Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:04, курсовая работа
Рассматривая различные виды личной зависимости человека в Древней Руси, можно предположить, как примерно шел процесс, приведший к фактическому порабощению (закрепощению) большей части населения страны, сведения значения бывшего рядового члена общины буквально до предмета, находящегося в абсолютном распоряжении феодала, а так же узнать об особенностях формирования права на Руси. Процесс этот происходит (при многих других особенностях) посредством предоставления возможности арендовать, следовательно он идёт параллельно с развитием законодательства и частной собственности. При этом особенно интересна роль законов, которые направлены на укрепление и сбережение хозяйства (вотчины) князя или боярина.
Введение…………………………………………………………………………...
4
1 Общая характеристика социального строя Древней Руси…………………..
1.1 Основное население Древней Руси IX-X в.в……………………..….…......
6
1.2 Община в Древней Руси X-XII в.в……………….………………………….
16
1.3 Смерды в дренерусском обществе…………………………………….…….
20
2 Свободное население Древней Руси……………………..………..…………..
26
2.1 «Полюдье», князь и его дружина……………………………………..…….
26
2.2 Роль боярства и правовое положение духовенства на Руси………………
34
2.3 Городское и сельское свободное население ………………………………..
40
3 Правовое положение зависимых классов Древней Руси ……………............
3.1 Закупнечество в Древней Руси, правовой статус рядовича……………….
43
3.2 Холопство в Древней Руси……………………………. ……………………
3.3 Правовое положение зависимых смердов…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
66
Список использованных источников……………………………………….......
69
При всем выдающемся политическом и социальном
положении боярства, оно не представляло
в киевский период какой-либо особый слой
с правовой точки зрения. Прежде всего,
это не была исключительная группа, поскольку
простолюдин мог войти в нее по каналу
службы в свите князя. Во-вторых, она не
имела каких-либо правовых привилегий
как класс. В-третьих, в то время как бояре
вместе с князьями являлись владельцами
больших земельных угодий в силу своей
исключительности, они не были единственными
землевладельцами в этот период на Руси,
поскольку земля могла продаваться и покупаться
без запретов, и человек любой социальной
группы мог ее приобрести. Более того,
для боярина этого периода было обычным
делом не порывать связи с городом. Каждый
из крупных бояр княжеской свиты имел
свой двор в городе, в котором правил князь.
Все новгородские бояре не только были
жителями Новгорода, но также принимали
участие в собраниях городского органа
управления.
Бояре,
занимавшие административные должности,
получали жалованье и кормы. Бояре из родоплеменной
знати, как и зависимое от него население,
за свою вассальную службу получали иммунитет-
освобождение от платежа дани и от подсудности
княжеского суда. У многих бояр была своя
дружина. Их дружинники оседали на земле
и превращались в вассалов второй очереди
— подвассалов, которые обязаны боярину
военной службой. Огнищане - люди, принадлежащие
высшему, ближайшему к князю слою дружинников
старших, то есть немолодых, опытных воинов.
Итак, древнерусская
знать происходила из родоплеменной знати,
военной верхушки, из приближенных слуг
князя, ведавших управлением княжеским
хозяйством. Экономическое положение
знати, как уже подчеркивалось, определялось
предоставлением ей иммунитетов, то есть
передачей в ее распоряжение определенной
территории с правом осуществления на
ней суда или сбора податей без права князя
вмешиваться в эти дела. Постепенно, к
XI—XII вв., иммунитеты, не связанные первоначально
с землевладением, превращаются в собственность
их владельцев (вотчины). Вотчина стала
основной ячейкой феодального хозяйства
Древнерусского государства. Она состояла
из княжеской или боярской усадьбы и зависимых
от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство
передавалось по наследству и имело натуральный
характер. В вотчине работали как крестьяне,
так и ремесленники.
Различными отраслями хозяйства ведали
специальные управляющие -тиуны и ключники.
Во главе вотчинной администрации стоял
огнищанин.
На всю древнерусскую знать распространялись
правовые привилегии, о чем свидетельствуют
статьи 19, 22 Краткой редакции Русской Правды
и статьи 3, 12 Пространной редакции Русской
Правды. Кроме того, если речь шла о боярах
и дружинниках, то, вероятно, за посягательства
на них применялась смертная казнь.
Правовой статус знати характеризовался
неприкосновенностью личности, жилища,
имущества, участием в политической жизни
общества: участие в вече, международных
переговорах, принятии законов, суде и
т. д.
