Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы изучить русское театральное искусство, зарождение реализма в сценическом искусстве, развить потребность в приобщении к театральным достижениям. Отсюда вытекают следующие задачи:
- концептуально изложить историю развития русского театра XIX – начала XX века;
- оценить и сравнить крепостные и государственные театры этого периода;
- проследить формирование системы духовной жизни и реализацию ее через театральное искусство.
- отобразить развитие сценического классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в сценическом искусстве;
- выделить мастеров сцены и основные театры, где были апробированы и поставлены произведения зарубежных и русских авторов:
- показать ценности и нормы, присущие данному периоду.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по истории России на тему:
«Повседневная жизнь русского театра XIX – начала XX века»
Выполнил: студент 3 курса
Проверил:
Тамбов -2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Возникновение первых русских публичных театров в первой половине XIX в.
1.1.Крепостные и государственные театры………………………………..
1.2. Основные стили и направления в русском театральном искусстве…
Глава II. Основные направления развития русского драматического театра во второй половине XIX в. –начале XX века
2.1. Развитие частного
театрального искусства в 1860-1880 гг. и становление основных жанров………………………………………………………………
2.2. Формирование актерской школы и мастера сцены……………………
2.3. Возникновение народных театров как реакция на процесс демократизации русской культуры…………………………………………..
2.4. МХАТ и его создатели
К.С. Станиславский и В.И.
Введение
В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества. Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой». XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение. Актуальность выбранной темы обусловлена духом времени, так как одни лишь экономические и политические знания не могут служить ключом к пониманию динамики русской цивилизации. Выбранная для изучения тема курсовой работы способствует осознанию важности такого феномена духовной культуры, как русский театр девятнадцатого начала 20 столетия. Обстоятельный анализ приоритетных для противоречий духовной культуры первой половины XX века ценностей помогает определить не только уровень развития и состояния театров, но и понять, почему общество, изучаемого периода жило так, а не иначе. Малообразованность, невежество, отсутствие у человека соответствующих знаний и духовных регуляторов проявляется сегодня повсеместно в разнообразных формах: в недооценке интеллекта, опыта, знаний, культуры, творчества.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить русское театральное искусство, зарождение реализма в сценическом искусстве, развить потребность в приобщении к театральным достижениям. Отсюда вытекают следующие задачи:
- концептуально
изложить историю развития русс
- оценить и сравнить крепостные и государственные театры этого периода;
- проследить формирование системы духовной жизни и реализацию ее через театральное искусство.
- отобразить
развитие сценического
- выделить мастеров
сцены и основные театры, где
были апробированы и
- показать ценности и нормы, присущие данному периоду.
Несмотря на значимость изучаемой темы, советская историография отличается некоторой однородностью. При обилии монографий, относящихся к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры, обобщающих работ сравнительно невелико.
XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по-настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, написаны пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.
Театральное искусство этого времени прощалось «с екатерининской эпохой, с ранним русским классицизмом». XIX век в первую очередь ознаменован годами Великой отечественной войны с армией Наполеона. В театре с огромным успехом идут пьесы, посвященные борьбе за отечество, прославляющие подвиги героев. Наибольшей популярностью пользовались трагедии В. А. Озерова. В его произведениях раскрылось дарование замечательных трагических актеров Алексея Семёновича Яковлева и Екатерины Семёновны Семёновой.
Самой яркой постановкой
Озеровских пьес стала премьера «Дмитрия
Донского» с Яковлевым и
Вторым по значимости историческим событием, оказавшим влияние на становление театра в XIX веке стало восстание декабристов. Декабристы требовали от театра правдивого изображения жизни, обличения крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов, любви к свободе.
Вопросы театральной эстетики разрабатывал Пушкин. Он отстаивал в русском театре принципы подлинной народности. Гениальными новаторскими произведениями этого периода были комедия Грибоедова «Горе от ума» и трагедия Пушкина «Борис Годунов».
В 1824 г. открывается Малый театр в Москве, а в 1832 г. - Александрийский в Петербурге.
Театр постепенно становится в центре внимания общественной жизни России. Огромное значение искусству сцены придавала передовая революционно-демократическая интеллигенция во главе с В. Г. Белинским, считавшим, что театр есть «...исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всех обстоятельствах возбуждать и волновать их».
Силу влияния театра понимало и царское правительство. Над театром устанавливается строгий цензурный надзор. Особенно был тяжел гнет цензуры во время царствования Николая I, после поражения восстания декабристов в 1825 г. с большим трудом, исковерканные цензурой попадают на сцену пьесы Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Этапное значение для судеб русской сцены имела постановка «Ревизора» Гоголя в 1836 г. Впервые театр с такой остротой и смелостью вмешивался в жизнь, стремился оказывать влияние на решение злободневных социальных проблем.
Великим художником сцены в это время жестокой и мрачной реакции был актер-романтик Павел Степанович Мочалов (1800 - 1848). Он стал выразителем тоски, боли, отчаяния целого поколения, стремления к бунту против гнета, произвола и насилия власти царского самодержавия. Его игра в трагедиях Шекспира, в драмах Шиллера потрясала зрителей. Публика забывала обо всем, прощала бедность и небрежность оформления спектакля, когда на сцену выходил Ричард III - Мочалов. Они видели перед собой демона зла, горбуна с пылающими глазами, с неукротимой энергией, безжалостно сметающей все на своем пути к поставленной цели. Вершиной творчества Мочалова стала роль Гамлета.
