Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 11:30, лекция
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
История – наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии, археологии, этнографии и т.д.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Европы, Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история Франции, история России).
История - не только одна из двух тысяч существующих наук, но и одна из наиболее древних, она тесно связана с другими науками (философией, социологией, психологией, экономической теорией, языкознанием, литературоведением и т.д.) В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.)
История выполняет несколько социальных функций, они следующие:
1 Познавательная, интеллектуально развивающая,которая состоит в самом изучении истории.
2 Практически-политическая, помогающая вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Историческое знание имеет практическое значение.
3 Мировоззренческая, поскольку формирует взгляд на мир, общество, законы его развития. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
4 Воспитательная функция,оказывающая огромное воздействие на людей. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Историческая наука формирует историческое сознание. Оно заключает в себе знание истории, обобщение исторического опыта, отношение к историческим событиям и деятелям, их оценку. Стержнем исторического сознания является научное восприятие прошлого, знание его. Содержанием исторического сознания является стремление людей с помощью знания прошлого осмыслить настоящее и заглянуть в завтрашний день.
История как всякая наука имеет свой метод (способ исследования, способ построения и обоснования знаний). Существуют два основных подхода к исторической мысли: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистического подхода к истории считают, что дух и сознание первичны, поэтому в основе исторического процесса лежит духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Сторонники материалистического подхода утверждают первичность материальной жизни по отношению к сознанию людей и считают, что именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми.
Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами:
Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы:
В средневековой Руси в начале XIIв. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве».
Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.
В XIXвеке утвердилсяисторический метод познания,что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Отсюда понятно утверждение Маркса и Энгельса: «Мы знаем только одну-единственную науку – науку истории». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3. С.16, Прим.).
В России в XVIIIв. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. ВXIXвеке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826), 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820 – 1879), «Русская история» Н.И.Костомарова (1817 – 1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841 – 1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н.Грановский (1813 – 1855).
Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации истории. Существует множество различных вариантов периодизации общественного развития. Наиболее известными и общеупотребительными являются два подхода: формационный и цивилизационный.
Основоположником формационного подхода являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как «производительные силы» и «производственные отношения», в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же используют понятие «общественно-экономическая формация», которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.
Формационному подходу к изучению мировой истории противостоит цивилизационный подход,видными представителями которого являются О.Шпенглер и А.Тойнби. Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не изменяет суть той или иной цивилизации. Итогом развития человечества должно быть создание единой мировой цивилизации, с единой мировой религией.
Оба подхода имеют полное право на существование. Не утратило своей актуальности понятие «формация», а в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизаций одновременно, а некоторые цивилизации проходят за свою историю несколько формационных стадий.
Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса учитывает различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.
Выделяют три основных типа цивилизации:
Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.
По вопросу особенностей русской истории существуют три точки зрения.
Все три подхода признают наличие мощных факторов, которые создают значительные отличия истории России от истории западных обществ:
1 Природно-климатический фактор.
2 Геополитический: «История России есть история страны, которая колонизуется» (В.О.Ключевский), «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великой войны двадцатого века» (И.А.Ильин).
Информация о работе Предмет науки истории, методы исторического познания