РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Отечественная история
с разделом политология»
на тему:
«Происхождение славян: современные
гипотезы»
Содержание:
Введение
Среди известных мировых цивилизаций,
воплотивших в себя достижения конкретного
этноса или этносов на определенных исторических
этапах развития, русской цивилизации
принадлежит особое место.
Величие России
не только в ее колоссальном
экономическом потенциале, огромном
территориальном пространстве, богатстве
природных ресурсов, оно в ее
многовековой истории, в уникальной
древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних
просторах Евразии, феномен которой во
многом оставался и остается загадкой
для поколений исследователей.
«Откуда есть, пошла
Русская Земля?» – этот вопрос,
занимавший еще умы первых
русских летописцев, впоследствии на многие столетия стал предметом дискуссии
о происхождении и процессе развития древнерусского
государства. На этот вопрос до сих пор
нет точных и однозначных ответов, ибо
складывание этнической карты нашей страны
началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного
строя, когда еще не появилась письменность,
а археологические памятники (древние
предметы, сооружения, изображения, погребения
и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем
этническом признаке.
Нашими далекими
предками были славяне. Изучение происхождения и древнейшей истории
славян представляет собой одну из наиболее
сложных проблем в исторической науке.
На ее решение направлены усилия историков,
археологов, лингвистов, антропологов,
этнографов. По этому вопросу у историков
до сих пор нее существует единого мнения.
В данной работе представлены основные
гипотезы происхождения славян.
1. Источники и историография
На протяжении многих веков, на научном
поприще, идут дискуссии на тему происхождения
славянских племен – их прародина, хронологических
рамок и т.д. Но, однако, согласия среди
ученых недостигнуто и по сей день.
Византийская историография VI в., весьма
богатая и плодовитая, фиксировала внимание
почти исключительно на тех народах и
странах, с которыми у империи имелись
те или иные отношения. Византийцы писали
много лишь о тех районах, которые находились
в сфере непосредственных интересов империи.
Начиная со времени правления Юстина I
(518 – 527) информация о славянах в византийских
источниках начинает расти как снежный
ком, хотя, очевидно, и до этого славяне
были в Византии небезызвестны.
Дворянско-буржуазная
историография в вопросе о
происхождении славян исходила
из данных сравнительного языкознания,
которое в XVIII-XIX вв. установило родство языков
и на основании этого родства определило
системы или семьи языков: индоевропейская,
тюрко-монгольская, финно-угорская, семитическая,
тибето-китайская и другие.
Буржуазные ученые
считали, что все родственные
языки индоевропейской системы
вышли из единого ствола –
индоевропейского «праязыка», родиной которого, по их мнению,
была Азия, так как древнейшие языки индоевропейской
группы – санскрит и язык Авесты (священной
книги зороастрийцев) – относятся к району
Иранского плоскогорья. Из Азии, якобы
волнами, народы переселялись в Европу,
где происходило их дальнейшее членение
и образование современных народов и языков.
Так, якобы из германского «пранарода»,
возникли существующие ныне германские
народы, из славянского «пранарода» –
славянские.
В отечественной
дореволюционной историографии этой проблеме не уделялось должного
внимания. Выдающийся русский ученый Соловьев
С.М. в “Истории России с древнейших времен”
мало коснулся вопроса о древнем населении
Восточной Европы и не останавливается
подробно на проблеме происхождении славян.
Но все же считал славян пришельцами из
Азии на берегах Дуная.
А.Л.Погодин в
книге “Из истории славянских передвижений”,
в которых дал очерк истории славян, начиная
с 1-х вв. н.э. и предпринял попытку очертить
раннюю славянскую территорию при помощи
анализа речных названий. По его мнению,
начальная территория славян находилась
на территории современной Польши, Подолии
и Волыни.
Оригинальную теорию
славянского этногенеза разработал
А.А.Шахматов, которая потом и
предопределила на долгое время,
становление взглядов историков-славистов советского
времени. Он утверждал, что в бассейне
Балтийского моря жили древние индоевропейцы,
которые в I тыс. до н.э. стали расселятся
и в конце концов в Восточной Прибалтике
остались балто-славяне. Их единство в
I тыс. до н.э. раскололась, в результате
чего образовались славяне и балты.
