Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:51, контрольная работа
Целью контрольной работы является полное изложение материала, касающегося политической и социально-экономического развития России в первой четверти ХIХ в. Развитие России включает в себя внутреннюю политику Александра 1, Проект государственных преобразований и экономический и социальный строй России.
3. Из “Записки
о древней и новой России”
Н.М. Карамзина,
Первая обязанность государя
есть блюсти внутреннюю и внешнюю
целость государства; благотворить
состояниям (сословиям, - сост.) и лицам
есть уже вторая. Она желает сделать
земледельцев счастливее свободою, но
ежели сия свобода вредна для
государства? …Не знаю хорошо ли сделал
Годунов, отняв у крестьян свободу
(временный запрет «Юрьева дня»,
- сост.).., но знаю, что теперь им неудобно
возвратить оную. Тогда они имели
навык людей вольных – ныне
имеют навык рабов. Мне кажется,
что для твердости бытия
4. Участник движения декабристов М.А. Фонвизин об истоках «декабризма»
В походах по Германии и
Франции (1813-1814, - сост.) наши молодые
люди ознакомились с европейской
цивилизациею, которая произвела
на них тем сильнейшее впечатление,
что они могли сравнивать все
виденное ими за границею с тем, что
им на всяком шагу представлялось на родине:
рабство бесправного
5. Теория «официальной народности» (С.С. Уваров, 1830-е гг.)
Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейственного. … Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный государству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего ПРАВОСЛАВИЯ, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.
САМОДЕРЖАВИЕ составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия… Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.
Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: НАРОДНОСТЬ. Вопрос о народности не имеет того единства, как предъидущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского Царства…
Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа.
6. А.Ф. Тютчева, фрейлина императорского двора в 1843-56 гг., о Николае I
Никто, лучше как он, не
был создан для роли самодержца.
Он обладал для того и наружностью
и необходимыми нравственными свойствами.
… Никогда этот человек не испытал
тени сомнения в своей власти или
в законности ее… Как у всякого
фанатика, умственный кругозор его
был поразительно ограничен его
нравственными убеждениями, …можно
сказать, что Николай I был Дон-Кихотом
самодержавия, Дон-Кихотом страшным
и зловредным, потому что обладал
всемогуществом, позволявшим ему
подчинять все своей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эра просвещенного правительства уходила в прошлое. С 1820 года правительство все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты конституции России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление в истории получило название «декабризм». Тайные организации начали возникать еще в 1816 году. Представлялось, что стоит только внедрить экономические и политические принципы развитых европейских государств в России. Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь.
Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе.
Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от государственных дел. С 1822 г. единственным докладчиком царю всех дел стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 г. в Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского хозяйства.