Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:37, реферат
Славяне - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Источниками по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, известия греко-римских и византийских авторов: Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах так называемой « Европейской Сарматии », между Карпатами и Балтийским морем, восточнее германцев ( Плиний Старший и Птолемей ). В конце I века венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами ( финнами), т.е. , по-видимому, на восток от Вислы.
Духовную основу государства составляло язычество, но постепенно под влиянием Византии здесь начинает распространяться христианство, а под давлением Арабского халифата - мусульманство. Переселившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим - с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.
История противостояния Руси и Хазарского каганата - сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси принято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.
Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойничали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного
дня я спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течение десятилетий1.
Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2. Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.
Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.
Как жили восточные славяне? Основным их занятием было земледелие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господствовала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община - «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыболовством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной деятельности стало входить скотоводство.
Общественная структура у восточных славян в VIII--IX вв. строилась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный - несвободный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация соплеменников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени - князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени решались на народных собраниях - вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди - наиболее смелые и удачливые воины, встававшие во главе дружин, появившихся уже в VII в.
Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, византийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Мусульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне - народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять».
Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племенами, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к установлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII--IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие признаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись князьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внешней политики, управления, суда, религии.
Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно - общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, поскольку в механизме власти «князь - совет старейшин - народное собрание» решающее слово оставалось за последним.
Следующим шагом в развитии
общественной организации были союзы
племен, или суперсоюзы, которые
в научной литературе называют еще
протогосударственными
Споры о происхождении Русской княжеской династии.
По сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря - норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещает вопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.
Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив реки Восточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Византии, не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.
Славянские и финские племена, занимавшие северо-запад Восточно-Европейской равнины, в 862 г., согласно летописной легенде, привали княжить на своих землях трех варяжских князей -- братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Почему это произошло? Притесняемые варягами, местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры, и они почли за благо пригласить князя со стороны. После смерти братьев Рюрик (862--879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.
Вторая группа исследователей не признает норманнского происхождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их славянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхождении.
Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новгород, то он весьма сложен. Остается открытым вопрос: были ли славянские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призвали варягов? Летописные данные, иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники), археологические, антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос - создали ли они российскую государственность?
На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена, во-первых, с целью поиска данников и объектов грабежа, во-вторых, для утверждения на торговых путях, дабы можно было сбывать награбленное в Византии и на Востоке. Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда, когда есть где княжить), чтобы защитить местных жителей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государственность отсутствовала.
Относительно происхождения слова «Русь», не вдаваясь в существо споров по этому вопросу, отметим следующее. Племена руссов вместе с варягами совершали набеги на славянские территории. Русы - это, видимо, особое этнообразование шведского или северо-германского происхождения. Мусульманские авторы писали, что «славяне одеваются в длинные полотняные рубахи и высокие сапоги, вооружены копьями и щитами, мертвых сжигают и хоронят в урне в кургане». В то же время «русы, одеты в короткие куртки, кафтаны с золотыми пуговицами, шапки, плащи, широкие шаровары до колен, гетры».
Г.С. Лебедев подчеркивает, что русы были вооружены мечами, секирами и ножами, мертвых сжигали в ладье. Русы, как и германцы, мылись в лохани с водой «потом высморкается и плюет в нее», а славяне мылись льющейся водой. Слово «Русь» он выводит из скандинавского глагола «грести». Другие ученые связывают его с финским названием шведов «руотси».
Образование Древнерусского государства.
Образование Древнерусского
государства традиционно
Несмотря на варяжское
происхождение Рюрика и Олега, созданное
государство было славянским, а не
варяжским. Успех же варягов объяснялся
тем, что их деятельность объективно
содействовала объединению
Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытали на себе сколько-нибудь значимого варяжского влияния. Малочисленные и по уровню культуры, стоявшие ниже славян, варяги не могли долго сохранять свою этническую обособленность. Они весьма быстро ассимилировались, слившись со славянской племенной знатью, и образовали вместе с ней этнически единый господствующий слой Руси.
Если на севере восточнославянские
племена приходили в
В исследовании В.В, Пузанова находим утверждение, что на земли вокруг Киева жили племена, платившие дань хазарам. «После того, как Олег закрепился в Среднем Поднепровье, он наложил дань на северян и радимичей, запрещая давать дань хазарам. Он обращался к ним со словами: "Не давайте козаром, но мне давайте". Ядром древнерусской государственности эта территория станет уже после утверждения в ней Олега».
Возникновение Руси как раннесредневекового государства вписывается в процесс образования государств в Северной, Центральной и Восточной Европе - Великоморавского княжества, Чешского и Польского государств, Датского королевства и др. Государство на Руси создавалось одновременно с европейскими средневековыми государствами.
Проблема этногенеза восточных славян.
Один из самых сложных вопросов
науки - проблема этногенеза, происхождения
народов. Это очень длительный процесс,
занимающий не одно тысячелетие.
Одна из новейших концепций славянского
этногенеза сводится к следующему.
В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.
В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка. Во II - IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и актов.
Название «славяне» появится лишь
в VI в. Античные авторы упоминали славян
под именем венедов, готские хронисты
называли их антами (некоторые авторы
полагают, что антами славян называли
степняки), византийцы – склавннами. По
мнению И, М. Дьяконова, к IV - V ив праславяне
разделились на три группы: венеды - на
западе, склавины - на юге, анты - на востоке.
Великое переселение народов, проходившее
с IV пo VII в., существенно изменило этническую
картину мира. Магистральным путем для
движения этносов с востока на запад стало
Северное Причерноморье. Кочевые племена
волна за волной накрывали Восточную и
Среднюю Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили
державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы
и др., теснимые степняками, двинулись
на запад и юго-запад, «взламывая границы
Римской империи» (Г. С. Лебедев).
В образовавшуюся географическую
нишу и устремились праславяне, в
ходе мошной экспансии заселившие огромные
пространства. Начиная с V -VI вв. они
фиксируются (и археологически, и
письменными источниками) на территории
от южного побережья Балтийского
моря на севере до Дуная на юге, от Вислы
и Одера на западе до среднего Днепра
и Дона на востоке. Они дошли до
верховьев Волги, до Адриатики, проникли
на Пелопоннес и в Малую Азию.
Период древ неславянского единства заканчивается
в последней четверти I тыс., когда славянская
общность распадается на три ветви восточную,
западную и южную. «Таким образом, в отличие
от своих арийских собратьев, например
романцев и германцев, славяне сравнительно
поздно выходят на поприще мировой истории.
Подобное запаздывание способствовало
длительному сохранению близости языка,
духовной и материальной культуры, основных
черт общественного устройства славянских
народов».