Правление Александра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является полное изложение материала, касающегося политической и социально-экономического развития России в первой четверти ХIХ в. Развитие России включает в себя внутреннюю политику Александра 1, Проект государственных преобразований и экономический и социальный строй России.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Целью моей контрольной работы является полное изложение материала, касающегося политической и социально-экономического развития России в первой четверти ХIХ в. Развитие России включает в себя внутреннюю политику Александра 1, Проект государственных преобразований и экономический и социальный строй России.

В своей работе я постараюсь, как можно достоверно изложить информацию обо всем, что происходило в России первой четверти ХIХ в при Александре 1.

Необходимость изучения российского  государства никогда не уменьшалась. Таким образом, актуальность данной темы выражается в максимальной потребности. Изучение истории того или иного  государства всегда остается главной  задачей для историков и археологов. Данная же моя тема была изучена  благодаря письменным источникам. Сейчас имеется немало литературы для того чтобы полностью ознакомиться с  политическим и социально-экономическим развитием России в первой четверти ХIХ в. при Александре 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности внутренней политики Александра I.

 

Внутренняя Политика Александра I Павловича (перс.) (1801 – 1825)

– российский император из династии Романовых. В социально-экономическом развитии России было много нерешенных проблем. Главными задачами своего правления он считал решение следующих вопросов: отмены крепостного права, реформу органов управления и просвещения. Он объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки, было запрещено печатать в газетах объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. последовал указ о «вольных (свободных) хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, т.к. за первую четверть 19 в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Стали разрабатываться проекты освобождения крестьян. После окончания Отечественной войны 1812 г. он, по просьбе помещиков Прибалтики, отменил здесь крепостное право. Проводя реформы государственного управления, он заменил устаревшие коллегии министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала расти прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. В 1802 г. был реформирован сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Либеральный проект реформирования органов управления по поручению царя был создан статс-секретарем Непременного совета М.М. Сперанским. Однако из-за сопротивления дворянства он практически не был реализован. После завершения Отечественной войны 1812 г. император во внутренней политике предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 г. было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 г. Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

В 1817 - 1818 гг. ряд близких  к императору людей (в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 г. Александр дал задание Н.Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект "Государственной уставной грамоты Российской империи", предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 г. и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820 г.), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822 - 1823 гг. Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 г. вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за "дурные поступки" ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости. Итак, Александру I не удалось провести коренные преобразования путем «реформ сверху». Насущные общественно-политические проблемы остались нерешенными. Неожиданная смерть императора в ноябре 1825 г. породила ситуацию междуцарствия, социальные потрясения и поиски будущими самодержцами иных путей преобразований в стране.

В начале XIX века основы Российского государства, освещенные традициями русской жизни и казавшиеся незыблемыми, подверглись суровым испытаниям. Неумолимый ход исторического развития постепенно показывал неизбежность разрушения системы. На исходе первой четверти века стали проявляться верные признаки того, что самодержавие в прежнем своем виде уже не соответствует требованиям времени и без изменений вряд ли сможет долго существовать. Впервые перед верховной властью и обществом реально встал вопрос о правомерности неограниченного самовластия и крепостного права.

Обладая политическим мышлением  и неутомимой энергией, Павел мог  бы стать великим самодержцем-ре-форматором. В соответствии с идеалом петровских преобразований Павел стремился  усилить централизаторские начала в императорской власти, уравнять перед лицом самодержца все сословия, ликвидировать их привилегии. Другими словами, Павел пытался ограничить произвол дворянства во имя собственного произвола. Но долголетнее ожидание престола определило слишком торопливую тактику, словно Павел боялся не успеть сделать все задуманное, на которое по логике вещей требовались десятилетия.

Новые указы сыпались как из рога изобилия — в среднем 42 в месяц, что зафиксировано в «Полном собрании законов Российской империи». Эта излишняя торопливость Павла способствовала искажению его первоначальных, в общем-то, позитивных реформаторских замыслов, что, в конечном счете, создало негативный ореол вокруг его имени. Так, чтобы облегчить управление дворянством, Павел планирует вовлечь русское дворянство в некий огромный рыцарский орден наподобие мальтийского (число командоров ордена возросло в империи почти до 100, по подсчетам Н.Я. Эйдельмана).

Смерть императора Павла I в 1801 году, по мнению М. Фонвизина, должна была стать исходной точкой преобразований, если только суметь воспользоваться этой предоставленной возможностью. Александр I был одним из наиболее образованных людей своего времени и прекрасно осознавал необходимость и неизбежность проведения реформ в России. Это понимание причудливо сочеталось в нем с боязнью дворянской инициативы. По словам историка С.Б.Окуня, Александр I напряженно искал концепцию феодального абсолютизма, которую можно было бы с успехом противопоставить идеям буржуазной революции. Как отмечал Е.А. Вяземский, в отличие от других стран, у нас революционным является правительство, а консервативной — нация. По мнению историка Н.М. Дружинина, Александр I вплоть до 1820 года чувствовал вокруг себя влияние французской революции. В 1801—1820 годах российское самодержавие пыталось создать новую форму монархии, юридически ограничивающую абсолютизм, но фактически сохраняющую единоличную власть государя.

Царь не исключал потенциальную  возможность альтернативного хода истории, в результате которого ему  пришлось бы из монарха самодержавного стать монархом конституционным. Предполагая, что в России может произойти  революция, он хотел к ней заранее  подготовиться и выступить как  инициатор целого ряда прогрессивных  начинаний.

