Причины и профилактика подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

В последнее время мы очень часто слышим про подростковый суицид. Эта тема буквально заражает все источники информации. Включил телевизор вечером после работы- улышал про самоубийство подростка, решил почитать газету на досуге - наткнулся на ужасную статью, на тему суицида школьника, зашел в глобальную сеть - интернет, и снова суицид….Что же это?

Содержание работы

Введение
Глава I.СУИЦИД
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Суицид,как глобальная проблема в мире
1.2.Факторы смертности подростков от самоубийств
1.3.Особенности факторов суицидальных действий у подростков
1.4. Виды суицидального поведения
1.5.Динамика развития суицидального поведения
1.6.Профилактика подросткового суицида


Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Описание методики исследования
2.2.Результаты эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Moya_kursovaya.docx

— 128.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Гуманитарный факультет

Кафедра общей и возрастной психологии

Курсовая работа

на тему:"Причины и профилактика подросткового суицида".

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса,1 группы

Щукина М.А.

Проверил:

доцент кафедры общей психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

 

Содержание

 

Введение

Глава I.СУИЦИД

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Суицид,как глобальная проблема в мире

1.2.Факторы смертности подростков от самоубийств

1.3.Особенности факторов суицидальных действий у подростков

1.4. Виды суицидального поведения

1.5.Динамика развития суицидального поведения

1.6.Профилактика подросткового суицида

 

 

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Описание методики исследования

2.2.Результаты эмпирического  исследования 

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В последнее время мы очень часто  слышим про подростковый суицид. Эта тема буквально заражает все источники информации. Включил телевизор вечером после работы- улышал про самоубийство подростка, решил почитать газету на досуге - наткнулся на ужасную статью, на тему суицида школьника, зашел в глобальную сеть - интернет, и снова суицид….Что же это? Может это «чума» XXI века? Почему это жуткое слово  встречается нам на каждом шагу? Что же толкает подростка 14-15 лет на такой отчаянный поступок? Что же такое суицид? Почему суицид так тесно связан именно с подростковым возрастом?

 

    Подростковый возраст практически все родители ожидают со страхом. Именно этот отрезок от 12 до 16 лет(Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет)) именуется взрывоопасным, ранимым, трудным, переходным и даже судьбоносным. Это период между детством и юностью, когда меняется фигура, появляется первая влюбленность. Обычно этот возраст называют переходным. Расставшись с детством подростку скорее хочется стать взрослым, появляется стремление к самостоятельности, он активно занимается поиском себя, который основывается на методе проб и ошибок. Половое созревание, происходящее в этом возрасте,  подкрепляет чувство взрослости. Возрастные особенности толкают подростков на конфликт со взрослыми и отношениями со сверстниками. Именно в этом возрасте совершается очень много ошибок, которые могут привести к не очень хорошим последствиям. Разбивание окон может привести к хулиганству, мелкое воровство к преступности, проба первой сигареты, алкоголя может стать началом алкоголизма и наркомании. Подростки со слабой нервной системой, не найдя понимания с родителями и близким его окружением?  могут прибегнуть к такому страшному действию, как суицид.

     Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что здесь жить не будет. Не хочет...С. И. Ожегов  в своем словаре русского языка трактует суицид, как самоубийство-намеренное лишение себя жизни.[1].Понятие «самоубийство» предусматривает осознанность действий, предпринятых  человеком для лишения себя жизни. Термин «суицид» ввел английский врач Томас Браун для одной из крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения(28)

    Во всех странах мира суицид входят в число десяти ведущих причин смерти. Официальная статистика фиксирует явные случаи суицидов, но в действительности масштабы подростковых самоубийств могут быть намного выше, чем указано в статистических данных. В России наблюдается систематический недоучет подростковых самоубийств. Неизвестным остается каждый седьмой суицид у юношей и каждый пятый у девушек. Это связано с умышленным скрытием суицида родителями и родственниками ,в избежании проблем.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тема суицидального поведения подростков чрезвычайно актуальна в наши дни. Эта чрезвычайная актуальность и привлекла меня к изучению этой глобальной проблемы.                    

    Целью моей работы является то, что  мне очень хочется выяснить факторы, которые толкают юное поколение на такой ужасный шаг, что твориться у них в голове, почему  они не боятся наложить на себя руки. Но не менее важной, целью, особенно для будущего педагога, я вижу профилактику суицидального поведения, а также умение выявлять подростков склонных к такому виду действий и своевременное оказание им помощи.

