Проблема происхождения славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

Цель данного реферата изучить происхождение славян.
Для реализации цели в реферате решаются следующие задачи:
Выяснить происхождение славян , расселение их племенных союзов.
Как произошло освоение славянами новых территорий ?
Вера , культура, быт славян.
Причины принятии христианства.
Как образовалось Древнерусское государство?

Содержание работы

Вступление
3
Происхождение славян
4
Культура
9
Хозяйство
11
Верования
17
Религия
23
Социальный строй
26
Образование Древнерусского государства
30
Социально-экономическое развитие
33
Заключение
39
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

Проблема происхождения славян.DOC

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 РЕЛИГИЯ

 

В 980 году князь Владимир севший  княжить  в Киеве , пытался унифицировать  языческий культ . Но это не было воспринято населением .

Причины принятия христианства :

-языческая  Русь оказалась в изоляции  от принимающих христианство  соседей (Польша , Венгрия ) и христианской  Европы ;

-единобожие  соответствует сущности нового  единого государства , монархической  власти ;

-расслоение  общества требовало новой идеологии ( христианская идея смирения , воздаяния за земные страдания в загробном мире , тогда как языческий загробный мир –калька земного) ;

- новая  более гуманная мораль .

Легенда о выборе веры: Владимир выслушав проповедников  ислама, иудаизма  и христианства  и мнения своих посланников  в соседние страны , делает выбор в пользу христианства византийского образца  . Крещение Владимира произошло в 988 году  в ходе похода на Корсунь. Тогда же крестилась и княжеская дружина. По возращении в Киев  Владимир сокрушил языческих идолов и крестил киевлян . Крещение остальной Руси носило длительный характер, сохранились многие суеверия и языческие обряды. 8

Значение  принятия христианства:

-расцвет  материальной культуры благодаря  усилению контактов с Византией  ( архитектура, иконопись, фреска, мозаичное дело) ;

- распространение  письменности , церковные рукописные  книги, школы при монастырях ,

- влияние  на нравы и мораль, гуманизация  сознания ;

-укрепление  княжеской власти ;

- сплочение  восточнославянских племён в  единую древнерусскую народность;

-уселение  контактов с Европой , укрепление  международного положения Руси ;

Владимир  не только начал христианизацию Руси, но и значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность государства:

- воевал  с поляками , присоединил и другие « червенские города»

-покорил  ятвягов и родимечей; 

-отодвинул  на день пути южную границу  ( скочевниками).

Принятие  христианства( 988) –важнейшая веха в  истории древнерусской культуры . Сохранение пережитков языческой  культуры :

Приурочивание христианских праздников к праздникам языческого ограрного календаря и этапам сельскохозяйственных работ;

- Илья  Пророк-Перун Громовержец ;

-Власий  –Василий – покровитель скота  языческий Велес ;

-Параскева  –Пятница – богиня земли и  плодородия мать сыра земля  Макошь .

Принятие  христианства способствовало развитию письменности и книгопечатания , созданию крупных литературных и художественных памятников.

        Славяне  не имели никакой азбуки до 863 года, когда философ Константин, названный в монашестве Кириллом, и Мефодий, брат его, жители Фессалоники, будучи отправлены греческим императором Михаилом в Моравию к тамошним христианским князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу, для перевода церковных книг с греческого языка, изобрели славянский особенный алфавит, образованный по греческому, с прибавлением новых букв: Б, Ж,Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ъ, Ю, Я, Ж. Эта азбука, называемая Кирилловскою, или Кириллицей, употребляется, с некоторыми переменами, до сих пор в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

                               СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ

 

      Тогдашний уровень развития производительных  сил требовал значительных затрат  труда для ведения хозяйства.  Трудоемкие работы, которые нужно  было выполнять в ограниченные  и строго определенные сроки,  мог выполнить только коллектив.  С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

        Обработка земли стала возможна  силами одной семьи. Хозяйственная  самостоятельность отдельных семей  делала излишним существование  прочных родовых коллективов.  Выходцы из родовой общины  уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

      Каждая община владела определенной  территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

     Распаду первобытно-общинных отношений  способствовали военные походы  славян и, прежде всего, походы  на Византию. Участники этих походов  получали большую часть военной  добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

        Важнейшие вопросы в жизни  общины решались на народных  собраниях —вечевых сходах. Помимо  профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

    Первоначально славяне  жили « каждый  своим родом и  на своих местах»  т.е. люди объединялись  на основе кровного  родства. Во главе  стоял родовой  старейшина имевший  большую власть но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться . Кровно родственную общину сменила соседская ( территориальная ) община – верьвь .

Члены верьви совместно  владели синокосами и лесными угодиями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствовами. Перестала действовать власть родового владыки . На общий совет- вече –теперь сходились все домохозяева округи . Они выбирали старейшин  для ведения общих дел .В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население –народное ополчение , которое строилось по десятичной системе . Отдельные общины объединялись в племена , племена образовывали союзы племён.

  Таким образом  , в 5-8 веках огромные  просторы Восточно- Европейской равнины  заселили восточнославянские племена . Их главным занятием было земледелие . Славяне были хорошими войнами , отличались любовью к свободе , все вопросы решали сообща.

Основу хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. На юге пахали в основном хозяйство плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Были  известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличится спрос на пушнину.

Промыслы  и ремесло, развиваясь, все более  отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Образование древнерусского государства

 

    Предварительные условия создания государства , складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий .С развитием торговли в центральных племенных посёлках , расположенных на водных путях , ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты , куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам .Постепенно эти поселения превращались в города : Киев –у полян , Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк- у кривичей , Любеч – у родимечей , Новгород – у ильменских словен …

В городах собирались люди из разных мест .Здесь было неважно , являлся ли человек кривичем, вятичем  или родимичем , он становился ремесленником , торговцем или дружинником .В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями  требовались единые для всех правила поведения .Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок , осуществлять власть переходило к князьям.

  Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

       Согласно "Повести временных лет"9, русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

      В «Повести Временных Лет» упоминаются  легенды о возникновении государственности :

- в  Киеве(Кий, Щек, Хорив и Лыбедь )

- в  Новгороде ( Рюрик , Трувор, Синеус - призвание варягов в 862 г. )

Нормандская теория –возникновение древнерусского государства в результате призвания  варягов, вмешательства извне.

В противовес ей возникла Антинормандская теория –отрицание самого фактора призвания , достоверности легенды ; возникновение государственности до прихода варягов .

  Научная несостоятельность норманской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

  Историки  полают , что , хотя Рюрик ( в  отличае от легендарных братьев  ) был признан на Русь , процесс  возникновения государства –естественный  процесс , начавшийся ранее.

 

     Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о нормандском происхождении княжеской династии.

Версия  об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

          Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

            СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

   Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

   Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало 13 в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

    Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального обществ слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Информация о работе Проблема происхождения славян