Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:04, курсовая работа
Рассматривая различные виды личной зависимости человека в Древней Руси, можно предположить, как примерно шел процесс, приведший к фактическому порабощению (закрепощению) большей части населения страны, сведения значения бывшего рядового члена общины буквально до предмета, находящегося в абсолютном распоряжении феодала, а так же узнать об особенностях формирования права на Руси. Процесс этот происходит (при многих других особенностях) посредством предоставления возможности арендовать, следовательно он идёт параллельно с развитием законодательства и частной собственности. При этом особенно интересна роль законов, которые направлены на укрепление и сбережение хозяйства (вотчины) князя или боярина.
Введение…………………………………………………………………………...
4
1 Общая характеристика социального строя Древней Руси…………………..
1.1 Основное население Древней Руси IX-X в.в……………………..….…......
6
1.2 Община в Древней Руси X-XII в.в……………….………………………….
16
1.3 Смерды в дренерусском обществе…………………………………….…….
20
2 Свободное население Древней Руси……………………..………..…………..
26
2.1 «Полюдье», князь и его дружина……………………………………..…….
26
2.2 Роль боярства и правовое положение духовенства на Руси………………
34
2.3 Городское и сельское свободное население ………………………………..
40
3 Правовое положение зависимых классов Древней Руси ……………............
3.1 Закупнечество в Древней Руси, правовой статус рядовича……………….
43
3.2 Холопство в Древней Руси……………………………. ……………………
3.3 Правовое положение зависимых смердов…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
66
Список использованных источников……………………………………….......
69
В конце X века произошло значительное перемещение торговых путей; в 960-х годах варяги разгромили Булгар и Итиль, Хазарский каганат был уничтожен, вслед за этим кочевники-тюрки перекрыли торговые пути на Восток. О прекращении торговли с мусульманскими странами свидетельствует резкое уменьшение поступления в Европу арабских дирхемов; в XI веке дирхемы, бывшие основной монетой на Руси, исчезли из обращения; их заменили слитки серебра и «меховые деньги». Прорыв тюрок-половцев в Причерноморье стал серьезным препятствием для торговли с Византией; киевским князьям приходилось чуть ли не каждый год спускаться с дружиной по Днепру, чтобы проводить и встретить купцов-«гречников». Отсутствие прежних объемов торговли напрямую повлияло на количественный приток порабощенных чужеземцев, и, следовательно, вызвало необходимость в рабах.
Общины в основном составляли лично свободные общинники - «люди». Древнерусская соседская община («вервь») владела землей, имела свою территорию, где отвечала за порядок и поведение своих «людей». Общины находились в экономической зависимости от князя, поскольку последний являлся номинальным верховным собственником всей русской земли. Эта зависимость выражалась в выплате дани на нужды князя, его дружины и содержание государственного аппарата власти. Вначале дань собиралась в ходе «полюдья» (объезда князем подвластной территории). Постепенно на смену «полюдья» пришел «повоз» (доставка общинниками дани в административные центры - «погосты»). Еще в правление княгини Ольги размер дани был нормирован.
По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Видимо, феодально-зависимых, но юридически свободных общинников, занимавшихся земледелием, в Древней Руси называли «смердами»
1.3 Смерды в древнерусском обществе
Во второй половине XI в. появляются «закупы» - крестьяне-смерды, взявшие «купу» (ссуду) деньгами, рабочим скотом, продуктами и обязанные отработать долг феодалу-вотчиннику с процентами: либо на его пашне ("ролейные закупы"), либо как слуга. «Закуп» был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен возможности свободного передвижения. Хозяин имел право подвергать его телесным наказаниям, а попытка бегства превращала его в обельного (полного) холопа, хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе свободу. При этом хозяйство закупа не являлось собственностью господина. Отечественная история в терминах и понятиях.
