Проблема этногенеза восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Славяне - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Источниками по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, известия греко-римских и византийских авторов: Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах так называемой « Европейской Сарматии », между Карпатами и Балтийским морем, восточнее германцев ( Плиний Старший и Птолемей ). В конце I века венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами ( финнами), т.е. , по-видимому, на восток от Вислы.

Файлы: 1 файл

Problema_etnogeneza_vostochnykh_slavyan.docx

— 56.43 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к  определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы  возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его  этнографических, лингвистических  и антропологических особенностей.

 

Славяне - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и  Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской  семье. Источниками по истории славян являются археологические и лингвистические  памятники, известия греко-римских  и византийских авторов: Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский  и др. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах так называемой « Европейской Сарматии », между  Карпатами и Балтийским морем, восточнее  германцев ( Плиний Старший и Птолемей ). В конце I века венеды были известны Тациту, локализовавшему их между  бастарнами и феннами ( финнами), т.е. , по-видимому, на восток от Вислы. Иордан помещал венедов в бассейн  Вислы. Среди венедских племен, обитавших  севернее Карпат, во II веке Птолемею были известны суовены. По мнению ряда исследователей, это название распространилось в  Южной Европе в качестве наименования всех славян, тогда как западные соседи славян долго пользовались именем венеды.

Первые достоверные и  обстоятельные сведения о славянах, в частности о славянах на Восточно-Европейской  равнине, в сочинениях древних авторов, относятся к VI-VII столетиям н.э., ко времени грандиозного наступления, предпринятого славянством на Балканские провинции Византийской империи. В  этот период славяне занимали в Европе обширные пространства. Они являлись далеко не первобытными раздробленными племенами, а могучей и зрелой для того времени политической и  военной силой, приступившей к созданию своих первых государств и уверенно взявшей в свои руки дальнейшую историческую судьбу Восточной Европы.

Выступлению славянства на Европейской политической сцене  в VI-VIвв. предшествовали, несомненно, многие века его жизни в глубинах первобытной  Европы, в отдалении о границ древних  рабовладельческих цивилизаций  Европейского юга.

Славяне в Европе рассматривались  как пришельцы, расселившиеся в  ее пределах в течение I-го тысячелетия  н.э. Автором этой концепции нередко  называли одного из неизвестных летописцев.   «По мнозех же временех, - говорит начальная летопись ,- сели суть словени по Дунаеви , где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска . И от тех словен разидошася по земле и прозвашася имены своими ...» На Дунае и Прикарпатье искал древнейшую Европейскую родину славян Н.М.Карамзин. Оттуда же вел историю восточных славян С.М.Соловьев, полагавший, что летопись сохранила подлинное предание о пребывании славянского племени на берегах Дуная. Он писал, что « «славянское племя не помнит о своем пребывании на берегах Дуная...» В.О.Ключевский также придерживался идеи дунайско-прикарпатской прародины славянских племен.

Интересной и некоторое  время господствующей была концепция  А.А.Шахматова о двух прародинах славян . Первая из них согласно Шахматову, находилась на территории, прилегающей  к устью рек Западной Двины  и Немана. После освобождения готтами  западных территорий в связи с  их движением на юг, славяне направились  на запад в Повислинье, которое  явилось их второй прародиной. В  Повислинье, по Шахматову, начинается распадение славянской общности на две  части: западную, которая дала образование  западных славян, и южную, которая  позднее распалась на две подгруппы: восточную и южную ( восточных  и южных славян). Западная группа с обшей прародины продвинулась дальше на запад, а южная после  продвижения к югу и освобождения Балкан от гуннов распалась, как было отмечено выше, на южных и восточных  славян. Южные славяне двинулись  на Балканы, восточные - к Поднестровью и среднему течению Днепра. Здесь  возникла прародина восточных славян, откуда восточные славяне расселились  в дальнейшем, заняв территорию, которая в последствии стала территорией древней Руси - на севере вплоть до оз.Ильмень, на востоке - до р.Дон.

Концепция А.А.шахматова  не принимается современной наукой: она строится на недостаточном количестве фактов, ее автор не имел возможности  в полной мере использовать данные топонимики и археологии.

Большое внимание топонимике и археологическим данным уделил Л.Нидерле, который ограничивает славянскую прародину Вислой, южной частью территории современной Белоруси, северной частью Украины, Подолией, Волынью, а также  Киевщиной с Десной.

