Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Люди каждой эпохи создают свои обра­зы прошлого, наполняя их собствен­ными надеждами и страхами, собственными представлениями о добре и зле, о том, чем следует гордиться и по от­ношению к чему следует испытывать рас­каяние; характер интерпретации прошлого и смысловые акценты, которые ставятся в историческом повествовании, определя­ются нормами и ценностями данной куль­туры. В этом отношении знания о про­шлом и образы прошлого, существующие в той или иной культуре, служат своеоб­разными «зеркалами прошедшего време­ни», отражающими современность. Как правило, переходные эпохи отмече­ны повышенным интересом к историче­ским сюжетам: в прошлом своей страны видят ключ к пониманию её настоящего.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правление Ивана Грозного 4
1.1. Становление царя Ивана Грозного и формирование его политических взглядов 4
1.2. Политика Ивана Грозного 8
Глава 2. Опричнина 14
2.1. Причины введения опричнины 14
2.2. Общая характеристика политики опричнины, ее последствия и оценка в исторической литературе 17
Заключение 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя контрольная.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

В исторической науке ведутся многолетние споры о смысле и цели опричнины.  Но в целом, все разноликие мнения историков можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла; 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его "самовластию". Последняя точка зрения, в свою очередь, также "раздваивается". Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (И.И.Смирнов, С.В.Бахрушин, Р.Г.Скрынников). Другие (А.А.Зимин, В.Б.Кобрин) считают, что опричнина "целилась" в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации[10].

Академик Степан Борисович Веселовский отрицает за опричниной значение важной государственной реформы и не видит в ней никакого разумного основания. Веселовский считает, что ни одной проблемы того времени политика опричнины не разрешила и не могла разрешить, потому что возникла не с той целью, какую приписывают ей историки XIX-XX вв.

С.Ф.Платонов отделяет царя Ивана Грозного от опричнины, превратив ее в закономерное историческое явление, обусловленное объективными процессами русской социально-экономической жизни, а вовсе не нравом и темпераментом царя. По его мнению, личные свойства Ивана могли придать ей кровавое обличье, но не общий смысл. Значение ее как большой реформы, направленной на ликвидацию боярско-вотчинного режима и на мобилизацию земель для раздач нарождавшемуся служилому дворянству, - определено самой историей. 

Н.М.Карамзин писал, что Опричнина явилась форсированной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок, когда власть маскирует свою слабость “подсистемой” тотального страха.

С.М.Соловьев придерживался  особой теории: все, что способствует упрочнению государства, признается положительным, т.к. государственная власть – движущая сила истории. Но несмотря на это, Соловьев осуждал жестокость Ивана Грозного: « Не произнесет историк слово оправдания такому человеку»[11].

Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.

 

    


Заключение

В ходе проведенного исследования можно выделить следующее: личность и деятельность Ивана Грозного были противоречивы. Политика Грозного были так же противоречива, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого российского государства. Умный и подозрительный, жестокий и дальновидный, образованный и суеверный, упрямый и непоследовательный, энергичный и знавший полосы депрессии – Иван Грозный был, по всей видимости, душевно неуравновешенным человеком. Таким образом, положительное значение царя Ивана Грозного в истории нашего государства далеко не так велико,  как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой произво­дила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Важнее отрицательное значение этого царствова­ния - царь Иван IV был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель,  но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его полити­ческой мысли при его нервной возбужденности лишало его практиче­ского такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, зало­женного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным бла­гом.

Но тем не менее, добрая слава Ивана IV пережила его худую славу в народной памяти: жертвы истлели и старые предания затмились новейшими. Но до сих пор из-за жестокости Ивана история именует его ГРОЗНЫМ.


Список литературы

1.      Веселовский С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. М., 1999.

2.      Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебник. М., 2004.

3.      Зимин А.А.  И.С.Пересветов и его современники. М., 1958.

4.      Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.IX. М., 1992 .

5.      Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.  М., 2006.

6.      Леонтьева О. Иван Васильевич меняет физиономию // Родина. М., 2007. №1. С.29-33.

7.      Миронов С.  Кто ты, Грозный Иоанн? //За семью печатями. М., 2005.№ 6. С.29-31.

8.      Михайловский Н.К. Исторические записки об Иване Грозном. М., 1963 .

9.      Мусский И.А. «100 великих диктаторов». М.,  2000.

10. Нефедов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопросы истории. М., 2002.№ 11. С.30-49.

11. Панченко А.М. Иван Грозный //Звезда. СПб. 2005.№ 8. С.114-125.

12. Перевезенцев С.В. Духовно-политическая концепция царя Ивана IV Васильевича Грозного //Вестник Московского университета. М., 2006.№12. С.88-97.

13. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. Смоленск. 1996.

14. Соловьев С.М. Обзор истории новой России. XVII - XVIIIвв. М., 1993.

15. Ульянов Н. Тень Грозного //Знание-сила. М., 2001.№ 12. С. 77-85.

16. Шевцов А.В., С.Н.Синегубов. История государства Российского. М., 1996.

 

 

 

 

3

 



[1] Веселовский С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. М., 1999 – С.34

[2] А.В.Шевцов, С.Н.Синегубов. История государства Российского. М.,  1996 . С.314

[3] Михайловский Н.К. Исторические записки об Иване Грозном. М., 1963 – С.55

[4] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.IX, - 1892 – С.131

[5] Зимин А.А.  И.С.Пересветов и его современники. Москва. 1958. С.312

[6] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.  Москва. 2006, с. 209

[7] Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. Смоленск,1996. С.85

[8] Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. Смоленск,1996. С.144

[9] Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. Смоленск,1996. С.160

[10] Мусский И.А. «100 великих диктаторов». – Москва.  2000.

[11] Соловьев С.М. Обзор истории новой России. XVII - XVIIIвв. Москва. 1993. С. 55


Информация о работе Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе