Причины и профилактика подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

В последнее время мы очень часто слышим про подростковый суицид. Эта тема буквально заражает все источники информации. Включил телевизор вечером после работы- улышал про самоубийство подростка, решил почитать газету на досуге - наткнулся на ужасную статью, на тему суицида школьника, зашел в глобальную сеть - интернет, и снова суицид….Что же это?

Содержание работы

Введение
Глава I.СУИЦИД
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Суицид,как глобальная проблема в мире
1.2.Факторы смертности подростков от самоубийств
1.3.Особенности факторов суицидальных действий у подростков
1.4. Виды суицидального поведения
1.5.Динамика развития суицидального поведения
1.6.Профилактика подросткового суицида


Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Описание методики исследования
2.2.Результаты эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Moya_kursovaya.docx

— 128.00 Кб (Скачать файл)

       На изменившегося подростка обращают внимание и в семье. Недавно активный, общительный подросток превращается в вялого, унылого и бездеятельного домоседа. Сидя дома, практически ничем не занимается, развлечений не ищет и довольствуется тем, что находится рядом: пассивно, без всякого выбора смотрит телепередачи, слушает магнитофонные записи, читает первую попавшуюся в руки книгу. Утрачивает интерес ко всем прежним увлечениям. Становится пассивно подчиняем, в компанию его «не тянет», так как он устает от длительного общения с прежними друзьями.

Сон становится дольше обычного, но не освежает, не восстанавливает сил. Разбитость, подавленность, нежелание чем-либо заняться, невозможность сосредоточиться, побороть пассивный поток случайных мыслей сочетаются с чувством скуки, хандры, уныния. На обвинения со стороны окружающих в лени и безделье реагирует раздражением, но сам не может дать оценку своего состояния. Упрекает себя за несобранность, за «обломовщину», постоянные неудачи, хотя на словах все это может отрицать. Нередко на фоне этого состояния возникают мысли о «нежелании жить», о самоубийстве. Если же обвинения со стороны взрослых становятся невыносимыми или подросток подвергается общественному осуждению, реакцией может стать попытка самоубийства. Причины, лежащие в основе проявлений такого типа депрессии, различны.

    В провоцировании всех видов суицидального поведения могут участвовать такие факторы, как распад семьи, потеря кого-либо из родителей, утрата общения с товарищами; проблемы личных отношений с друзьями, подругой; толчком к суициду может послужить алкоголизация подростка и многое другое.

    1.6 Динамика развития суицидального поведения

      Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период,  который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка  возникают пассивные  мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему  лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в  75 %  случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

     Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

       Вторая стадия - это  суицидальные   замыслы.  Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

       Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

 

      Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид)  или месяцами (хронический пресуицид).При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

      После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок  внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают  внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке.  Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой  совершения повторной суицидальной попытки.  И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним  и проводить иные профилактические действия. 

 

1.6.Профилактика подросткового  суицида

«Что посеешь, то и пожнёшь»

( народная  мудрость)

      В чем же заключается профилактика суицидального поведения подростков? Россия продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растет и растет.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

 Ко всем намекам подростка на суицид следует относиться очень серьезно. Не должно возникать никаких сомнений в том, что подросток просит помощи, привлекает к себе внимание и нуждается в ответной реакции человека, который может вмешаться и оказать влияние на кризис одиночества.

Подростки довольно депрессивны, поэтому важной профилактикой в профилактике суицида является профилактика депрессий. Главную роль в такой профилактике должны играть родители. Родитель должен внимательно следить за настроением своего ребенка и если наблюдаюся депрессивные расстройства, нужно сразу же помогать ребенку выходить из этого состояния.

      Родителю необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно внушать ребенку оптимистический настрой, вселять уверенность, показывать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не в коем случае нельзя обвинять ребенка в «вечно недовольном виде». Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения могут усугубить самооценку подростка. Можно сравнить только подростка- сегодняшнего с подростком- вчерашним и настроить на позитивный образ подростка- завтрашнего.

      Родителю нужно стараться внести разнообразие в каждодневные дела, например ,съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  сходить в кинотеатр,  на выставки или в конце концов сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное -кошку ,хомяка, попугаев, рыбок. Забота домашнем питомце может настроить подростка на позитивный лад.