Во главе княжеской вотчины стоит представитель князя - боярин-огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины и, видимо, сохранность княжеского вотчинного имущества. При нем на службе состоят сборщики причитающихся князю всевозможных поступлений. Эти лица охраняются 80-гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. Это высший административный аппарат княжеской вотчины. Дальше следуют княжие старосты -сельский и ратайный. Их жизнь оценивается только в 12 гривен. Они люди зависимые. Как распределяются их функции - точно сказать нельзя, но наверное их роли в значительной степени определяются содержанием терминов «сельский» и «ратайный». Сельский староста, наверное, выполнял функции наблюдения за населением вотчины, являлся исполнителем распоряжений высшего административного ее аппарата. Что касается ратайного старосты, то поскольку ратай -- пахарь, ратайный -- пашенный, следовательно логично возникает предположение, что на обязанности ратайного старосты лежит наблюдение за пашней, а так как речь идет о княжем старосте и княжеской вотчине, то значит есть княжеская пашня.
При княжеских дворах и вотчинных хозяйствах было много «челяди», «холопов», «рядовичей» так назывались различные категории лично зависимого населения. «Челядь» состояла из военнопленных, холопов, в которых в силу экономических обстоятельств обращались бывшие «смерды» и «закупы». Это были люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных, также челядины и холопы на Руси были защищены законом (например, господин наказывался за убийство раба, раба можно было использовать в качестве свидетеля в суде). Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. Холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники «Рядовичами» на Руси назывались люди, которые заключили договор («ряд») с господином о службе и выполняли функции мелких администраторов (ключников, тиунов) или занимались сельскими работами.
2 Свободное население Древней Руси
2.1 «Полюдье», князь и его дружина
Все свободное
население Руси называлось людьми, отсюда
пошел термин "полюдье". Значительная
часть населения была лично свободна,
но платила дань в пользу государства.
Сельское население называлось смердами.
Смерды могли жить как в свободных сельских
общинах, так и в вотчинах феодалов и князей,
являясь при этом лично зависимыми.
Класс феодалов
формировался из младших отпрысков княжеского
рода, из княжеской дружины путем "оседания
дружины на землю" (например, получения
части свободных земель в качестве платы
за выполнение государственных функций
обороны и суда, получение земли в управление
с правом сбора дани в свою пользу и другим
способом), также из богатых свободных
общинников или из старой родоплеменной
знати.
"Русская правда"
дает нам широкий перечень лиц княжеской
администрации, выполнявшей государственные
функции управления и сбора налогов-дани,торговых
и судейских пошлин:княжий тиун (правитель-наместник
князя в городе, занимавшийся делами текущего
управления и творивший суд от имени князя);мытник
(человек, собиравший торговые пошлины);вирник
(человек, собиравший "виру" - деньги,
выплачиваемые преступником за совершение
преступления в пользу князя);
емец (собирал "продажи" - плату в
пользу князя, вносимую преступником за
кражу), а также функции управления личным
хозяйством князя: ключник;
княжий тиун огнищный, или огнищанин (от
слова "огнище" - дом, управитель личным
хозяйством князя);княжий конюх, конюший,
повар, сельский слуга и другие лица в
хозяйстве князя.
Князь и его дружина XI - XII вв. князья властвовали
во имя интересов знати. Но вместе с тем
они правили и во имя народа. Князь - правитель
Киевской Руси - во многом еще играл общественно-полезную
роль. Так, он должен был "блюсти"
землю, где княжил, т. е. оборонять ее от
внешних врагов, осуществлять суд, дипломатические
связи с зарубежными странами, регулировать
общественные отношения. Первоначально
в постоянные отряды («дворы князей») входили
дворовые слуги, как свободные, так и зависимые
(«холопы»). Позже служба князю стала основываться
на его договоре со своим слугой (боярином)
и стала постоянной. Само слово «боярин»
берет свое происхождение от слова «боляр»,
или «боец». Ополчение по решению народного
собрания составляли свободные люди -
крестьяне и горожане. Ополчение строилось
по «десятичному принципу». Воины хорошо
знали друг друга, помогали друг другу
в бою. Сложились основные признаки государства:
аппарат управления с великим князем во
главе; свод законов «Русская Правда»
(первая половина XI в.); границы русского
государства признавались в договорах
с большинством соседей; власть государства
признавали 5-7 млн. жителей Древней Руси
X-XI вв. Князь и княжеская дружина, наряду
с городским вече, олицетворяли собой
важнейшие государственные институты
Киевской Руси.
Как
уже отмечалось, князь и княжеская дружина,
наряду с городским вечем олицетворяли
собой важнейшие государственные институты
Киевской Руси. От того, на чем базировались
и как складывались их отношения во многом
зависела как стабильность и эффективность
самого государства, так и возможные пути
дальнейшего развития русских земель.
Несмотря на всю “очевидность” этих отношений
остановимся на них более подробно.
Прежде всего
нас будут интересовать вопросы, связанные
со статусом самой дружины, ее численным
и качественным составом, структурой и
механизмами взаимного влияния князя
и дружины.
Как пишет И.Я.
Фроянов, слово дружина является общеславянским.
Оно образовано от слова «друг», первоначальное
значение которого - спутник, товарищ на
войне. В русской исторической науке под
дружиной принято понимать отряд воинов.
Бесспорно, что княжеские дружины имели
иерархическое строение. Как правило,
ее делят на «старшую», «младшую» и «среднюю»
- группу «мужей», которую нельзя отнести
ни к первой, ни ко второй.
С конца XII в.
можно проследить, как «младшая» дружина
постепенно поглощается княжеским двором.
В источниках появляется термин «дворяне».
Со временем княжеская дружина начала
разрушаться, прикрепляться к земле, теряя
свою способность воевать, т.к. большая
часть воинов для сохранения традиций
должна быть освобождена от управления
и службы при княжеском дворе. Как замечает
А.А. Горский, дружина «набирается и строится
не по родовому принципу, а по принципу
личной верности; дружина находится вне
общинной структуры; она оторвана от нее
социально (дружинники не являются членами
отдельных общин) и территориально (в силу
обособленного проживания дружинников)».
Древнерусская дружина была своеобразной
военной общиной, которой руководил князь
- первый среди равных. На Руси формирование
корпорации профессиональных воинов базировалось
не на условном землевладении, а на личных
связях князя-вождя и его воинов. В их основе
лежала система дарений, одной из форм
которой могут считаться пиры князя и
дружины. Несмотря на значительный общественный
вес, князь в Киевской Руси, все же не стал
подлинным государем. Дело в том, что, приезжая
в ту или иную волость, князь должен был
заключать "ряд" - договор - с народным
собранием - вечем. А это значит, что он
превращался в известном смысле в общинную
власть, призванную
блюсти интересы местного общества.
Переходный период от родового строя к
феодальному выразился и в сохранении
значительной роли народного собрания
- веча. Оно ведало вопросами войны и мира,
распоряжалось княжеским столом, финансовыми
и земельными ресурсами волости, санкционировало
денежные сборы, входило в обсуждение
законодательства, смещало очередную
администрацию.
С помощью веча, бывшего верховным органом
власти городов-государств на Руси второй
половины XI - начала XIII века, народ влиял
на ход политической жизни в желательном
для себя направлении. Это важное значение
народа в управлении государством объясняется
военной организацией Киевской Руси -
рядовое население было вооружено. Вооруженный
народ был организован по десятичной системе
(сотни, тысячи), зарождение которой относится
к эпохе родоплеменного строя. Именно
народные ополчения ("вои" древних
источников) решали исход сражений. Влияние
княжеской дружины было существенным,
но не определяющим. Дружина представляла
собой отборное ядро княжьих воинов - телохранителей,
постоянных спутников и советников князя.
