Правовой статус населения древней руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая различные виды личной зависимости человека в Древней Руси, можно предположить, как примерно шел процесс, приведший к фактическому порабощению (закрепощению) большей части населения страны, сведения значения бывшего рядового члена общины буквально до предмета, находящегося в абсолютном распоряжении феодала, а так же узнать об особенностях формирования права на Руси. Процесс этот происходит (при многих других особенностях) посредством предоставления возможности арендовать, следовательно он идёт параллельно с развитием законодательства и частной собственности. При этом особенно интересна роль законов, которые направлены на укрепление и сбережение хозяйства (вотчины) князя или боярина.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
4
1 Общая характеристика социального строя Древней Руси…………………..

1.1 Основное население Древней Руси IX-X в.в……………………..….…......
6
1.2 Община в Древней Руси X-XII в.в……………….………………………….
16
1.3 Смерды в дренерусском обществе…………………………………….…….
20
2 Свободное население Древней Руси……………………..………..…………..
26
2.1 «Полюдье», князь и его дружина……………………………………..…….
26
2.2 Роль боярства и правовое положение духовенства на Руси………………
34
2.3 Городское и сельское свободное население ………………………………..
40
3 Правовое положение зависимых классов Древней Руси ……………............

3.1 Закупнечество в Древней Руси, правовой статус рядовича……………….
43
3.2 Холопство в Древней Руси……………………………. ……………………

3.3 Правовое положение зависимых смердов…………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….
66
Список использованных источников……………………………………….......
69

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.98 Кб (Скачать файл)

           Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...

4

1 Общая характеристика  социального строя Древней Руси…………………..

 

1.1 Основное население Древней Руси IX-X в.в……………………..….…......

6

1.2 Община в Древней Руси X-XII в.в……………….………………………….

16

1.3 Смерды в дренерусском обществе…………………………………….…….

20

2 Свободное население Древней Руси……………………..………..…………..

26

2.1 «Полюдье», князь и его дружина……………………………………..…….

26

2.2 Роль боярства и правовое положение духовенства на Руси………………

34

2.3 Городское и сельское свободное население ………………………………..

  40

3 Правовое положение зависимых классов Древней Руси ……………............

 

3.1 Закупнечество в Древней Руси, правовой статус рядовича……………….  

  43

3.2 Холопство в Древней Руси……………………………. ……………………

 

3.3 Правовое положение зависимых смердов…………………………………..

 

Заключение……………………………………………………………………….

  66

Список использованных источников……………………………………….......

  69


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

            Введение

 

 

           Рассматривая различные виды личной зависимости человека в Древней Руси, можно предположить, как примерно шел процесс, приведший к фактическому порабощению (закрепощению) большей части населения страны, сведения значения бывшего рядового члена общины буквально до предмета, находящегося в абсолютном распоряжении феодала, а так же узнать об особенностях формирования права на Руси. Процесс этот происходит (при многих других особенностях) посредством предоставления возможности арендовать, следовательно он идёт параллельно с развитием законодательства и частной собственности. При этом особенно интересна роль законов, которые направлены на укрепление и сбережение хозяйства (вотчины) князя или боярина.

           Для изучения этого вопроса необходимо обратиться к источникам того времени: 1 «Русская правда» Пространная Русская Правда. (по Троицкому списку второй половины XIV в.) - документ, фактически представляющий собой список карательных санкций, направленных на подчиненное население, демонстрирует особенности формирования юридического правового опыта Древней Руси; 2 «Моление Даниила Заточника» Моление Даниила Заточника - иллюстрирует жизнь зависимого человека, демонстрирует его страхи и опасения, а также то, на чью собственно милость ему приходилось уповать.

           На примере трех видов зависимости одного человека от другого, предполагая последовательность их формирования, можно изучить структуру общества Домонгольской Руси. Это было время достаточно самобытного формирования социума. Под культурным и политическим влиянием Византии происходило развитие искусства, письменности, общественно-правовых отношений. Скорее всего, модернизация по византийскому образцу сопровождалась процессом социального синтеза - синтеза греческих, славянских и норманнских традиций. Основным проводником византийского влияния была русская церковь, непосредственно подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Вновь принятая религия была по своему происхождению социально направленной, призванной защищать угнетаемую часть населения, но однако на Руси она благоприятствовала не только централизации, но и служила органом подчинения и порабощения народа.

           Чтобы относительно правильно трактовать данные источников, необходимо познакомиться с исследованиями нескольких крупных ученых, работавших в этой области. Благодаря их полемике в книгах между собой можно узнать различные варианты прочтения статей «Русской правды», новые трактовки терминов, что дает более широкое и неоднозначное представление о обществе Древней Руси.

           Итак, необходимо рассмотреть процесс развития Древнерусского общества, формирования частной собственности и права и выявить различия в юридических правах зависимого населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.Общая характеристика социального строя Древней Руси

 

         1.1 Основное  население Древней Руси IX-X в.в.

 

         Принято считать (на основе археологических исследований) что основное население Древней Руси жило по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ - полуземлянок с глиняной или каменной печью. Поселки составляли соседскую общину, основой которой были социально-экономические связи. Поселки-общины были удалены друг от друга на десятки километров.

       Занимались общинники земледелием: в лесной части - подсечно-огневым, в лесостепной -переложным. В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовались деревянная соха и рало с железным наконечником. Также отраслью хозяйственной деятельности являлось скотоводство, о чем свидетельствует, в частности, такой факт: долгое время слово «скот» в древнерусском языке означало также деньги (Ярослав нача скот собирати, от мужа по 4 куны, от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен Пространная Русская Правда (по Троицкому списку второй половины XIV в.). Большое значение для нормального существования общины имели также охота, рыболовство, бортничество.

