Происхождение славян: современные гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.

Содержание работы

Введение 3
1. Источники и историография 4
2. Происхождение славян 8
3. Расселение славян 22
4. Занятия восточных славян и их социальная организация 25
5. Культура и верования восточных славян 27
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Происхождение славян.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная история 

с разделом политология»

на тему:

«Происхождение славян: современные гипотезы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах развития, русской цивилизации принадлежит особое место.

  Величие России  не только в ее колоссальном  экономическом потенциале, огромном  территориальном пространстве, богатстве  природных ресурсов, оно в ее  многовековой истории, в уникальной  древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.

  «Откуда есть, пошла  Русская Земля?» – этот вопрос, занимавший еще умы первых  русских летописцев, впоследствии на многие столетия стал предметом дискуссии о происхождении и процессе развития древнерусского государства. На этот вопрос до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке.    

  Нашими далекими  предками были славяне. Изучение происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из наиболее сложных проблем в исторической науке. На ее решение направлены усилия историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов. По этому вопросу у историков до сих пор нее существует единого мнения. В данной работе представлены основные гипотезы происхождения славян.

 

 

 

 

1. Источники и историография

  На протяжении многих веков, на научном поприще, идут дискуссии на тему происхождения славянских племен – их прародина, хронологических рамок и т.д. Но, однако, согласия среди ученых недостигнуто и по сей день.

  Византийская историография VI в., весьма богатая и плодовитая, фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи. Начиная со времени правления Юстина I (518 – 527) информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии небезызвестны.

  Дворянско-буржуазная  историография в вопросе о  происхождении славян исходила  из данных сравнительного языкознания,  которое в XVIII-XIX вв. установило родство языков и на основании этого родства определило системы или семьи языков: индоевропейская, тюрко-монгольская, финно-угорская, семитическая, тибето-китайская и другие.

  Буржуазные ученые  считали, что все родственные  языки индоевропейской системы  вышли из единого ствола –  индоевропейского «праязыка», родиной которого, по их мнению, была Азия, так как древнейшие языки индоевропейской группы – санскрит и язык Авесты (священной книги зороастрийцев) – относятся к району Иранского плоскогорья. Из Азии, якобы волнами, народы переселялись в Европу, где происходило их дальнейшее членение и образование современных народов и языков. Так, якобы из германского «пранарода», возникли существующие ныне германские народы, из славянского «пранарода» – славянские.

  В отечественной  дореволюционной историографии этой проблеме не уделялось должного внимания. Выдающийся русский ученый Соловьев С.М. в “Истории России с древнейших времен” мало коснулся вопроса о древнем населении Восточной Европы и не останавливается подробно на проблеме происхождении славян. Но все же считал славян пришельцами из Азии на берегах Дуная.

  А.Л.Погодин  в  книге “Из истории славянских передвижений”, в которых дал очерк истории славян, начиная с 1-х вв. н.э. и предпринял попытку очертить раннюю славянскую территорию при помощи анализа речных названий. По его мнению, начальная территория славян находилась на территории современной Польши, Подолии и Волыни.

  Оригинальную теорию  славянского этногенеза разработал  А.А.Шахматов, которая потом и  предопределила на долгое время,  становление взглядов историков-славистов советского времени. Он утверждал, что в бассейне Балтийского моря жили древние индоевропейцы, которые в I тыс. до н.э. стали расселятся и в конце концов в Восточной Прибалтике остались балто-славяне. Их единство в I тыс. до н.э. раскололась, в результате чего образовались славяне и балты.

  В первые годы  советской власти зародилась  и почти на три десятилетия  заняла господствующее положение  в области изучения этногенеза  народов Восточной Европы, этнолингвистическая  концепция Марра Н.Я. Он выступал как активный противник индоевропеизма в языкознании, был так же противником славянского “братства” и славянского “праязыка”, дальше близость русского и украинского языков ставилась под сомнения. Утверждал, что славянский язык – язык “сколотский”, т.е. скифский и сарматский

  Огромный вклад  в изучение этногенеза славян  внесли так же видные русские-советские  ученые, как Б.А. Рыбаков, П.Н.  Третьяков, И.П. Русанова, В.В. Седов  с  применением археологических,  топонимических источников, основательно изучали эту проблему в русской истории.

  Прародина славян, по Б.А.Рыбакову, доходила до Одера  и Варты, проходила севернее  Припяти, земли по Днепру с  устьями рек Березина, Десна, Сейм, а с юга была ограничена  течением Росси и Тясьмина, Юж. Буг, Днестр и Прут и шла по северному склону Карпат.

  П.Н.Третьяков подчеркивал  сложность процесса славянского  этногенеза, в котором на разных  этапах вовлекались многие племена,  считал, что предки славян теряются  среди древних европейских земледельческо-скотоводческих племен.

  Концепцию западной  прародины славян, охватывавший  бассейн средней и отчасти  верхней Вислы, достигавшей на  западе среднего течения Одера  и на востоке Припятского Полесья   и Волыни, отстаивает В.В. Соловьев.

  Что касается зарубежной  историографии, то следует сказать о том, что западные историки в основном отстаивали теорию западного происхождения славян. Прародину славян относили на территорию между реками Вислы и Одер, или Одером и Днепром. К таким исследователям можно отнести Ю. Костшевского, Т. Лер-Сплавинского.

