Проблема этногенеза восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Славяне - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Источниками по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, известия греко-римских и византийских авторов: Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах так называемой « Европейской Сарматии », между Карпатами и Балтийским морем, восточнее германцев ( Плиний Старший и Птолемей ). В конце I века венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами ( финнами), т.е. , по-видимому, на восток от Вислы.

Файлы: 1 файл

Problema_etnogeneza_vostochnykh_slavyan.docx

— 56.43 Кб (Скачать файл)

 
Самостоятельная история восточных  славян начинается в VIII - IX вв. К этому  времени восточнославянские племена  полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи  — Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи - днепровское левобережье, вятичи - бассейн верхнего течения Оки, кривичи - верховья Днепра, Волги, Западной Двины  и Псковщину, ильменские словене - территорию вокруг Ильмень-озера. 

 
В VI в. восточные славяне жили родовым  строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой  общества был род - группа родственников  из нескольких десятков, а то и сотен  человек, которые совместно владели  землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался  совет веся родичей. 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы  с вождями во главе. 

 
В VII - IX вв. родовые отношения у  восточных славян стали распадаться  а связи с появлением металлических  орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как  уже так как уже не требовались  совместные усилия всех членов рода для  ведения хозяйства. Основной хозяйственной  единицей стала отдельная семья. 

 
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Дажльбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь.

 

В VI в., по свидетельству византийского  историка Прокопия Кесарийского, славяне  признавали повелителем Вселенной  одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны. В то время еще не было общественных богослужения, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы. Славяне чтили духов, берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага - домовых, леших. В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм - многобожие).  
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур - репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы. Выращивались и технические культуры, такие как лен, конопля. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. 

 
Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Серпами  собирали урожай. Зерно размалывали  каменными зернотерками и ручными  жерновами.  
В южных районах ведущей системой земледелия бал перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали по два-три года, а потом переходили на новый. Основными орудиями здесь было рало, а позднее - деревянный плуг с железным лемехом. С земледелием было тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров, овец и коз. Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи, мед диких пчел. Начало появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать кожаные сапоги.  
С развитием торговли связано у славян появление городов. В "Повести временных лет" же называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,Новгород, Псков, Полоик, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю ГардарикоЙ - страна городов. 

 
Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера  Ильмень с центром в Новгороде) Появление таких центров свидетельствовало  о возникновении новых внутриплеменных  отношений в организации восточных  славян, которые создали предпосылки  для появления у них государства. 

 
Основные этапы становления государственности  у восточных славян.  
Первый этап, очевидно, связан с образованием военного союза славян в Карпатах, который в VI веке распался на составлявшие его племена.

 

Второй этап связан с заселением восточными славянами Восточно-Европейской  равнины. Племена объединяются в  союзы племен во главе с князьями. 

 
Третий этап относится к VIII веку. Происходит образование городов, сначала  как торговых центров. Их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями. Некоторые из них сделались княжествами. 

 
Соединение этих княжеств привело  к образованию сначала Великого Княжества Киевского, а затем  Новгородского супер-княжества. Во главе первого стояли князья Аскольд и Дир, а во главе второго - Рюрик, В 882 году Новгородский князь Олег (879 - 912) со своей варяго-угорской и славяно-финской ратью захватил Киев, убил Аскольда и Дира, и превратил его в центр объединенного государства. 

 
Образование единого древнерусского государства с центром в Киеве - закономерный процесс, результат социально-экономического и политического развития древнерусского общества. К этому времени рост производительности труда привел к отделению ремесла от сельского хозяйства, образованию городов, усилению торговых связей, появлению частной собственности, обогащению части населения. Родовая и племенная знать прибрала к своим рукам власть и превратилась в привилегированный слой общества. Этому способствовали и религиозная общность и необходимость объединения военных усилий для отпора внешним врагам и организации дальних завоевательных походов. Образовавшееся государство было раннефеодальным: рабство существовало, но оно носило патриархальный характер, а основные средства производства принадлежали знати - феодалам. 

 
В XVIII - XIX вв. многие историки придерживались так называемой норманнской теории, приписывающей скандинавским викингам, на Руси их называли варягами, создание Русского государства. Основанием для  этойтеории послужил летописный рассказ  о призвании на княжение в Новгороде  в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса  и Трувора. Три варианта этого  рассказа (ЛаврентьевскиЙ и Ипатьевский  списки «Повести временных лет и  Новгородская первая летопись) сообщают, что первоначально варяги брали  дань с новгородцев, затем были изгнаны, однако между племенами начались междоусобицы, и племена словени, кривичи, чудь и меря обратились к  варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да пойдете княжить  и володети нами». Варяги откликнулись на призыв и выбрали трех братьев: Рюрика - севшего в Новгороде, Синеуса - на Белоозере и Трувора —  в Изборске. 

 
В этой легенде многое до сих пор  неясно. Если вымышленность Синеуса  и Трувора признается большинством историков (в древнешведском языке  слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»), то историчность Рюрика, хотя и не бесспорная, не отвергается  рядом исследователей. И сторонники норманнской теории, и их оппоненты, авторы дореволюционных исследований, исходили из возможности «научить»  государству, что, естественно, идеализировало и персонифицировало процесс  его создания. Подобный подход был  решительно отвергнут в советской  исторической науке: возникновение  государства рассматривалось как  следствие внутреннего развития общества, его разделения на классы и борьбы между ними. При этом вопрос об этническом происхождении  княжеской династии отходил как  бы на второй план, тем более, что  варяжская знать очень быстро ассимилировалась с местным населением, и на Руси внук, согласно летописной генеалогии, Рюрика — Святослав  носил уже славянское имя. При  таком взгляде важно было другое: государственность - не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат  многовекового исторического пути народа.

