Алексей Басманов, царский шурин Михаил Черкасский и дьяк Иван Висковатый. Последний принадлежал именно к тем писарям из «всенародства», возвышение которых вызывало ярость бояр. В 1562 г. появился указ, запрещавший продажу родовых кня­жеских вотчин; в случае отсутствия прямого наследника вотчины отбирались в казну. Вслед за отменой кормлений, обязательством платить налоги и выс­тавлять воинов, этот указ был новым шагом, ущемляющим интересы знати. Фактически речь шла о частичной конфискации боярских земель.

Одним из пунктов программы Пересветова было завоевание Казанского ханства. Взятие Казани стало первой победой новой армии Ивана IV; пушки разрушили стены крепости, а при штурме особо отличился корпус стрельцов. Эта победа имела огромное значение. При встрече царя в Москве Ивану IV были оказаны необычные почести. После взятия Казани произошло то же, что и после овладения Новгородом, Псковом, Рязанью и другими городами: по обычаю, заимствованному из Турции, был организован «вывод»: местная знать была выселена из завоеванных земель в центральные районы государства. В Казанской земле была произведена опись, и новые земли были розданы в поместья русским воинам. Иван Грозный наделил переселенных иноплеменников — бывших врагов - поместьями, и они верно служили своему новому повелителю.

Информация о работе Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе