Проблема происхождения славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

Цель данного реферата изучить происхождение славян.
Для реализации цели в реферате решаются следующие задачи:
Выяснить происхождение славян , расселение их племенных союзов.
Как произошло освоение славянами новых территорий ?
Вера , культура, быт славян.
Причины принятии христианства.
Как образовалось Древнерусское государство?

Содержание работы

Вступление
3
Происхождение славян
4
Культура
9
Хозяйство
11
Верования
17
Религия
23
Социальный строй
26
Образование Древнерусского государства
30
Социально-экономическое развитие
33
Заключение
39
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

Проблема происхождения славян.DOC

— 145.00 Кб (Скачать файл)

    Разводили славяне крупный рогатый  скот и свиней, а также лошадей.  Важная роль скотоводства видна  из того, что в древнерусском  языке слово «скот» означало  также деньги.

Успешно развивались ремесла – выплавка железа , кузнечное , ювелирное дело.

  Лесные  и речные промыслы также были  распространены у славян. Охота  давала в большей степени пушнину,  чем продовольствие. Мед получали  при помощи бортничества. Это  был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.

        Большую роль в экономике восточных  славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

        Одновременно вокруг князей складываются  дружины — группы постоянных  боевых соратников, друзей (слово  «дружина» происходит от слова  «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины — существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

      Рост количества кладов римских  монет и серебра, найденных  на землях восточных славян, свидетельствует  о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно.  О славянском экспорте хлеба  во I2—4 вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

 

       По археологическим данным мы  можем судить в какой-то степени  о быте древних славян6. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полу-землянки была обычно невелика: 10—20 м2.

     Несколько поселков, вероятно, составляли  древнеславянскую общину — вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении 10 в. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) — городище Новотроицком — не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

 

      Приблизительно в 7 - 8 вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

 

      Города, как правило, возникали  при слиянии двух рек, так  как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

 

      Древнейшие города возникали  чаще всего на важнейших торговых  путях. Одним из таких торговых  путей был путь из варяг  в греки". Через Неву или  Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к 9 в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВЕРОВАНИЯ

 

Восточные славяне  были язычниками т.е. поклонялись многим богам .Они смотрели на природу как  на живое лицо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемым было :

 Род, бог неба  и земли. Он выступал в окружении  женских божеств плодородия —  Рожаниц.

Ярило –бог солнца

Перун –бог грома  и молнии ( одновременно войны и  оружия)

Стрибог –повелитель ветра    

Волос (Велес) –покровитель скотоводства

Мокошь  –(Макошь) –божество плодородия …

Языческий культ  отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков.

 

     Бог  веселья, любви, согласия и  всякого благополучия именовался  в России Ладо; ему жертвовали  вступающие в брачный союз. Славяне охотно умножали число идолов своих и принимали чужеземных.  Русские язычники ездили в Курляндию и в Самогитию для поклонения кумирам; следственно, имели одних богов с латышами. Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая для того прозвана в народе Купальницею. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. Память сего идолослужения сохранилась в некоторых странах России, где ночные игры деревенских жителей и пляски вокруг огня с невинным намерением совершаются в честь языческого  идола.

     24 декабря  язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Накануне  Рождества Христова, дети земледельцев  собирались  колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили  имя Коляды и просили  денег. Святошные игрища и гадание кажутся остатком этого языческого Праздника.

     Желая  выразить могущество и грозность  богов, славяне представляли их  великанами, с ужасными лицами, со многими головами. Греки хотели любить своих идолов (изображая в них примеры человеческой стройности), а славяне только бояться; первые обожали красоту и приятность, а вторые—одну силу и, еще не довольствуясь собственным противным видом истуканов, окружали их гнусными изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и проч.

         О капищах славян российских  не имеем никакого сведения: Нестор  говорит только об идолах и  жертвенниках7; но удобность приносить жертвы во всякое время и почтение к святыне кумиров требовали защиты и крова, особенно же в странах северных, где холод и ненастье столь обыкновенны и продолжительны. Нет сомнения, что на холме Киевском и на берегу Волхова, где стоял Перун, были храмы, конечно не огромные и не великолепные, но сообразные с простотою тогдашних нравов и с малым сведением людей в искусстве зодческом.