            Соответствующим этому времени был такой социальный строй, как «военная демократия». Фундаментальной составляющей любой социальной системы являются иерархия и потестарные отношения. У восточнославянских племен (как и во всех кровнородственных социумах) иерархичность между людьми и коллективами, регуляция общественной жизни строилась не на основе принуждения, а на преимущественно психологических механизмах: влияние, подражание, запреты, реализуемые в системе табуирования. Эти механизмы создавали поведенческий алгоритм, при котором возникает психологическая соподчиненность индивидов, вызывая у одних чувство превосходства, заботы, ответственности (управляющие) и чувство страха, почтения у других (управляемые). Такой поведенческий алгоритм реализуется в значительной степени подсознательно и на основе господствующих традиционных ценностей, которые закрепляются в качестве ментальных архетипов и служат индикатором этничности.

            Структура племенной знати состояла скорее всего из верхушки нескольких привилегированных родов, из среды которых общее собрание выбирало вождей и старейшин. Их власть не была индивидуально наследственной, а являлась наследственной привилегией отдельных родов. Знать составляли волхвы (жрецы), концентрировавшие в своих руках сакральную власть, совет старейшин (старцы градские), определявшие внутриплеменную жизнь, и военный предводитель - вождь. Их власть регулировалась племенными традициями в форме обычаев, ритуалов, этикета.

           Уже в IX-X веках рост населения и сведение лесов вызвали постепенный переход от подсечного земледелия к пашенному; коллективный труд на расчистке подсек уступил место индивидуальному труду на семейных наделах; это, в свою очередь, привело к распаду родовой общины. Большие родовые курганы сменились индивидуальными захоронениями, на смену большим родовым деревням пришли группы маленьких деревень и хуторов; община стала соседской, территориальной. Разложение общины привело к становлению индивидуальной собственности на землю.

         Под внешним воздействием возникали большие племена, центрами которых становятся города (Киев, Полоцк, Смоленск и др.), которые первоначально выступают не как социально-экономические, а преимущественно военно-политические, административные и культовые центры. Структура власти союзов племен формально совпадала с организацией племенной власти, но свои коррективы вносил переход от родоплеменной к территориальной организации общества.

          Начала складываться государственность. Проблема разграничения вождества и раннего государства теоретически трудноразрешима, так как нет единства мнений по поводу универсальных признаков государственности. Эти признаки (публичная власть, территориальная общность, наличие письменности, города и др.) присутствуют и в вождестве, и в раннем государстве. Суть изменений состоит в том, что правители вождеств не столько «господа» над обществом, сколько его слуги, тогда как верхи раннего государства уже не столько «слуги», сколько «господа» над ними. Однозначно, что ко времени создания Олегом державы, представлявшей собой «федерацию» государственных образований и союзов племен восточных славян, власть князя была уже сильной.

           Таким образом в IX начале XI в. во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в облике которого постепенно утрачивались черты военного вождя. Князь становился светским правителем, устанавливая со временем монополию на судебную, исполнительную и законодательную власть. Он правил вместе с дружиной, отношения с которой носили вассальный (лично зависимый) характер. Сначала князь был первым среди равных, наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов. Однако постепенно, когда государственные функции князя становились всё более разнообразными (он ходил на полюдье и собирал дань (после заменилось погостами), судил население, отражал с дружиной нападение врагов и командовал завоевательными походами, заключал международные договоры, организовывал торговлю), авторитет князя становился выше. Дружина проживала на княжеском дворе (гриднице) на содержании князя. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет.

 

 

           1.2 Общины  в Древней Руси X-XII в.в.

 

            В XI-XII веках рост населения сопровождался дальнейшим разложением общины. Растет неравенство, появляются мелкие вотчинники и вынужденные покинуть свои общины «изгои». Возможно, этот процесс был нарастающим малоземельем, а так же войнами и тяжестью дани.

          Ключом к пониманию ранней русской государственности является “полюдье”. Сбор полюдья - ежегодный объезд "светлым князем" всей подвластной территории, сбор “одежд” (пушнины) и последующий сбыт собранных ценностей (к примеру в Итиль). В город стекалась дань и военная добыча, поборы и штрафы, товары и рабы. Вокруг него возникали княжие села и слободы, и деревни сельских общинников постепенно втягивались в княжеское хозяйство. Власть киевского князя усиливалась по мере поглощения власти князей союзов племен, подвластных Киеву. Рост богатства конечно же способствовал усилению его авторитета и власти, но богатство было не средством эксплуатации, а носило сакральный и престижный характер. Постепенно усиливается роль князя в поддержании внутреннего порядка.

            В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю русских землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины XI века для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей.

          По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство. Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная при киевском князе Ярославе Мудром. Она дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина XI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусском государстве.

          Частное землевладение скорее всего начиналось обособления княжеской, а так же выделения ее представителям княжеского рода. В каждом поселении местная племенная знать превращала часть общинных земель в собственность. На Руси такое частное землевладение получило название «вотчин» (от «отчина» - отцовское владение, передаваемое от отца к сыну по наследству). Феодальным собственником становилась и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные и монастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась и отработочная рента, или барщина.

           Возникновение частной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи дружинникам права сбора дани вводится практика «кормлений», то есть передача земли без заключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание за службу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). К началу XII в. земельными владениями обзаводятся и младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазах общества все большую ценность, становится символом процветания, богатства и мощи.

Информация о работе Правовой статус населения древней руси