Политический портрет Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:37, реферат

Описание работы

Важность политической биографии Н. С. Хрущёва определяется не только тем простым фактом, что он более 10 лет стоял во главе КПСС и сначала фактически, а затем и формально возглавлял советское правительство, что он сосредоточил в своих руках почти неограниченную власть в одной из величайших держав земного шара, и ему не раз приходилось принимать решения, которые прямо или косвенно оказывали влияние на судьбу всего человечества. Личность и жизнь Н. С. Хрущёва требуют описания и анализа также и потому, что он был действительно незаурядным государственным и политическим деятелем, который оставил заметный след в истории нашей страны и всего мира.

Содержание работы

Введение 3
Политическая биография Н.С. Хрущева в 1930-40 годы. 3
Приход к власти Н.С.Хрущева 9
Внешняя политика Советского Союза в период «оттепели» 26
Десталинизация, ее итоги и особенности. 34
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Хрущев.docx

— 79.24 Кб (Скачать файл)

В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком  и маслом, но и с хлебом. Длинные  очереди с ночи выстраивались  у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные  настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью  закупок американского зерна. Эта  временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для  поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время  как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению. Зато организаторы этого "обмена" получили новый  и, казалось, неиссякаемый источник личного  обогащения.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в  части развития сельскохозяйственного  производства был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

В то же время СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз.

Однако, символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем  космические ракеты понесли в  космос животных, облетели Луну. А в  апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский  человек - Юрий Гагарин.

Покорение космоса потребовало  колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что  недалеко то время, когда советские  космонавты как радушные хозяева  будут встречать в далеком  космосе       посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.

Впечатляющими для советских  людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола "Ленин", открытие Института  ядерных исследований. Безусловно, это были крупные события. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости  строжайшего соблюдения технологической  дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский  народ и об аварии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой  произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей. Сотни людей облучились, свыше  десяти тысяч сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей  продолжали там жить еще долгие десятилетия.

В 1957 году начинают предприниматься  попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева.

Следует сказать, что организация  совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные  перевозки грузов, закрывались сотни  дублировавших друг друга мелких производственных предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади  были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс  технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960 гг было введено  в строй в три раза больше новых  типов машин, агрегатов, приборов, чем  в предыдущую пятилетку. Произошло  существенное сокращение административно-управленческого  персонала на производстве.

Все более активную роль стали играть моральные стимулы. Возникло новое движение - бригады  коммунистического труда. Члены  этих бригад, как и члены бригад ДИП ("догнать и перегнать") в начале 30-х годов, старались  внедрить коммунистические методы в  свою повседневную жизнь, проводить  вместе свободное время, повышать свой общеобразовательный, технический  и профессиональный уровень. Однако идеализм зачинателей, движения за комтруд  довольно быстро угас, столкнувшись как  с "грубыми" потребностями быта, так и с тем, что почин был  быстро сделан бюрократией партийной, профсоюзной, комсомольской, сделавшей  из него очередную графу в "таблице  соцсоревнования".

Наибольший успех гражданский  сектор экономики имел на направлении  жилищного строительства. В СССР массового жилищного строительства  не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова  миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих были почти не сбыточной  мечтой. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

Удержаться на высоком  уровне было по плечу далеко не всем. Данное движение не могло быть массовым. Но профсоюзные организации в  погоне за цифрами пытались вовлечь  в него как можно больше людей. В итоге все было заформализовано. Любовь к звонкой фразе, лозунгу, скороспелость выводов и решений  были характерными чертами того времени, где подлинные новации, забота о  простом народе причудливо переплетались с прожекторством, пустословием, а порой и элементарным социальным невежеством.

XXI съезд - еще одна попытка  радикального ускорения. Реформа,  произведенные перемены привели  к замешательству в управленческом  аппарате, сбоям в выполнении  шестого пятилетнего плана. Однако  признать это и вносить необходимые  коррективы руководство страны  не стало. Было найдено другое  решение: заменить пятилетний  план на 1956-1960 гг семилетним планом  на 1959-1965 гг. Тогда "недостача"  первых лет пятилетки покроется  новыми планами. В качестве  обоснования данной меры приводились  масштабы хозяйства, необходимость  установления длительной перспективы  экономического планирования.

Хотя в семилетнем плане  говорилось о необходимости сделать  решающий рывок обеспечения народа жильем, продуктами потребления, его  основные идеи, как и прежде, сводились  к неизменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы "А". Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии.

Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета неточного, преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что  страна вступила в "период развернутого строительства коммунистического  общества".

Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и перегнать  наиболее развитые капиталистические  страны по производству продукции на душу населения. Заглядывая в будущее, Хрущев прикидывал, что это произойдет примерно в 1970 году. Затронул в своем  докладе Хрущев и некоторые вопросы  теории. Он сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем самым, по его  мнению, решился вопрос о возможности  построения социализма в одной стране.

Важнейшим внутриполитическим событием изучаемого периода был XXII съезд КПСС. На нем была принята  новая программа партии. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации, определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни, резкое усиление культа личности самого Хрущева. Была потеряна главная линия на децентрализацию управления народным хозяйством.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить  материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в  мире производительности труда ; обеспечить самый высокий в мире жизненный  уровень народа) ; в области социально-политической перейти к коммунистическому  самоуправлению; в областно-духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего  развитого человека. Исторические рамки  программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами.