Правовое
положение духовенства другим господствующим
классом в Древнерусском государстве
было духовенство. Духовенство -это социальная,
особым образом организованная группа
служителей религиозного культа, рассматриваемых
церковью в качестве посредников между
богом и людьми. Правовое положение духовенства
как привилегированной социальной группы
сформировалось с принятием христианства,
которое стало важным средством укрепления
феодальных отношений.
Для определения прав русской церкви,
как самостоятельного учреждения в русском
гражданском обществе, при введении христианства
был принят действующим узаконением греческий
Номоканон. Номоканон послужил основанием
только в делах чисто церковных, но в делах,
по которым церковь является членом гражданского
русского общества, руководились уставами,
издававшимися русскими князьями. В этих
уставах определялись гражданские права
и привилегии духовенства согласно с теми
отношениями, в которых духовенство находилось
с русским обществом; таких уставов, изданных
до XIII в., до нас дошло семь.
Из этих уставов
видно, что русская церковь и духовенство,
как отдельное учреждение в обществе,
имели свои гражданские права1.
Теперь рассмотрим
в отдельности состав духовенства и подведомственные
ему лица и учреждения. Состав духовенства:
1) Митрополит
был правителем русской церкви. Ему были
подчинены епископы и все русское духовенство.
Он имел большие поземельные владения
и даже города, получал огромные доходы
от десятины и от судных дел, кроме того,
он получал дань и пошлины со всех подчиненных
ему церквей и причтов. Уважение к нему
русского общества было очень велико-
князья называли его не иначе, как своим
отцом. Но все это не доставляло митрополиту
власти более той, какая была ему предоставлена
церковными правилами и уставами князей.
Митрополиты во всех междоусобиях князей
являлись примирителями их. Они отправляли
к князьям послания, в которых именем Божьим
просили прекратить междоусобия и исправиться
нравственно. Впрочем, влияние митрополита
на дела общественные было только нравственным
и вполне обусловливалось его личностью,
но не имело еще юридической определенности,
потому что тогдашняя общественная жизнь
не была еще настолько выработана, чтобы
смогла определить, в каких именно делах
и какое участие мог принимать митрополит.
2) Епископы
в разных удельных княжествах хотя и были
подчинены митрополиту, но это подчинение
было слабо и высказывалось только тогда,
когда на епископа приносились жалобы
митрополиту князем или народом. В делах
же общественных, мирских влияние епископа
нередко было сильнее влияния митрополита.
Это происходило оттого, что епископы
большей частью избирались князьями и
народом, и преимущественно из русских
иноков, и притом иногда из значительных
фамилий. Все это ставило их в положение
более твердое, нежели положение митрополитов,
присылавшихся из Византии. Епископы из
русских иноков имели то преимущество
перед митрополитами, что они, еще до получения
епископского сана, пользовались большим
влиянием на соотечественников или по
своим связям, или по своей примерной жизни,
способствовавшей к достижению епископства.
3) Монастыри. За епископами по своему значению
следовали монастыри. В монастырях преимущественно
сосредоточивались просвещение и ученость
того времени; они же дали русскому обществу
первых писателей и знаменитейших епископов.
В монастыри нередко поступали бояре и
князья. Они делали большие вклады в монастырскую
казну и дарили целые имения. Частью этими
пожертвованиями, а частью и покупкой
составились у некоторых монастырей большие
поземельные владения; монастыри в давнее
время, особенно в северной России, имели
значение колоний.
Монастыри иногда покупали недвижимые
имения и сами начальники монастырей —
игумены или архимандриты нередко принимали
деятельное участие в общественных делах.
Начальники монастырей, игумены и архимандриты,
подобно епископам, имели большое влияние
на общественные дела, они действовали
на общественное мнение русского общества
к на самих князей своими посланиями; но
значение их в общественных делах было
только нравственное, личное.
4) Белое духовенство,
К нему причислялись священники, дьяконы
и причетники. Непременным условием для
поступления в духовное звание была грамотность,
что соблюдалось так строго, что неграмотные
дети духовных не могли получить духовной
должности и причислялись к изгоям.
О гражданских правах церкви как юридического
лица. Церковь имела свой суд не только
в делах чисто церковных, но и в гражданских.