     Подростку обязательно нужно соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

   И если родитель не может справиться самостоятельно с депрессивным состоянием своего ребенка, следует обратиться за консультацией к специалисту – психологу. Психолог обязательно поможет и подберет нужное решение именно для конкретной проблемы.

Частыми причинами суицидов  среди подростков являются нарушения межличностных отношений в школе. Школа должна обязательно формировать нормальный стиль общения педагогов с подростками, вовлекать учащихся в различные виды деятельности, организовывать самоуправление, проводить различные классные часы  и беседы на темы девиантного поведения, использовать наглядные материалы при обсуждении данных тем, давать высказывать ребятам свое отношение по той или иной проблеме. Благодаря всем видам этих работ а школе, у подростка вырабатывается негативное отношение к суицидным намерениям, алкоголю, наркотикам.

    Для предотвращения суицидов у подростков учителя должны:

1.вселять  у детей уверенность в свои  силы и возможности;

2.внушать  им оптимизм и надежду;

3.проявлять  сочувствие и понимание;

4.осуществлять  контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Многие классные руководители халатно относятся своей работе, не знают ситуацию, в которой находится ребенок, не обращают особого внимание  на частые отсутствия на уроках и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

        Администрации школ необходимо направлять пристальное внимание  и устанавливать контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

        Обязательно, в каждом учебном заведении должен работать опытный психолог, но в большинстве школ ни психолога, ни психологического кабинета нет. Психолог должен проводить работу по снятию негативных эмоций,которые могут копиться у подростка,помогать разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими,  обучить умениям преодоления стресса, оказывать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей .проводить психокоррекционные занятия, направленные на развитие развитию адекватного отношения к собственной личности. Но психолог должен проводить свою работу не только с подростками, но и с их родителями и учителями. Они должны знать,что такое подростковый суицид, как выглядит подросток при депрессии, так как определить истинно депрессивного подростка очень трудно. Депрессивным может оказаться тот, кто выпивает и хамит родителям, а не ребенок с грустными глазами.

     Чтобы предотвратить суицидальные попытки при наличии суицидального поведения психолог должен:

1.снять психологическое напряжение,

2.уменьшить психологическую зависимость  от причины, которая влечет суицидальное  поведение,

3.формировать компенсаторные механизмы поведения,

4.формировать адекватное отношение к жизни и смерти  ребенка

      Многие родители не воспринимают замечания и советы учителей и психолога. Если  есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно стараться объяснять родителям, чем они рискуют, если  не помогут своему ребенку. Вообщем, нужно сказать, что школьные учителя, родители и психологи должны вместе сотрудничать, так как всех их объединяет одна цель-цель гармоничного психологического и физического воспитания  детей, их положительных мыслей на различные отклоняющиеся поведения в нашем сегодняшнем обществе.

       

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

2.1.Исследование,направленное на выявление суицидального риска у подростков.

Исследовательская часть моей работы направлена на раннее выявление признаков суицидального поведения у подростков. Для своего исследования я использовала методику А.А. Кучера и В.П. Костюкевича «Выявление суицидального риска у детей».Методика является довольно тактичной,не акцентирует внимание на такие вопросы,как выяснение мнения ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Текст методики состоит из 85  выражений,который зачитывается подросткам,а их задача-соотнести выражения с колонками в таблице,которые заранее приготовлены в бланке ответов.

Целью данной методики является исследование тенденций и факторов,формирующих суицидальные намерения на ранних этапах. Методика является довольно универсальной,т. к. работу с ней можно проводить в 5-11 классах,как в групповой,так и в индивидуальной форме.

При обработке результатов подсчитываются количество отметок в каждой колонке. Колонка «Добровольный уход из жизни» свидетельствует о наличии суицидального риска у подростков, остальные колонки дают информацию о других факторах суицидального риска как стрессогенных проблемах,влияющих на психологическое состояние подростка.

Ответы сопоставляются с таблицами,которые являются различными для мальчиков и девочек и имеют разные возрастные рамки.

Таблица №1 (мальчики 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16


 

Таблица №2 (девочки 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

15-16

Более 16

Информация о работе Причины и профилактика подросткового суицида