  Но все же наибольший  вклад в изучение этногенеза  славян внес чешский ученый  Л.Нидерле. Он разработал этнолингвистическую  схему славянских племен. И утверждает, что наряду с другими индоевропейскими  языками в течении II тыс. до н.э. существовал балто-славянский язык, в результате  членения которого образовался славянский язык (I тыс.до н.э.). Прародина славян, по Л.Нидерле, находилась к северу от Карпат, была ограничена с запада Вислой, а с востока – средним Днепром, включая Березину и Десну.

 

Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах

  Значительная часть  споров и дискуссий объясняется  отсутствием достоверных источников, предполагающих однозначное толкование. Из наиболее важных источников  следует выделить Археологические культуры (совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности).

  Определенную роль  в изучении истории древних  славян играют данные этнологии  и лингвистики, – в том числе,  сведения о традициях, обрядах, географических названиях, именах, история происхождения слов  и т.д.

  Другая важная  группа источников – письменные. Самым важным считается «Повесть  временных лет». Эта летопись  включает разнородные материалы,  принадлежащие разным авторам  конца X – начала XII вв. Предшественниками «Повести» были летописи, составленные, очевидно, при Владимире I и Ярославе Мудром; летописный свод митрополита Иллариона, создававшего его под именем монаха Никона в 60-70-е гг. XI в.; летописный свод 90-х гг. XI века. Составление основного текста «Повести» традиционно приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору.

  Большое значение  для изучения истории древних  славян имеют иностранные письменные  источники. Некоторые считают,  что о предках славян говорит  Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V в. до н.э. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам. Тацит, Плиний Старший и Птолемей Клавдий (I – II вв.) тоже описывают славян, называя их венедами и антами. Именуются славяне также склавинами.

  Из византийских  источников славян описывают  «Стратегикон», Прокопий Кесарийский  (VI в.) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Происхождение славян

  Нашими далекими предками были славяне (дословно – ясно говорящие, владеющие словом) – крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка.   Сам термин " славяне " до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со " словом ", и так наши предки могли именовать себя в отличие от иных народов, речь которых они не понимали (немцы). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире. Известно, что арабы в VII – VIII вв. называли все прочие народы, не понимавшие их языка, аджамами, т.е. не арабами, буквально немыми, бессловесными (немцами).

   Позже такой  термин стал применяться исключительно  к иранцам. Любопытно, что согласно  Прокопию Кесарийскому (VI в.), весьма  эрудированному писателю, славяне  назывались прежде спорами, а  у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым воевали готы. Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин "славяне" возник не сразу и не вдруг стал обще употребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада — германцы и, кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позже (V – VI вв.) утвердилось общее название " славяне " (словене).

  Современные славянские  языки традиционно принято делить  на три группы: восточнославянские  – русский, украинский и белорусский;  западнославянские – польский, чешский,  словацкий и язык лужицких  сербов; южнославянские – болгарский, македонский, сербский, хорватский (сербско-хорватский), словенский и другие. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье, в которую входят также языки германские (немецкий, английский, скандинавские и др.), балтийские (латышский, литовский); кельтские (ирландский и др.); романские (французский, итальянский, испанский и др.); греческий, албанский, армянский, иранские (персидский, таджикский, осетинский и др.); языки многих народов Индии. Некоторые древние индоевропейские языки к настоящему времени исчезли (например, хеттский, фракийский и др.).

  Один из советских  исследователей истории восточного  славянства П.Н. Третьяков в  докладе на IV Международном съезде славистов говорил: «Вопрос о происхождении славян – времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде, последующей дифференциации, отношении славян к другим индоевропейским и неиндоевропейским группам – по-прежнему остается одним из животрепещущих вопросов славяноведения».

  В науке вопрос  о происхождении славян относится  к числу дискуссионных, не существует общепринятой точки зрения. Действительно, в вопросе о происхождении славян и об их раннем развитии много еще неясного и спорного. Объясняется это тем, что письменных источников о славянах до первого тысячелетия нашей эры нет. Греческий мир не сталкивался непосредственно с обитателями Средней Европы, поэтому имеющиеся у Геродота (V в. до н.э.) сведения о народах, живущих к северу от Дуная, очень скудны и не всегда соответствуют действительности. Археологические данные о славянах являются основным материалом по вопросу их происхождения. Однако археологами на территории Средней и Восточной Европы еще не изучена последовательность сменяемости культур, и в этом вопросе имеется еще много «белых пятен».   По вопросу о происхождении и о древнейшей истории восточных славян существует много различных представлений.

   Прежде всего,  восточные славяне возникли в  результате слияния так называемых  праславян, носители славянской  речи, с различными другими этносами  Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу — такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы.

  Ученые выдвигают  несколько версий прародины славян и их этногенеза. Но основой большинства теорий является древнейший русский письменный памятник – летопись «Повесть временных лет», в которой монах Киево-Печорского монастыря Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя – Иафету. Именно Иафет после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, славяне были вынуждены переселиться на новые места – на Вислу и Днепр. Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.

Информация о работе Происхождение славян: современные гипотезы