Правление Александра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является полное изложение материала, касающегося политической и социально-экономического развития России в первой четверти ХIХ в. Развитие России включает в себя внутреннюю политику Александра 1, Проект государственных преобразований и экономический и социальный строй России.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Правительство Александра I уделяло большое внимание народному просвещению. Было введено новое устройство учебных заведений. В 1803 году организовано 6 учебных округов, во главе которых поставлены попечители. Учебные заведения разделены на 4 разряда: приходские, уездные, губернские (гимназии), университеты. Кроме существовавшего ранее Московского, были основаны Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский. Они становились центрами подготовки кадров, специалистов, центрами культурной жизни. По новому уставу им предоставлялась значительная самостоятельность: совет университета избирал своих руководителей, определял всю учебную и хозяйственную жизнь университета. Поначалу была острая нехватка студентов, так как дворянство предпочитало военные заведения или частные пансионы, где разночинцам учиться было материально тяжело.

Возникают учебные заведения  особого типа, так называемые лицеи, предназначавшиеся исключительно  для дворян, где проходили и  гимназический, и университетский  курс (Царскосельский лицей, Демидовский  в Ярославле). Открываются учебные заведения специального назначения — институт путей сообщения, Московское коммерческое училище и др.

Позднее, по инициативе М.М. Сперанского, был принят указ от 6 августа 1809 года, который восстановил прочно забытые после Петра Iкритерии, согласно которым чин должен соответствовать познаниям. Коллежский асессор должен был окончить университет или сдать экзамены по специальной программе. Всеми этими преобразованиями в государственной, экономической и образовательной сферах в 1803 году в целом и ограничилась деятельность «Негласного комитета».

 

А) либеральный период и проекты государственных преобразований М.М. Сперанского

Начать реформу Сперанский предлагал с преобразования Государственного совета, который не имел реального  влияния на государственные решения. По замыслу реформатора Государственный  совет должен был стать связующим  звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной  думой, Сенатом и Комитетом министров. Члены Государственного совета должны были назначаться императором. В  плане были четко определены пределы  самодержавной власти. В руках  императора заключалась вся полнота  управления страной, ему принадлежало право законодательной инициативы, и он утверждал все новые законы. Но его власть существенно ограничивалась государственной думой, которая  должна была рассматривать все законопроекты. Император отстранялся от судопроизводства, являясь лишь верховным охранителем  правосудия. Суд вершился от его  имени. Но замысел М.М. Сперанского  не был осуществлен до конца. В  последний момент правитель отказался  от кардинальной реформы.

В основу же создания нового Государственного совета согласно манифесту 1 января 1810г. легли другие принципы: [1) все основные вопросы империи  рассматриваются в Совете и только через Совет докладываются императору; 2) проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматриваются  опять же советом, 3)никакой закон. Устав и учреждение «не исходит  из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».] Предел власти государственного совета был очень широк. Он задумывался  как совещательный орган при  императоре, посредством которого правителю  представлялись решения трех новых  органов (Государственной думы, Сената и министерств). Но в действительности Государственный совет не носил  лишь законосовещательный характер, ему были переданы основные функции  Государственной думы (рассмотрение и принятие законов). Таким образом, вся законотворческая деятельность оказалась в руках императора, поскольку именно он назначал членов Государственного совета.

Следующим пунктом у Сперанского  шло реформирование министерств, созданных  в 1802г., за которыми должна была закрепляться исполнительная власть. Он предлагал  четко определить границы деятельности министерств, подготовить их внутреннюю структуру и порядок работы, упразднить министерство коммерции путем его  слияния с министерством финансов, создать министерство путей сообщения, учредить государственное казначейство и государственный контроль (так  как на деле выходило, что контролировал  министра финансов сам министр финансов), создать министерство полиции (в  ее состав должны входить учредительная и исполнительная полиции). Это предложение реформатора нашло претворено в жизнь. Согласно «Общему наказу» (1811г.), министерство возглавлял министр, которого назначал император, аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения состояли из столов во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министрам фактически была дана безграничная власть. В комитете министров Сперанский видел совещательный орган. «Учреждением Комитета министров» от 20 марта 1812 г. Он определялся как высший административный орган, состоящий из 15 членов: 8 министров, 4 председателей департаментов Госсовета, главнокомандующего Петербурга, начальника штаба и начальника морского штаба. [Вместо органа, объединяющего и направляющего деятельность министерств, Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение Сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело.]

Со временем значение деятельности Сената становилось все более  расплывчатым. Поэтому Сперанский считал необходимым немедленно реорганизовать Сенат, которому принадлежала судебная власть. Он предлагал разделить Сенат  на две составляющие – Правительствующий  и Судебный Сенаты, которым будут  принадлежать правительственные и  судебные функции, соответственно. Первый должен был состоять из государственных  министров, их товарищей и быть единым для всей страны. В его компетенцию  должны были входить следующие дела: обнародование законов, заключение договоров и размещение подрядов на крупные суммы, назначение на ответственные  должности, доклад важных дел императору. По мнению Сперанского, высшим законодательным  органом должна была быть именно Государственная  дума, а не Сенат. При помощи реформы  сената он хотел открыть дорогу Думе. Судебный Сенат задумывался как  высшая судебная инстанция и формировался из сенаторов, назначенных руководящей  верхушкой. Сенат должен был обеспечить населению законность, в котором  оно столь сильно нуждалось. Реформа  Сената была утверждена государственным  советом, но она таки не была реализована. Реформа Михаила Михайловича  настроила против него всех консерваторов. В знаменитой записке «О старой и  новой России» выдающийся историограф  Николай Михайлович Кармазин призывал царя отказаться от замысла реформ и вернуться к старым государственным  институтам. Он был противником каких-либо изменений в жизни страны.

В конце первого десятилетия XIX столетия финансовая система России находилась в плачевном состоянии. Многочисленные войны, неграмотное  управление и континентальная блокада  привели финансы к упадку. Правительство  пыталось покрыть дефицит бюджета  выпуском новых ассигнаций, которые в конечном счете привели бы страну к огромному долгу. В ноябре 1809г. император Александр I поручил Сперанскому составить план для выхода из сложившейся в области финансов неблагоприятной ситуации. Через два месяца доклад Сперанского был готов. В своей работе Михаил Михайлович опирался на идеи Адама Смита. Он считал, что изменения в бюджете в положительную сторону не возможны без сокращения расходов. [С тем, чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований» Эти сильные меры сводились: 1) изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.] Следуя плану великого реформатора уже в 1811г. удалось сократить дефицит государственного бюджета со 105 млн. руб. до 6 млн. руб., а доходы возросли до 300 млн. руб. Опять же со стороны начали доноситься недовольные мерами Сперанского, в частности увеличением налогов, голоса.

Параллельно Сперанский работал  над таможенным тарифом и торговым уложением. В них ставка делалась на поощрение отечественного производства и сокращение ввоза иностранных  товаров. Эти тарифные меры помогли  России выстоять в годы континентальной  блокады. Позже Михаил Михайлович подготовил записку «О монетном обращении». В  этой записке он критиковал меры правительства  в области финансовой системы  и предлагал меры для ее оздоровления. К этим мерам относятся: введение банковских билетов, установление курса  обмена ассигнаций на банковские билеты во всех банках, обмен ассигнаций на банковские билеты. Сперанским впервые  в истории были внесены начала проверки финансового состояния  страны. Бюджет, составленный им, впервые  обсуждался не одним или двумя  лицами, а Государственным советом  и министерством финансов. Эти  меры способствовали установлению контроля над бюджетом и устранению произвола  в финансовых делах. То, с какой  быстротой Сперанский писал свои проекты, их легкость стиля изложения, свидетельствует о том, с какой  увлеченностью и страстью работал  над ними реформатор. Александр I одобрил  государственный план своего помощника  в 1809г. Но и это мало что смогло поменять в основе государственной  власти, которая отождествляла реформы  с политикой жестоких репрессий.