«...Какой могучий, какой страшный художник!» - с восхищением писал В. Г. Белинский о Мочалове в этой роли.
Одновременно с Мочаловым на сцене Малого театра играл выдающийся русский актер Михаил Семёнович Щепкин. Щепкин стал основоположником сценического реализма, актером, создавшим незабываемые образы в пьесах Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева и во многих других произведениях русской и зарубежной драматургии.
Кроме Щепкина и Мочалова
большой любовью и
Во второй половине XIX века большое влияние на театр оказывает общественный подъем, вызванный развитием освободительного движения с конца 50-годов, бурный экономический рост страны, философские, публицистические произведения Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Начинает развиваться театральная критика и из «закулисной», выражения мнения просвещенных театралов она постепенно превращается в профессиональную.
Большая роль в развитии
театральной критики тех лет
принадлежит различным
Почти во всех периодических изданиях той поры начинают появляться статьи о театре, в некоторых из них существовал специальный театральный раздел, как например, в «Вестнике Европы» и в «Сыне отечества». Театральную жизнь регулярно освещали «Московский курьер», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал драматический», «Северный вестник», «Журнал российской словесности», «Санкт-Петербургский вестник» и др.
Глава I. Возникновение первых русских публичных театров в первой половине XIX в.
1.1.Крепостные и государственные театры.
Во второй половине XVIII века, в связи со стремлением Екатерины II укрепить свое влияние среди провинциального дворянства, начинают открываться театры в губернских городах. Так, в 1793 году по инициативе вице-губернатора И. М. Долгорукова, известного театрала, актера-любителя и драматурга, открылся в Пензе Театр благородных любителей. Примечателен в этом отношении и почин крупнейшего русского поэта Г. Р. Державина, бывшего в конце 80-х годов XVIII века губернатором в Тамбове. В то время тамбовское дворянство, по выражению Державина, было подобно «дикому и темному лесу». Поэт и его жена приложили много сил, чтобы «образовать» его. Видную роль в этом сыграло создание театра, представления которого собирали многих зрителей. Сохранились сведения о спектакле 1786 года, когда силами дворян-любителей был исполнен «Пролог» Державина, символически изображающий просвещение тамбовского общества: в темный лес, олицетворяющий местное дворянство, нисходит гении просвещения в сопровождении муз - Талии и Мельпомены. После «Пролога» была исполнена комедия Веревкина под многозначительным названием «Так и должно быть».
Постепенно увлечение театром захватывает все большие круги дворянства. Богатые помещики создают собственные крепостные театры и оркестры, которые содержат как в усадьбах, так и в городских домах. Крепостные театры многих вельмож, особенно Шереметева, Юсупова, Всеволожского и Волконского, по отзывам современников, достигли высокого художественного уровня. Театр Шереметева в Кускове посещали Екатерина II, придворная знать, иностранные дипломаты. Зрителей восхищало богатство постановок, изящество и музыкальность исполнения, удивляло сценическое мастерство крепостных актеров.
Первоначально крепостные театры предназначались лишь для узкого круга зрителей, главным образом, родных и знакомых владельца. Но по мере роста популярности сценического искусства крепостной театр из «домашней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным. Так, первое десятилетие XIX века отмечено появлением значительного числа крепостных публичных театров.
Наибольшее количество находилось в Москве и Петербурге: из 103 городских крепостных театров 53 действовали в Москве, 27 - в Петербурге и 23 - в остальных городах Европейской России. Вместе с тем, значительным было распространение театральных заведений на периферии: в Московской губернии было 63 театра, в Петербургской - 30, в Пензенской, Курской, Орловской, Нижегородской - 5-7, Владимирской, Воронежской, Смоленской, Полтавской - 2-4 и, наконец, в Вологодской, Волынской, Псковской, Симбирской - по 1 театру на губернию.
Дальнейшее существование частных публичных театров определялось потребностями зрителей. Театры могли существовать только в тех городах, где был необходимый контингент театральной публики. Поэтому, например, наиболее долговечными оказались театр помещика Есипова в Казани - крупном торговом, административном и культурном центре Среднего и Нижнего Поволжья и театр князя Шаховского в Нижнем Новгороде. Близость к последнему Макарьевской ярмарки способствовала его процветанию. Основанный в конце XVIII века новгородский театр был перестроен и расширен в 1811 году; в нем было 27 лож, 100 мест в партере, 50 - в креслах и 200 мест на галерее. Театральный сезон отличался большой продолжительностью: спектакли шли три раза в неделю с сентября до середины июня.
Большой известностью пользовался театр Каменского в Орле, позднее описанный Герценом в повести «Сорока-воровка». Каменский отличался жестокостью, самодурством и многочисленными причудами. Однако искреннее увлечение театром помогло ему создать превосходную труппу, в которой особенно выделялись комик Козлов и талантливая актриса Козьмина (прототип Анюты в повести Герцена). В 1818 году Каменский пытался купить тогда уже известного крепостного актера М. С. Щепкина, но его опередил князь Репнин.
Информация о работе Повседневная жизнь русского театра XIX – начала XX века