Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:51, контрольная работа
Целью контрольной работы является полное изложение материала, касающегося политической и социально-экономического развития России в первой четверти ХIХ в. Развитие России включает в себя внутреннюю политику Александра 1, Проект государственных преобразований и экономический и социальный строй России.
Правительство Александра I уделяло большое внимание народному просвещению. Было введено новое устройство учебных заведений. В 1803 году организовано 6 учебных округов, во главе которых поставлены попечители. Учебные заведения разделены на 4 разряда: приходские, уездные, губернские (гимназии), университеты. Кроме существовавшего ранее Московского, были основаны Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский. Они становились центрами подготовки кадров, специалистов, центрами культурной жизни. По новому уставу им предоставлялась значительная самостоятельность: совет университета избирал своих руководителей, определял всю учебную и хозяйственную жизнь университета. Поначалу была острая нехватка студентов, так как дворянство предпочитало военные заведения или частные пансионы, где разночинцам учиться было материально тяжело.
Возникают учебные заведения
особого типа, так называемые лицеи,
предназначавшиеся
Позднее, по инициативе М.М. Сперанского, был принят указ от 6 августа 1809 года, который восстановил прочно забытые после Петра Iкритерии, согласно которым чин должен соответствовать познаниям. Коллежский асессор должен был окончить университет или сдать экзамены по специальной программе. Всеми этими преобразованиями в государственной, экономической и образовательной сферах в 1803 году в целом и ограничилась деятельность «Негласного комитета».
А) либеральный период и проекты государственных преобразований М.М. Сперанского
Начать реформу Сперанский
предлагал с преобразования Государственного
совета, который не имел реального
влияния на государственные решения.
По замыслу реформатора
В основу же создания нового
Государственного совета согласно манифесту
1 января 1810г. легли другие принципы:
[1) все основные вопросы империи
рассматриваются в Совете и только
через Совет докладываются
Следующим пунктом у Сперанского
шло реформирование министерств, созданных
в 1802г., за которыми должна была закрепляться
исполнительная власть. Он предлагал
четко определить границы деятельности
министерств, подготовить их внутреннюю
структуру и порядок работы, упразднить
министерство коммерции путем его
слияния с министерством
Со временем значение деятельности Сената становилось все более расплывчатым. Поэтому Сперанский считал необходимым немедленно реорганизовать Сенат, которому принадлежала судебная власть. Он предлагал разделить Сенат на две составляющие – Правительствующий и Судебный Сенаты, которым будут принадлежать правительственные и судебные функции, соответственно. Первый должен был состоять из государственных министров, их товарищей и быть единым для всей страны. В его компетенцию должны были входить следующие дела: обнародование законов, заключение договоров и размещение подрядов на крупные суммы, назначение на ответственные должности, доклад важных дел императору. По мнению Сперанского, высшим законодательным органом должна была быть именно Государственная дума, а не Сенат. При помощи реформы сената он хотел открыть дорогу Думе. Судебный Сенат задумывался как высшая судебная инстанция и формировался из сенаторов, назначенных руководящей верхушкой. Сенат должен был обеспечить населению законность, в котором оно столь сильно нуждалось. Реформа Сената была утверждена государственным советом, но она таки не была реализована. Реформа Михаила Михайловича настроила против него всех консерваторов. В знаменитой записке «О старой и новой России» выдающийся историограф Николай Михайлович Кармазин призывал царя отказаться от замысла реформ и вернуться к старым государственным институтам. Он был противником каких-либо изменений в жизни страны.
В конце первого десятилетия XIX столетия финансовая система России находилась в плачевном состоянии. Многочисленные войны, неграмотное управление и континентальная блокада привели финансы к упадку. Правительство пыталось покрыть дефицит бюджета выпуском новых ассигнаций, которые в конечном счете привели бы страну к огромному долгу. В ноябре 1809г. император Александр I поручил Сперанскому составить план для выхода из сложившейся в области финансов неблагоприятной ситуации. Через два месяца доклад Сперанского был готов. В своей работе Михаил Михайлович опирался на идеи Адама Смита. Он считал, что изменения в бюджете в положительную сторону не возможны без сокращения расходов. [С тем, чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований» Эти сильные меры сводились: 1) изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.] Следуя плану великого реформатора уже в 1811г. удалось сократить дефицит государственного бюджета со 105 млн. руб. до 6 млн. руб., а доходы возросли до 300 млн. руб. Опять же со стороны начали доноситься недовольные мерами Сперанского, в частности увеличением налогов, голоса.
