Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:13, реферат
Цель данного реферата изучить происхождение славян.
Для реализации цели в реферате решаются следующие задачи:
Выяснить происхождение славян , расселение их племенных союзов.
Как произошло освоение славянами новых территорий ?
Вера , культура, быт славян.
Причины принятии христианства.
Как образовалось Древнерусское государство?
Вступление
3
Происхождение славян
4
Культура
9
Хозяйство
11
Верования
17
Религия
23
Социальный строй
26
Образование Древнерусского государства
30
Социально-экономическое развитие
33
Заключение
39
Список использованной литературы
40
В 980 году князь Владимир севший княжить в Киеве , пытался унифицировать языческий культ . Но это не было воспринято населением .
Причины принятия христианства :
-языческая Русь оказалась в изоляции от принимающих христианство соседей (Польша , Венгрия ) и христианской Европы ;
-единобожие соответствует сущности нового единого государства , монархической власти ;
-расслоение общества требовало новой идеологии ( христианская идея смирения , воздаяния за земные страдания в загробном мире , тогда как языческий загробный мир –калька земного) ;
- новая более гуманная мораль .
Легенда о выборе веры: Владимир выслушав проповедников ислама, иудаизма и христианства и мнения своих посланников в соседние страны , делает выбор в пользу христианства византийского образца . Крещение Владимира произошло в 988 году в ходе похода на Корсунь. Тогда же крестилась и княжеская дружина. По возращении в Киев Владимир сокрушил языческих идолов и крестил киевлян . Крещение остальной Руси носило длительный характер, сохранились многие суеверия и языческие обряды. 8
Значение принятия христианства:
-расцвет
материальной культуры
- распространение письменности , церковные рукописные книги, школы при монастырях ,
- влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания ;
-укрепление княжеской власти ;
- сплочение восточнославянских племён в единую древнерусскую народность;
-уселение контактов с Европой , укрепление международного положения Руси ;
Владимир не только начал христианизацию Руси, но и значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность государства:
- воевал с поляками , присоединил и другие « червенские города»
-покорил ятвягов и родимечей;
-отодвинул на день пути южную границу ( скочевниками).
Принятие христианства( 988) –важнейшая веха в истории древнерусской культуры . Сохранение пережитков языческой культуры :
Приурочивание христианских праздников к праздникам языческого ограрного календаря и этапам сельскохозяйственных работ;
- Илья Пророк-Перун Громовержец ;
-Власий –Василий – покровитель скота языческий Велес ;
-Параскева –Пятница – богиня земли и плодородия мать сыра земля Макошь .
Принятие христианства способствовало развитию письменности и книгопечатания , созданию крупных литературных и художественных памятников.
Славяне не имели никакой азбуки до 863 года, когда философ Константин, названный в монашестве Кириллом, и Мефодий, брат его, жители Фессалоники, будучи отправлены греческим императором Михаилом в Моравию к тамошним христианским князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу, для перевода церковных книг с греческого языка, изобрели славянский особенный алфавит, образованный по греческому, с прибавлением новых букв: Б, Ж,Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ъ, Ю, Я, Ж. Эта азбука, называемая Кирилловскою, или Кириллицей, употребляется, с некоторыми переменами, до сих пор в России.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ
Тогдашний уровень развития
Обработка земли стала
Каждая община владела
Распаду первобытно-общинных
Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).
Первоначально славяне жили « каждый своим родом и на своих местах» т.е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина имевший большую власть но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться . Кровно родственную общину сменила соседская ( территориальная ) община – верьвь .
Члены верьви совместно владели синокосами и лесными угодиями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствовами. Перестала действовать власть родового владыки . На общий совет- вече –теперь сходились все домохозяева округи . Они выбирали старейшин для ведения общих дел .В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население –народное ополчение , которое строилось по десятичной системе . Отдельные общины объединялись в племена , племена образовывали союзы племён.
Таким образом , в 5-8 веках огромные просторы Восточно- Европейской равнины заселили восточнославянские племена . Их главным занятием было земледелие . Славяне были хорошими войнами , отличались любовью к свободе , все вопросы решали сообща.
Основу хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. На юге пахали в основном хозяйство плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.
Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.
У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличится спрос на пушнину.
Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.
Образование древнерусского государства
Предварительные условия создания государства , складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий .С развитием торговли в центральных племенных посёлках , расположенных на водных путях , ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты , куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам .Постепенно эти поселения превращались в города : Киев –у полян , Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк- у кривичей , Любеч – у родимечей , Новгород – у ильменских словен …
В городах собирались люди из разных мест .Здесь было неважно , являлся ли человек кривичем, вятичем или родимичем , он становился ремесленником , торговцем или дружинником .В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями требовались единые для всех правила поведения .Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок , осуществлять власть переходило к князьям.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Согласно "Повести временных лет"9, русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
В «Повести Временных Лет» упоминаются легенды о возникновении государственности :
- в Киеве(Кий, Щек, Хорив и Лыбедь )
- в Новгороде ( Рюрик , Трувор, Синеус - призвание варягов в 862 г. )
Нормандская теория –возникновение древнерусского государства в результате призвания варягов, вмешательства извне.
В противовес ей возникла Антинормандская теория –отрицание самого фактора призвания , достоверности легенды ; возникновение государственности до прихода варягов .
Научная несостоятельность норманской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Историки
полают , что , хотя Рюрик ( в
отличае от легендарных
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о нормандском происхождении княжеской династии.
Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.
Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало 13 в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.
Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального обществ слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.