Для производства всех этих дел при епископах
были особые суды, состоящие из духовных
и светских судей, какими были владычные
десятильники и наместники, из коих первые
разъезжали по областям, подведомственным
епископу, и в своих объездах чинили суд
и управу, а также собирали пошлины и дани
для епископа; владычные же наместники
постоянно жили в городах, подчиненных
епископской кафедре, и чинили там суд
и управу по всем делам, принадлежащим
церковному суду.
Вторым правом церкви было право на поземельные владения. Монастыри и епископские кафедры, как члены гражданских обществ, нередко были владельцами больших поземельных имений, как населенных, так и ненаселенных, и даже имели своих рабов. Следовательно, в этом отношении церковные владения не отличались от светских. Разумеется, бывали исключения — монастыри и церкви подавали иногда жалованные грамоты, по которым они освобождались от податей, но такие грамоты давались и светским землевладельцам. Значит, привилегий в этом отношении для церкви не было.
Третье право церкви было право на торговлю. Монастыри, церкви и вообще духовные лица как богатые землевладельцы участвовали в торговле, для которой имели своих особенных приставников. При монастырях состояли для торговых дел особенные старцы, которые назывались купчинами. При церквях и монастырях бывали торги в церковные праздники-ярмарки, а при некоторых монастырях были и постоянные.
2.3 Городское и сельское свободное население.
Основную массу сельского и городского
свободного населения Киевской Руси составляли
щины; "люди", то есть феодально-зависимые
крестьяне, эксплуатируемые государством
путем сбора дани, размер которой теперь
стал зависеть от количества и качества
находящейся у крестьян земли, или феодалами
путем взимания оброка или привлечения
крестьян к барщине. Однако в начальной
летописи термин "люди" употребляется
для наименования широких слоев сельского
и городского населения. Сохранения в
течении длительного периода времени
этого термина в значении свободного населения
указывает на то, что шедший процесс феодализации
неодинаково затрагивал отдельные сельские
крестьянские общины, жители многих из
них, утрачивая сословную полноправность,
сохраняли личную свободу.
Историк
Д.И. Иловайский свидетельствует, что городское
население в Древней Руси составляло главную
основу государственного быта и решительно
преобладало над сельским. Летописи упоминают
в дотатарскую эпоху до трехсот городов.
В мирное время население их занималось
земледелием, скотоводством, рыбным и
звериным промыслом в окрестных полях,
лесах и водах. В Древнерусском государстве
существовали большие и многочисленные
города. Они были в основном рабочими и
ремесленниками различного рода: плотниками,
каменщиками, кузнецами, сукновалами,
кожевниками, горшечниками и т. д. Люди
одной и той же профессии обычно жили в
одной части города, носившей соответствующее
имя. Так, в Новгороде упоминаются Горшечный
район и Плотницкий район; в Киеве - Кузнецкие
Ворота и т. д. Будучи свободными жителями,
они имели статус свободного человека,
что обеспечивало им неприкосновенность
личности, жилища, имущества, участие в
политической жизни общества. В городах
особую роль играло купечество. Оно рано
начало объединяться в корпорации (гильдии),
называвшиеся сотнями. Обычно купеческая
сотня действовала при какой-либо церкви.
Так, купеческая сотня при Ивановской
церкви в Новгороде (Церковь Иоанна Предтечи
на Опоках) была одной из первых купеческих
организаций в Европе.
К большой группе людей, объединенных единством правового статуса, относилась древнерусская знать:
- Лучшие мужи. С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан и сельское население; горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших» или «вядших», то есть зажиточных, и «моловших» или «черных», то есть бедных; по занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками.
- Старейшие
мужи. Люди или «старцы градские», действующие
в качестве организационного центра при
подборе кандидатур выборных должностных
лиц.
Большинство
городского населения России вне сомнения
принадлежала к слою, который может быть
обозначен как низшие классы; нет данных,
которые дали бы нам возможность установить
с достаточной точностью относительную
пропорцию средних классов к целому населению.
В этот период мало что известно о наемных
работниках в сельских районах. Они, однако,
упоминаются в некоторых современных
источниках; предположительно наибольшую
нужду в их помощи испытывали в период
урожая.
3 Правовое положение зависимых классов
Древней Руси.
3.1 Закупничество в Древней Руси. Правовой статус рядовича
Рядом со свободным населением в городах
и селах жили несвободные люди, называвшиеся
холопами (женский род-роба),челядью (единственное
число-челядин),рабами.