Кроме проекта общего преобразования и его постепенного введения он занимался  в это время самыми разнообразными делами. Им была составлена и введена: финляндская конституция, осуществлено освобождение крестьян в Лифляндии, учрежден Царскосельский лицей, преобразованы  духовно-учебные заведения, в том  числе устав духовных академий, таможенный тариф, спроектированы положение об освобождении крестьянства в России, новое гражданское Уложение. Дворянское правительство было вынуждено идти на небольшие уступки, дабы спасти феодальную систему. Право на собственность переставало быль исключительной привилегией дворян, создавался институт вольных хлебопашцев, расширялись экономические права крепостных и зависимых крестьян; крестьяне Прибалтики получили личную свободу. Вокруг реформатора постепенно начинали сгущаться тучи в лице недовольных реформами. Ситуация еще более усугубилась после издания в апреле 1809г. Указа о придворных званиях, а в августе 1809г. Реформы чинопроизводства. Указ от 3 апреля 1809г. в корне менял порядок получения званий и ряда привилегий. Звания теперь рассматривались как простые знаки отличия. А привилегии мог получить только тот, кто нес государственную службу. В течение многих десятилетий дети дворян получали (начиная с колыбели) чины камер юнкера. А через некоторое время звания камергера. Теперь же, не состоящим на действительной службе, необходимо было в течение двух месяцев выбрать род деятельности, иначе им грозила отставка. Реформа чинопроизводства гласила о том, что для продвижения по гражданской службе требовалось иметь университетское образование или глубокие знания в словесных, исторических, юридических, математических и физических науках и сдавать по ним экзамены. 

  Сперанский подготовил проект экономических реформ. Он включал в себя: 
     . прекращение выпуска не обеспеченных ценностями облигаций; 
     . необходимость выкупить бумажные деньги у населения; 
     . резкое сокращение государственных расходов; 
     . введение специального налога на помещичьи и удельные имения; 
     . проведение внутреннего займа; 
     . введение чрезвычайного дополнительного  налога  на  1  год,  который 
       уплачивался крепостными крестьянами и составлял 50 копеек в год; 
     . введение нового таможенного тарифа; 
     . запрет на ввоз предметов роскоши.

 

Б) Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

Названа по имени любимца  Александра I генерала графа Аракчеева А.А., фактически правившего страной в 1815-1825. После победы над Наполеоном Россия жила ожиданиями глубоких перемен в государстве. Деятельность ряда либеральных представителей правительства порождала иллюзии конституционализма, но реально в политике преобладали бюрократизация управления, военная сила для подавления инакомыслия. Проведение в жизнь этой политики было связано с именем Аракчеева А. А. Исторически период временщиков был позади, и, тем более, нелепо выглядела фигура Аракчеева А.А., значение которого в последний период правления Александра I было очень большим. Значение Аракчеева А.А. выражалось не в его постах и званиях.

