Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа
Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2000 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Жуков Ю.Н. Сталин: Тайны власти. М.,2007.
Жуков Ю.Н. Иной Сталин: политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М.,2007.
Методические указания
Что из себя представляла политическая система в СССР в 30-е годы. В каких условиях сложился режим личной власти И.В.Сталина. Инакомыслие: назовите конкретные документы, людей, которые стояли в оппозиции к власти.
Выясните и объясните взаимодействие государства и партии, общественных организаций в системе.
Причины принятия основного закона страны (сер.30-х гг.). Теория и реальная действительность, сложившаяся в стране.
Какие оценки общественного строя находят отражение в научных исследованиях отечественных историков?
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Наука и культура в 30-е годы
План
Источники
История России, 1917-1940: Хрестоматия… С.306-327.
Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. Т.2. 1928-1941. - М., 1986.
"Принять срочные меры к оздоровлению". О кризисной ситуации во МХАТе // Источник. 1997. № 6.
Сталин И.В. О некоторых вопросах истории большевизма. Письмо в редакцию журнала "Пролетарская революция" // Сочинения. Т.13. С. 84-102.
1937 год. Институт красной
Хрестоматия 1917-1945… С. 406-411, 434, 459-460, 461-466.
Геллер М.Я. Союз нерушимый //Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал… Т.1. С. 173-204.
Есаков В.Д. Советская наука в годы первой пятилетки: Основные направления государственного руководства наукой. - М., 1971.
Зезина М.Р. и др. Культура в условиях формирования административно-командной системы // История русской культуры. - М., 1990. С. 328-353.
Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции в 30-е гг. // История СССР. 1990. № 1.
Маслов Н.Н. Советское искусство под гнетом "метода" социалистического реализма: политические и идеологические аспекты (30-40-е гг.) // Отечественная история. 1994. № 6.
Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998. С. 63-166.
Методические указания
Одним из основных звеньев плана построения социализма являлось культурное преобразование в стране. При помощи каких путей удалось решить проблемы народного образования, ликвидации неграмотности. Финансирование образования в предвоенных пятилетках. Раскройте значение постановления о преподавании истории в учебных заведениях. Покажите роль государства в подготовке научных и учительских кадров. Покажите достижения науки в предвоенные годы, литературы и искусства. Обратите внимание на взаимоотношения власти и интеллигенции. По возможности используйте конкретные источники при доказательстве контактов людей интеллектуального труда с представителями власти.
Литература
Алексеева Г.Д. История. Идеология. Политика (20-30-е гг.) // Историческая наука России в XX веке. - М., 1997.
Советская историография. - М., 1996.
Зеленов М.В. Главлит и историческая наука в 20-30-е годы /Вопросы истории.1997. № 3.
История и сталинизм. - М., 1991.
Литература
Два взгляда из-за рубежа: Андре Жид. Возвращение из СССР.
Лион Фейхтвангер. Москва 1937. - М., 1990.
Джон Скотт за Уралом. - М., Свердловск, 1991.
Литература
Лебина Н.Б. Повседневность 1920-1930-х годов: "борьба с пережитками прошлого"//Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.1. - М., 1997. С. 244-290.
Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х годов // Вопросы истории. 1994. № 2.
Осокина Е. Люди в годы первых пятилеток: способы и стратегии выживания // История: Приложение к газете "Первое сентября". 1997. №19. С. 4-11.
Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998.
Тема: Советский Союз накануне войны с фашизмом. Укрепление обороноспособности страны
План
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9. Т.7. - М., 1985. С. 51-80, 193-203. (Далее все указания на тома и страницы этого сборника см. по 9-му изданию.)
Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. Вып. 3. 1933-1941 гг. - М., 1980. С. 237-245, 247-256. (Далее название сборника приводится в сокращении).
Методические указания
На основании статистических
данных и официальных выступлений
руководителй государства докажите,
что в конце 30-х годов а) укрепилась
индустриализация страны, включая и
военно-промышленный комплекс, б) была
создана материально-
Другой блок опросов касается конкретных мер по усилению Вооруженных сил страны по обеспечени их техникой. Докажите, что конкретно было сделано в этом направлении. В чем причины репрессий против армейских кадров (с1937-1940 гг.).
Используя официальные документы партийных и советских органов, покажите трудовую активность граждан СССР, проанализируйте их социально-бытовое и культурное развитие.
Сталинское Политбюро в 30-е годы: Сб. документов. - М., 1995.
Мухин М.Ю. Российский государственный архив экономики. Комплексы документов по истории военной промышленности в 1921-1941 гг. Обзор // Отечественная история. 1996. № 4. С. 100-112.
Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. - М., 1985. С. 20-27. (О подготовке СССР к войне.)
Грабин В.Г. Орудие победы. - М., 1989. С.245-541.
Новые документы последнего предвоенного периода // Известия ЦК КПСС. 1990. № 1. С. 193-209.
Старжинский П. Взрослое детство: Записки сына раскулаченного. - М., 1991.
Забвению не подлежит: О репрессиях 30-х - начала 50-х гг. в Нижегородской области. Кн. 1. - Н.Новгород, 1993.
История советского рабочего класса: В 6 т. Т. З. Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938-1945 гг. - М., 1984. С. 30-33, 35-64, 72-93, 126-135.
История советского крестьянства: В 5 т. Т. З. Крестьянство накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938-1945. -М., 1987. С. 56-97, 106-123.
Платонов О.А. Русский труд. - М., 1991.
