Практические занятия по истории 1917-2000 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа

Описание работы

Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2000 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Файлы: 1 файл

PRAKTICh_ZANYaTIYa_1917-2000_2008.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

 

 

План

  1. Современные дискуссии по проблемам Октября в отечественной историографии.
  2. Октябрьская революция в трудах западных историков.

3.     Октябрь в воспоминаниях  участников

Литература

Булдаков В.П. Историографические метаморфозы " красного Октября"// Исторические исследования в России: тенденции последних лет. М. 1996.

К истории русских революций: события, мнения, оценки. М. 2007.

Революция 1917 г. и Гражданская война  в России (Цикл дискуссионных передач, организованных «Радио Свобода» с участием ученых-историков). [http:www.swoboda.org/programs/cicles/civilwar]

Российские революции: 90 лет спустя. «Круглый стол» в институте российской истории РАН //Отечественная история. 2008. № 6.

Грехов А.В. Новейшая зарубежная историография  о закономерности Октябрьской революции //Революции 1917 г в России: уроки истории и политики. Н.Новгород. 2008.

Рабинович А. Большевики приходят к  власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М. 1989.

Россия 1917 год. Выбор исторического  пути. - М., 1989.

Споры об Октябре вчера и сегодня // Коммунист. 1990. № 15.

Сироткин В.Г. О мировой революции и России, которую мы потеряли // Свободная мысль. 1992. № 15.

Трухан Г.А. Был ли неизбежен Октябрь // Отечественная история. 1992. № 4.

Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994.

            Октябрьская революция. Мемуары. М. 1991.

            Октябрьский переворот. Революция  1917 г. глазами ее руководителей.  М. 1991.

Индивидуальные задания

  1. Революция и российская армия в 1917 году.

 

Литература

Октябрьская революция и армия: Сборник документов и материалов. - М., 1973.

Разложение армии в 1917 г. // 1917 год  в документах и материалах. - М.-Л., 1925.

Деникин А.И. Крушение власти и армия. Февраль - сентябрь 1917 г.// Очерки русской смуты. - М., 1991.

Андреев А.М. Солдатские массы гарнизонов русской армии в Октябрьской революции. - М., 1975.

Гаврилов Л.М. Солдатские комитеты в Октябрьской революции. Действующая армия. - М., 1985.

Гальперина Б.Д.  Февральская  революция и права солдат // Вопросы  истории. 2000. № 10.

Старцев В.И. Человек с ружьем в Октябре 1917 г. // Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991.

            Чанкевич Е.И. Русская гвардия в Февральской революции//Вопросы истории.2002.№ 9.

 

  1. Крестьянское движение в 1917 г.

 

Литература

Ефимов О.В. Власть и крестьянство в 1917 – 1918 гг. (На материалах Нижегородской губернии). Арзамас. АГПИ. 2007.

Короленко В.Г. Земли! Земли! // Новый  мир. 1990. № 1.

Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. - М., 1988.

Малявский А.Д. Крестьянское движение в 1917 году. Март-октябрь. - М., 1981.

Осипова Т.В. Российские крестьяне  в революции и гражданской  войне. М. 2001.

Седов А.В. Проблемные вопросы крестьянского движения в 1917 г. // Октябрь 1917 года: вопросы истории. - Н.Новгород, 1993.

Судьбы российского крестьянства. - М., 1996.

Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Крестьянство России в период трех революций. - М., 1987.

 

  1. Российская интеллигенция и революция.

Литература

Горький М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918). - М., 1990.

Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. Новые документы  и материалы. М. 2001.

Струве П.Б. Размышления о русской революции. - М., 1991.

 Ершова Э.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ в.// Вопросы истории. 2001. № 6.

Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. - М., 1987.

Знаменский О. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917). - Л., 1988.

Интеллигенция и революция: Сборник  статей. - М., 1985.

            Фильченкова Э.М. Интеллигенция и революция // Российская провинция в годы революций и гражданской войны. Н.Новгород. 1997.

 

  1. Установление советской власти в Нижнем Новгороде и губернии.

Литература

Победа Октябрьской социалистической революции в Нижегородской губернии. Документы и материалы. - Горький. 1957.

Октябрь в Нижнем Новгороде и  Нижегородской губернии: Сборник  воспоминаний.-

Горький. 1957.

Кожевников В.П. Историография установления советской власти в Нижнем Новгороде // Российская провинция в годы революций и гражданской войны 1917-1922 гг.- Н.Новгород. 1998.

