Практические занятия по истории 1917-2000 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа

Описание работы

Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2000 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Файлы: 1 файл

PRAKTICh_ZANYaTIYa_1917-2000_2008.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Жуков Ю.Н. Сталин: Тайны власти. М.,2007.

Жуков Ю.Н. Иной Сталин: политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М.,2007.

 

Методические указания

Что из себя представляла политическая система в СССР в 30-е  годы. В каких условиях сложился режим личной власти И.В.Сталина. Инакомыслие: назовите конкретные документы, людей, которые стояли в оппозиции к власти.

Выясните и объясните  взаимодействие государства и партии, общественных организаций в системе.

Причины принятия основного  закона страны (сер.30-х гг.). Теория и  реальная действительность, сложившаяся в стране.

Какие оценки общественного строя находят отражение в научных исследованиях отечественных историков?

 

ЗАНЯТИЕ  4

Тема: Наука и культура в 30-е годы

 

План

  1. Подчинение общественных наук идеологии сталинизма.
  2. Литература и искусство: противоречивые достижения.
  3. Союз и противостояние интеллигенции и режима личной власти.

 

Источники

История России, 1917-1940: Хрестоматия… С.306-327.

Культурное строительство в  РСФСР. Документы и материалы. Т.2. 1928-1941. - М., 1986.

"Принять срочные меры к  оздоровлению". О кризисной ситуации во МХАТе // Источник. 1997. № 6.

Сталин И.В. О некоторых вопросах истории большевизма. Письмо в редакцию журнала "Пролетарская революция" // Сочинения. Т.13. С. 84-102.

1937 год. Институт красной профессуры //Отечественная история. 1992. № 2.

Хрестоматия 1917-1945… С. 406-411, 434, 459-460, 461-466.

Литература

Геллер М.Я. Союз нерушимый //Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал… Т.1. С. 173-204.

Есаков В.Д. Советская наука в годы первой пятилетки: Основные направления государственного руководства наукой. - М., 1971.

Зезина М.Р. и др. Культура в условиях формирования административно-командной системы // История русской культуры. - М., 1990. С. 328-353.

Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции в 30-е гг. // История СССР. 1990.   № 1.

Маслов Н.Н. Советское искусство под гнетом "метода" социалистического реализма: политические и идеологические аспекты (30-40-е гг.) // Отечественная история. 1994. № 6.

Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998. С. 63-166.

Методические указания

Одним из основных звеньев  плана построения социализма являлось культурное преобразование в стране. При помощи каких путей удалось решить проблемы народного образования, ликвидации неграмотности. Финансирование образования в предвоенных пятилетках. Раскройте значение постановления о преподавании истории в учебных заведениях. Покажите роль государства в подготовке научных и учительских кадров. Покажите достижения науки в предвоенные годы, литературы и искусства. Обратите внимание на взаимоотношения власти и интеллигенции. По возможности используйте конкретные источники при доказательстве контактов людей интеллектуального труда с представителями власти.

Индивидуальные задания

  1. Отечественная историческая наука в 30-е годы.

 

 

Литература

Алексеева Г.Д. История. Идеология. Политика (20-30-е гг.) // Историческая наука России в XX веке. - М., 1997.

Советская историография. - М., 1996.

Зеленов М.В. Главлит и историческая наука в 20-30-е годы /Вопросы истории.1997. № 3.

История и сталинизм. - М., 1991.

 

  1. СССР 30-х годов глазами западных писателей.

Литература

Два взгляда из-за рубежа: Андре  Жид. Возвращение из СССР.

Лион Фейхтвангер. Москва 1937. - М., 1990.

Джон Скотт за Уралом. - М., Свердловск, 1991.

  1. Повседневная жизнь рядового советского гражданина в годы первых пятилеток.

Литература

Лебина Н.Б. Повседневность 1920-1930-х годов: "борьба с пережитками прошлого"//Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.1. - М., 1997. С. 244-290.

Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х годов // Вопросы истории. 1994. № 2.

Осокина Е. Люди в годы первых пятилеток: способы и стратегии выживания // История: Приложение к газете "Первое сентября". 1997. №19. С. 4-11.

Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии.  - М., 1998.

 

ЗАНЯТИЕ  5

Тема: Советский Союз накануне войны с фашизмом. Укрепление обороноспособности страны

 

План

  1. Индустриальная мощь и военно-промышленный потенциал страны в последние предвоенные годы.
  2. Материально-техническая база сельского хозяйства. Создание продовольственных резервов.
  3. Мероприятия по повышению боеспособности Красной Армии. Массовые репрессии против армейских кадров в 1937-1940 гг.
  4. Трудовая активность советских людей. Материальное благосостояние, социальное и культурное развитие народа.

