Практические занятия по истории 1917-2000 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа

Описание работы

Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2000 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Файлы: 1 файл

PRAKTICh_ZANYaTIYa_1917-2000_2008.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию 

 

ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО КУРСУ

 СОВРЕМЕННОЙ  ИСТОРИИ РОССИИ

(1917  – 2008 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2009

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

 

 

Практические занятия  по курсу современной истории России (1917 - 2008 гг.). – 3-е изд., испр. и доп.  Н.Новгород: НГПУ, 2009. – с.

 

 

Даны темы, планы практических занятий, методические рекомендации, перечень источников и литературы, предложены индивидуальные задания и вопросы к коллоквиумам и контрольным работам. Предназначено для студентов III – V курсов дневного отделения исторического факультета.

 

 

 

Составители: Федоров В.Д., доктор исторических наук, профессор,

Грехова Н.Н., кандидат исторических наук, доцент,

Сомов А.Г., кандидат исторических наук, доцент,

Перчиков Ю.А., доктор исторических наук, профессор

 

Ответственный за выпуск: Шляхов М.Ю., кандидат исторических наук, доцент,

          зав.  кафедрой современной истории  России.

 

 

Рецензент: Набатов Г.В., доктор исторических наук, профессор ННГУ

       им.    Н.И.Лобачевского

 

 

 

 

 

 

 

© Нижегородский государственный педагогический университет, 2009

 

 

 Практические занятия по  современной истории России охватывают  время с 1917 по  2000 гг. и включают  в себя важнейшие проблемы  одного из наиболее сложных  и драматичных периодов истории  нашего Отечества. Цель занятий  - помочь студентам более глубоко  изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Перечень основной литературы составлен  с учетом того, чтобы студенты имели  возможность познакомиться с историческими исследованиями, вышедшими как за последние три-пять лет, так и с работами предыдущего периода, не утратившими научную ценность и в настоящее время. Это не избавляет студентов от необходимости привлекать дополнительные источники информации. При работе над каждой темой и при выполнении каждого индивидуального задания рекомендуем, в частности, использовать современные мультимедийные издания: Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.,.Косулина Л.Г/ Под ред. Т.В.Батаевой, М.С.Антоновой, А.Л.Харитонова. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М., Клио Софт, 1997;  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 2 CD (Кирилл и Мефодий. 1999);  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 7 CD (DVD). Диск 6: «Видеоархив российской истории» (Кирилл и Мефодий. 1999). Перечень источников и литературы к занятиям включает также и интернет-ресурсы.

На практические занятия выносятся  проблемы, которые, как правило, не рассматриваются в лекционном курсе, либо в лекциях им уделяется ограниченное внимание. С целью активизации деятельности студентов и интенсификации учебного процесса предлагаются различные формы проведения практических занятий. Планируются семинары с коллективным обсуждением основных вопросов темы, "круглые столы" и конференции. Они предполагают обсуждение вопросов, наиболее дискутируемых и получивших в историографии последних лет неоднозначное толкование и оценку. Коллоквиумы и контрольные работы, включенные в тематику занятий, должны выявлять эффективность самостоятельной работы студентов учебной группы.

Предлагаемая тематика практических занятий предназначается для студентов III - V         курсов дневного отделения исторического факультета.

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Данное занятие начинается с ознакомления студентов с целями и задачами изучения курса «Новейшая история России», с программой и структурой учебного курса. Преподаватель рекомендует учебную литературу, основные интернет-сайты, разъясняет методику проведения практических занятий, организацию самостоятельной работы с различными источниками, раскрывает содержание и формы проведения контрольных работ и коллоквиумов. Студентам предлагается ознакомиться с тематикой индивидуальных заданий и выбрать тему для доклада или сообщения.

 

 

 

ЧАСТЬ I. 1917 – КОНЕЦ 1920-х гг.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Февральская революция и общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г.

План

  1. Февральская революция и ее итоги. Образование двоевластия в стране.
  2. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
  3. Классы и политические партии, их стратегия и тактика в период двоевластия.