Воскобойникова Н.В. Нижегородская  провинция в революционных событиях 1917 г. // Там же.

Революции 1917 г. в России: уроки  истории и политики. Н.Новгород. 2008

Саечников В.С. Некоторые проблемы формирования низовых органов власти в конце 1917-начале 1918 гг. //Дискуссионные проблемы отечественной истории. Арзамас. 1994.

Титков Е.П. Установление советской власти в нижегородской деревне // Крестьянство Центрального промышленного района. - Калинин, 1984. С. 79-81.

 

Методические рекомендации

Формой проведения данного семинарского занятия является «круглый стол»  по проблемам Октябрьской революции. В ходе дискуссии следует обсудить трактовку основных и наиболее спорных  проблем Октября в советской и современной отечественной историографии, познакомиться с основными концепциями Октябрьской революции в трудах зарубежных историков и оценками октябрьских событий 1917 г. их участников и руководителей.

На основе изучения рекомендуемой  литературы выявите основное различие в концепциях Октября в работах западных и отечественных историков. Какие тезисы зарубежной историографии, посвященной русской революции 1917 г., восприняты современной отечественной историографией?

 

 

ЗАНЯТИЕ 5

Контрольная работа по теме: "Революция 1917 года в России"

 

                                             Вопросы и задания

 

  • Были ли реальные шансы у Николая II сохранить престол и династию на троне в феврале-марте 1917 г.?
  • Какие политические партии и группы сыграли решающую роль в февральских событиях в Петрограде?
  • Почему Февральская революция завершилась двоевластием? Охарактеризуйте взаимоотношения Временного правительства и Советов весной 1917 г.
  • Какая из политических партий доминировала на политической арене:

  а) весной 1917,  б) июне-июле,  в) августе? Какие изменения в тактике политических партий произошли к осени 1917 г?

- В чем социально-политическая сущность корниловщины. В чем причины конфликта между А.Керенским и Л. Корниловым. Какие силы поддерживали каждого из них?

  • Перечислите политические кризисы в период двоевластия. Чем был вызван июльский кризис в Петрограде и какую роль в событиях 3-5 июля сыграли большевики?
  • Докажите, что осенью 1917 г. в стране сложился общенациональный кризис. Раскройте, в чем его сущность.
  • Какие были альтернативы Октябрю и какая из них, на ваш взгляд, имела больше шансов на то, чтобы быть реализованной? Обоснуйте свой ответ.
  • Некоторые считают Октябрьскую революцию случайной, незакономерной. Выразите свое отношение к этому суждению, аргументируйте свою точку зрения.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 6 - 7

Тема: Создание новой государственности в России. Превращение большевизма в государственную структуру

 

План

  1. Разрушение старой системы власти и создание новых государственных органов в центре и на местах.
  2. Созыв и разгон Учредительного собрания.
  3. Правительственный блок с левыми эсерами, его распад и оформление однопартийной системы.
  4. Конституция РСФСР 1918 г.: подготовка, принятие, содержание.

 

Источники

Декреты Советской власти. - М., 1957. Т.1. С. 39-41, 72, 172-174.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 64-69, 70-71.

Ленин В.И Выборы в Учредительное  собрание и диктатура пролетариата //Полн. собр. соч. Т. 35.

Ленин В.И. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6(19) января 1918 г.// Там же.

Троцкий Л. Разгон Учредительного собрания //К истории русской революции. - М., 1990. С. 206-212.

Учредительное собрание. Россия 1918 г. Стенограмма и другие документы. - М., 1991.

Литература

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918. - М., 1987.

Журавлев В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учредительного собрания // Вопросы истории. 1990. № 12.

Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание. - М., 1976.

 Медушевский А.Н. Учредительное  собрание как политический институт  революционного периода //Отечественная история. 2008. № 2.

Протасов Л.Г. Всероссийское  Учредительное собрание: история рождения и гибели. М., 1997.

Карр Э. История Советской России. Т.1. - М., 1990. С. 101-134.

Макаров В.Б. Советское государственное управление первого десятилетия: эволюция системы. Н Новгород., 2001.

Разгон А.И. Правительственный блок большевиков и левых эсеров//Исторические записки. Т. 117. - М., 1989.

 Судьба Учредительного собрания. «Круглый стол» в Институте  российской истории РАН //Отечественная  история. 2008. № 6.

Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. - М., 1984.

 

Индивидуальные задания

  1. Мятеж левых эсеров 6 июля 1918 г. в Москве: разные версии одного события

Литература

Мятеж левых эсеров по документальным материалам Красной книги ВЧК // Известия ЦК КПСС. 1989. № 5.

Открытое письмо Марии Спиридоновой ЦК партии большевиков // Горизонт. 1990. № 5.

Велидов А. Шестое июля // Переписка на исторические темы. - М., 1988.

6 июля 1918 года. Две версии одного  события // Отечественная история. 1992. № 3.

 

  1. Брестский мир: сторонники, противники, условия.

Литература

Ленин В.И. К истории вопроса о несчастном мире // Полн. собр. соч.Т. 35. С. 243-252.

Ленин В.И. Тяжелый, но необходимый урок // Там же. С. 393-397.

Советско-германские отношения. От переговоров  в Брест-Литовске до подписания Раппальского договора. Сборник документов. Т. 1. М., 1968.

Панцов А.В. Брестский мир // Вопросы истории. 1990. № 2.

Михайлов Н. Уроки одной недели // Переписка на  исторические темы. - М., 1988. С. 103-128.

Брестский мир // Наше Отечество. Т. 2. - М., 1991. С. 4-34.

 

Методические рекомендации

Основной целью семинарского занятия является рассмотрение процесса создания в России советской государственности и превращения большевизма в государственную структуру.

Первый вопрос предполагает анализ особенностей первых шагов большевиков по разрушению старой системы управления и создания новых государственных органов. Для выявления их особенностей и определения сущности новой государственной системы необходимо изучение «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа» и других документов III Всероссийского съезда Советов.

При рассмотрении второго вопроса следует показать отношение большевиков к Учредительному собранию, определить причины его изменения после Октября 1917 г., проанализировать результаты выборов и последствия роспуска Учредительного собрания.

Изучая правительственный блок с левыми эсерами, важно отметить причины его формирования, определить круг задач, решенных большевиками в рамках этого блока, выявить причины разногласий и, как следствие их, распада союза с левыми эсерами и создания однопартийной системы.

Четвертый вопрос предполагает обсуждение основных статей первой Советской Конституции, которые закрепили основы нового общественного строя и государственности России. Выявите в тексте Конституции положения, касающиеся избирательной системы и определите ее специфику. Выясните, являлась ли советская политическая система более прогрессивной по сравнению с буржуазным парламентаризмом, политической системой дореволюционной России.

 

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Экономическая политика большевиков (ноябрь 1917 г. - лето 1918 г.)

 

План

  1. Организация управления промышленностью. Создание ВСНХ и его деятельность.
  2. Аграрная программа большевиков и первые преобразования в деревне.
  3. Введение продовольственной диктатуры и учреждение комбедов в деревне.

 

Источники

Декреты Советской власти. Т. 1. - М., 1957. С. 17-20, 409.

Хрестоматия по истории СССР 1917-1945…С. 71-74, 78-84.Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edi.ru]

Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский//Полн. собр.соч.Т.37.С.305-331.

Ленин В.И. Об организации продовольственных отрядов // Полн. собр. соч.   Т. 36. С. 430-432.

Литература

История советского крестьянства. Т. 1. - М., 1986.

Кабанов В.В. Аграрная революция // Вопросы истории. 1989. № 11.

Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 426-448.

Лейберов И. Революция и хлеб. - М., 1993.

Макаров В.Б. История советского государственного управления (октябрь 1917-июнь 1941 гг.). Н.Новгород.,2001.

Осипова Т.В. Российские крестьяне в революции и гражданской войне. М. 2001.

Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Ленин о трех российских революциях. - М., 1987. С. 120-131, 156-172.

 

Методические рекомендации

По первому вопросу предполагается рассмотреть основные направления политики большевиков в области организации управления промышленным производством. Необходимо обратить внимание на несостоятельность и неэффективность рабочего контроля и самоуправления, показать роль ВСНХ в создании системы государственного управления национализированной промышленностью.

Второй вопрос начните с анализа  «Декрета о земле» и «Закона о социализации земли», являвшихся аграрной программой большевиков. Особое внимание обратите на первые преобразования в деревне с осени 1917 до весны 1918 гг., связанные с разделом помещичьих земель. Объясните, почему не произошло обещанного «черного передела».

Информация о работе Практические занятия по истории 1917-2000 г.