Но подчинялось ополчение не князю и его
"мужам", а вечу. Таким образом, полновластье
рядового населения Руси на вече опиралось
на военную мощь народа. Понятно, что вооруженный
общинник - плохой объект для эксплуатации.
Следовательно, участие в военных действиях
боеспособного населения препятствовало
его угнетению и процессу классообразования.
Верхушку свободных
людей составляли князь и его дружина
(княжи мужи). Из них князь выбирал воевод
и других должностных лиц. Сначала правовой
статус «княжих мужей» отличался от земской
верхушки-родовитой, знатной, местного
происхождения. Социально княжеское окружение
состояло из различных элементов. Некоторые
из ее членов занимали высокое положение
даже до присоединения к ней; другие находились
внизу по рождению, а некоторые были даже
рабами князя. Для этих служба в дружине
не только открывала путь к доходному
месту, но также давала возможность вскарабкаться
до самого верха социальной лестницы.
Свита состояла
из двух групп, которые могут быть названы
старшей и младшей дружиной соответственно.
Среди высших приближенных в одиннадцатом
веке упоминаются судебный пристав (огнищанин),
занимающийся конюшней (конюший), дворецкий
(тиун) и адъютант (подъездной). Все они
первоначально были просто служащими
князя в деле управления двором и имениями,
но позднее также использовались в государственной
администрации. Термин огнищанин произведен
от огнище, очаг. Итак, огнищанин член княжеского
"очага", т.е. хозяйства. Термин тиун
- скандинавского происхождения; в старошведском
тиун означает "слуга" В России он
означал сначала дворецкого, но позднее
начал в основном использоваться в значении
"судья". Следует кстати упомянуть,
что аналогичный процесс трансформации
слуг князя в государственных чиновников
имел место в Англии, Франции и Германии
в раннее средневековье.
Младшие
вассалы были коллективно обозначены
как гридь, термин скандинавского происхождения,
изначальным значением которого было
"жилище", "дом". Отсюда древнерусское
слово гридница, "дом" или "большое
помещение". Сначала они являлись пажами
князя и младшими служилыми людьми в доме,
а также слугами дружинных офицеров. Член
гриди иногда называется в источниках
отроком, детским или пасынком, что видимо
указывает на то, что их воспринимали как
членов княжеской семьи, как оно и обстояло
на самом деле. В Суздале в конце двенадцатого
века появился новый термин для обозначения
младших вассалов - дворянин, дословно
"придворный", от "двор" в смысле
княжеский (а также просто "двор").
В имперской России восемнадцатого и девятнадцатого
столетий термин дворянин приобрел значение
"человек благородного происхождения".
С
1072 года старшие члены дружины князя были
защищены двойным штрафом. За оскорбление
достоинства старшего вассала обидчик
должен был платить князю штраф в четыре
раза больший, нежели за ранение смерда.
Квалифицированная защита за оскорбление
вассалов князя существовала также и в
немецком законодательстве этого периода.
Не весь
русский высший класс служил в дружине.
В Новгороде, где власть князя и длительность
его пребывания на этом посту были ограничены
условиями контракта, его вассалам открыто
чинились препятствия для постоянного
поселения на Новгородской земле. Итак,
в дополнение к служилой аристократии
в Киевской Руси существовала аристократия
по праву. Ее члены называются по-разному
в источниках раннего периода; например,
"выдающиеся люди" (мужи нарочитые)
или лучшие люди, также во многих случаях
"городские старейшины" (старейшины
градские). Некоторые из них были потомками
племенной аристократии, другие, в особенности
в Новгороде, стали выдающимися вследствие
своего богатства, в большинстве случаев
полученного от зарубежной торговли.
Вместе
с тем княжеско-дружинные отношения явились
продолжением социальных отношений периода
военной демократии. Древнерусская дружина
была своеобразной военной общиной, которой
руководил князь - первый среди равных.
