Предмет науки истории, методы исторического познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 11:30, лекция

Описание работы

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 28.37 Кб (Скачать файл)

История – наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии, археологии, этнографии и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Европы, Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история Франции, история России).

История - не только одна из двух тысяч существующих наук, но и одна из наиболее древних, она тесно связана с другими науками (философией, социологией, психологией, экономической теорией, языкознанием, литературоведением и т.д.) В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.)

История выполняет несколько социальных функций, они следующие:

1 Познавательная, интеллектуально развивающая,которая состоит в самом изучении истории.

2 Практически-политическая, помогающая вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Историческое знание имеет практическое значение.

3 Мировоззренческая, поскольку формирует взгляд на мир, общество, законы его развития. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

4 Воспитательная функция,оказывающая огромное воздействие на людей. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Историческая наука формирует историческое сознание. Оно заключает в себе знание истории, обобщение исторического опыта, отношение к историческим событиям и деятелям, их оценку. Стержнем исторического сознания является научное восприятие прошлого, знание его. Содержанием исторического сознания является стремление людей с помощью знания прошлого осмыслить настоящее и заглянуть в завтрашний день.

История как всякая наука имеет свой метод (способ исследования, способ построения и обоснования знаний). Существуют два основных подхода к исторической мысли: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистического подхода к истории считают, что дух и сознание первичны, поэтому в основе исторического процесса лежит духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистического подхода утверждают первичность материальной жизни по отношению к сознанию людей и считают, что именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми.

Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами:

  1. Принцип историзма предполагает изучение всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало.
  2. Принцип объективности требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, когда при изучении исторических событий берутся не отдельные случайные факты, моменты, а совокупность всех фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, изучается их взаимосвязь с другими событиями и конкретными ситуациями, их породившими. Это избавляет от хаоса случайностей и позволяет выявить общие закономерности развития.
  3. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип иногда называют принципом классового, партийного подхода, он обязывает соотносить интересы классовые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
  4. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
  5. Этапы развития исторической науки

Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы:

  1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов, вся человеческая история рассматривалась как проявление воли божества: рок определял судьбу народов. Высшим достижением исторической мысли древнего мира были труды античных авторов: Геродота (490-480 – ок. 425 до н.э.), которого считали «отцом истории», Фукидида (ок. 460-400 до н.э.), Полибия (ок. 200 - ок. 120 до н.э.), древнекитайского историка Сым – Цяня (145 или 153 – ок. 86 до н.э.).
  2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому историки данной эпохи трактовали исторический процесс общественного развития идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354 – 430). Оставалась популярной и теория древнего мира о великих людях и героях, творящих историю с помощью героев и по воле богов. «Отцом варварства» считают европейского историка Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594), автора «Истории франков» в десяти томах. На Арабском Востоке крупным историком был автор «Всеобщей истории» Якуби (Xв. н.э.), в Китае вXIв. историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий всю историю китайского народа сVпо конецIXвека.

В средневековой Руси в начале XIIв. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве».

Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

  1. В эпоху Нового времениуже появляется попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Эта идея принадлежит итальянскому философу, историку Д.Вико (1668 – 1774), утверждавшему объективный характер исторического процесса. Французские просветители считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха (А.Тюрго, Ф.Гизо (1747 – 1874), О.Тьерри (1795 – 1856) и др.). Однако в целом западно-европейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений оставалась на идеалистических позициях.

В XIXвеке утвердилсяисторический метод познания,что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Отсюда понятно утверждение Маркса и Энгельса: «Мы знаем только одну-единственную науку – науку истории». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3. С.16, Прим.).

В России в XVIIIв. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. ВXIXвеке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826), 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820 – 1879), «Русская история» Н.И.Костомарова (1817 – 1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841 – 1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н.Грановский (1813 – 1855).

  1. В Новейшее время(конецXIX–XXв.) историческая наука получила огромное развитие. В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития: А.Тойнби, У.Ростоу, М.Вебера и др. Среди отечественных историков новейшего времени наиболее известны С.Ф.Платонов (1860 – 1933), М.Н. Покровский (1868 – 1932), Е.В.Тарле (1876 – 1955), В.В.Струве (1889 – 1965), М.В.Нечкина (1901 – 1985), М.А.Берг и др. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих запрещенных тем в изучении отечественной истории. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России.
  2. Типы цивилизаций. Россия в мировом сообществе цивилизаций

Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации истории. Существует множество различных вариантов периодизации общественного развития. Наиболее известными и общеупотребительными являются два подхода: формационный и цивилизационный.

Основоположником формационного подхода являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как «производительные силы» и «производственные отношения», в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же используют понятие «общественно-экономическая формация», которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.

Формационному подходу к изучению мировой истории противостоит цивилизационный подход,видными представителями которого являются О.Шпенглер и А.Тойнби. Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не изменяет суть той или иной цивилизации. Итогом развития человечества должно быть создание единой мировой цивилизации, с единой мировой религией.

Оба подхода имеют полное право на существование. Не утратило своей актуальности понятие «формация», а в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизаций одновременно, а некоторые цивилизации проходят за свою историю несколько формационных стадий.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса учитывает различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяют три основных типа цивилизации:

  1. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, в настоящее время он представлен отдельными племенами – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.
  2. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, сильно централизованная власть. Прогресс идет циклами, замедленно.
  3. Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Для него характерны рационализм, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

По вопросу особенностей русской истории существуют три точки зрения.

  1. Все страны и народы проходят в своей эволюции общие стадии развития. Особенности России трактуются как «отсталость» России (западники, С.М.Соловьев).
  2. Каждая из цивилизаций эволюционизирует по своему собственному пути. Существует особая русская, славянская цивилизация (Н.Я. Данилевский).
  3. Примиряет оба подхода. Существуют внутренние тенденции, присущие всякому обществу в его развитии. Но есть и особенности материальной среды, обстановки, в которой данному обществу суждено развиваться (П.Н. Милюков).

Все три подхода признают наличие мощных факторов, которые создают значительные отличия истории России от истории западных обществ:

1 Природно-климатический  фактор.

2 Геополитический: «История  России есть история страны, которая  колонизуется» (В.О.Ключевский), «История  России есть история муки и  борьбы: от печенегов и хазар  – до великой войны двадцатого  века» (И.А.Ильин).

Информация о работе Предмет науки истории, методы исторического познания