В начале 60-х годов образ  коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными  программами. Социальные программы-обязательства  сводились к следующему: во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью  обеспечив народ качественными  продуктами рационального и бесперебойного питания; во-вторых, полностью удовлетворить  спрос на предметы широкого потребления; в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив  каждой семье отдельную благоустроенную  квартиру; наконец, ликвидировать малоквалифицированный  и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после  ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, решившей их материальной базы.

Антипартийная группа и заговор  против Хрущева

К 1957 курс Хрущева стал встречать  сопротивление консервативной части  партийного руководства. Недовольство вызывало и стремление к более  широкому разоблачению «культа личности», и создание совнархозов, и нежелание  Хрущева советоваться с коллегами  при принятии важных решений. В мае 1957 большинство членов Президиума ЦК стали склоняться к идее ликвидации поста первого секретаря ЦК КПСС и перемещения Хрущева на должность  министра сельского хозяйства.

В июне на заседании Президиума ЦК Хрущев был обвинен коллегами  по Президиуму ЦК в волюнтаризме и  создании нового культа личности. Несмотря на возражения А. И. Микояна, и большинства  кандидатов в члены Президиума и  секретарей ЦК, Президиум ЦК вынес  постановление о снятии Хрущева  со своего поста. И ЦК, и съезды, начиная  со сталинских времен, всегда слепо  подчинялись решению высшего  партийного руководства – Политбюро  и затем Президиума. Но Хрущев и  его сторонники, затягивая время, продолжали полемику. Пока шли прения, секретариат ЦК оповещал о происходящем конфликте членов ЦК — сторонников  Хрущева.

Важную роль сыграло решение  министра обороны Г. К. Жукова поддержать Хрущева. Большая группа членов ЦК —  партийных работников и генералов  — потребовала, чтобы их приняли  на Президиуме. Это вызвало шок  у членов Президиума, которые посчитали  это военным переворотом. Но под  давлением нескольких десятков членов ЦК в условиях отсутствия единства своего состава Президиум ЦК был  вынужден согласиться на проведение пленума. Сторонники Хрущева стали  торопиться, некоторых членов ЦК, готовых  поддержать Хрущева, в Москву перебрасывали  военными самолетами.

Пленум готовил секретариат  ЦК, он же формировал повестку дня и  определял докладчиков. В итоге 22 июня выступил М. А. Суслов. Хрущев подчеркнул, что Президиум подчиняется Пленуму, а Жуков, что армия подчиняется  ЦК. Таким образом, членам ЦК объяснили, что они теперь верховные судьи  в конфликте «вождей». Жуков в  своем выступлении подробно рассказал  об участии Молотова, Маленкова и  Кагановича в организации сталинских репрессий. Маленков в ответном слове  не решился рассказать об аналогичных  преступлениях Хрущева. Его попытки  выступить с демократических  позиций «коллегиального руководства» выглядели неубедительно и противоречили  представлениям номенклатуры о порядке  управления. Критикуя Хрущева, Каганович  сбился на оправдания Сталина, что не могло прибавить ему веса в  глазах ЦК, избранного на ХХ съезде.

Затем в работе пленума был объявлен перерыв, во время которого с членами  ЦК секретариат провел дополнительную разъяснительную работу. 25 июня разгром  противников Хрущева был довершен. Оценив соотношение сил, первоначально  поддержавшие Маленкова Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов и др. изменили позицию  и покаялись в ошибках. Консервативную позицию решительно защищали только Молотов и кандидат в члены  Президиума Шепилов (последний –  поддерживая решения ХХ съезда).

Большинство членов ЦК, которые были избраны на ХХ съезде, выступили  против консервативного большинства  Президиума ЦК и поддержали Хрущева  на пленуме, который продолжался  в течение недели (22-29 июня). На этом этапе в защиту реформ выступали  будущие влиятельные консерваторы, такие как Л. И. Брежнев и М. А. Суслов.

В результате могущественные сталинские соратники Молотов, Каганович, Маленков и «примкнувший к ним» Шепилов  были объявлены «антипартийной группой». Они были сняты с постов и назначены  на второстепенные должности. Но в отличие  от сталинских времен к ним не были применены репрессии. Покаявшиеся  консерваторы также лишились реального  влияния, в 1958 Булганин потерял пост председателя правительства, который  занял сам Хрущев.

Готовность довериться среднему партийному звену в борьбе против оппозиционеров спасла Хрущева, однако вперед выдвинулись  партийные чиновники, которые сделались  теперь гораздо более влиятельными, чем при Сталине. В то же время  роль коллективного руководства  партийных бонз на время ослабло, что укрепило режим личной власти Хрущева с одной стороны и  реальное влияние партийного аппарата – с другой.

Неопределенные слухи о растущем недовольстве политикой Хрущева  стали распространяться в высших эшелонах власти уже в конце 1963 года. Видимо, тогда же в его окружении  стали появляться и мысли о  возможном отстранении Хрущева. Тем более что обиженных им было немало.

Информация о работе Политический портрет Хрущева