 

Источники

Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945. – М., 1991. С. 9-17, 18-21.

 Политические партии и общество  в России 1914 – 1917 гг.: Сборник документов. М. 1999 [http:www.auditorium.ru/books/110].

Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции //   Полн. собр. соч. Т. 31. С. 113-118.

Ленин В.И. О двоевластии // Там же. С 145-148.

Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 2.- М., 1990. С. 279-318.

Набоков В. Временное правительство. – М., 1990.

Страна гибнет сегодня: Воспоминания о Февральской революции 1917 г. – М., 1991.

Литература

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004. М. 2005.

Новейшая история Отечества. ХХ век. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т. 1. М. 2001.

Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Т. 1. От начала до Великой победы.. М. 2001.

Политическая история России первой четверти XX века. СПб. 2006.

Спирин  Л.М. Россия 1917 год: Из истории борьбы политических партий. – М., 1987.

Февральская революция 1917 г. в российской истории. «Круглый стол» в ИРИ  РАН //Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 3 - 5.

 

Методические рекомендации

Главной целью семинарского занятия  является выявление исторической сущности Февральской революции 1917 г. При обсуждении первого вопроса необходимо выявить причины революции, показать, что она была вызвана системным кризисом самодержавия и была закономерной как вариант разрешения противоречий в российском обществе. Охарактеризуйте хронику революционных событий в Петрограде и их итоги, выявите своеобразие Февральской революции и причины образования двоевластия.

Главным содержанием второго вопроса является самоанализ внутренней и внешней политики Временного правительства. Изучите Декларацию от 3 марта и определите характер и специфику преобразований, намеченных Временным правительством.

В заключение семинарского занятия  рассмотрите позицию классов и основных политических партий весной 1917 г. их стратегию и тактику в период двоевластия. Дайте содержательный анализ программ кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков и ответьте, как политические партии прогнозировали дальнейшее развитие страны, как определяли пути демократизации общества, какую модель социального устройства они считали для России наиболее оптимальной, как пытались разрешить аграрный вопрос?

 

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Нарастание кризиса летом 1917 г. и углубление дестабилизации российского общества в сентябре-октябре 1917 г.

 

План

1.    Перегруппировка политических  сил и борьба за массы в  летний период. Раскол революционной демократии.

  1. Выступление Корнилова и его последствия.
  2. Общенациональный кризис осени 1917 г. и пути выхода из него.

 

Источники

От Февраля к Октябрю. Документы  и материалы // Вопросы  истории  КПСС.  1987. № 6.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945…  С. 17-21.

Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996.

Ленин В.И. Кризис назрел // Полн.собр.соч. Т. 34. С. 272-273.

Милюков П.Н. Ликвидация выступления Корнилова // Октябрьская революция: Мемуары. - М., 1990. С. 87-114.

Литература

 Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М., 1987.

1917 год: Почему Февраль? Почему  Октябрь? // Наше Отечество. Т.1.  М., 1991. С. 368-379.

Иоффе Г.З. «Белое дело". Генерал Корнилов. - М., 1989.

Калягин А.В. Россия: год 1917. Мультимедийное учебное пособие. 2006 [http://media.ssu.samara.ru/aivirus]

Октябрь 1917: величайшее событие или  социальная катастрофа? - М., 1991.

Октябрьская революция. Вопросы и  ответы. - М., 1987.

 

 

Методические рекомендации

Данный семинар развивает и  конкретизирует предыдущую тему. На нем  рекомендуется рассмотреть, как  шло нарастание кризиса и углубление дестабилизации российского общества летом-осенью 1917 г. и вскрыть социальное содержание этих перемен.

При рассмотрении первого вопроса  следует показать социальную напряженность  в стране, охарактеризовать июльские события в Петрограде, определить их характер и дать оценку действиям большевиков. При этом следует выявить, какие последствия события 3-5 июля в Петрограде имели как для Временного правительства, так и для Советов, как они изменили расстановку политических сил?