Споры о древнейшей территории славян продолжаются и в настоящее  время. Наиболее отчетливо выделяются две противопоставленные друг другу  гипотезы: висло-одерская и среднеднепровская. Висло-одерская гипотеза была выдвинута  польскими учеными (археологами, лингвистами, этнографами, историками), поддерживается и развивается в настоящее  время в Польше в некоторых  других странах. Из числа русских  ученых-языковедов висло-одерскую гипотезу поддерживает В.В.Мартынов. Согласно данной гипотезе, древнейшие славяне сформировались как самостоятельная этноязыковая единица между Вислой и Одером, т.е. примерно на территории современной  Польши, откуда приблизительно в первые века н.э. начинается их расселение на юг (через Карпаты и Венгерскую низменность к Дунаю и на Балканы), на восток (к Днепру и далее) и  отчасти на запад. Висло-одерская гипотеза называется польскими учеными также  и автохтонной, поскольку среди  них распространено мнение, что исконно  славянскими землями являются только области современной Польши.

Среднеднепровская гипотеза, выдвинутая еще в прошлом веке, поддерживалась и развивалась такими крупными славистами, как Л.Нидерле, М.Фасмер, К.Мошинский и др. В соответствии с этой гипотезой, славянские племена  в последние века до н.э. и в  начале н.э. занимали территорию приблизительно между Западным Бугом и средним  течением Днепра. На севере их примерной  границей была р.Припять, на юге их землями  являлись правобережные лесостепные  районы. Иными словами, прародиной славян указанного периода была современная  южная Беларусь и северная ( на запад  от Днепра ) Украина.

Существует еще одна гипотеза, уравновешивающая две предыдущих и  называемая по мнению целого ряда ученых висло-днепровской. С.Б. Бернштейн отмечает, что правобережье среднего Днепра в  последние века до н.э. было заселено племенами, говорящими на праславянском  языке, восточная граница которого шла по среднему течению Днепра (от устья Припяти до Сулы).

Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Московского  государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.

Образование древнерусского государства - одна из наиболее важных и сложных научных проблем  отечественной истории. Исследователями  разработаны различные концепции  его природы и генезиса. Похоже, что вопрос «Откуда есть пошла  русская земля?», поставленный древнерусским  летописцем Нестором, оказался одним  из вечных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения  Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения  народа, ее создавшего. Сегодня она  остается одной из самых дискуссионных  в отечественной историографии, охраняет свою актуальность и приобретает  политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и  других народов, населяющих пространства Руси - России - бывшего СССР.

Одна из новейших концепций  славянского этногенеза сводится к  следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще  не выделились в самостоятельную  этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда  славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики  древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к  югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II--IV вв. ее соседями являются два крупных  межэтнических объединения, возглавляемых  на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в  составе или в контакте с этими  образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации: к IV в. относятся  первые известия о политической активности венедов и антов'.

Нам представляется уместным остановиться здесь на наименовании славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического  самосознания, без которого невозможно существование этнической общности. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы -- склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV--V вв. праславяне разделились на три группы: венеды -- на западе, склавины -- на юге, анты -- на востоке

Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., существенно  изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад  стало Северное Причерноморье. Кочевые  племена волна за волной накрывали  Восточную и Среднюю Европу. Гунны  в IV--V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и  др., теснимые степняками, двинулись  на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).

В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в  ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V--VI вв. они  фиксируются (и археологически, и  письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского  моря на севере до Дуная на юге, от Вислы  и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского  единства заканчивается в последней  четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в  отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне  сравнительно поздно выходят на поприще  мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного  устройства славянских народов»

Самостоятельная история  восточных славян начинается в VIII-- IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян  и дреговичей занимают лесостепь  и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи -- Прикарпатье  и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи -- днепровское  левобережье, вятичи -- бассейн верхнего течения Оки, кривичи -- верховья Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские, словене -- территорию к  северу от Ладожского озера почти  до озера Белого, берета Чудского озера  и Ильмень озера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности славянского  расселения:

  • освоение громадной территории Восточной Европы;
  • удаленность от основных очагов цивилизации;
  • соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;
  • сохранение в местах своего обитания местного населения, в первую очередь угро-финских племен;
  • перманентный характер славянской колонизации;
  • ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

В ходе расселения славян на территории Восточной Европы закладывались предпосылки для формирования древнерусской народности. Особенности расселения влияли на становление государственности, характер социально-экономического и политического строя.

Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные  славяне, стали связующей нитью  между "Европой и Азией, севером  и югом Европы. Уже с VIII в. великий  волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и  дальше через Каспийское море - со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.

А к концу IX в. как волжский, так и днепровский путь «из  варяг в греки» продолжились на север  вплоть до Прибалтики, превратившись  тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

Становление восточнославянской государственности происходило  в постоянных столкновениях с  восточными и юго-восточными кочевниками и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазарским каганатом.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили  ираноязычные скифы, сарматы, саки, а  принадлежавшие им ранее территории оказывались под властью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом - Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим образованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первоначально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее политическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славянские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.

Информация о работе Проблема этногенеза восточных славян