От общины пошли отношения равенства,
находившие внешнее выражение в дружинных
пирах, напоминавших крестьянские “братчины”,
уравнительный, судя по всему порядок
раздела военной добычи (позднее трансформировавшийся
в дань) - основного источника существования
дружины.
Итак, князь в своих действиях постоянно
ориентировался на дружину, и если не выполнял
ее требования, то во всяком случае вынужден
был считаться с ее мнением. Причем, так
происходило даже в тех случаях, когда
требования или решения дружины явно нарушали
традицию или установленную норму. Ясно,
что в основе отношений, связывавших князя
и дружинников, лежала передача последними
некоторых материальных ценностей. Причем
ценности эти были не важны сами по себе.
Их невозможно истолковать как собственно
обогащение воинов. Получаемые богатства,
судя по всему, не несли экономической
сущности. Создается впечатление, что
дружинников больше волновал сам акт передачи,
нежели обогащение как таковое. Кстати,
обращает на себя внимание то, что жалобы
дружинников князю действительно были
сосредоточены на каких-то внешних признаках
богатства (например, на ложках, которыми
им приходилось есть). В то же время, в отличие,
скажем, от западноевропейского рыцарства,
речь никогда не заходила о земельных
пожалованиях. Естественно, напрашивается
вывод о неразвитости феодальных отношений
в Киевской Руси. Однако проблема состоит
не только (а может быть, и не столько) в
том, что такие отношения действительно
не были развиты, но и в том, почему они
не развивались.
Одним из возможных ответов может быть
несколько своеобразное представление
о собственности на землю, сложившееся
в Древней Руси. Как известно, феодальные
отношения базируются, во-первых, на корпоративном
землевладении и во-вторых, на раздаче
земельных участков воинам на условиях
их службы владельцу земли. Между тем,
на Руси земля сама по себе не обладала
ценностью.
Имущественное расслоение дружины привело
к формированию в XII в. нового социального
слоя - боярства. Оно “выросло” из дружины
и, видимо, частично слилось с наиболее
зажиточной частью городского населения.
Итак,
отношения князя и дружины строились на
личных связях, закреплявшихся развитой
системой “даров” в различных формах.
При этом князь выступал как “первый среди
равных”. Он зависел от своих дружинников
не меньше, чем они от него. Все собственно
государственные вопросы (об устройстве
“земли”, о войне и мире, о принимаемых
законах) князь решал не самостоятельно,
а с дружиной, прислушиваясь к мнению своих
воинов.
2.2 Роль боярства
и правовое положение
В конце концов княжеская и местная аристократии
стали известны как боярство. Хотя некоторые
из местных бояр должны были быть потомками
торговцев, а княжеские бояре изначально
создали свое богатство от содержания
и наград, полученных от князя, и от своей
доли в военной добыче, с течением времени
все бояре стали землевладельцами, а сила
и социальный престиж боярства как класса
опирались на обширные земельные владения.
Можно добавить,
что к началу тринадцатого века, вследствие
расширения дома Рюрика, увеличилось количество
князей, и владения каждого князя - за исключением
правящих в больших городах - уменьшились
до таких размеров, что меньшие князья
этого периода более не отличались социально
от бояр. Итак, князья к этому времени могут
рассматриваться социально и экономически
лишь как верхний слой класса бояр.
В действительности
некоторые из крупных бояр наслаждались
большим богатством и престижем в большей
степени, нежели меньшие князья, и этот
факт особенно очевиден, если мы увидим,
что каждый из наиболее богатых бояр имел
собственную свиту и некоторые старались
подражать князьям, заводя собственные
дворы. Уже в десятом веке полководец Игоря
Свенельд имел собственных вассалов (отроки),
а боярские вассалы упоминаются в источниках
одиннадцатого и двенадцатого столетий
многократно. Жизнь боярского тиуна (дворецкого
или судьи) была защищена законом наряду
с княжеским тиуном.