Правление Александра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является полное изложение материала, касающегося политической и социально-экономического развития России в первой четверти ХIХ в. Развитие России включает в себя внутреннюю политику Александра 1, Проект государственных преобразований и экономический и социальный строй России.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 58.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Из “Записки  о древней и новой России”  Н.М. Карамзина, подготовленной  им для Александра I

 

Первая обязанность государя есть блюсти внутреннюю и внешнюю  целость государства; благотворить состояниям (сословиям, - сост.) и лицам  есть уже вторая. Она желает сделать  земледельцев счастливее свободою, но ежели сия свобода вредна для  государства? …Не знаю хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (временный запрет «Юрьева дня», - сост.).., но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели  навык людей вольных – ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой  надобно готовить человека исправлением нравственным.

 

4. Участник движения  декабристов М.А. Фонвизин  об истоках «декабризма»

 

В походах по Германии и  Франции (1813-1814, - сост.) наши молодые  люди ознакомились с европейской  цивилизациею, которая произвела  на них тем сильнейшее впечатление, что они могли сравнивать все  виденное ими за границею с тем, что  им на всяком шагу представлялось на родине: рабство бесправного большинства  русских, жестокое обращение начальников  с подчиненными, всякого рода злоупотребления  власти, повсюду царствующий произвол, - все это возмущало и приводило  в негодование образованных русских  и их патриотическое чувство.

 

5. Теория «официальной  народности» (С.С. Уваров, 1830-е  гг.)

 

Искренно и глубоко  привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как  на залог счастия общественного  и семейственного. … Без любви  к вере предков, народ, как и частный  человек, должен погибнуть. Русский, преданный  государству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего ПРАВОСЛАВИЯ, сколь и на похищение одного перла  из венца Мономахова.

САМОДЕРЖАВИЕ составляет главное условие политического  существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия… Спасительное убеждение, что Россия живет и  охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и  с ним развиваться.

Наряду с сими двумя  национальными началами находится  и третье, не менее важное, не менее  сильное: НАРОДНОСТЬ. Вопрос о народности не имеет того единства, как предъидущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского Царства…

Вот те главные начала, которые  надлежало включить в систему  общественного образования, чтобы  она соединила выгоды нашего времени  с преданиями прошедшего и с надеждами  будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку  вещей и было не чуждо европейского духа.

 

6. А.Ф. Тютчева,  фрейлина императорского двора  в 1843-56 гг., о Николае I

 

Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью  и необходимыми нравственными свойствами. … Никогда этот человек не испытал  тени сомнения в своей власти или  в законности ее… Как у всякого  фанатика, умственный кругозор его  был поразительно ограничен его  нравственными убеждениями, …можно сказать, что Николай I был Дон-Кихотом  самодержавия, Дон-Кихотом страшным и зловредным, потому что обладал  всемогуществом, позволявшим ему  подчинять все своей фантастической и устарелой теории («официальной народности», - сост.) и попирать ногами самые законные стремления и права  своего века. …Угнетение, которое он оказывал, не было угнетением произвола, каприза, страсти; это был самый  худший вид угнетения – угнетение  систематическое, обдуманное, самодовлеющее, убежденное в том, что оно может  и должно распространяться не только на внешние формы управления страной, но и на частную жизнь народа, на его мысль, его совесть, и что  оно имеет право из великой  нации сделать автомат, механизм которого находился бы в руках  владыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эра просвещенного правительства  уходила в прошлое. С 1820 года правительство  все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность реформ, усиление консерватизма привели  к тому, что проекты конституции  России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление  в истории получило название «декабризм». Тайные организации начали возникать  еще в 1816 году. Представлялось, что  стоит только внедрить экономические  и политические принципы развитых европейских  государств в России. Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь.

Угасание реформ к концу  царствования Александра I объясняется не только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе.

Видя фактический крах своей политики, император все  больше отходил от государственных  дел. С 1822 г. единственным докладчиком  царю всех дел стал Аракчеев. Много  времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких путешествий  он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 г. в Таганроге закончилось  правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского хозяйства.

 


Информация о работе Правление Александра 1