Политический портрет Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:37, реферат

Описание работы

Важность политической биографии Н. С. Хрущёва определяется не только тем простым фактом, что он более 10 лет стоял во главе КПСС и сначала фактически, а затем и формально возглавлял советское правительство, что он сосредоточил в своих руках почти неограниченную власть в одной из величайших держав земного шара, и ему не раз приходилось принимать решения, которые прямо или косвенно оказывали влияние на судьбу всего человечества. Личность и жизнь Н. С. Хрущёва требуют описания и анализа также и потому, что он был действительно незаурядным государственным и политическим деятелем, который оставил заметный след в истории нашей страны и всего мира.

Содержание работы

Введение 3
Политическая биография Н.С. Хрущева в 1930-40 годы. 3
Приход к власти Н.С.Хрущева 9
Внешняя политика Советского Союза в период «оттепели» 26
Десталинизация, ее итоги и особенности. 34
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Хрущев.docx

— 79.24 Кб (Скачать файл)

Уже  14  марта  Маленков  был  поставлен  перед  выбором   между руководством  правительства  и  руководством  Секретариатом  ЦК. Он выбрал  первое,  что  означало  передачу  Секретариата ЦК Хрущеву, который   теперь занял   ключевой   пост,   благодаря   которому контролировал деятельность  и  карьеру  секретарей обкомов  партии, составляющих опору и основной контингент Центрального Комитета.

После  устранения  Берии  между  Маленковым  и Хрущевым начались конфликты, которые  касались двух  основных аспектов:  экономики  и роли общества в  происходящих изменениях. Что  касается экономики, то тут противостояли стратегия  развития легкой промышленности,  за которую  был  Маленков,  и  «союз»  сельского  хозяйства и тяжелой  промышленности, предлагавшийся Хрущевым.

Хрущев, очень обеспокоенный положением  в сельском  хозяйстве и огромными  проблемами этой отрасли, настаивал  на необходимости первоочередной помощи   селу, понимая значение нормального  снабжения горожан, тогда как  Маленков выступал,  прежде всего, как  защитник средних и высших слоев  населения. Эта политика Хрущева  предполагала  значительное  повышение  государственных  закупочных цен  на  продукцию  колхозов,  находившихся  на  грани  разорения; быстрое  расширение  посевных  площадей,  что  было   единственным способом  обеспечить  высокие  темпы  роста  сельскохозяйственного производства.  освоение  целинных  земель  должно  было  стать  не только дешевым  способом немедленно  увеличить  производство,  но и весомым  аргументом  -  в  силу  необходимости  увеличения   парка сельхозмашин  и  тракторов,  которого  требовал  этот замысел, - в пользу  подчинения  этой  программе  значительных секторов тяжелой  промышленности,  находившейся  с  конца  войны  под  особой опекой Маленкова.  Отстаивая  эту  политику,  Хрущев  получал возможность представить себя  защитником интересов  большинства населения  и в то  же  время  начать  маневр,  направленный  на  ослабление   его главного политического противника.

Внимание нового руководства обратилось к экономическим проблемам. Особенно тяжёлое положение наблюдалось в сельском хозяйстве. Заявление о том, что зерновая проблема в СССР уже решена, оказалось блефом, напротив, в стране ощущалась острая нехватка зерна. В плачевном состоянии находилось животноводство. Все острее становился жилищный кризис и дефицит в снабжении населения товарами массового спроса. Особенно тяжёлым становилось положение в провинции.

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно  отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.

Первые реформы в экономике  были одобрены Президиумом ЦК КПСС и объявлены Г. Маленковым на сессии Верховного Совета СССР в августе 1953 года. Инициатива этих реформ исходила от Хрущёва, который лучше других членов Президиума ЦК знал реальное положение  дел в деревне.

Важным нововведением было принятое по предложению Хрущёва Постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР о режиме дня в советских учреждениях. Известно, что Сталин работал по ночам и спал с 5 часов утра до 12-ти дня. Он часто звонил среди ночи министрам и секретарям обкомов, и горе было тому, кто в это  время спокойно спал в своей кровати. Все высшие государственные чиновники  работали поэтому по ночам, заседания  коллегий министерств назначались  нередко на час ночи. До позднего часа задерживались в обкомах  и министерствах и другие ответственные  сотрудники. С 1 сентября 1953 года этот режим  работы отменялся. Для всех учреждений союзного и республиканского значения устанавливался рабочий день с 9 часов  утра до 6 часов вечера с перерывом  на обед. Осенью 1953 года в конце рабочего дня один из руководителей министерства обходил и закрывал все кабинеты, а затем запирал и главный  вход в своё учреждение. В первой половине сентября 1953 года состоялся  Пленум ЦК КПСС. В извещении о  Пленуме говорилось: «Пленум заслушал и обсудил доклад Н. С. Хрущёва о мерах дальнейшего развития сельского хозяйства. Пленум избрал Первым секретарём ЦК КПСС тов. Хрущёва Н. С.»