Источники

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9. Т.7. - М., 1985. С. 51-80, 193-203. (Далее все указания на тома и страницы этого сборника см. по 9-му изданию.)

Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. Вып. 3. 1933-1941 гг. - М., 1980. С. 237-245, 247-256. (Далее название сборника приводится  в сокращении).

Методические указания

На основании статистических данных и официальных выступлений  руководителй государства докажите, что в конце 30-х годов а) укрепилась индустриализация страны, включая и  военно-промышленный комплекс, б) была создана материально-техническая база в аграрном секторе.

Другой блок опросов касается конкретных мер по усилению Вооруженных сил  страны по обеспечени их техникой. Докажите, что конкретно было сделано в  этом направлении. В чем причины  репрессий против армейских кадров (с1937-1940 гг.).

Используя официальные документы  партийных и советских органов, покажите трудовую активность граждан  СССР, проанализируйте их социально-бытовое  и культурное развитие.

Индивидуальные задания

  1. Обзор сборников документов и материалов, воспоминаний.

Литература

Сталинское Политбюро в 30-е годы: Сб. документов. - М., 1995.

Мухин М.Ю. Российский государственный архив экономики. Комплексы документов по истории военной промышленности в 1921-1941 гг. Обзор // Отечественная история. 1996. № 4. С. 100-112.

Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. - М., 1985. С. 20-27. (О подготовке СССР к войне.)

Грабин В.Г. Орудие победы. - М., 1989. С.245-541.

Новые документы последнего предвоенного периода // Известия ЦК КПСС. 1990.   № 1. С. 193-209.                          

Старжинский П. Взрослое детство: Записки сына раскулаченного. - М., 1991.

Забвению не подлежит: О репрессиях 30-х - начала 50-х гг. в Нижегородской области. Кн. 1. - Н.Новгород, 1993.

 

  1. Рабочий класс и крестьянство накануне Великой Отечественной войны.

Литература

История советского рабочего класса: В 6 т. Т. З. Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938-1945 гг. - М., 1984. С. 30-33, 35-64, 72-93, 126-135.

История советского крестьянства: В 5 т. Т. З. Крестьянство накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938-1945. -М., 1987. С. 56-97, 106-123.

Платонов О.А. Русский труд. - М., 1991.

Федоров В.Д. Рабочая сила ИТУ в хозяйстве России. 1917-1940 гг. // Новые материалы по русской истории. XX век. - Н.Новгород, 1996. С. 59-66.

Зеленин И.Е. Первая советская программа массового освоения целинных земель (конец 20-х - 30-е годы) // Отечественная история. 1996. № 2. С. 55-70.

 

  1. Советские Вооруженные Силы в предвоенные годы.
Литература

Советские Вооруженные Силы. Вопросы и ответы. Страницы истории. - М., 1987.   С. 163-176, 196-214.

Перечнев Ю.Г. О некоторых проблемах подготовки страны и Вооруженных Сил страны к отражению фашистской агрессии // Военно-исторический журнал. 1988. № 4.       С. 42-50.

СССР в борьбе против фашистской агрессии. 1933-1945. - М., 1986. С. 149-167.

Корзун Л. И. Укрепление обороноспособности советского государства (1936 -     1941 гг.).  - М., 1985.  

 

  1. Сообщение по новейшим исследованиям.
Литература

"Антисоветская троцкистская военная организация" в Красной Армии // Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. - М., 1991. С .280-311.

Цаплин В. В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории. 1989.  № 4. С. 175-181.

Лельчук B.C. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. - М., 1987. С. 64-80.

Советский тыл в первый период Великой  Отечественной войны. - М., 1988. С. 14-80.

Дайнес В. О. Михаил Николаевич Тухачевский // Вопросы истории. 1989. № 10.     С. 38-60.

1937. Показания маршала Тухачевского // Военно-исторический журнал. 1991. № 8. С. 44-53; № 9. С. 55-63.

Самсонов А.М. Вторая мировая война. 1939-1945. Очерк важнейших событий. - М., 1990. С. 89-111.

Борисов Ю.С. Народное образование и обороноспособность страны // Духовный потенциал победы советского народа в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: Сборник статей. - М.,1990. С. 88-138.