В первые годы
советской власти зародилась
и почти на три десятилетия
заняла господствующее положение
в области изучения этногенеза
народов Восточной Европы, этнолингвистическая
концепция Марра Н.Я. Он выступал как активный противник
индоевропеизма в языкознании, был так
же противником славянского “братства”
и славянского “праязыка”, дальше близость
русского и украинского языков ставилась
под сомнения. Утверждал, что славянский
язык – язык “сколотский”, т.е. скифский
и сарматский
Огромный вклад
в изучение этногенеза славян
внесли так же видные русские-советские
ученые, как Б.А. Рыбаков, П.Н.
Третьяков, И.П. Русанова, В.В. Седов
с применением археологических,
топонимических источников, основательно изучали эту проблему в русской
истории.
Прародина славян,
по Б.А.Рыбакову, доходила до Одера
и Варты, проходила севернее
Припяти, земли по Днепру с
устьями рек Березина, Десна, Сейм,
а с юга была ограничена
течением Росси и Тясьмина, Юж.
Буг, Днестр и Прут и шла по северному склону Карпат.
П.Н.Третьяков подчеркивал
сложность процесса славянского
этногенеза, в котором на разных
этапах вовлекались многие племена,
считал, что предки славян теряются
среди древних европейских земледельческо-скотоводческих племен.
Концепцию западной
прародины славян, охватывавший
бассейн средней и отчасти
верхней Вислы, достигавшей на
западе среднего течения Одера
и на востоке Припятского Полесья
и Волыни, отстаивает В.В. Соловьев.
Что касается зарубежной
историографии, то следует сказать о том, что западные
историки в основном отстаивали теорию
западного происхождения славян. Прародину
славян относили на территорию между реками
Вислы и Одер, или Одером и Днепром. К таким
исследователям можно отнести Ю. Костшевского,
Т. Лер-Сплавинского.
Но все же наибольший
вклад в изучение этногенеза
славян внес чешский ученый
Л.Нидерле. Он разработал этнолингвистическую
схему славянских племен. И утверждает,
что наряду с другими индоевропейскими
языками в течении II тыс. до н.э. существовал балто-славянский
язык, в результате членения которого
образовался славянский язык (I тыс.до
н.э.). Прародина славян, по Л.Нидерле, находилась
к северу от Карпат, была ограничена с
запада Вислой, а с востока – средним Днепром,
включая Березину и Десну.
Археологические,
лингвистические и письменные свидетельства о славянах
Значительная часть
споров и дискуссий объясняется
отсутствием достоверных источников,
предполагающих однозначное толкование.
Из наиболее важных источников
следует выделить Археологические культуры (совокупность
памятников, которые относятся к одной
территории и эпохе и имеют общие особенности).
Определенную роль
в изучении истории древних
славян играют данные этнологии
и лингвистики, – в том числе,
сведения о традициях, обрядах, географических названиях, именах,
история происхождения слов и т.д.
Другая важная
группа источников – письменные.
Самым важным считается «Повесть
временных лет». Эта летопись
включает разнородные материалы,
принадлежащие разным авторам
конца X – начала XII вв. Предшественниками «Повести»
были летописи, составленные, очевидно,
при Владимире I и Ярославе Мудром; летописный
свод митрополита Иллариона, создававшего
его под именем монаха Никона в 60-70-е гг.
XI в.; летописный свод 90-х гг. XI века. Составление
основного текста «Повести» традиционно
приписывается монаху Киево-Печерского
монастыря Нестору.
Большое значение
для изучения истории древних
славян имеют иностранные письменные
источники. Некоторые считают,
что о предках славян говорит
Геродот, описывая земледельческие племена Среднего
Поднепровья в V в. до н.э. Он называет их
«сколотами» или «борисфенитами», отмечая,
что греки ошибочно причисляют их к скифам.
Тацит, Плиний Старший и Птолемей Клавдий
(I – II вв.) тоже описывают славян, называя
их венедами и антами. Именуются славяне
также склавинами.
Из византийских
источников славян описывают
«Стратегикон», Прокопий Кесарийский
(VI в.) и т.д.
2. Происхождение славян
Нашими далекими предками были славяне
(дословно – ясно говорящие, владеющие
словом) – крупнейшая в Европе группа
народов, связанных родственным происхождением,
общностью территории проживания и близостью
языка. Сам термин " славяне " до сих пор
удовлетворительно не объяснен. Возможно,
он связан со " словом ", и так наши
предки могли именовать себя в отличие
от иных народов, речь которых они не понимали
(немцы). С таким явлением мы встречаемся
не только в славянском мире. Известно,
что арабы в VII – VIII вв. называли все прочие
народы, не понимавшие их языка, аджамами,
т.е. не арабами, буквально немыми, бессловесными
(немцами).