Избрание Хрущёва Первым секретарём ЦК КПСС закрепляло его ведущее положение  в руководстве страной и партией. В своём докладе на Пленуме  Хрущёв отметил, что главным тормозом в развитии сельского хозяйства  было нарушение «ленинского принципа»  материальной заинтересованности колхозников  в результатах своего труда. Докладчик  подверг обстоятельному разбору  положение дел в сельском хозяйстве, не только указывая на недостатки, но и  предлагая различные меры по устранению этих недостатков. Нет нужды перечислять  здесь все предложения Хрущёва. Он осудил практику произвольного увеличения заготовок для передовых колхозов сверх установленной для данной зоны норм, так как нельзя за счёт хороших хозяйств покрывать плохую работу отстающих. Любые сверхплановые  поставки могут проводиться теперь только по повышенным ценам. Хрущёв предложил  ещё выше поднять заготовительные  цены на картофель и овощи, о чём  только что говорилось на сессии Верховного Совета. Подвергнув острой критике  работу МТС, Хрущёв предложил провести решительное перераспределение  специалистов сельского хозяйства, большинство которых работало не в колхозах, совхозах и МТС, а в  различных руководящих учреждениях.

Реформы 50-60х

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили  экономические методы руководства  народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в  массах. Главная причина поражения  реформ - они не были подкреплены  демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули  ее основу командно-административную систему. Поэтому уже через пять-шесть  лет многие реформы начали сворачиваться  усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

а) На первом месте среди  народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Хрущев, надо отдать ему должное, по происхождению, да и  по интересам, всегда был ближе к нуждам крестьян, чем кто-либо из других высших политических руководителей. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. С позиций сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они имели немалое значение. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

Хрущев осудил практику существования  слабых хозяйств за счет передачи им средств  сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько  поощряться разведение крестьянами  птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад.

Высказанные идеи, принятые постановления могли дать отдачу лишь несколько лет спустя. А поправлять зерновое хозяйство требовалось  немедленно.

б) Выход нашли в освоении целинных и залежных земель. Это  был ярко выраженный экстенсивный вариант  развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь. К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первоцелинникам  приходилось жить в палатках, в  условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной  сменялась в период относительно короткого отдыха строительными  работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма.

В 1954 г. целина дала свыше 40 процентов  валового сбора зерна. Увеличилось  производство мяса, молока. Все это  позволило несколько улучшить продовольственное  снабжение населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило  при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась  и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что удорожало стоимость зерна, а следовательно, мяса, молока и т.д.

Освоение целины отодвинуло возрождение старопахотных земледельческих  районов России. И все же начальный  этап освоения целины останется в  истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда  страна шла к историческому повороту, совершенному ХХ съездом партии.

1956 год - год ХХ съезда - оказался весьма благоприятен  для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился  большой успех на целине - урожай  был рекордным. Хронические в  предыдущие годы трудности с  хлебозаготовками, казалось, стали  уходить в прошлое. Да и в  центральных районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих  оков сталинской системы, напоминавшей  зачастую государственное крепостничество,  получили новые стимулы к труду,  увеличилась доля денежной оплаты  их труда. 

в) В этих условиях в конце 1958 г. по инициативе Н. С. Хрущева принимается  решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Дело в том, что  до этого техника находилась в  руках машинно-тракторных станций (МТС) . Колхозы имели право покупать только грузовые автомобили. Такая  система сложилась с конца 20-х  годов и являлась следствием глубокого  недоверия к крестьянству в целом, которому не позволено было владеть  сельхозтехникой. За использование  техники колхозы должны были расплачиваться с МТС натуроплатой.

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая  часть их оказалась не в состоянии  сразу купить и выплачивала деньги в рассрочку.

Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно  низки и не окупали затрат.

Но какое-то решение найти  было нужно. Будучи с визитом в  США в 1959 г. Хрущев побывал на полях  американского фермера, который  выращивал гибридную кукурузу. Хрущев был буквально пленен ею. Он пришел к выводу, что поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь опирается в структуру посевных площадей.

г) Вместо травополья надо перейти  к широким и повсеместным посевам  кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Там  же, где кукуруза не растет, решительно заменять руководителей, которые "сами засохли и кукурузу сушат". Хрущев с большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Ее продвигали вплоть до Архангельской  области. Это было надругательством не только над вековым опытом и  традициями ведения крестьянского  сельского хозяйства, но и над  здравым смыслом. Вместе с тем  покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии ее возделывания в тех  районах, где она могла дать полноценный  рост, способствовали приращению зерна  и корма для скота, действительно  помогали справиться с проблемами сельского  хозяйства.

На сельское хозяйство, как  и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться значимых показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий.

Сельское хозяйство оказалось  на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах  стало опережать рост аграрного  производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических, а в новых бесконечных реорганизационных  перестановках. В 1961 г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства  СССР, превращенное в консультативный  орган. Хрущев сам объезжал десятки  областей, давая личные указания, как  вести сельское хозяйство. Но все  его усилия были тщетны. Желаемого  рывка так и не произошло. У  многих колхозников подрывалась  вера в возможность изменений.

д) Усиливался отток сельского  населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено  иметь скот горожанам, что выручало снабжение жителей маленьких  городов. Затем гонению подверглись  хозяйства и сельских жителей. За четыре года поголовье скота в  личном подворье сократилось в два  раза. Это был настоящий разгром  только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали  лозунги, что главное общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

Однако чудо не наступило, и в 1962 г. правительство приняло  решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен  на мясо. Новые цены не увеличили  количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них  в г. Новочеркасске подавили силой  оружия. Были жертвы.

Информация о работе Политический портрет Хрущева