Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:23, курсовая работа
В последнее время мы очень часто слышим про подростковый суицид. Эта тема буквально заражает все источники информации. Включил телевизор вечером после работы- улышал про самоубийство подростка, решил почитать газету на досуге - наткнулся на ужасную статью, на тему суицида школьника, зашел в глобальную сеть - интернет, и снова суицид….Что же это?
Введение
Глава I.СУИЦИД
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Суицид,как глобальная проблема в мире
1.2.Факторы смертности подростков от самоубийств
1.3.Особенности факторов суицидальных действий у подростков
1.4. Виды суицидального поведения
1.5.Динамика развития суицидального поведения
1.6.Профилактика подросткового суицида
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Описание методики исследования
2.2.Результаты эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Все это и приводит чаще всего к суициду, именно в подростковом возрасте.
Именно в подростковом возрасте появляется пристрастие к психоактивным веществам.215. У половины подростков в возрасте 14-16 лет суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции, которая развивается по механизму «короткого замыкания»,когда незначительный повод провоцирует суицидальные действия.(216).особенно подростки чувствительны к малейшим изменениям жизни, поэтому в этом возрасте происходит очень большое количество суицидов, наибольшая частота их наблюдается ,начиная с 15 лет.
В подростковом возрасте происходит значительное расширение сфер социальной активности, при которой могут происходить сбои и неудачи. Именно в этом и заключаются специфичные черты этого возраста. Исследователи ВОЗ отмечают, что привычки, связанные с риском для здоровья, являются характерной чертой процесса взросления.Проблемы, которые возникают в подростковом возрасте являются результатом взаимодействия нескольких факторов и не определяются по одному единственному фактору. Большинство авторов отмечают, что суицидальное поведение в подростковом возрасте редко бывает связано с психическими заболеваниями, а чаще оно бывает связано с ситуационно-личностными реакциями.222 Конфликты с окружающими являются главной причиной подростковых самоубийств. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом223.
Основными проблемами подростков в современном обществе являются:
1)Агрессивность и асоциальное поведение
С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в хулиганстве, вандализме, наркомании, участием в рэкете, совершением тяжких преступлений. Подростковая агрессия может выступать актом самоутверждения ,попыткой нанести вред обществу. В настоящее время ведется профилактическая работа над отклоняющимся поведением подростков, но это не решает в полной мере предупреждение девиантного поведения.
2) Высокий уровень зависимости
от психоактивных веществ.(
Среди форм отклоняющегося поведения наиболее серьёзным на сегодняшний день является употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте.
Употребление алкоголя и экспериментирование с психоактивными веществами довольно распространены среди подростков. Это связано, как считает В.С.Мухина с существенными изменениями во всех сферах личности подростка. Именно в подростковом возрасте происходят изменения в познавательной сфере.
Существенные изменения, по данным В.С. Мухиной, происходят во всех сферах личности подростка. Серьезные сдвиги происходят в познавательной сфере. По данным И.С. Кона и А.В. Мудрика, типичными чертами личности подростка является стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Очень часто это и становится залогом девиантного поведения. Девиантное поведение(употребление алкоголя,наркотиков ,никотина) в подростковом возрасте является наиболее сложной проблемой.
3)Экстремальность отдельных форм молодежных субкультур с ксенофобией
Любая является частью общей культуры, представляет собой особую часть от системы многообразных групп и субкультур в обществе.Сегодня в России молодежные группировки совершают большинство преступлений ненависти.Таким способом подростки пытаются повлиять на несправедливый мир, наказать тех, кого они считают нужным.
4) Аутоагрессивное поведение
Агрессия в подростковом возрасте проявляется в поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Проблемы агрессивности связаны с переходом от детства к взрослой жизни и периодом полового созревания. Так же существенное влияние оказывают отношения в семье, школе, в компании, средства массовой информации, употребление алкоголя ,наркотиков.Попадание подростков в кризисную ситуацию,несовладание с ней приводит к аутоагрессивному поведению, то есть, поведению саморазрушительному.Такое поведение направлено на нанесение ущерба своей жизни,иногда на лишение себя жизни или воздействие негативным способом,пытаясь сократить,исказить ее. В крайнем выражении аутоагрессивное поведение ведет к суициду.
