Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа
Люди каждой эпохи создают свои образы прошлого, наполняя их собственными надеждами и страхами, собственными представлениями о добре и зле, о том, чем следует гордиться и по отношению к чему следует испытывать раскаяние; характер интерпретации прошлого и смысловые акценты, которые ставятся в историческом повествовании, определяются нормами и ценностями данной культуры. В этом отношении знания о прошлом и образы прошлого, существующие в той или иной культуре, служат своеобразными «зеркалами прошедшего времени», отражающими современность. Как правило, переходные эпохи отмечены повышенным интересом к историческим сюжетам: в прошлом своей страны видят ключ к пониманию её настоящего.
Введение 3
Глава 1. Правление Ивана Грозного 4
1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его политических взглядов 4
1.2. Политика Ивана Грозного 8
Глава 2. Опричнина 14
2.1. Причины введения опричнины 14
2.2. Общая характеристика политики опричнины, ее последствия и оценка в исторической литературе 17
Заключение 20
Список литературы
После взятия Казани в подданство могущественному московскому государю добровольно перешли бывшие союзники и вассалы казанских татар — татары сибирские, черкесы и ногайцы. Русская армия пополнилась многочисленным мусульманским воинством, а татарские и черкесские князья заняли почетное положение среди ее командиров. В походе 1578г. участвовало 10 тысяч русских и 7 тысяч татарских всадников[8].
В 1561г. при царском дворе отношения Ивана Грозного и бояр были уже напряженными до крайности. В этой ситуации Иван Грозный сделал решительный шаг: в декабре 1564г. он покинул Москву и, угрожая отречением от престола, предъявил ультиматум Боярской думе.
Глубокие душевные потрясения, испытанные в детстве, на всю жизнь лишили царя доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и
неуравновешенный, он в периоды крайнего внутреннего напряжения, когда его необузданные страсти выходили за нормы разумного, творил правый и неправый суд над своими действительными и мнимыми противниками.
Политика Избранной рады не удовлетворяла московскую элиту. Бояре были недовольны отменой кормлений и других привилегий, а дворяне - тем, что не получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами во внешней политике.
Первый кризис, оставивший глубокий след в сознании Ивана IV, был связан с его тяжелой болезнью после возвращения из Казанского похода и составлением в марте 1553 г. завещания в пользу младенца Дмитрия (первого сына от царицы Анастасии). Царь потребовал принесения присяги наследнику, но у некоторых бояр появились сомнения, и они, сказавшись больными, уклонились от присяги. Ходили слухи, что они собирались передать корону старицкому удельному князю - Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Ивана IV.
Второй кризис наступил в августе 1560 г., когда внезапно умерла царица
Анастасия. Ее смерть потрясла царя. Он любил ее, как самого близкого
человека. Окружение Ивана IV стало распускать слухи, что царицу отравили
Сильвестр и Адашев. Этого оказалось достаточно, Церковный собор осудил
Сильвестра на заточение на Соловки (по-видимому, он там и умер). Алексея
Адашева взяли под стражу, перевезли в Юрьев (Дерпт, Тарту), где он умер.
Начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, их близкие и дальние родственники, многие знатные бояре и князья, их семьи, включая
детей-подростков, были либо физически уничтожены, либо отправлены в
заточение.
У царя появились новые любимцы. Среди них выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын Федор, князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский, ведавший у Ивана Грозного сыском и пытками.
Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян за рубеж. Ивана Грозного особенно поразила измена (бегство в Литву и вступление в польскую армию, участвовавшую в войне против России) князя Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и
ближайшего государственного деятеля, но и как личного и доверенного друга. Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады, за самовластие. В ответе Курбскому Иван IV изложил свое кредо самодержца: неограниченность воли монарха, власть которого санкционирована церковью и богом, полное подчинение воле монарха всех подданных.
Желание Ивана Грозного усилить самодержавную власть натолкнулось на сопротивление бояр и княжат, вызванное традиционными представлениями о власти. Сопротивление знати, неразвитость форм государственного аппарата,
особенности психики самого царя привели к террору как средству усиления
центральной власти. Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с помощью террора и насилия. Но в Русском государстве «ни одно крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе». Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию. По этой причине царь вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю совету крупных феодалов, он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал «вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения».
Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства. Вначале декабря 1564г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы. Иван IV «посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них». К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли «сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю государственную казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного».
Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном недоумении и неведении о замыслах царя. Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никакой нет».
Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами. Он не стесняясь говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу «изменниками-боярами». Среди членов боярской думы, конечно же, были противники Грозного, пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников" никто из них не осмелился поднять голос.
Расчёт Ивана VI на веру народа в доброго царя, борющегося с боярами-притеснителями оправдался. Толпа на дворцовой площади прибывала час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты «от рук сильных и готовы сами "потребить" всех государевых изменников».
Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством». Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу. Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что его решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным молениям близкого приятеля чудовского архимандрита Левкия и новгородского епископа Пимена. Затем в слободу были допущены руководители думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Руководство думы просило царя сложить гнев и править государством, как ему "годно".
Иван Грозный поставил условие: он будет казнить изменников по своему
усмотрению. Выговорил себе право казнить бояр без суда и следствия, что и
было одним из средств укрепления абсолютной власти.
На подготовку приговора об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и представил на утверждение думе и священному собору текст приговора. В речи к собору Иван сказал, что для "охранения" своей жизни намерен "учинить" на своем государстве "опричнину" с двором, армией и территорией. Далее он заявил о передаче Московского государства ( земщины) в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий – права без совета с думой "опаляться" на "непослушных" бояр, казнить их и отбирать в казну "животы" и "статки" опальных. При этом царь особенно настаивал на необходимости покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В этом, как ни парадоксально, заключался один из главнейших аргументов в пользу опричнины[9].