Царь хотел совместить разнородные и противоречивые требования своего времени. Искреннее желание  дать России конституцию он сохранил до последних дней. Но это не мешало создавать военные поселения  и искать образец политической системы  в армейской дисциплине и организации. «Самое ограничение произвола у  него выходило произволом же. Это был  носитель самодержавия, себя стыдившегося, но от себя не отрекавшегося»,— таково мнение В.О. Ключевского.

В самом начале своего правления  Александр I публично определил реформаторский курс во «Всемилостивейшей грамоте Российскому народу», в которой чувствовался дух эпохи Просвещения.

Поговаривали даже об участии  А.Н. Радищева в составлении грамоты, который смотрел на Александра I как на будущего президента с императорским титулом.

Однако в России не было достаточно заметного слоя просветителей. Роль посредника между просвещенным самодержавием и народом Александр I решил отвести государственной бюрократии нового типа. На роль царского окружения претендовали три правительственные группировки: верхи екатерининской бюрократии («екатерининские старцы»), новая павловская бюрократия и так называемые «молодые друзья». Первые стремились превратить сенат в коллегиальный представительный орган сановных верхов с законодательными функциями и тем самым поставить законодательную власть царя под контроль вельможных кругов. Их требования (конституционные проекты П.А. Зубова и Г.Р. Державина) были близки шляхетским проектам.

Новая павловская бюрократия была настроена еще более радикально по отношению к императорской власти, хотя в целом это были весьма умеренные проекты.

Лавируя между группировками, Александр I избрал в качестве реформаторского окружения «молодых друзей», которые составили так называемый «Негласный комитет». Члены «Негласного комитета» хотели сохранить сильную монархическую власть путем централизации и бюрократизации государственного аппарата. «Негласный комитет» просуществовал формально два с лишним года, с 1801 по 1803 год. Всего было проведено около 40 заседаний. В его работе принимали участие два явных вольнодумца: польский репатриант, сын участника польских восстаний А. Чарторышский и граф Строганов, член якобинского клуба.

Вместо аристократического конституционализма екатерининцев, стремившихся защитить дворянство от царского деспотизма, а с учетом «печального» опыта Франции — и от революции, «молодые друзья» предпочли бюрократический конституционализм. Это была политика подчинения себе всей исполнительной власти, направленная на вытеснение коллегиальных форм, наметившихся еще при Павле, на усиление единоначалия. Этой цели служило учреждение министерств (1802). Подобная государственная модель была способна порождать лишь отдельные административные реформы. В целом бюрократизация стала антитезой конституционному развитию.

Это стало одной из причин охлаждения Александра I к «молодым друзьям» и вызвало этап, связанный с деятельностью М.М. Сперанского. Сперанский по заказу Александра I пытался ограничить произвол бюрократизма сановной аристократии, расширить ряды либерального чиновничества.

На взгляды Александра повлияли опыт и рекомендации его  учителя в молодые годы Лагарпа, который впоследствии стал главой республиканской администрации в одном из швейцарских кантонов. Лагарп советовал избегать политизации народа, проводить медленные и осторожные мероприятия в деле конституционного движения России, особенно в части крестьянского вопроса.

Подобно тому, как из всех разговоров о конституции на практике мог родиться только указ о создании министерств, так и из разговоров об уничтожении крепостного права  родился только один указ о «вольных хлебопашцах».Сразу же после вступления на престол Александр предложил  проект закона о запрещении продавать  крестьян без земли. Однако проект указом так и не стал. Существует мнение, что среди членов «интимного» комитета различались два направления: более радикальное во главе со Строгановым и умеренное, представленное Новосильцевым. Строганов совместно с Кочубеем был сторонником выкупа государством дворовых крестьян. В свое время в Париже вместе с воспитателем-французом, республиканцем по убеждениям, Строганов вступил в члены якобинского клуба. Отсюда становится понятным его отношение к крепостничеству. По его мнению, большой опасностью было не освобождение крестьян, а сохранение крепостного права.

Поначалу последовали  меры, направленные на некоторое ограничение  монополии дворян на землю и крестьян. Так, в декабре 1801 года был опубликован  указ, позволяющий купцам, мещанам  и казенным крестьянам покупать землю  в собственность. Раздача населенных имений стала проводиться в виде сдачи их в наследственную аренду.

В ноябре 1802 года Александру была подана графом Румянцевым, сыном  екатерининского фельдмаршала, записка  с проектом, который, по мнению автора, привел бы «к постепенному уничтожению  рабства». Это право помещиков  освобождать за соответствующее  вознаграждение крепостных, закрепляя за ними определенный участок земли на правах личной или общинной собственности. На основе предложения Румянцева, вопреки возражениям сановников, появился указ о «свободных хлебопашцах». В разряд свободных хлебопашцев попали крестьяне, отпущенные помещиком и приобретшие земельный надел. Подушный налог они платили наравне с помещичьими крестьянами, рекрутскую и земскую повинность выполняли как казенные. Всего в разряд «свободных хлебопашцев» за период царствования Александра было переведено, по подсчетам историков, чуть более 47 тысяч душ мужского пола. В среднем крестьяне платили за переход в разряд «свободных» до 396 рублей с души (минимальная стоимость выкупа равнялась 139 рублям, максимальная достигала 4—5 тыс. рублей). Указом воспользовалась незначительная часть буржуазной верхушки крепостной деревни, так как условия были выгоднее, чем при обычной продаже.

Информация о работе Правление Александра 1