Федоров В.Д. Рабочая сила ИТУ в хозяйстве России. 1917-1940 гг. // Новые материалы по русской истории. XX век. - Н.Новгород, 1996. С. 59-66.
Зеленин И.Е. Первая советская программа массового освоения целинных земель (конец 20-х - 30-е годы) // Отечественная история. 1996. № 2. С. 55-70.
Советские Вооруженные Силы. Вопросы и ответы. Страницы истории. - М., 1987. С. 163-176, 196-214.
Перечнев Ю.Г. О некоторых проблемах подготовки страны и Вооруженных Сил страны к отражению фашистской агрессии // Военно-исторический журнал. 1988. № 4. С. 42-50.
СССР в борьбе против фашистской агрессии. 1933-1945. - М., 1986. С. 149-167.
Корзун Л. И. Укрепление обороноспособности советского государства (1936 - 1941 гг.). - М., 1985.
"Антисоветская троцкистская военная организация" в Красной Армии // Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. - М., 1991. С .280-311.
Цаплин В. В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории. 1989. № 4. С. 175-181.
Лельчук B.C. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. - М., 1987. С. 64-80.
Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны. - М., 1988. С. 14-80.
Дайнес В. О. Михаил Николаевич Тухачевский // Вопросы истории. 1989. № 10. С. 38-60.
1937. Показания маршала Тухачевского // Военно-исторический журнал. 1991. № 8. С. 44-53; № 9. С. 55-63.
Самсонов А.М. Вторая мировая война. 1939-1945. Очерк важнейших событий. - М., 1990. С. 89-111.
Борисов Ю.С. Народное образование и обороноспособность страны // Духовный потенциал победы советского народа в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: Сборник статей. - М.,1990. С. 88-138.
Шальнов М.Ю. Противоречивые тенденции в развитии художественной культуры Поволжья в предвоенные годы // Новые материалы по русской истории. XX век. - Н.Новгород, 1996. С. 116-127.
Хижняков С. С., Хлевнюк О.В. ХУШ партконференция: время, проблемы, решения. - М., 1990.
Сомов А.Г. Идеологизация стахановского движения как фактор сталинизации общества (1935-1937 гг.) // Новые материалы по русской истории. XX век. - Н.Новгород, 1996. С. 110-116.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: Национально-государственное строительство в конце 30-х годов
План
Источники
Сборник документов по истории СССР. Вып. З. С. 231-237.
Методические указания
Анализируя источники по национально-государственному строительству в конце 30-х гг., докажите, что воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии с СССР явилось вполне закономерным явлением? На каких принципах была создана Молдавская ССР. Каковы были причины вступления прибалтийских республик в состав СССР и на какой основе? Подводя итоги отметьте, что расширение состава СССР за счет новых территорий являлось еще одним шагом к усилению экономической и оборонной мощи страны.
Полпреды сообщают... Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. Август 1939 - август 1940. - М., 1990. С. 8-509.
Роковые годы. 1939-1940. События в Прибалтийских государствах и Финляндии на основе советских документов и материалов. - Таллинн, 1990. С. 24-64.
Всесоюзная перепись населения 1939 г. Основные итоги. Ч. 2. – М., 1996.
Советский федерализм: теория, история, современность // История СССР. 1991. № 6. С. 45-65.
Блейере Д.В., Шнейдере И.Р. Сталинизм и становление политической системы Латвии (июнь 1940 г. - июнь 1941 г.) // Политические системы СССР и стран Восточной Европы, 20-60-е годы. - М., 1991. С. 33-44.
Волков С.В., Емельянов Ю.В. До и после секретных протоколов. - М., 1990. С. 194-222.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Внешняя политика государства накануне войны
План
Сборник документов по истории СССР. Вып.3. С. 210-214, 221-223, 227-231.
Сообщение комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года // Правда. 1989. 24 декабря.
Постановление Съезда народных депутатов СССР 24 декабря 1989 г. "О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 г." // Там же. 1989. 28 декабря.
Методические указания
Внешняя политика государства накануне войны строилась с учетом складывающейся международной обстановки. Кру4пным успехом советской дипломатии явилось установление дипломатических отношений между СССР и США. Каковы были причины, заставившие США пойти на такие шаги?
СССР впервые выдвинул предложение о всеобщем сокращении вооружений, укажите причины вступления СССР в Лигу наций. Проанализируйте и оцените эти действия. Особое внимание обратите на конкретные меры при создании системы коллективной безопасности в Европе. Какова была реакция западных стран?
Почему СССР особое внимание придавал контактам с Германией? Какова была позиция СССР по отношению к Японии? Постарайтесь выяснить суть установления контактов.
Анализируя документы советско-финляндских отношений в конце 30-х нач.40-х гг. необходимо выяснить причины вооруженного конфликта между СССР и Финляндией. Какое значение имел мирный договор с Финляндией.
Индивидуальные задания
Нападение на Россию планируется на весну 1941 г. Французская военная разведка о подготовке немецкого военного вторжения в СССР // Исторический архив. 1996. № 1. С. 71-80.
Год кризиса: 1938-1939. Документы и материалы: В 2-х т. Т. 1. 29 сентября 1938 г. - 31 мая 1939 г. - М., 1990.
Литература
Волков С.В., Емельянов Ю.В. До и после секретных протоколов. - М., 1990. С. 3-193.
Информация о работе Практические занятия по истории 1917-2000 г.