Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа
Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2000 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет
ПО КУРСУ
СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
(1917 – 2008 гг.)
2009
Печатается по решению редакционно-
Практические занятия по курсу современной истории России (1917 - 2008 гг.). – 3-е изд., испр. и доп. Н.Новгород: НГПУ, 2009. – с.
Даны темы, планы практических занятий, методические рекомендации, перечень источников и литературы, предложены индивидуальные задания и вопросы к коллоквиумам и контрольным работам. Предназначено для студентов III – V курсов дневного отделения исторического факультета.
Составители: Федоров В.Д., доктор исторических наук, профессор,
Грехова Н.Н., кандидат исторических наук, доцент,
Сомов А.Г., кандидат исторических наук, доцент,
Перчиков Ю.А., доктор исторических наук, профессор
Ответственный за выпуск: Шляхов М.Ю., кандидат исторических наук, доцент,
зав. кафедрой современной истории России.
Рецензент: Набатов Г.В., доктор исторических наук, профессор ННГУ
им. Н.И.Лобачевского
© Нижегородский государственный педагогический университет, 2009
Практические занятия по
современной истории России
Перечень основной литературы составлен с учетом того, чтобы студенты имели возможность познакомиться с историческими исследованиями, вышедшими как за последние три-пять лет, так и с работами предыдущего периода, не утратившими научную ценность и в настоящее время. Это не избавляет студентов от необходимости привлекать дополнительные источники информации. При работе над каждой темой и при выполнении каждого индивидуального задания рекомендуем, в частности, использовать современные мультимедийные издания: Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.,.Косулина Л.Г/ Под ред. Т.В.Батаевой, М.С.Антоновой, А.Л.Харитонова. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М., Клио Софт, 1997; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 2 CD (Кирилл и Мефодий. 1999); Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 7 CD (DVD). Диск 6: «Видеоархив российской истории» (Кирилл и Мефодий. 1999). Перечень источников и литературы к занятиям включает также и интернет-ресурсы.
На практические занятия выносятся проблемы, которые, как правило, не рассматриваются в лекционном курсе, либо в лекциях им уделяется ограниченное внимание. С целью активизации деятельности студентов и интенсификации учебного процесса предлагаются различные формы проведения практических занятий. Планируются семинары с коллективным обсуждением основных вопросов темы, "круглые столы" и конференции. Они предполагают обсуждение вопросов, наиболее дискутируемых и получивших в историографии последних лет неоднозначное толкование и оценку. Коллоквиумы и контрольные работы, включенные в тематику занятий, должны выявлять эффективность самостоятельной работы студентов учебной группы.
Предлагаемая тематика практических занятий предназначается для студентов III - V курсов дневного отделения исторического факультета.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Данное занятие начинается с ознакомления студентов с целями и задачами изучения курса «Новейшая история России», с программой и структурой учебного курса. Преподаватель рекомендует учебную литературу, основные интернет-сайты, разъясняет методику проведения практических занятий, организацию самостоятельной работы с различными источниками, раскрывает содержание и формы проведения контрольных работ и коллоквиумов. Студентам предлагается ознакомиться с тематикой индивидуальных заданий и выбрать тему для доклада или сообщения.
ЧАСТЬ I. 1917 – КОНЕЦ 1920-х гг.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Февральская революция и общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г.
План
Источники
Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945. – М., 1991. С. 9-17, 18-21.
Политические партии и
Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. Т. 31. С. 113-118.
Ленин В.И. О двоевластии // Там же. С 145-148.
Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 2.- М., 1990. С. 279-318.
Набоков В. Временное правительство. – М., 1990.
Страна гибнет сегодня: Воспоминания о Февральской революции 1917 г. – М., 1991.
Литература
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004. М. 2005.
Новейшая история Отечества. ХХ век. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т. 1. М. 2001.
Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Т. 1. От начала до Великой победы.. М. 2001.
Политическая история России первой четверти XX века. СПб. 2006.
Спирин Л.М. Россия 1917 год: Из истории борьбы политических партий. – М., 1987.
Февральская революция 1917 г. в российской истории. «Круглый стол» в ИРИ РАН //Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 3 - 5.
Методические рекомендации
Главной целью семинарского занятия является выявление исторической сущности Февральской революции 1917 г. При обсуждении первого вопроса необходимо выявить причины революции, показать, что она была вызвана системным кризисом самодержавия и была закономерной как вариант разрешения противоречий в российском обществе. Охарактеризуйте хронику революционных событий в Петрограде и их итоги, выявите своеобразие Февральской революции и причины образования двоевластия.
Главным содержанием второго вопроса является самоанализ внутренней и внешней политики Временного правительства. Изучите Декларацию от 3 марта и определите характер и специфику преобразований, намеченных Временным правительством.