Он не был тщеславен, вёл  скромный образ жизни, от всех царских пожалований отказывался, неизменно заявляя, что ему достаточно "благоволения" императора. Но за этим подчёркнутым аскетизмом и сухостью скрывалось колоссально евластолюбие. Очень часто у таких людей даже добрые действия вызывали в обществе опасения и страх. Аракчеев А.А. буквально завораживал Александра I беспрекословным выполнением его указаний. Угрюмый, необщительный, он требовал ото всех одного - строгого исполнения служебных обязанностей. Его суровость часто доходила до жестокости и была своего рода террором по отношению к подчинённым; поощрялось не просто чинопочитание, а пресмыкательство перед вышестоящими. Аракчеев А.А., подчёркивавший свою приверженность порядку, понимал его упрощённо, как буквальное и бескомпромиссное выполнение приказов начальства, или, как говорил он сам, "без умничанья". В армии это вылилось в бесконечные плац-парады, муштру, жестокое обращение с солдатами. Порядок в армии по-аракчеевски означал единообразие формы, аккуратно побеленные казармы, своевременные доклады, проверки и др.всевозможный контроль. Характерные черты аракчеевщины: планомерное и беспощадное проведение крепостнической реакции, насаждение шпионства, преследование вольномыслия, цензурные притеснения печати, мелочная формалистика, расправа с протестующими. Многократно подавлялись крестьянские выступления. Яркое проявление аракчеевщины - устройство военных поселений. Это особая форма комплектования и содержания армии, при которой солдаты соединяли военную службу и крестьянскую работу на земле. Стремясь увеличить численность армии и постепенно избавить страну от ненавистной рекрутской повинности, Александр I заинтересовался системой военных поселений, существовавшей в ряде европейских и азиатских стран. Некоторое подобие военных поселений были в России и в XVIII в. Изначальная идея была проста: военные поселения составляются из солдат и крестьян. В мирное время они занимаются военным обучением и хозяйством, обеспечивая себя необходимыми продуктами. После окончания срока службы солдаты получают здесь "кусок хлеба" и "крышу над головой". Треть русской армии была переведена на военные поселения. Жители местности, куда назначались военные поселения, тоже записывались в "военные поселяне" и служили для пополнения войск. Жизнь в них строго регламентировалась. Всё это ломало сложившийся быт населения и армии и возбуждало недовольство. Благие фантазии правителей нередко приносили горькие плоды народу. Поэтому начались открытые солдатские выступления (самое крупное в Чугуеве в ИЛ 1819-АВ1819). Многие высокопоставленные военные и гражданские лица империи были против такой затеи. Но Александр I был непреклонен. Против был и Аракчеев А.А., но, привыкший к беспрекословному выполнению распоряжений, он взялся за создание военных поселений. Используя методы жесточайшего принуждения, он воплотил проект императора в жизнь. Для сотен тысяч крестьян и солдат это стало трагедией; русское общество встретило военные поселения отрицательно. Столь же сильное сопротивление вызвали попытки Аракчеева А.А. и Александра I "сделать мирское просвещение христианским". В основу преподавания наук пытались положить Священное писание (особое сопротивление это вызвало в преподавании естественных и точных наук). Рассадники передовых идей - Московский университет, Царскосельский лицей, новые университеты подвергались гонениям. В 1816 во главе Министерства народного просвещения стал, по выражению Пушкина А.С., "холопская душа" и "просвещения губитель" князь Голицин А.Н. Передовые учёные отстранялись от преподавания, их лекции подвергались придирчивому контролю. Усиление цензурного гнёта нанесло немалый ущерб национальной культуре. 13 ЯН 1822 особым указом были запрещены в России все тайные общества. Действовала полиция Аракчеева А.А. и Министерства внутренних дел. Его фигура была настолько одиозной в общественном мнении, что Николай I, близкий к нему по взглядам, вскоре после воцарения уволил Аракчеева А.А. со службы. Однако аракчеевские порядки при Николае I продолжали процветать, и поэтому слово "аракчеевщина" прочно вошло в русский лексикон. Однако сам Аракчеев А.А., будучи личностью сложной и неоднозначной, отличался прагматизмом. В 1818 он по поручению Александра I составил один из проектов отмены крепостного права, а в своем имении Грузино открыл госпиталь и заёмный банк для крестьян (их повседневную жизнь Аракчеев А.А. строго регламентировал), в этом же (1818) году архитектор Ажи П.П. закончил работу над украшениями для "памятника воинам" в Аракчеевском Грузинском соборе. Две его библиотеки насчитывали 15 000 томов (главным образом иностранных авторов), в т.ч. более 100 книг, запрещённых цензурой. В то время, когда правительство Александра I стало на путь реакции, в русском обществе получили ход и преобладание иные вкусы. В русской общественной мысли формировалось "западничество", "славянофильство", декабризм.

Информация о работе Правление Александра 1