Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа
Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2000 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
При рассмотрении третьего вопроса необходимо выяснить, в чем причины и сущность перехода большевиков к чрезвычайным мерам в деревне. Охарактеризуйте деятельность комбедов и покажите их роль в расколе деревни.
ЗАНЯТИЕ 9 - 10
Коллоквиум по теме: Гражданская война и иностранная интервенция
Источники
Из истории гражданской войны: Сборник документов и материалов. Т. 1. - М., 1960. С. 124-126, 129-130, 139-142. 309-311, 335-336.
Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 93-94, 97-101, 103-106, 114-115, 119-120, 125-130.
Ленин В.И. Военная переписка. 1917-1922. - М., 1966.
Деникин А.И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1992. № 11-12. С. 107-123.
Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. Деникин, Юденич. Врангель. - М., 1991.
Гражданская война в СССР: В 2 т. – М., 1980-1986.
Гражданская война в России: Перекресток мнений. - М., 1994.
Революция и гражданская война.
[http://www.rusrevolution.info
Галин В. Тенденции: В 2-х т. Т. 2 Интервенция и гражданская война. М. 2005.
Антисоветская интервенция и ее крах. 1917-1922. - М., 1987.
Калягин А.В. Гражданская война в России 1917 – 1920 гг.: Учебное пособие (Электронная версия) 2005 [http://media.ssu.samara.ru /avirus]
Гимпельсон Е.Г. "Военный коммунизм": политика, практика, идеология. - М., 1973.
"Военный коммунизм": как это было // По материалам "круглого стола". - М., 1991.
Павлюченков С.А. "Военный коммунизм" в России: Власть и массы. - М., 1997.
Методические рекомендации
Данное семинарские занятие проводятся в форме коллоквиума. Основная задача – итоговая проверка результатов самостоятельной работы студентов над наиболее значимыми и дискуссионными проблемами истории гражданской войны и иностранной интервенции.
На основе изучения рекомендованных источников и научной литературы студентам предстояло выяснить точки зрения отечественной историографии по вопросам об истоках и причинах гражданской войны, о социальном составе участников, охарактеризовать противоборство «красных» и «белых» на основных фронтах гражданской войны, идеологию «Белого дела» и его лидеров. Необходимо было раскрыть сущность политики «военного коммунизма», дать оценку причин, обусловивших победу большевиков в гражданской войне.
ЗАНЯТИЕ 11
Конференция на тему "Актуальные проблемы истории гражданской войны"
Литература
Какурин Н.Е. Как сражалась революция. - М., 1990. Т. 1. С. 136-154.
Ленин В.И. Военная переписка. 1917-1922. - М., 1966.
Реввоенсовет республики. - М., 1991.
Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918. - М., 1987.
Кавтарадзе А. Военные специалисты на службе республики Советов. - М., 1988
Литература
Белые армии, черные генералы: Мемуары белогвардейцев. М. 1991.
Воспоминания генерала барона Врангеля: В 2-х ч. - М., 1992.
Россия антибольшевистская: Из белогвардейских и эмигрантских архивов. - М., 1995.
Деникин А.И. Очерки русской смуты. - М., 1991.
Допрос Колчака. Стенограмма. - Л., 1926.
Белое движение на юге России: Неизвестные страницы и новые оценки. М. 2000.
Владимирский М.В. К истории финансирования белого юга (1918 -1920)//Отечественная история. 2008. № 3.
Иоффе Г.З. Колчаковская авантюра и ее крах. - М., 1983.
Богданов К.А. Адмирал Колчак. Биографическая повесть-хроника. - СПб., 1993.
Бордюгов Г.А., Ушаков А.И. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. Историографические очерки. М. 1998.
Карпенко С.В. Крах последнего белого диктатора. - М., 1990.
Литература
Российские либералы. Кадеты и октябристы: Документы, воспоминания, публицистика. М. 1996.
История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. - М., 1994.
Голиков Д. Крушение антисоветского подполья в СССР. - М., 1986.
Непролетарские партии России. Уроки истории. - М., 1994.
Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром (октябрь 1917 - 1922 гг.). - М., 1992.
Алексеева Г.Д. Партия социалистов-революционеров после Октября 1917 г. // Вопросы истории. 1992. № 6-7. С. 179-185.
Литература
Польско-советская война. 1919-1920. Ранее не опубликованные документы и материалы: В 2-х ч. - М., 1994.
Тухачевский М. Поход на Вислу. - М., 1992.
Махутина И.В. Польско-советская война. - М., 1994.
Дадиани Г.Л. Советско-польская война 1919-1920 гг. // Военно-исторический журнал. 1990. № 5.
Манусевич А.Я. Еще раз о советско-польской войне 1919-1920 гг. // Военно-исторический журнал. 1991. № 5.
Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918 – 1939. М. 2001.
Литература
Крестьянские восстания в
Есиков С.А., Протасов Л.Г. "Антоновщина": новые подходы (О крестьянском движении в годы гражданской войны) // Вопросы истории. 1992. № 6-7. С. 47-57.
Донков И.П. "Антоновщина": замыслы и действительность. - М., 1971.
Осипова Т.В. Крестьяне в революции и гражданской войне. М. 2001.
Судьбы российского
Сазонов В.В. У истоков крестьянского восстания на Тамбовщине // Вопросы истории. 2001. № 4.
Литература
Кронштадт. 1921. Документы и материалы. - М., 1997.
Кронштадтский мятеж - причины и ход событий. Документальные материалы //Советские архивы. 1989. № 1. С. 45-53.
