Проблема происхождения славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

Цель данного реферата изучить происхождение славян.
Для реализации цели в реферате решаются следующие задачи:
Выяснить происхождение славян , расселение их племенных союзов.
Как произошло освоение славянами новых территорий ?
Вера , культура, быт славян.
Причины принятии христианства.
Как образовалось Древнерусское государство?

Содержание работы

Вступление
3
Происхождение славян
4
Культура
9
Хозяйство
11
Верования
17
Религия
23
Социальный строй
26
Образование Древнерусского государства
30
Социально-экономическое развитие
33
Заключение
39
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

Проблема происхождения славян.DOC

— 145.00 Кб (Скачать файл)

      Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова10 о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с 9 в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

  Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

  Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам.

    Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

     Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. К 9 в.большая часть европейских государств приняло христианство.

  Принятие  христианства было прогрессивным явлением для молодого Русского государства .Русь уравнивалась с христианскими государствами , что было очень важно для дипломатических отношений – теперь договаривающиеся стороны клялись одним Богом.

 Сам  термин "крестьяне" появился в источниках лишь в 14 в. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.

 

      Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.

   С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям —рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

     В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали прежде всего пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

 

   Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники. обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер, и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. 'Источники11 не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

    Городское население также попадает в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

    Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда".12 В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

  Около  1072 года трое братьев Ярославичей  вместе со своими боярами составили  в Киеве сборник законов , названный «Русской правдой». «Русская правда» отменяла кровную месть и определяла денежные штрафы за различные преступления. Люди по этому закону разделялись по имущественному и должностному положению . С появлением письменного закона Русь поднялась ещё на одну ступень в своём развитии . Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами , что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с её бесчисленными трудностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 5-8  веках огромные просторы Восточно – Европейской  равнины заселили восточнославянские племена .Их главным занятием было земледелие . Славяне были хорошими войнами , отличались любовью к свободе , все вопросы решали сообща.

 

В конце 9 века на землях восточных славян сложилось государство , получившее название Русь .Оно появилось как закономерный результат изменений , происшедших во внутренней жизни восточнославянских  племён , и было ускоренно внешним фактором – нападением варягов  на северозападные земли и хазар на южные .В древнерусском государстве сохранились элементы родоплеменного управления .

 

Принятие  христианства способствовало развитию письменности и книгопечатания , созданию крупных литературных и художественных памятников .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «Полный энциклопедический справочник» под ред.Дейниченко П.Г -М.изд. «ОЛМА-ПРЕСС» 2001
  2. «История России с древнейших времён» Данилов А.А. Косулина Л.Г  изд. «Просвещение» -М.2000г.
  3. « История» Северинов К.М. уч. 11кл изд. «Просвещение»-М.2001г.

1 «Полный энциклопедический справочник» Дейниченко П.Г. стр 6

2 «Полный энциклопедический справочник» Дейниченко П.Г .стр 8

3 «История России с древнейших времён» Данилов А.А. Косулина Л.Г.  стр 25

4 «Полный энциклопедический справочник» Дейниченко П.Г стр 35

5 «История России с древнейших времён» Данилов А.А. Косулина Л.Г стр40

6 «История России с древнейших времён» Данилов А.А. Косулина Л.Г стр42

7 «Полный энциклопедический справочник» Дейниченко П.Г стр 37

8 « История» Северинов К.М. уч. 11кл. стр12

9 «История России с древнейших времён» Данилов А.А. Косулина Л.Г ссылка на ПВЛ  стр 50

10 «Полный энциклопедический справочник» Дейниченко П.Г стр.39

11 «Полный энциклопедический справочник» Дейниченко П.Г стр.42

12 «История России с древнейших времён» Данилов А.А. Косулина Л.Г ссылаются на «Русскую правду»




Информация о работе Проблема происхождения славян