Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:13, реферат
Цель данного реферата изучить происхождение славян.
Для реализации цели в реферате решаются следующие задачи:
Выяснить происхождение славян , расселение их племенных союзов.
Как произошло освоение славянами новых территорий ?
Вера , культура, быт славян.
Причины принятии христианства.
Как образовалось Древнерусское государство?
Вступление
3
Происхождение славян
4
Культура
9
Хозяйство
11
Верования
17
Религия
23
Социальный строй
26
Образование Древнерусского государства
30
Социально-экономическое развитие
33
Заключение
39
Список использованной литературы
40
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ по ИСТОРИИ
ТЕМА: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛАВЯН
содержание
Содержание |
2 |
Вступление |
3 |
Происхождение славян |
4 |
Культура |
9 |
Хозяйство |
11 |
Верования |
17 |
Религия |
23 |
Социальный строй |
26 |
Образование Древнерусского государства |
30 |
Социально-экономическое развитие |
33 |
Заключение |
39 |
Список использованной литературы |
40 |
вступление
Почти два века назад Николай Карамзин в “Преданиях Веков”, описал историю Государства Российского, а до него еще в 70-х годах 11 в. монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор создал на основании древних сказаний основной исторический документ о Древней Руси - “Повесть временных лет”.
При изучении проблемы я использовала «Полный энциклопедический справочник» в котором автор ссылается на « ПВЛ», общие работы Павленко Н.И. Андреева И.Л. … Эти труды позволили мне заглянуть в далекое прошлое, почти на два тысячелетия назад.
Цель данного реферата изучить происхождение славян.
Для реализации цели в реферате решаются следующие задачи:
Выяснить происхождение славян , расселение их племенных союзов.
Как произошло освоение славянами новых территорий ?
Вера , культура, быт славян.
Причины принятии христианства.
Как образовалось Древнерусское государство?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев , говорящих некогда на одном языке , имевших много общих черт во внешнем облике . Эти племена находились в постоянном движении , передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга .Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков .
Примерно четыре тысячи лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевроепейских племён . Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в 5 веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян . Славянские племена освоили территорию от среднего реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Препять .
В 5 веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшееся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозёра, на южном – до Греции. Входе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную , западную и южную. Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова.1 На этой территории обитало несколько сот славянских племен.
В 6 в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.
Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.
Восточные славяне заселили в 6-8 веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке . Таким образом , они заняли большую часть Восточно- Европейской равнины.
На этой территории проживало 12 ( по некоторым источникам 15)2 восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра , не далеко от устья Десны , и ильменские славяне , жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов .Названия восточнославянских племён часто были связаны с местностью, где они жили. Например, поляне- «живущие в полях», древляне- « живущие в лесах» , дреговичи –от слова « дрягва- болото», трясина, полочане –от названия реки Полота и так далее.
Наиболее развитыми и культурными среди восточно-славянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
К тому же времени относится и начало Киева. Нестор в летописи рассказывает об этом так: 3«Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т. е. Киевым. Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую честь от царя греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою».
Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра, или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.
Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов.
кУЛЬТУРА СЛАВЯН
О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.
До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей 6-7 вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени. 4
В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в 17веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Так было и в Греции, где во времена Гомеровы художники уже славились ваянием, но еще не умели отливать статуй в одну форму. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.
Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, наши предки мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения, и не хотели строить себе прочных домов: не только в шестом веке, но и гораздо попозже обитали в шалашах, которые едва укрывали их от непогод и дождя.
Славянские города были не чем иным, как собранием хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались храмы идолов, не такие великолепные здания, какими гордились Египет, Греция и Рим, но большие деревянные кровы. Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием, так называемых изящных искусств. Первая нужда людей есть пища и кров, вторая — удовольствие, и самые дикие народы ищут его в музыке, в согласии звуков, веселящих душу и услаждающих слух. Предки брали с собой в путь не оружие, а кифары или гусли. Волынка, гудок и дудка также были известны нашим предкам. Не только в мирное время, но и в своих набегах, в виду многочисленных врагов, славяне веселились, пели и забывали опасность.
Славяне занимались
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.
Кроме земледелия , славяне занимались
скотоводством . Славяне разводили
свиней, коров, овец, коз, лошадей.
В качестве рабочего скота
в южных районах использовали
волов, в лесной полосе — лошад