Параллельно Сперанский работал над таможенным тарифом и торговым уложением. В них ставка делалась на поощрение отечественного производства и сокращение ввоза иностранных товаров. Эти тарифные меры помогли России выстоять в годы континентальной блокады. Позже Михаил Михайлович подготовил записку «О монетном обращении». В этой записке он критиковал меры правительства в области финансовой системы и предлагал меры для ее оздоровления. К этим мерам относятся: введение банковских билетов, установление курса обмена ассигнаций на банковские билеты во всех банках, обмен ассигнаций на банковские билеты. Сперанским впервые в истории были внесены начала проверки финансового состояния страны. Бюджет, составленный им, впервые обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом и министерством финансов. Эти меры способствовали установлению контроля над бюджетом и устранению произвола в финансовых делах. То, с какой быстротой Сперанский писал свои проекты, их легкость стиля изложения, свидетельствует о том, с какой увлеченностью и страстью работал над ними реформатор. Александр I одобрил государственный план своего помощника в 1809г. Но и это мало что смогло поменять в основе государственной власти, которая отождествляла реформы с политикой жестоких репрессий.
Кроме проекта общего преобразования и его постепенного введения он занимался в это время самыми разнообразными делами. Им была составлена и введена: финляндская конституция, осуществлено освобождение крестьян в Лифляндии, учрежден Царскосельский лицей, преобразованы духовно-учебные заведения, в том числе устав духовных академий, таможенный тариф, спроектированы положение об освобождении крестьянства в России, новое гражданское Уложение. Дворянское правительство было вынуждено идти на небольшие уступки, дабы спасти феодальную систему. Право на собственность переставало быль исключительной привилегией дворян, создавался институт вольных хлебопашцев, расширялись экономические права крепостных и зависимых крестьян; крестьяне Прибалтики получили личную свободу. Вокруг реформатора постепенно начинали сгущаться тучи в лице недовольных реформами. Ситуация еще более усугубилась после издания в апреле 1809г. Указа о придворных званиях, а в августе 1809г. Реформы чинопроизводства. Указ от 3 апреля 1809г. в корне менял порядок получения званий и ряда привилегий. Звания теперь рассматривались как простые знаки отличия. А привилегии мог получить только тот, кто нес государственную службу. В течение многих десятилетий дети дворян получали (начиная с колыбели) чины камер юнкера. А через некоторое время звания камергера. Теперь же, не состоящим на действительной службе, необходимо было в течение двух месяцев выбрать род деятельности, иначе им грозила отставка. Реформа чинопроизводства гласила о том, что для продвижения по гражданской службе требовалось иметь университетское образование или глубокие знания в словесных, исторических, юридических, математических и физических науках и сдавать по ним экзамены.
Сперанский подготовил проект экономических
реформ. Он включал в себя:
. прекращение выпуска не обеспеченных
ценностями облигаций;
. необходимость выкупить бумажные деньги
у населения;
. резкое сокращение государственных
расходов;
. введение специального налога на помещичьи
и удельные имения;
. проведение внутреннего займа;
. введение чрезвычайного дополнительного
налога на 1 год, который
уплачивался крепостными крестьянами
и составлял 50 копеек в год;
. введение нового таможенного тарифа;
. запрет на ввоз предметов роскоши.
Б) Аракчеевщина - политика реакции,
система мер полицейского деспотизма для
сохранения феодализма; насаждение военных
поселений и палочной дисциплины в армии,
подавление общественного
Названа по имени любимца
Александра I генерала графа Аракчеева А.А.,
фактически правившего страной в 1815-1825.
После победы над Наполеоном Россия жила
ожиданиями глубоких перемен в государстве. Деятельность
Он не был тщеславен, вёл
скромный образ жизни, от всех царских пожалований
отказывался, неизменно заявляя, что ему
достаточно "благоволения" императора.
Но за этим подчёркнутым аскетизмом и
сухостью скрывалось колоссально евластолюбие.
Очень часто у таких людей даже добрые действия
вызывали в обществе опасения и страх.
Аракчеев А.А. буквально завораживал Александра
I беспрекословным выполнением его указаний.
Угрюмый, необщительный, он требовал ото
всех одного - строгого исполнения служебных
обязанностей. Его суровость часто доходила
до жестокости и была своего рода террором по
отношению к подчинённым; поощрялось не
просто чинопочитание, а пресмыкательство
перед вышестоящими. Аракчеев А.А., подчёркивавший
свою приверженность порядку, понимал
его упрощённо, как буквальное и бескомпромиссное
выполнение приказов начальства, или,
как говорил он сам, "без умничанья".
В армии это вылилось в бесконечные плац-парады,
муштру, жестокое обращение с солдатами.
Порядок в армии по-аракчеевски означал
единообразие формы, аккуратно побеленные
казармы, своевременные доклады, проверки
и др.всевозможный контроль. Характерные
черты аракчеевщины: планомерное и беспощадное
проведение крепостнической