        Священники именем народа приносили  жертвы и предсказывали будущее.  В древнейшие времена славяне  заклали в честь Богу невидимому  одних волов и других животных; но после, омраченные суеверием идолопоклонства, обагряли свои требища кровию христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества. В России также приносили людей в жертву, по крайней мере во времена Владимировы. Балтийские славяне дарили идолам головы убиенных опаснейших неприятелей.

     У  славян существовал годовой цикл  земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Главный из них был по собрании хлеба и происходил таким образом: первосвященник накануне должен был вымести святилище, неприступное для всех, кроме его; в день торжества, взяв из руки Святовида рог, смотрел, наполнен ли он вином, и по тому угадывал будущий урожай; выпив вино, снова наполнял им сосуд и вручал Святовиду; приносил богу своему медовый пирог, длиною в рост человеческий; спрашивал у народа, видит ли его, и желал, чтобы в следующий год сей пирог был уже съеден идолом, в знак счастия для острова; наконец, объявлял всем благословение Святовида, обещая воинам победу и добычу. Другие славяне, торжествуя собрание хлеба, обрекали петуха в дар богам, и пивом, освященным на жертвеннике, обливали скот, чтобы предохранить его от болезней.

 

   Особыми  обрядами сопровождались важнейшие  события в жизни человека —  рождение, свадьба, смерть. Погребение  мертвых было также действием  священным между языческими славянами. Старейшина деревни объявлял жителям смерть одного из них посредством черного жезла, носимого со двора на двор. Все они провожали труп с ужасным воем, и некоторые женщины, в белой одежде, лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на кладбище и  сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные, и зарывали вместе с плачевными сосудами.

      Иногда  сооружали памятники: обкладывали  могилы дикими камнями или ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось  стравою и было еще в 6 веке причиной великого бедствия для славян: ибо греки воспользовались временем сего пиршества в честь мертвых и наголову побили их войско.

Славяне российские — кривичи, северяне, вятичи, радимичи —творили над умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сжигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили  ее на столпе в окрестности дорог.

 

   Славяне верили в загробную  жизнь и почитали своих предков,  тени которых (Щур, домовой)  будто бы оставались в доме  и охраняли потомков от бед  . Души умерших детей и утонувших  женщин представлялись им в  образе русалок .Признавалось  существование разного рода нечистой силы. Так , в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной , а в чаще тёмного леса обитал лесной дух – леший .

Для полонения  своим богам славяне не строили  храмов . Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные , а иногда и каменные статуи языческих богов –идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью , ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей .

  У  славян не было и особого  сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

       По нынешним народным можем судить о древней пляске славян, которою они торжествовали священные обряды язычества и всякие приятные случаи: она состоит в том, чтобы, в сильном напряжении мышцей, взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых.

            Народные игры и потехи: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы. В дополнение этому можно заметить, что славяне, еще не зная грамоты, имели некоторые сведения в арифметике, в хронологии. Домоводство, война, торговля приучили их ко многосложному счислению; имя тьма, знаменующее 10000, - древнее славянское. Наблюдая течение года, они, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев, и каждому из них дали название, соответствующее с временными явлениями или действиями природы:

генварю—просинец (вероятно, от синеты неба),

февралю—сечень,

марту—сухий,

апрелю—березозол (наверное, от золы березовой),

маю—травный,

июню—изок (так называлась у славян какая-то певчая птица),

июлю—нервен (не от красных ли плодов или ягод?),

августу—зарев (от зари или зарницы),

сентябрю—рюен (или ревун, как толкуют: от рева зверей),

октябрю—листопад,

ноябрю—груден (от груд снега или мерзлой грязи?),

декабрю—студеный.

Столетие  называлось веком, то есть жизнью человеческой.

 

 

Информация о работе Проблема происхождения славян