Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа
Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2000 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
План
3. Октябрь в воспоминаниях участников
Литература
Булдаков В.П. Историографические метаморфозы " красного Октября"// Исторические исследования в России: тенденции последних лет. М. 1996.
К истории русских революций: события, мнения, оценки. М. 2007.
Революция 1917 г. и Гражданская война
в России (Цикл дискуссионных передач,
организованных «Радио Свобода» с
участием ученых-историков). [http:www.swoboda.org/
Российские революции: 90 лет спустя. «Круглый стол» в институте российской истории РАН //Отечественная история. 2008. № 6.
Грехов А.В. Новейшая зарубежная историография о закономерности Октябрьской революции //Революции 1917 г в России: уроки истории и политики. Н.Новгород. 2008.
Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М. 1989.
Россия 1917 год. Выбор исторического пути. - М., 1989.
Споры об Октябре вчера и сегодня // Коммунист. 1990. № 15.
Сироткин В.Г. О мировой революции и России, которую мы потеряли // Свободная мысль. 1992. № 15.
Трухан Г.А. Был ли неизбежен Октябрь // Отечественная история. 1992. № 4.
Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994.
Октябрьская революция. Мемуары. М. 1991.
Октябрьский переворот.
Литература
Октябрьская революция и армия: Сборник документов и материалов. - М., 1973.
Разложение армии в 1917 г. // 1917 год в документах и материалах. - М.-Л., 1925.
Деникин А.И. Крушение власти и армия. Февраль - сентябрь 1917 г.// Очерки русской смуты. - М., 1991.
Андреев А.М. Солдатские массы гарнизонов русской армии в Октябрьской революции. - М., 1975.
Гаврилов Л.М. Солдатские комитеты в Октябрьской революции. Действующая армия. - М., 1985.
Гальперина Б.Д. Февральская революция и права солдат // Вопросы истории. 2000. № 10.
Старцев В.И. Человек с ружьем в Октябре 1917 г. // Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991.
Чанкевич Е.И. Русская гвардия в Февральской революции//Вопросы истории.2002.№ 9.
Литература
Ефимов О.В. Власть и крестьянство в 1917 – 1918 гг. (На материалах Нижегородской губернии). Арзамас. АГПИ. 2007.
Короленко В.Г. Земли! Земли! // Новый мир. 1990. № 1.
Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. - М., 1988.
Малявский А.Д. Крестьянское движение в 1917 году. Март-октябрь. - М., 1981.
Осипова Т.В. Российские крестьяне в революции и гражданской войне. М. 2001.
Седов А.В. Проблемные вопросы крестьянского движения в 1917 г. // Октябрь 1917 года: вопросы истории. - Н.Новгород, 1993.
Судьбы российского
Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Крестьянство России в период трех революций. - М., 1987.
Литература
Горький М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918). - М., 1990.
Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. Новые документы и материалы. М. 2001.
Струве П.Б. Размышления о русской революции. - М., 1991.
Ершова Э.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ в.// Вопросы истории. 2001. № 6.
Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. - М., 1987.
Знаменский О. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917). - Л., 1988.
Интеллигенция и революция: Сборник статей. - М., 1985.
Фильченкова Э.М. Интеллигенция и революция // Российская провинция в годы революций и гражданской войны. Н.Новгород. 1997.
Литература
Победа Октябрьской
Октябрь в Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии: Сборник воспоминаний.-
Горький. 1957.
Кожевников В.П. Историография установления советской власти в Нижнем Новгороде // Российская провинция в годы революций и гражданской войны 1917-1922 гг.- Н.Новгород. 1998.
Воскобойникова Н.В. Нижегородская
провинция в революционных
Революции 1917 г. в России: уроки истории и политики. Н.Новгород. 2008
Саечников В.С. Некоторые проблемы формирования низовых органов власти в конце 1917-начале 1918 гг. //Дискуссионные проблемы отечественной истории. Арзамас. 1994.
Титков Е.П. Установление советской власти в нижегородской деревне // Крестьянство Центрального промышленного района. - Калинин, 1984. С. 79-81.
Методические рекомендации
Формой проведения данного семинарского
занятия является «круглый стол»
по проблемам Октябрьской
На основе изучения рекомендуемой литературы выявите основное различие в концепциях Октября в работах западных и отечественных историков. Какие тезисы зарубежной историографии, посвященной русской революции 1917 г., восприняты современной отечественной историографией?
ЗАНЯТИЕ 5
Контрольная работа по теме: "Революция 1917 года в России"
а) весной 1917, б) июне-июле, в) августе? Какие изменения в тактике политических партий произошли к осени 1917 г?
- В чем социально-политическая сущность корниловщины. В чем причины конфликта между А.Керенским и Л. Корниловым. Какие силы поддерживали каждого из них?