Позже такой
термин стал применяться исключительно
к иранцам. Любопытно, что согласно
Прокопию Кесарийскому (VI в.), весьма
эрудированному писателю, славяне
назывались прежде спорами, а
у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым
воевали готы. Расшифровать эти понятия
невозможно при нашем состоянии знаний,
но, очевидно, термин "славяне" возник
не сразу и не вдруг стал обще употребительным.
Возможно, древнейшее название было все-таки
венеды: именно так именовали славян их
древнейшие соседи с запада — германцы
и, кажется, восточные балты. Но так могла
называться и часть предков славян, тогда
как другие могли носить иные наименования.
И только позже (V – VI вв.) утвердилось общее
название " славяне " (словене).
Современные славянские
языки традиционно принято делить
на три группы: восточнославянские
– русский, украинский и белорусский;
западнославянские – польский, чешский,
словацкий и язык лужицких
сербов; южнославянские – болгарский,
македонский, сербский, хорватский (сербско-хорватский),
словенский и другие. Славянские языки
принадлежат к индоевропейской языковой
семье, в которую входят также языки германские
(немецкий, английский, скандинавские
и др.), балтийские (латышский, литовский);
кельтские (ирландский и др.); романские
(французский, итальянский, испанский
и др.); греческий, албанский, армянский,
иранские (персидский, таджикский, осетинский
и др.); языки многих народов Индии. Некоторые
древние индоевропейские языки к настоящему
времени исчезли (например, хеттский, фракийский
и др.).
Один из советских
исследователей истории восточного
славянства П.Н. Третьяков в
докладе на IV Международном съезде славистов говорил:
«Вопрос о происхождении славян – времени
и месте их формирования в древней индоевропейской
среде, последующей дифференциации, отношении
славян к другим индоевропейским и неиндоевропейским
группам – по-прежнему остается одним
из животрепещущих вопросов славяноведения».
В науке вопрос
о происхождении славян относится
к числу дискуссионных, не существует общепринятой
точки зрения. Действительно, в вопросе
о происхождении славян и об их раннем
развитии много еще неясного и спорного.
Объясняется это тем, что письменных источников
о славянах до первого тысячелетия нашей
эры нет. Греческий мир не сталкивался
непосредственно с обитателями Средней
Европы, поэтому имеющиеся у Геродота
(V в. до н.э.) сведения о народах, живущих
к северу от Дуная, очень скудны и не всегда
соответствуют действительности. Археологические
данные о славянах являются основным материалом
по вопросу их происхождения. Однако археологами
на территории Средней и Восточной Европы
еще не изучена последовательность сменяемости
культур, и в этом вопросе имеется еще
много «белых пятен». По вопросу
о происхождении и о древнейшей истории
восточных славян существует много различных
представлений.
Прежде всего,
восточные славяне возникли в
результате слияния так называемых
праславян, носители славянской
речи, с различными другими этносами
Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести
языка и элементов культуры, с ним связанных,
в остальном между славянскими народами
имеются серьезные различия, даже по антропологическому
типу — такого рода различия есть внутри
отдельных групп тех или иных восточнославянских
народов. Не менее существенное различие
обнаруживается в сфере материальной
культуры, поскольку славянизированные
этносы, ставшие составной частью тех
или иных славянских народов, имели неодинаковую
материальную культуру, черты которой
сохранились и у их потомков. Именно в
сфере материальной культуры, а также
такого элемента культуры, как музыка,
имеются значительные различия даже между
такими близкородственными народами,
как русские и украинцы.
Ученые выдвигают
несколько версий прародины славян и их этногенеза. Но основой большинства
теорий является древнейший русский письменный
памятник – летопись «Повесть временных
лет», в которой монах Киево-Печорского
монастыря Нестор выдвигает мифологическую
версию происхождения славян: будто бы
род их восходит к младшему сыну Ноя –
Иафету. Именно Иафет после раздела земель
с братьями получил в удел Северные и Западные
страны. Постепенно в повествовании появляются
исторические факты. Нестор поселяет славян
в римской провинции Норик, расположенной
между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда,
теснимые римлянами, славяне были вынуждены
переселиться на новые места – на Вислу
и Днепр. Летописец Нестор считал, что первоначально
славяне жили в Центральной и Восточной
Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь
в первых веках нашей эры заселили бассейн
Дуная и Балканский полуостров.