Второй вопрос предполагает осветить подготовку и осуществление корниловского мятежа. Выявите политические силы, поддерживавшие Корнилова, его взаимоотношения с Керенским. На основе изучения программы Л. Корнилова и его действий докажите, что это была попытка установления в стране военной диктатуры. Объясните причины провала корниловского выступления и его последствия.

Третий вопрос начните  с определения понятия «общенациональный  кризис». На конкретном историческом  материале покажите его проявления в экономической, социальной, политической и идеологической сферах, в общественной жизни страны и определите наиболее реальные на ваш взгляд, пути выхода из кризиса. Подумайте, были ли альтернативы Октябрю и какая, по вашему мнению, имела больше шансов на то, чтобы быть реализованной? Обоснуйте свой ответ.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Октябрьские события в Петрограде и Москве. Приход большевиков к власти

 

План

  1. Октябрьское восстание в Петрограде: подготовка и свершение.
  2. Установление советской власти в Москве.
  3. II съезд Советов и его решения. Формирование большевистского правительства. Первый правительственный кризис.

Источники

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945…  С. 21-94.

Декрет о земле съезда Советов  рабочих и солдатских депутатов  [http:www/historiydoc.edu.ru]

Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн.собр. соч. Т. 34. С. 239-241.

Ленин В.И. Марксизм и восстание // Там же. С. 243-247.

Ленин В.И. Советы постороннего // Там же. С. 282-284.

Керенский А.Ф. Прелюдия к большевизму. М. 2006.

Октябрьский переворот / Сост. Д.С. Анин.- М., 1991.

Дан Ф.И. К истории последних  дней Временного правительства //Октябрьская революция: Мемуары / Сост. С.А. Алексеев. - М., 1991 [http:www.hrono.ru/statii/dan_vprav.html].

 Авксентьев Н. Большевистский переворот. Воспоминания // Отечественная история. 1992. № 5.

Литература

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. - М., 1987.

Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 101-114, 191-205.

Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991.

Октябрьская революция. [http:www//dic.academic.ru]

Первое Советское правительство: октябрь 1917 - июль 1918 г. - М., 1991.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г в Петрограде. М., 1989.

Старцев В.И. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории. 1989. № 12.

Фроянов И.Я. Уроки Красного Октября. СПб. 2007.

 

Методические рекомендации

Семинарское занятие по данной теме предполагает изучение октябрьско-ноябрьских событий в Петрограде и Москве, связанных с борьбой большевиков за власть, а также анализ их первых декретов, принятых II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

При подготовке первого  вопроса необходимо на основе ленинских  писем «Большевики должны взять  власть» и  «Марксизм и восстание» показать смену тактики большевиков  в борьбе за власть. Выявите разногласия по вопросу о восстании в ЦК партии, определите позиции Каменева и Зиновьева, рассмотрите суть расхождений между Лениным и Троцким. Охарактеризуйте основные мероприятия большевиков по подготовке восстания и деятельность Временного правительства в этот период, его просчеты и ошибки. Объясните, почему большевики в Петрограде одержали легкую и практически бескровную победу?

Изучение второго вопроса должно быть нацелено в основном на выявление  причин довольно длительной и кровопролитной борьбе большевиков за власть в Москве. При этом необходимо выделить как организационные, так и политические просчеты в деятельности московского ВРК, определить соотношение военных сил, показать хронику основных событий в Москве, связанных с борьбой за установление советской власти.

При рассмотрении третьего вопроса следует изучить основные документы, принятые II Всероссийским съездом Советов и проанализировать содержание Декрета о мире и Декрета о земле. Используя дополнительную литературу определите оценки первых декретов советской власти в историографии. С какими из них вы согласны или не согласны. Аргументируйте свой ответ. Объясните, почему на съезде было сформировано однопартийное правительство и чем был вызван первый правительственный кризис?

Обобщая изучение предлагаемых вопросов следует сделать вывод, что победа большевиков в Петрограде и в Москве предопределяли установление советской власти во всей стране.

 

ЗАНЯТИЕ  4

Тема. «Круглый стол» по теме "Октябрь вчера и сегодня: дискуссии, споры, суждения"

Информация о работе Практические занятия по истории 1917-2000 г.