ЗАНЯТИЕ 6 - 7
Тема: Создание новой государственности в России. Превращение большевизма в государственную структуру
План
Источники
Декреты Советской власти. - М., 1957. Т.1. С. 39-41, 72, 172-174.
Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 64-69, 70-71.
Ленин В.И Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата //Полн. собр. соч. Т. 35.
Ленин В.И. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6(19) января 1918 г.// Там же.
Троцкий Л. Разгон Учредительного собрания //К истории русской революции. - М., 1990. С. 206-212.
Учредительное собрание. Россия 1918 г. Стенограмма и другие документы. - М., 1991.
Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918. - М., 1987.
Журавлев В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учредительного собрания // Вопросы истории. 1990. № 12.
Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание. - М., 1976.
Медушевский А.Н.
Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. М., 1997.
Карр Э. История Советской России. Т.1. - М., 1990. С. 101-134.
Макаров В.Б. Советское государственное управление первого десятилетия: эволюция системы. Н Новгород., 2001.
Разгон А.И. Правительственный блок большевиков и левых эсеров//Исторические записки. Т. 117. - М., 1989.
Судьба Учредительного
Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. - М., 1984.
Индивидуальные задания
Литература
Мятеж левых эсеров по документальным материалам Красной книги ВЧК // Известия ЦК КПСС. 1989. № 5.
Открытое письмо Марии Спиридоновой ЦК партии большевиков // Горизонт. 1990. № 5.
Велидов А. Шестое июля // Переписка на исторические темы. - М., 1988.
6 июля 1918 года. Две версии одного события // Отечественная история. 1992. № 3.
Ленин В.И. К истории вопроса о несчастном мире // Полн. собр. соч.Т. 35. С. 243-252.
Ленин В.И. Тяжелый, но необходимый урок // Там же. С. 393-397.
Советско-германские отношения. От переговоров в Брест-Литовске до подписания Раппальского договора. Сборник документов. Т. 1. М., 1968.
Панцов А.В. Брестский мир // Вопросы истории. 1990. № 2.
Михайлов Н. Уроки одной недели // Переписка на исторические темы. - М., 1988. С. 103-128.
Брестский мир // Наше Отечество. Т. 2. - М., 1991. С. 4-34.
Методические рекомендации
Основной целью семинарского занятия является рассмотрение процесса создания в России советской государственности и превращения большевизма в государственную структуру.
Первый вопрос предполагает анализ особенностей первых шагов большевиков по разрушению старой системы управления и создания новых государственных органов. Для выявления их особенностей и определения сущности новой государственной системы необходимо изучение «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа» и других документов III Всероссийского съезда Советов.
При рассмотрении второго вопроса следует показать отношение большевиков к Учредительному собранию, определить причины его изменения после Октября 1917 г., проанализировать результаты выборов и последствия роспуска Учредительного собрания.
Изучая правительственный блок с левыми эсерами, важно отметить причины его формирования, определить круг задач, решенных большевиками в рамках этого блока, выявить причины разногласий и, как следствие их, распада союза с левыми эсерами и создания однопартийной системы.
Четвертый вопрос предполагает обсуждение основных статей первой Советской Конституции, которые закрепили основы нового общественного строя и государственности России. Выявите в тексте Конституции положения, касающиеся избирательной системы и определите ее специфику. Выясните, являлась ли советская политическая система более прогрессивной по сравнению с буржуазным парламентаризмом, политической системой дореволюционной России.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Экономическая политика большевиков (ноябрь 1917 г. - лето 1918 г.)
План
Источники
Декреты Советской власти. Т. 1. - М., 1957. С. 17-20, 409.
Хрестоматия по истории СССР 1917-1945…С. 71-74, 78-84.Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edi.ru]
Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский//Полн. собр.соч.Т.37.С.305-331.
Ленин В.И. Об организации продовольственных отрядов // Полн. собр. соч. Т. 36. С. 430-432.
Литература
История советского крестьянства. Т. 1. - М., 1986.
Кабанов В.В. Аграрная революция // Вопросы истории. 1989. № 11.
Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 426-448.
Лейберов И. Революция и хлеб. - М., 1993.
Макаров В.Б. История советского государственного управления (октябрь 1917-июнь 1941 гг.). Н.Новгород.,2001.
Осипова Т.В. Российские крестьяне в революции и гражданской войне. М. 2001.
Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Ленин о трех российских революциях. - М., 1987. С. 120-131, 156-172.
Методические рекомендации
По первому вопросу предполагае
Второй вопрос начните с анализа «Декрета о земле» и «Закона о социализации земли», являвшихся аграрной программой большевиков. Особое внимание обратите на первые преобразования в деревне с осени 1917 до весны 1918 гг., связанные с разделом помещичьих земель. Объясните, почему не произошло обещанного «черного передела».
Информация о работе Практические занятия по истории 1917-2000 г.