Кронштадтская трагедия 1921 года //Вопросы истории. 1994. № 4-7.
Щетинов Ю.А. За кулисами Кронштадтского восстания 1921 г. //Вестник Московского университета. История. 1995. № 2, 3.
ЗАНЯТИЕ 12
Тема: Национальная политика в 1917-1924 гг.: характер, содержание, итоги.
План
Источники
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1970. Т.2. С.246-256, 401-402, 433-434.
Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об автономизации // Полн. собр. соч. Т. 45. С.356-362.
Ленин В.И. Об образовании СССР // Там же. С.211-213.
Ленин В.И. Речь по национальному вопросу на VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) //Там же. Т.31. С.431.
Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу // Там же. Т.23 С.315.
На пути к " социалистическому унитаризму" ( Из новых документов 1922 г. по истории образования СССР // Отечественная история. 1992. № 4.
Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своё 70-летие. - М., 1992. С.72-79, 103-140, 200-230.
Сталин И.В. Вопрос об объединении независимых национальных республик. //Сочинения. Т.5. С.138-144.
Сталин И.В. Об образовании СССР. Доклад на I съезде Советов СССР //Там же. С.156-159.
Сталин И.В. Политика правительства по национальному вопросу //Там же. Т.4. С.225-229.
Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С.209-211, 214-221, 222-230.
Литература
Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М. 1997.
Метаморфозы интернационализма // Наше Отечество. Т.2. С.137-163.
Карр Э. Распад и воссоединение // История Советской России. Т.1. С.209-316.
Национальный вопрос и межнациональные отношения в СССР: история и современность ("Круглый стол") // Вопросы истории. 1989. №5.
Национально-государственное
Образование СССР (1922 -1924) [http://cccp.narod.ru/work/
Образование СССР и национальная
политика советской власти [http://www.ckct.org.ru/study/
Методические рекомендации
Семинарское занятие по данной теме предполагает прежде всего обращение к целому ряду источников. Подготовку первого вопроса следует начать с изучения «Декларации прав народов России», где излагались основные принципы национальной политики большевиков. На конкретных примерах следует доказать, что в 1917-1920 гг. шел поиск различных форм национально-государственного строительства.
При раскрытии второго вопроса, на основе анализа работ В.И.Ленина и И.В.Сталина, покажите разногласия между ними по проектам создания нового союзного государства, выявите различия плана «автономизации» и ленинского варианта «федерации». Необходимо определить предпосылки и принципы образования СССР.
Третий вопрос предполагает изучение Конституции СССР 1924 г., анализ которой дает возможность раскрыть вопрос о распределении полномочий между центральными и республиканскими органами власти, а также выявить противоречия национальной политики в 20-е гг.
ЗАНЯТИЕ 13 – 14.
Тема: Социально-экономические проблемы новой экономической политики
План
Источники
Бухарин Н.И. Новый курс экономической политики // Избранные произведения. - М., 1988. С. 24-33.
Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом //Полн. собр. соч. Т.43. С. 57-70.
Ленин В.И. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции //Там же. Т.45. С. 286-289.
Ленин В.И. О кооперации // Там же. С. 363-372.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.1. - М., 1967. С. 212-214, 220-221, 233-234, 472-479.
Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С.163-165, 169-172, 173-179, 181-182, 86, 191-193, 202-203.
Чаянов А.В. Записка о современном состоянии сельского хозяйства // Известия ЦК КПСС. 1989. № 6.
Литература
Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М. 1996.
Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М. 1992.
История социалистической экономики. Т.2. Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства. - М., 1976.
Нэп: приобретения и потери. М. 1994.
Новая экономическая политика (1921
– 1928) [http://www.humanities.edu.ru/
Новая экономическая политика: Уроки хозяйственных реформ. М. 1989.
Лютов Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях нэпа // Вопросы истории. 2000. № 4. Полищук И.С. Новая экономическая политика: теория и практика. Тверь. 2007.
Поляков Ю.А., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. Новая экономическая политика. Разработка и осуществление. - М., 1982.
Россия в 20-е гг. XX столетия [http://www.xserver.ru/user/
Симонов Н.С. Советская финансовая политика в условиях нэпа // История СССР. 1990. № 5.
Экономическая политика революционного большевизма (1917-1927) // Наше Отечество. Т.2. С.164-210.
Финансовое оздоровление экономики: опыт нэпа. М. 1990
Методические рекомендации
Социально-экономический и
Первый вопрос данного семинарского занятия предполагает анализ всего комплекса причин перехода к новой экономической политике.
При рассмотрении второго вопроса необходимо определить задачи, сущность нэпа и его содержание, выявить, что нового появилось в экономической политике по сравнению с периодом «военного коммунизма», показать противоречия и непоследовательность ленинской концепции нэпа.
Третий и четвертый вопросы посвящены мероприятиям нэпа в сфере сельского хозяйства, промышленного производства, торговли и финансов. Необходимо выявить, в каких сферах экономики нэповский механизм был наиболее эффективен.
При подготовке последнего вопроса занятия основное внимание необходимо уделить выявлению социальных противоречий нэпа и причин его частых кризисов, обобщению экономических результатов новой экономической политики.
При подведении итогов семинарского занятия возможно обсуждение проблемного и дискуссионного вопроса о сущности нэпа:
Новая экономическая политика – это: а) антикризисная программа; б) универсальный метод советского строительства; в) реставрация капитализма. Аргументируйте свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 15
Тема: Общественно-политическая жизнь страны в условиях нэпа
План
Информация о работе Практические занятия по истории 1917-2000 г.