В отличие от взрослых, у подростков отсутствуют четкие границы между истинным и демонстративно-шантажирующим суицидом,поэтому все виды аутоагрессии подростков приходится рассматривать как разновидности суицидального поведения.
5) Социальная инфантильность
Социальный инфантилизм подростка проявляется в негативной форме адаптации к окружающей действительности в результате незрелой эмоционально-волевой сферы и отсутствия мотивационных установок к личностному развитию в процессе социальной деятельности. При инфантильности наблюдается пассивное отношение к кризисным ситуациям, непринятии новых обязанностей подростками.
А. Е.Личко при обследовании подростков обнаружил у них явления инфантилизма- спижение в сфере мотивации,долга,чувства ответственности,умения учитывать желания других,интересов.
6)Слабо выраженная ориентированность позитивной личностной активности224.
В структуре личности «трудного» подростка наблюдается отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам.
В разные периоды жизни суицидальное поведение подростков имеет свои особенности. Подростки фактически отрицают для себя смерть, но довольно вовлечены в рискованную активность.
Мысли о самоубийстве и периодические спады настроения рассматриваются как возрастные особенности поведения: частота законченных суицидов не превышает 1% от всех суицидальных действий.(225)
Характерной особенностью суицидального поведения является преобладание суицидальных попыток над завершенными суицидами(226).
Суицидальные попытки преопределяются особенностями характера(преимущественно шизоидного, эпилептоидного и психастенического типов),неадекватными личностными возможностями самооценки, отсутствием целей, лежаих в основе жизненных ценностей. Суицид может возникнуть как следствие укоренившихся чувств неполноценности, т.е., несоответствие стандартам общества, переживания по поводу недостаточной ценности личности, пессимистическая оценка жизни, импульсивность в принятии своих решений, конфликтные ситуации с родителями.
Для случаев завершенного суицида характерна семейная отягощенность: низкий уровень родительского тепла, коммуникации и эмоциональной отзывчивости, высокий уровень насилия, суровая дисциплина, плохое обращение, конфликтность.
Отсутствие поддержки со стороны родителей является значительной причиной подростковых суицидальных мыслей. Более 60% суицидентов воспитывались в неполных и проблемных семьях, распад которых происходил, когда они находились в дошкольном возрасте.(223).Особое влияние в таких семьях оказывают :насильственные и оскорбительные отношения в семье, ссоры между родителями, раздельное проживание или смерть родителей и опекунов. Но и из внешне благополучной семьи ребенок может прибегнуть в суициду. Это связано с высокими ожиданиями по отношению к ребенку, малой тратой времени на ребенка, не обращение внимания на эмоциональное состояние ребенка.
В большинстве случаев смерти подростков в результате самоубийства диагностируется злоупотребление психоактивными веществами.
Фактором риска для подростков может стать самоубийство известных личностей, обожателей или лиц, которых подросток лично знал. Также возможно негативное воздействие на подростков через средства массовой информации.
Фактором суицидального риска может быть тенденция «подражания».Тенденция подражания довольно свойственна для подросткового возраста. В качестве подражания служат суицидальные попытки родителей, соседей, сотрудников учреждения, где воспитываются дети.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.. А.Е. Личко относит к более частым причинам суицидов у российских подростков: потерю любимого человека; переутомление; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов в результате употребления алкоголя, психотропных веществ, наркотиков; различные формы страха, печали.(244)
Так же среди факторов выделяют заниженную самооценку. Г. В. Старшенбаум(246) выделяет 4 главных фактора ,которые предрасполагают к истинному суициду: насилие, особенно сексуального характера ,посттравматическое стрессовое расстройство ,депрессия и дисморфобия(озабоченность мнимыми недостатками своей внешности).
По мнению Л.Я. Жезловой(247) предпубертатном возрасте преобладают семейные проблемы, а в пубертатном- сексуальные и любовные. Основной процент самоубийств из-за любви происходит потому, что подростковая влюбленность-это отражение потребности быть кому-то нужным. Большая часть суицидов -попытка диалога: самоубийцы хотят достучаться до кого -то, обратить на себя внимание, но не хотят вовсе умирать .Они просто таким образом протестуют против бездушия, безразличия, жестокости взрослых, т.е. прибегают к демонстративному суициду.