В заключение семинарского занятия рассмотрите позицию классов и основных политических партий весной 1917 г. их стратегию и тактику в период двоевластия. Дайте содержательный анализ программ кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков и ответьте, как политические партии прогнозировали дальнейшее развитие страны, как определяли пути демократизации общества, какую модель социального устройства они считали для России наиболее оптимальной, как пытались разрешить аграрный вопрос?
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Нарастание кризиса летом 1917 г. и углубление дестабилизации российского общества в сентябре-октябре 1917 г.
План
1. Перегруппировка политических сил и борьба за массы в летний период. Раскол революционной демократии.
Источники
От Февраля к Октябрю. Документы и материалы // Вопросы истории КПСС. 1987. № 6.
Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 17-21.
Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996.
Ленин В.И. Кризис назрел // Полн.собр.соч. Т. 34. С. 272-273.
Милюков П.Н. Ликвидация выступления Корнилова // Октябрьская революция: Мемуары. - М., 1990. С. 87-114.
Литература
Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М., 1987.
1917 год: Почему Февраль? Почему Октябрь? // Наше Отечество. Т.1. М., 1991. С. 368-379.
Иоффе Г.З. «Белое дело". Генерал Корнилов. - М., 1989.
Калягин А.В. Россия: год 1917. Мультимедийное
учебное пособие. 2006 [http://media.ssu.samara.ru/
Октябрь 1917: величайшее событие или социальная катастрофа? - М., 1991.
Октябрьская революция. Вопросы и ответы. - М., 1987.
Методические рекомендации
Данный семинар развивает и конкретизирует предыдущую тему. На нем рекомендуется рассмотреть, как шло нарастание кризиса и углубление дестабилизации российского общества летом-осенью 1917 г. и вскрыть социальное содержание этих перемен.
При рассмотрении первого вопроса следует показать социальную напряженность в стране, охарактеризовать июльские события в Петрограде, определить их характер и дать оценку действиям большевиков. При этом следует выявить, какие последствия события 3-5 июля в Петрограде имели как для Временного правительства, так и для Советов, как они изменили расстановку политических сил?
Второй вопрос предполагает осветить подготовку и осуществление корниловского мятежа. Выявите политические силы, поддерживавшие Корнилова, его взаимоотношения с Керенским. На основе изучения программы Л. Корнилова и его действий докажите, что это была попытка установления в стране военной диктатуры. Объясните причины провала корниловского выступления и его последствия.
Третий вопрос начните
с определения понятия «
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Октябрьские события в Петрограде и Москве. Приход большевиков к власти
План
Источники
Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945… С. 21-94.
Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edu.ru]
Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн.собр. соч. Т. 34. С. 239-241.
Ленин В.И. Марксизм и восстание // Там же. С. 243-247.
Ленин В.И. Советы постороннего // Там же. С. 282-284.
Керенский А.Ф. Прелюдия к большевизму. М. 2006.
Октябрьский переворот / Сост. Д.С. Анин.- М., 1991.
Дан Ф.И. К истории последних
дней Временного правительства //Октябрьская
революция: Мемуары / Сост. С.А. Алексеев.
- М., 1991 [http:www.hrono.ru/statii/dan_
Авксентьев Н. Большевистский переворот. Воспоминания // Отечественная история. 1992. № 5.
Литература
Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. - М., 1987.
Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 101-114, 191-205.
Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991.
Октябрьская революция. [http:www//dic.academic.ru]
Первое Советское правительство
Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г в Петрограде. М., 1989.
Старцев В.И. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории. 1989. № 12.
Фроянов И.Я. Уроки Красного Октября. СПб. 2007.
Методические рекомендации
Семинарское занятие по данной теме предполагает изучение октябрьско-ноябрьских событий в Петрограде и Москве, связанных с борьбой большевиков за власть, а также анализ их первых декретов, принятых II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.
При подготовке первого вопроса необходимо на основе ленинских писем «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание» показать смену тактики большевиков в борьбе за власть. Выявите разногласия по вопросу о восстании в ЦК партии, определите позиции Каменева и Зиновьева, рассмотрите суть расхождений между Лениным и Троцким. Охарактеризуйте основные мероприятия большевиков по подготовке восстания и деятельность Временного правительства в этот период, его просчеты и ошибки. Объясните, почему большевики в Петрограде одержали легкую и практически бескровную победу?
Изучение второго вопроса
При рассмотрении третьего
вопроса следует изучить
Обобщая изучение предлагаемых вопросов следует сделать вывод, что победа большевиков в Петрограде и в Москве предопределяли установление советской власти во всей стране.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема. «Круглый стол» по теме "Октябрь вчера и сегодня: дискуссии, споры, суждения"
Информация о работе Практические занятия по истории 1917-2000 г.