 

       Задачами моей курсовой работы являются:

1.Изучить  проблему  суицидального поведения  у подростков во всем мире

2.Выделить  факторы, толкающие  на такой  жуткий поступок.

3.Изучить  особенности факторов суицидальных действий у подростков.

4.Изучить  виды суицида.

5.Усвоить  профилактику суицидов.

 

      Объектом исследования является самоубийство.

     Предметом исследования являются причины и профилактика суицида в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 Глава I. Теоретическая часть

 1.1Суицид,как глобальная проблема в мире

          По статистике, ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около 1 тысячи  человек(7),ежегодно-примерно1 млн. человек, что составляет 1,5% всех смертельных случаев.(8)Масштабы этой проблемы еще более значительны, поскольку число попыток самоубийства намного больше, чем число завершенных самоубийств(9).У половины подростков 15-16 лет, совершающих  попытки самоубийства, эти попытки самоубийства не первые.(11).В статистике учитываются только явные случаи суицида, но нередко истинной причиной смерти от несчастного случая, например падение с высоты, передозировка лекарственных средств, ДТП с единственным погибшим- на самом деле является суицид.

            Всемирная организация здравоохранения делит все страны по показателю суицида на 3 группы:(13)

  1. страны с низким уровнем самоубийств(10 чел. В год на 100 тысяч населения).К таким странам относят Латинскую Америку(Аргентина, Бразилия, Таиланд)
  2. страны со средним показателем(от 10 до 20 чел. в год на 100 тыс. населения).К ним относятся страны Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана(Канада, Индия, США, Новая Зеландия)
  3. страны с высоким показателем самоубийств(свыше 20чел.на 100 тыс. человек. Первое место занимает Литва-44,1 суицидов на 100тыс населения.Второе место занимает Россия-39,4,а на третьем оказалась Белорусь-34,9.(1)

     В последние годы в России количество суицидов снизилось, но до сих пор наша страна находится  тройке лидеров.За последние 50 лет количество- самоубийств выросло на 60%.Особенно выросла смертность среди подростков и молодых людей.

    В настоящее время Россия занимает лидирующее положение по количеству завершенного суицидального поведения среди подростков 15-19 лет.

 

1.2Факторы  смертности подростков от самоубийств

1)Генетические факторы

     Наследственность частично является фактором риска суицидального поведения. По статистике, в 6% случаев один из родителей самоубийц также покончил с собой ;у 25% подростков склонных к суициду один из родителей предпринимал попытку суицида, а у 44%-близкий родственник.(142)

     Специальные семейные и «близнецовые» исследования свидетельствуют о генетической природе суицидального поведения.(Например, если дети суицидальных родителей попадают в «несуцидальную» семью, то у них наблюдается повышение частоты суицидального поведения в 6 раз, по сравнению с контрольными усыновленными детьми, чьи биологические родители не совершали суицидальных попыток).

     Л.А. Радкевич связывает склонность человека к самоубийству с активностью одного из ферментов системы мы детоксикации организма – арилалкил N-ацетилтрансферазы (NAT2). У подростков в период полового созревания активность NAT2 резко падает, и мелатонина в эпифизе очень мало. В таком возрасте молодые люди часто подвержены депрессиям и самоубийствам. Но генетическая предрасположенность не может являться основной причиной для формирования суицидального поведения. Суицидальное поведение для окружаюших заметно только на конечном этапе формирования, тогда,когда внутренее суицидальное поведение(суицидальные мысли) для большинства окружающих людей незаметно(159).

      Для формирования суицидального поведения кроме  генетической предрасположенности необходимы другие факторы риска, которые чаще всего служат причинами суицидов.

     Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А разделяют факторы риска на 2 группы- экстраперсональные ( проблемы взаимоотношения с людьми и обществом, подверженность насилию ,получение психических травм, социальные стрессы, безработица и бедность) и интраперсональные (психические заболевания, соматические заболевания, частое употребление психоактивных веществ).(162)

2)Психические заболевания

    Суицидальный риск среди больных, состоящих на учете в психоневрологических  диспансерах, в 35 раз выше, чем у психически здоровых людей (164).Наибольший риск суицидального поведения отмечают у личностей с эмоционально неустойчивыми расстройствами личности. Наибольшее число самоубийств случается у больных депрессией – до 70% депрессивных больных серьезно  задумываются о самоубийстве, а 15% из них его совершают.(175)Около 10% больных шизофренией кончают жизнь самоубийством, среди больных маниакально-депрессивным психозом с жизнью расстаётся 10-15%(177).Но точно понять до сих пор не удалось , при каких заболеваниях суицид совершается чаще всего.