Правительство без труда добилось от собора одобрения подготовленного указа. Члены думы связали себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им оставалось лишь верноподданнически поблагодарить царя за заботу о государстве.
Итак, государство было разделено на две части – опричнину и земщину.
В земщине, по замыслу Ивана IV, все должно было оставаться по-прежнему. В государевом же уделе начиналась новая жизнь. Прежде всего, сформировалось войско, в которое записали самых нищих и худородных дворян – всего около тысячи человек. Опричники служили царю и за страх, и за совесть. Терять им было нечего, получить они могли все, а любое прегрешение против нового порядка могло их погубить. Первой задаче опричников стала конфискация земель опальных бояр в пользу государя. Репрессии коснулись, прежде всего, самых родовитых вотчинников – почти две трети ссыльных носили княжеский титул.
От опричнины страдали и те, кого опала не коснулась, - например, дворяне, не принятые в опричную службу, чьи поместья оказались в государевом уделе. Им должны были предоставить равноценную землю, но таковых не хватало. На земском соборе 1566г. представители дворянства, бюрократии и даже купечества потребовали отменить опричнину. Царь сделал свои выводы и еще больше укрепил опричнину.
Одновременно царь попытался учредить в опричнине нечто вроде монашеского ордера. Отныне опричники становились не просто царскими слугами, но рыцарями веры, которые железной рукой должны были искоренить измену в Московском царстве. В Александровской слободе установили монастырские порядки. Опричники обрядились в монашескую одежду, служили многочасовые службы. Сам Иван усердно молился и пел в хоре. Ходили слухи, что царь желает удалиться в монастырь. Противники Ивана Грозного надеялись, что в этом случае трон займет Владимир Старицкий, и они смогут вернуть себе былое влияние. Царь знал об этих настроениях. Особенно беспокоило его то, что литовские агенты, которые уже пытались поднять в России вооруженный мятеж, могут использовать их в своих целях.
Одновременно Иван IV подверг жестоким репрессиям сторонников Старицкого. Самому Старицкому серьезных обвинений предъявить не смогли – лишь через год царь вызвал его в Александровскую слободу и, обвинив в покушении на свою жизнь, заставил выпить отравленное вино. Начался террор, продлившийся три года.
Первым погиб дьяк Казарин Дубровский, известный взяточник, по вине которого сорвался поход в Ливонию в конце 1567г. Но когда казнили некоторых приближенных Владимира Старицкого, митрополит Филипп при большом стечении народа в Успенском соборе потребовал от государя упразднить опричнину. Царь ответил на брошенный вызов. Опричники забили советников митрополита железными палицами. Осенью 1568г. удалось сместить митрополита Филиппа – запуганная Боярская дума вынесла решение о суде над ним. Его обвинили в «скаредных делах» и осудили на вечное заточение (через два года Малюта Скуратов задушил его в камере).
Террор совпал со стихийными бедствиями, несколько лет подряд свирепствовавшими в стране. Начался голод, от которого погибло втрое больше людей, чем от опричных погромов. Вместе с голодом пришла чума. Осенью 1570г. в Москве ежедневно умирало до тысячи человек. Крестьяне бежали на далекие окраины страны, проникая даже за Урал. В результате некогда процветавшие земли опустели.
Самым мрачным событием опричнины стал поход на Новгород. Вначале января 1570г. государь явился в город с опричным войском и объявил об измене. Город был полностью разорен. Такая же судьба ожидала Псков, куда опричники направились из Новгорода, но псковичей спас случай. Под Иваном Грозным пал конь. Царь счел это зловещим предзнаменованием и покинул город.
Годы опричнины страшно ослабили русское государство. Противники России использовали внутренние раздоры в своих целях. В1571 г. татары смогли прорваться к Москве. Взять город они не успели – начались пожары, которые налетевшая буря обратила в настоящую катастрофу. За три часа город полностью сгорел. Погибло множество людей, в том числе и татар, пытавшихся грабит город. На следующий день они отступили. Через год татары явились вновь, но на этот раз их уже ожидали объединенное опрично-земское войско под командованием Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостина. Под Серпуховом противника разбили. Военная мощь Крыма была разбита. Угроза с юга на некоторое время отступила.
Вскоре царь объявил об отмене опричнины. В 1572г. упоминание об опричнине любому грозила казнь. Иван IV снова отрекся от престола и передал власть касимовскому царевичу Симеону Бекбулатовичу. Сам же назвался Иваном Московским, удалился из Кремля, поселившись на Арбате, и писал на имя нового «великого князя» униженные челобитные. Иностранные дипломаты по-прежнему относились к Ивану Грозному как к государю. В течение всего года продолжались репрессии, затронувшие, однако, ограниченный круг людей – в основном бывших руководителей опричнины. Наконец Симеон Бекбулатович был отправлен на «великое княжение» в Тверь, а Иван Грозный вновь воцарился в Москве.
Опричнина сильно подорвала мощь и политическую роль боярской аристократии, но она не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения. Её эффект был временный – попытка разрешить противоречия в стране грубой силой привела к ещё большему обострению ситуации внутри державы, ухудшению положения крестьянства и постепенному закрепощению. Последствия опричнины для России были трагичны. Наряду с Ливонской войной она способствовала тому, что в конце века Россия оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе. Опричнина способствовала ослаблению военной мощи государства и ещё большему отставанию России в развитии от Западной Европы, чем было до неё. Кровавая неразбериха террора унесла множество человеческих жизней, погромы опричнины сопровождались уничтожением производительных сил. Бесчинства опричников были беспрецедентны и не имели оправданий.