Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:51, контрольная работа
Целью контрольной работы является полное изложение материала, касающегося политической и социально-экономического развития России в первой четверти ХIХ в. Развитие России включает в себя внутреннюю политику Александра 1, Проект государственных преобразований и экономический и социальный строй России.
Никто из членов «Негласного комитета» не отличался способностью воплощать политические идеи в конкретные преобразования, как это умел делать М.М. Сперанский. Не будь этой находки, возможно, их деятельность ограничилась бы одними разговорами и не вылилась в какие-либо практические меры. Непосредственно на заседания аристократов-реформаторов бывший попович не допускался. Поручение составить тот или иной проект передавал ему Кочубей. В ответ следовала целая серия политических записок.
В воззрениях М.М. Сперанского на пути и средства преобразования России было немало сходного с взглядами членов «Негласного комитета». Подобно им, он исходил из того, что главным орудием реформ должен быть законный государь, но Сперанский не считал, что последнему можно доверять настолько, чтобы вообще исключить вопрос о гарантиях соблюдения им конституции и законов.
Сперанский понимал, что
силу может ограничить, сбалансировать
только сила, поэтому средство ограничения
силы правительства, гарантии соблюдения
им законов он искал в народе,
который, по его мнению, всегда имеет
в самом себе достаточную силу,
чтобы уравновесить силу правительства.
Однако для этого народ необходимо
было соответствующим образом
М.М. Сперанский родился в 1772 году в семье сельского священника Владимирской губернии. Закончив Суздальскую духовную семинарию, обучался в Петербургской духовной академии. Получил степень магистра. Преподавал математику, красноречие, философию, французский язык. В 1797 году поступил на гражданскую службу в чине титулярного советника. Вплоть до 1807 года пребывал в тени, только лишь в качестве исполнителя. В октябре 1807 года Александр приближает к себе Сперанского как статс-секретаря, т. к. царь охладел к своим друзьям-реформаторам, Их реформы осуществлялись лишь частично, плохо уживались со старыми элементами и приводили порой к обратному эффекту.
Неудачи в осуществлении реформаторских проектов, разрабатывавшихся в «Негласном комитете», окончательный распад его не отвратили Александра I от политических реформ. Царь нуждался в них, чтобы подчинить себе государственную бюрократию, их корпоративные интересы и предотвратить исполнительский саботаж. Известно, что его отец, император Павел, был убит своими сановниками. Александр полагал, что избежать подобных неприятностей можно посредством более рациональной организации управленческого аппарата. В этом заключалось объяснение царя факта приближения к себе Сперанского. К тому же, потерпев поражение под Аустерлицем, Александр столкнулся с падением своего авторитета в обществе. Встреча с Наполеоном на Немане была воспринята русской общественностью как унижение национального достоинства, а присоединение России к блокаде Англии принесло русскому купечеству и дворянству крупные убытки. Именно в этот момент Александр окончательно порывает со своими друзьями по «Негласному комитету», но приближает к себе Сперанского, Румянцева и Аракчеева. Последний в январе 1808 года становится военным министром. Таким образом, звезды Сперанского, которого Пушкин назвал «гением блага», и Аракчеева — «гения зла» взошли на политическом небосклоне России одновременно.
Возвышая и приближая к себе поповича и выходца из обедневших дворян, царь тем самым бросал вызов аристократическим кругам, не принявшим его политики сближения с Францией. Согласно высказыванию Ф. Булгарина, Наполеон высоко оценивал Сперанского. В знак особого уважения к личности русского статс-секретаря Наполеон подарил Сперанскому богато убранную бриллиантами табакерку со своим изображением. «Единственной светлой головой в России» назвал он при этом Сперанского.
1 января 1810 года Александр I учредил своим манифестом Государственный Совет. Сперанский получил в этом органе высшего управления должность Государственного секретаря. В его ведении оказались вся переписка, организация работы Совета. В этот период он проводит мероприятия по совершенствованию системы образования.
Ставя вопрос о создании в России независимого в экономическом (имущественный ценз) и политическом отношениях сословия, посредством которого можно обеспечить независимость законодательной власти от исполнительной, Сперанский указывал, что независимость этого сословия может быть обеспечена развитым общественным мнением. Последнее возможно при просвещенном населении и ликвидации крепостничества, ибо просвещать народ и одновременно оставлять его в рабстве означает дать яснее ему почувствовать свое положение и вызвать тем самым активный протест.
Для обратимости общественных преобразований нужны грамотные законы. Это предполагает справедливый суд. Последний, в свою очередь, невозможен без просвещенных судей, публики и т. д. Словом, реформа каждой отдельной сферы жизни русского общества попадала в замкнутый круг. И чем больше реформируемых сфер, тем больше замкнутых кругов.
Спустя много лет, реформаторские замыслы Сперанского подверг резкой критике за опору на официоз Н.Г. Чернышевский.
На самом деле
Сперанский отвергал крайние средства
осуществления преобразований, в
том числе революции за их разрушительный
характер, т. к. они порой отбрасывают
общество далеко назад. При этом уничтожаются
зачастую лишь социальные носители зла,
а не само зло. Борющиеся против бюрократической
системы часто проникаются
Сперанский понял, что основное противоречие в эволюции русского общества — противоречие между объективной необходимостью общественно-политических перемен и отсутствием для такого устройства соответствующего человеческого материала. Поэтому он находит выход в медленном, постепенном совершенствовании «здания российской жизни» при содействии государственной власти. Он понимал, что для удержания захваченной власти революционерам потребуется зависимость народа, подобная крепостной.
Формы государственного правления представлялись Сперанскому в следующем виде: Россия делится на губернии, губернии — на округа, округа — на волости. В волости из землевладельцев избирается законодательный орган — волостная дума, которая, в свою очередь, избирает членов местной администрации и депутатов в окружную думу. В округе такие же права принадлежат окружной думе, состоящей из депутатов волостных дум, а в губернии — губернской думе, состоящей из депутатов окружных дум.
Губернские думы посылают
своих депутатов в
Сперанский допускал управление
страной посредством
Исполнение проекта
Недостатком преобразований
Сперанского являлось то, что они
совершались втайне от общества, а
это не давало возможности передовой
части общества заинтересованно
и активно выступать в
Выбрав в качестве главного орудия осуществления преобразований верховную власть, Сперанский упустил из вида тот факт, что император должен был испытывать постоянное давление снизу, хотя бы из сановного окружения. Никаких усилий в этом направлении Сперанский не предпринял. Он остался канцелярским реформатором.
18 марта 1811 года
Екатерина Павловна, сестра Александра I,
передала ему записку историка Карамзина
«О древней и новой России», направленную
против реформаторских начал. Последовали
доносы на Сперанского о получении взяток,
членстве в масонской ложе, куда он вступил
годом раньше, о тайных связях с Наполеоном.
После унизительного Тильзитского
Сперанский отправляется в ссылку. Император же, по собственному признанию, «потерял правую руку», а впоследствии говорил о Сперанском так: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне».
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь.
Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в первой половине ХIХ века. Нарастание кризиса крепостничества
1. Из Указа Александра I о вольных хлебопашцах (1803 г.)
Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору)...
2. Из “Введения
к Уложению государственных
Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устроят политическое бытие своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы…
…Из обозрения прав гражданских
и политических открывается, что
все они в рассуждении
… Народ рабочий имеет
общие права гражданские (свобода
личности, - сост.), но не имеет прав политических
(участие в государственном
…1) Законодательное сословие
должно быть так устроено, чтоб оно
не могло совершать своих