3)Злоупотребление психоактивных  веществ.

Риск суицида также связывают со злоупотреблением психоактивных веществ.Третья часть самоубийц в момент суицидного акта находятся под воздействием наркотических средств. Лечение антидепрессантами также может спровоцировать самоубийство. Тесная взаимосвязь между алкогольным поведением зафиксирована во многих исследованиях.

4)Соматические заболевания

    К соматическим заболеваниям относятся: рак, СПИД, неврологические заболевания поражения головного мозга ,нарушения, которые могут  возникать у детей на ранних этапах онтогенеза могут повлечь за собой суицидальное поведение. Обострение хронических заболеваний так же может вызвать суицидальное поведение.

5)Безработица, бедность, социальные стрессы

     Согласно социологической теории самоубийства Э.Дюркгейма социальные стрессы, бедность и безработица могут являються аспектами самоубийства. Все эти факторы очень взаимосвязаны между собой. Статистически доказано, что в период с 1991-2002 гг.в России и странах СНГ происходил интенсивный рост социального стресса ,что связано со снижением доходов и  увеличением безработицы в результате банкротства предприятий.

   Также подверженность насилию и получение психических травм часто вызывает суицидальное поведение. Среди совершивших самоубийство   подростков в 80% случаев наблюдался послетравматический стресс и последствия перенесенной агрессии и насилия. У переживших сексуальное насилие, чаще наблюдается суицидальное поведение, депрессии, чем у сверстников без такого травматического опыта.

6)Стрессовые факторы

      К таким факторам относят межличностные конфликты, чувство одиночества, жизненные трагедии и травмы, финансовые проблемы.Риск самоубийства повышает чрезмерная нагрузка на работе, безработица и проблемы на работе, финансовые проблемы, смерть близкого человека, несчастная любовь, отсутствие семьи также может способствует  суицидальным действиям. Решение уйти из жизни редко является кратковременной и переходящей реакцией на стресс, безусловно, имеются более конкретные факторы, влияющие на такое решение.

 

1.3.Особенности  факторов суицидальных действий  у подростков.

     Суицидальное поведение подростков имеет сходство с поведением взрослых. Но подростки чаще подвергаются психическим расстройствам когда сталкиваются с многочисленными проблемами, чем взрослые и депрессии  у них тоже протекают иначе.

Подростки довольно впечатлительны, эмоционально  нестабильны, склонны к резким колебаниям настроения, эгоистичны, имеют повышенную склонность к самоанализу. (ВЕСТНИК КАСУ№ 3-2005)Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Некоторые эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны. Подросткам свойственна устойчивость эмоциональных переживаний, в частности, они долго не забывают обиды. Кроме этого, В.Н. Кисловской отмечена повышенная тревожность, по сравнению с другими возрастными периодами. Данный факт связывают с появлением интимно-личностных отношений, со страхом показаться смешным, с еще несформировавшейся способностью принятия себя. Чувства подростка очень противоречивы: он, несомненно, любит родителей, но при этом во время конфликта начинает испытывать к ним чувство ненависти.

    Классики возрастной психологии говорят о том, что подростковый период характеризуются заострениями и противоречиями характера, в этот период сильно обостряется самоанализ и самооценка, появляется потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Главенствующими являются мотивы самоутверждения, которые оказывают влияние на учебную и общественную деятельность подростка. В качестве новообразования указывают на возникающее в подростковом возрасте «чувство взрослости», которое во многом определяет поведение по Повышенная конфликтность, особенно в отношениях с взрослыми, родителями, учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. «Мораль подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка с взрослыми, вследствие обостренного чувства взрослости, подросток стремиться изменить на «мораль равенства». Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток стремится и становится весьма критичным по отношению к родителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших. Возникает достаточное количество поводов для возникновения острых конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками в семье.

Информация о работе Причины и профилактика подросткового суицида