Шальнов М.Ю. Противоречивые тенденции в развитии художественной культуры Поволжья в предвоенные годы // Новые материалы по русской истории. XX век. - Н.Новгород, 1996. С. 116-127.

Хижняков С. С., Хлевнюк О.В. ХУШ партконференция: время, проблемы, решения. - М., 1990.

Сомов А.Г. Идеологизация стахановского движения как фактор сталинизации общества (1935-1937 гг.) // Новые материалы по русской истории. XX век. - Н.Новгород, 1996. С. 110-116.

ЗАНЯТИЕ  6

Тема: Национально-государственное строительство в конце 30-х годов

План

  1. Воссоединение Западной Украины с УССР и Западной Белоруссии с БССР.
  2. Восстановление Советской власти в Литве, Латвии, Эстонии и вхождение их в состав Советского Союза.
  3. Образование Молдавской ССР. Включение Северной Буковины в состав УССР.

Источники

Сборник документов по истории СССР. Вып. З. С. 231-237.

 

Методические указания

Анализируя источники  по национально-государственному строительству  в конце 30-х гг., докажите, что воссоединение  Западной Украины и Западной Белоруссии с СССР явилось вполне закономерным явлением? На каких принципах была создана Молдавская ССР. Каковы были причины вступления прибалтийских республик в состав СССР и на какой основе? Подводя итоги отметьте, что расширение состава СССР за счет новых территорий являлось еще одним шагом к усилению экономической и оборонной мощи страны.

Индивидуальные задания

  1. Обзор сборников документов и материалов, воспоминаний.

Полпреды сообщают... Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. Август 1939 - август 1940. - М., 1990. С. 8-509.

Роковые годы. 1939-1940. События в Прибалтийских государствах и Финляндии на основе советских документов и материалов. - Таллинн, 1990. С. 24-64.

Всесоюзная перепись населения 1939 г. Основные итоги. Ч. 2. – М., 1996.

 

  1. Сообщение по новейшим исследованиям.

Советский федерализм: теория, история, современность // История СССР. 1991. № 6. С. 45-65.

Блейере Д.В., Шнейдере И.Р. Сталинизм и становление политической системы Латвии (июнь 1940 г. - июнь 1941 г.) // Политические системы СССР и стран Восточной Европы, 20-60-е годы. - М., 1991. С. 33-44.

Волков С.В., Емельянов Ю.В. До и после секретных протоколов. - М., 1990. С. 194-222.

 

ЗАНЯТИЕ  7

Тема: Внешняя политика государства накануне войны

План

  1. Борьба за организацию коллективной безопасности и отпора агрессии.
  2. Взаимоотношения   Советского Союза с Германией и Японией.
  3. Война с Финляндией.

Источники

Сборник документов по истории СССР. Вып.3. С. 210-214, 221-223, 227-231.

Сообщение комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года // Правда. 1989. 24 декабря.

Постановление Съезда народных депутатов СССР 24 декабря 1989 г. "О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 г." //  Там же. 1989. 28 декабря.

Методические указания

Внешняя политика государства накануне войны строилась  с учетом складывающейся международной  обстановки. Кру4пным успехом советской  дипломатии явилось установление дипломатических  отношений между СССР и США. Каковы были причины, заставившие США пойти на такие шаги?

СССР впервые  выдвинул предложение о всеобщем сокращении вооружений, укажите причины  вступления СССР в Лигу наций. Проанализируйте  и оцените эти действия. Особое внимание обратите на конкретные меры при создании системы коллективной безопасности в Европе. Какова была реакция западных стран?

Почему СССР особое внимание придавал контактам  с Германией? Какова была позиция  СССР по отношению к Японии? Постарайтесь выяснить суть установления контактов.

Анализируя  документы советско-финляндских отношений в конце 30-х нач.40-х гг. необходимо выяснить причины вооруженного конфликта между СССР и Финляндией. Какое значение имел мирный договор с Финляндией.

 

Индивидуальные задания

  1. Обзор сборников документов и материалов, воспоминаний.

Нападение на Россию планируется на весну 1941 г. Французская военная разведка о подготовке немецкого военного вторжения в СССР // Исторический архив. 1996. № 1. С. 71-80.

Год кризиса: 1938-1939. Документы и материалы: В 2-х т. Т. 1. 29 сентября 1938 г. - 31 мая 1939 г. - М., 1990.

 

  1. Договор с Германией о ненападении.

Литература

Волков С.В., Емельянов Ю.В. До и после секретных протоколов. - М., 1990. С. 3-193.

Информация о работе Практические занятия по истории 1917-2000 г.