Рост суицида подростков повышается из-за ранней алкоголизации и употребления наркотиков. Они начинают употреблять алкоголь в среднем в 13лет(249).По данным посмертной судебно-химической экспертизы более половины подростков оказываются на момент смерти в состоянии алкогольного опьянения. За период 1996-2006 года количество зарегистрированных наркомании среди подростков в возрасте 15-17 лет увеличилось в 1,2 раза, токсикоманий- в 2.3 раза, алкоголизма в 2,4 раза(251).Эти неблагоприятные тенденции распространения алкоголизма ,наркомании, токсикомании обостряют проблему профилактики суицида.
Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих российских подростков в семье, школах, интернатах.
В настоящее время складывается неблагоприятная ситуация с самоубийствами подростков: стрессовые факторы и факторы суицидального поведения очень распространены. Девиантное поведение и психическое состояние подростков запущено, не хватает профилактических методов со стороны родителей и учителей ,не уделяется нужного внимания психическому и физическому здоровью подростков.
1.4 Виды суицидального поведения
Понятие суицидальное поведение более широкое, нежели понятие суицида(осознанное лишение себя жизни) и включает в себя суицидальные попытки, покушения и проявления.
К покушениям относят все суицидальные акты, которые не завершились летально по причине, не зависящей от суицидента (например: вовремя проведенные реанимационные мероприятия).
Суицидальными попытками являются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемой им при попытки суицида. (Кондрашенко)
К суицидальным проявлениям относят мысли, намеки, которые не сопровождаются действиями, направленными на лишение себя жизни.
В подростковом возрасте представления о смерти почти совпадают с представлениями у взрослых. Именно в подростковом возрасте появляется повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления. Чаще всего такие размышления встречаютсяу лиц с высоким интеллектом.
Отсутствие жизненного опыта, неосведомленность подростков относительно опасности для жизни и здоровья различных веществ вызывают трудности разграничения истинного и демонстративного суицидального поведения по оценке способа покушения. Так, суициденты совершают попытки самоубийства с истинным намерением умереть с помощью таких невинных средств, как конторский клей, шампунь, драже витаминов, уверенные в том, что оперируют с опасными для жизни веществами. Подростки» имея желание определенным образом воздействовать на окружающих, совершают демонстративные суицидальные попытки, используя высокотоксичные лекарственные препараты, обманываясь цветом или сладким вкусом оболочки таблеток. Такие демонстрации, как правило, влекут за собой тяжелые последствия и иногда кончаются смертью. Кроме того,подростки часто избирают наиболее травматичные способы самоубийства, как, например, падение с высоты и под транспортные средства...
А.Е. Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное, аффективное и истинное.
Демонстративное суицидальное поведение выражается не всегда осознанным стремлением подростка привлечь внимание к себе, вызвать сочувствие, напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т.п.). При такой попытке у подростка нет гарантии от летального исхода, так как часто не осознается степень опасности предпринимаемых действий и их последствий.
Аффективное суицидальное поведение является формой острых психогенных реакций, которые возникают на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного мозга. Разновидностью такого типа суицидального поведения является реакция пассивного протеста в подростковом возрасте. В основе такой реакции лежит состояние сильного переживания, обиды или острого недовольства окружающими либо самим собой, стремление отомстить. Такая реакция может быть ограничена представлением о суициде или совершением суицидальной попытки. В совершении суицидальной попытки решение заранее не обдумывается, а возникает по механизму «короткого замыкания». В отличие от демонстративных суицидальных реакций, суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смерть исход не наступила, то подростки, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, а демонстративная реакция всегда рассчитана на привлечение внимания, сострадание, сочувствие, жалость.
При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой долго вынашивается, готовится, чтобы никто этому не помешал. В оставленных записках звучат мотивы поступка, оценки обстоятельств, самообвинения. Истинное суицидальное поведение бывает обычно следствием длительной и тяжелой психической травматизации, которая воздействует на слабые стороны акцентуированного характера. Чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях которые имеют различное происхождение. Депрессия, в основе которой лежит подавленность всех психических и физических проявлений человека, у подростков имеет существенные особенности, отличающие ее от депрессии у взрослых. Актуальность подростковых депрессий заключается не только в их увеличении за последние годы, но и в том, что депрессия может проявляться в нарушениях поведения, толкать к алкоголизации или употреблению наркотических средств, с помощью которых подростки стремятся поднять настроение. (А.Е. Личко, 1985).
Информация о работе Причины и профилактика подросткового суицида