 

Славяне - большая группа европейских народов, объединенных близостью языков и общим происхождением. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой группе. В наше время в территориальном, историческом и языковом отношении делятся на:

 

  1. восточных(украинцы, русские, белорусы);
  2. западных(поляки, чехи, словаки, лужичане);
  3. южных(болгары, македонцы, хорваты, словенцы, черногорцы, сербы).

 

Вопрос о происхождении  славян до сих пор остается спорным. Наиболее распространенным на сегодня является мнение о том, что формирование славян как отдельного этнического сообщества и их культуры происходило в несколько этапов.

 

1. Предславянский этапохватывает вторую половину II-I тыс. до н.э. Тогда в Центральной и Восточной Европе сформировалось несколько родственных археологических культур, в которых существовал ряд элементов (позже стали характерными для культуры славян). Первой из этих культур надо назвать тшинецко-комаровскую этническую общность, которая, по мнению многих исследователей, была праславянской - предшественницей восточных и западных славян.

С I тыс. до н.э. усиливается  разница между западной и восточной половинами праславянского мира:

 

  1. западная втягивается в связи с кельтским миром (лужицкая культура);
  2. восточная продолжает тяготеть к киммерийско-скифскому и фракийскому миру (Чернолесская культура).

 

Чернолесская культура образовалась в восточной части современной  славянской территории в начале железного  века и граничила с киммерийцами, а затем кочевыми скифами.

В VI-IV вв. до н.э., по данным греческого историка Геродота, в восточной части  современной славянской территории достаточно высокого уровня развития достигли скифы-земледельцы, которые экспортировали хлеб из Среднего Поднепровья через Ольвию в страны Средиземноморья. Сочетание археологических и лингвистических данных, по мнению некоторых ученых, дает основания отнести и геродотовских скифов-земледельцев к праславянам.

 

 

 

 

2. Древнеславянский этап связан с тем, что в последние века I тыс. до н.э. и в первые века нашей эры мы уже видим отчетливые археологические культуры древних славян, в том числе и предков украинского народа. Около II в. до н.э. под давлением сарматов произошел частичный уход лесостепного населения с юга на север и колонизация им лесной зоны междуречья Десны, Сейма и Сожа. Это привело к возникновению арубы-нецкой культуры, которую исследователи признают как бесспорно славянскую.

 

Зарубинецкая культура быстро превратилась в своей южной части  в несравненно более высокую Черняховскую культуру - ІІ-V в. С этого времени очень оживились торговые связи украинских земель с Римом. Свое существование Черняховская культура прекратила, видимо, в результате вторжения гуннов, однако имела на них достаточно сильное влияние.

 

Большое значение для изучения истории древнеславянского этапа  принадлежит письменным источникам, в частности произведениям римских  авторов конца  I в. Плиния Старшего, Тацита, Птоломея, которые знали славян под названием венеды(их также называли венеты, венды, винды). Римские авторы сообщали, что венеды жили на рубеже нашей эры между р. Одр и Днепром и возле Карпат. Они занимались земледелием, оседлым скотоводством, охотой и рыболовством, имели торговые связи с другими племенами. В III в. они вели войны с Римской империей. Многие историки придерживались точки зрения, что венеды стали общей этнической основой для формирования западных и восточных славян.

 

Более конкретные сведения о славянах дал готский историк Иордан, который впервые сделал попытку уточнить место расселения различных частей славянства. В этот период сведения о славянах оставляет и византийский историк Прокопий Кесарийский. Эти авторы делили венедов на две части:

 

  1. западную - склавены (словины, словены);
  2. восточную — анты.

 

Склавены

Анты

Склавены занимали территорию между Днестром на востоке, и, вероятно, бассейном Тисы на западе. Эта территория накладывается на ареал археологической  культуры пражской керамики и включает в себя Чехию, Моравию, Словакию, Венгрию, Румынию, большую часть Молдавии, правобережье лесостепной части  Украины и украинское Полесье, часть  Сербии (Воеводино), возможно, части  Хорватии, Словении и Австрии. Склавинам  принадлежит главная заслуга  в колонизации славянами Балканского  полуострова в конце VI - первой половине VII в.

Анты - название восточнославянских племен III-VII вв. Они занимали территорию между Днестром, Днепром и к  востоку от Днепра. Основные сведения об антах содержатся в работах  византийского историка Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Анты основали первое славянское государственное  объединение - Антское царство (IV-VII века). Они имели наследственную царскую власть. Главным занятием антов было земледелие, которое достигло достаточно высокого уровня. Некоторые  из историков считают антов прямыми  предками украинцев.


 

Славяне занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, жили соседскими общинами. Среди них были распространены языческие верования. Письменные и  археологические материалы свидетельствуют, что в VI-VII в. н.э. у славян произошел  распад первобытнообщинных отношений.

 

Дальнейшая эволюция общественных отношений повлекла ветвления каждой из трех языково-этнических групп славян, образование крупных родственных  между собой племенных союзов, объединение последних в отдельные  народы и возникновение у них (не у всех) своих государств. Особым в этом отношении был IX век, когда  появились Моравское, Польское, Сербское, Хорватское, Киевское государства. Важную роль в этом процессе сыграло принятие славянскими народами христианства, которое в целом пришлось на IХ-Х вв.

 

 

 

Заключение.

Этногенезом славян занимаются антропология, археология, лингвистика, антропонимика и многие другие науки.

Информация о работе Проблема этногенеза восточных славян