Как
способ производства, обеспечивающий
жизнедеятельность общества, рабство
на Руси не достигло такого уровня. Однако
как общественный уклад, весьма распространенный
на бытовом уровне, рабство получило соответствующее
распространение. В.À. Рогова указывает
на несколько причин, препятствующих в
первом тысячелетии н. э. его развитию:
невыгодность климатических условий (дорогостоимость
содержания раба); упадок рабства в сопредельных
странах (отсутствие наглядного примера
для его модификации); высокий уровень
развития производительных сил у славян
(возможность получения больших урожаев
своими силами); крепость общинных связей
(невозможность обращения в рабство соплеменников).
Первоначальным источником рабства в Древней Руси, как и везде, служила война, то есть пленных обращали в рабов и продавали наравне со всякой другой добычей. В рабство попадали также за тяжкие уголовные преступления, в случае кражи в рабство обращался злостный банкрот. Пространная редакция Русской Правды (ст. 110) определяет еще три случая, когда свободный человек становился полным, или обельным, холопом: кто куплен при свидетелях, то есть самопродажа в рабство, кто женится на рабыне без договора с ее господином и кто пойдет без договора о свободе в услужение ключником-тиуном.
Ведение сельского хозяйства исключительно
трудом челяди в пределах рассматриваемого
периода изжило себя, что привело к возникновению
закупничества. Закуп — человек, работающий
в хозяйстве феодала за «купу», то есть
заем, в который могли включаться разные
ценности: земля, скот, зерно, деньги и
т. д. Этот долг следовало отработать, причем
установленных нормативов и эквивалентов
не существовало. Поэтому с нарастанием
процентов на заем кабальная зависимость
усиливалась и могла продолжаться до отработки
долга с процентами или уплаты его. Закупы
могли быть ролейными (пахотными) и неролейными,
оказывавшими личные услуги господину
в его доме. Ролейный закуп пахал хозяйскую
пашню, получая от господина плуг и борону,
смотрел за скотом, исполнял любую работу,
на которую пошлет его господин.
В
общественном отношении закуп находился
на грани свободы и рабства. Закуп был
ограничен в своих правах. Прежде всего,
это касалось права ухода от "господина".
Закупа запрещалось продавать в холопы.
Хотя закуп находился под охраной общего
права, он мог искать судебной защиты от
обид господина, был огражден от продажи
в холопы и от залога в обеспечение долга
господского; тем не менее, его гражданское
положение, несомненно, было принижено
его бытовым состоянием.
Развитие
закупничества — свидетельство нарастающей
потребности более крупных хозяйств в
рабочих руках, в частности, хозяйств землевладельческих,
вовлекавших в свои отношения закупов.
Вступив в круг этих отношений, закуп значительно
принижал, согласно особым статьям (ст.
56—61) Пространной редакции Русской Правды,
свою гражданскую полнокровность. Закуп
попадал под дисциплинарную власть господина,
под его властную опеку. В результате положение
закупа становилось двойственным и внутренне
противоречивым, характерным для положения
полусвободных людей. Это положение, основанное
на договорном обязательстве между господином
и закупом, было временное, хотя далеко
и не срочное.
В Древнерусском государстве в эпоху Русской
Правды были еще некоторые категории зависимого
населения. В Краткой и Пространной редакциях
Русской Правды (соответственно ст. 25и
14) упоминается рядович (или рядовик), жизнь
которого защищена минимальным пятигривенным
штрафом. Вероятна его связь с «рядом»
(договором). Возможно, рядовичами были
не пошедшие в холопство и заключившие
ряд тиуны, ключники и мужья рабынь, а также
дети от браков свободных с рабынями.
Рядовичи также исполняли роль мелких
административных агентов своих господ.
Если рядович умирает до отработки оговоренного
договором срока, не имея сына, который
мог бы его заменить, его жена и дочь обязаны
работать на князя из расчета отработки
по 1 гривне в год. Таким образом, обязательства
рядовича не прекращались с его смертью.
Позднее зависимость этого типа стала
называться кабалой.
В русских
городах XIV-XVI вв. члены корпорации владельцев
лавок одной профессии на городском торгу
(“ряда”). Рядовичи сообща владели отведенной
под лавки территорией, имели своих выборных
старост, обладали особыми правами на
сбыт своих товаров. В Новгороде и Пскове
периода независимости рядовичи пользовались
также определенными судебными правами,
которые при переходе этих городов под
великокняжескую власть были ограничены.