Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, реферат
Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.
Введение 3
1. Источники и историография 4
2. Происхождение славян 8
3. Расселение славян 22
4. Занятия восточных славян и их социальная организация 25
5. Культура и верования восточных славян 27
Заключение 30
Список литературы 31
В своей лекции М.И.Артамонов говорит о том, что, в частности, характерная керамика с волнисто-линейным орнаментом 9-10 веков совпадает в своем распространении с территорией восточных и западных, а частично и южных славян, что во многом говорит не только о языковой, но и о культурной общности. Однако в первом тысячелетии до н.э. западные и восточные части славянской прародины оказываются разнокультурными, иначе говоря, этнически неоднородными. Из этого можно сделать вывод, что не вся область так называемой прародины была исконно славянской. В связи с этим польские и чешские археологи выдвигают в качестве праславянской археологической культуры лужицкую культуру, просуществовавшую с 1300 до 300 года до н.э. С признанием славянской принадлежности к лужицкой культуре связывается не только весьма существенное для славянских народов продление славянской истории в глубочайшую древность Европы, но, что весьма важно, и в политическом отношении, этим обосновываются права западных славян на занимаемые ими области как исконно славянские.
Классическими областями лужицкой культуры являются две старые славянские области, расположенные к северу от Судет между Эльбой на западе, верхним Одером на востоке и Вартой – на севере; это Лужицкая область и Силезия. Лужицкая культура представлена могильниками и поселениями.
Древняя ступень лужицкой культуры относится к третьему периоду бронзового века (1300-1100 годы до н.э.) и, по заключению большинства специалистов, ограничиваются в своем распространении Лужицей, Силезией, Великопольшей. Лужицкая культура уже в третьем периоде бронзового века распространилась на юго-восточную часть Мекленбурга, почти весь Бранденбург, восточную часть Саксонии, северо-восточную Чехию, северо-восточную Моравию, северо-западную Словакию и большую часть Польши.
В четвертом периоде бронзового века (1100 - 900 годы до н.э.) территория лужицкой культуры продолжала расширяться во всех направлениях. Особенно значительным было ее продвижение на северо-восток и восток, где она заходит за Буг и занимает угол за Вислой и Саном.
В последнем периоде бронзового века границы лужицкой культуры на северо-западе и западе, в северном Бранденбурге, восточном Мекленбурге и на верхней Эльбе в Чехии несколько отступают под натиском предков германских племен. Зато на востоке в это время лужицкая культура доходит до западной Волочии.
Основными областями лужицкой культуры являлись: северо-восточная Чехия, Моравия, Силезия и соседние земли Великопольши.
В период поздней бронзы и раннего железа на северо-западе и западе на лужицкую культуру наслаиваются и частично вытесняют ее культуры соседних этнических групп (германцев).
Подавляющее большинство исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом, продолжают искать древнейшую прародину славян к северу от Карпатских гор, где-то на пространстве между реками Одером, Вислой и Днепром, если брать наиболее крайние мнения.
Разница во взглядах состоит лишь в том, что одни сдвигают эту территорию более к западу, другие – более к востоку.
Одним из важных доводов сторонников восточной ориентации является так называемая зооботаническая теория, которая основывает свои доводы на анализе содержащихся в славянских языках названий растений и представителей животного мира. В соответствии со своими лингвистическими заключениями сторонники этой версии ищут прародину славян вне пределов распространения таких деревьев, как бук, черешня, белый клен, лиственница, а именно между Вислой, Западным Бугом, Припятью, Карпатами и средним течением Днепра.
Сторонники более западного местонахождения славянской прародины (Костшевский, Козловский, Лер-Сплавинский и др.) ищут ее в основном в междуречье Вислы и Одера. В основе их взглядов лежит предполагаемая принадлежность лужицкой культуры целиком или частично славянам. Обосновывается это тем, что у славян и носителей лужицкой культуры совпадают места поселений, форма и приемы строительства жилищ, погребальные обряды.
Однако и у этой теории есть свои слабые места. Например, отсутствие славяно-германских языковых связей. Лер-Сплавинский на основании формального статистического учета установил, что у славян больше языковых связей с германским языком, чем у балтийцев. Отсюда можно сделать вывод, что славяне жили западнее балтийских племен в непосредственной близости от германцев. Но эти факты были собраны из разных хронологических пластов и ярусов языковой системы, поэтому, по-мнению В.В. Мартынова (тоже сторонника этой гипотезы), их нельзя сопоставить и подвергать статистическому учету. Таким образом, можно сказать, что висло-одерская локализация древнейшей прародины славян на сегодня еще очень далека от того, чтобы считаться окончательно доказанной.
И все же в пользу гипотезы о западной, а вернее, юго-западной, т.е. карпато-дунайской, прародины славян можно привести больше аргументов, чем в пользу восточной днепровско-припятской их прародины.
Аргументированное доказательство, приведенное ниже, представлено в книге В.П. Кобычева " В поисках прародины славян ".
Первый аргумент - совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры, которых относят к восточногерманским народам.
Другой аргумент основывается на данных топонимии, науки о географических названиях. Пребывая на той или иной территории, народы дают названия различным географическим объектам, которые потом передаются из поколения в поколение. Характерно, что однажды данные географические названия не изменяются, как правило, впоследствии, даже если народ, давший их, ушел в другое место или вообще исчез. Однако топонимические исследования связаны со многими трудностями. В частности, не заменяя старое название новым, новопришедший народ изменяет его в соответствии с правилами своего языка. Тем не менее, представляется возможным утверждать, что древняя прародина славян, находится скорее на западе, чем на востоке междуречья Вислы и Днепра. Доказательством этого служит следующее.
Во-первых, территория верхней части бассейнов Вислы, Одера и отчасти Эльбы и Днепра, как это было установлено в конце прошлого века русским исследователем И.П. Филевским, полна гидронимических повторов, что с несомненностью свидетельствует о языковой однородности создавшего ее населения.
Во-вторых, в пределах отмеченного ареала отчетливо прослеживается " движение " гидронимов в направлении с запада на восток и с юга на север, определяемому по уменьшительному характеру названий (р. Ломна бассейна
Одера и р. Ломница - притоки Днепра, Попрада и Топли ).
Северную и северо-восточную границы славянской прародины установить несколько труднее. Это связано, по-мнению Кобычева, с теснейшим соседством славян с летто-литовскими племенами, значительная часть которых впоследствии органически слилась с ними. Однако по некоторым характерным гидронимам можно утверждать, что линия раздела между славянами и летто-литовскими племенами проходила где-то в районе северных отрогов Карпатских гор, отклоняясь к югу на востоке, и уходя на север в сторону Балтийского моря на западе.
Западная же граница расселения славян в древности, вероятно, достигла восточных склонов Альпийский гор, включая бассейны реки Лех – правого притока Дуная. Это предположение связано с тем фактом, что в славянском языке сохранилось несколько слов, свидетельствующих о соседстве славян в отдаленном прошлом с народами, говорившими на италийских языках.
Таким образом, и из антропологических данных вроде бы вытекает вывод о том, что областью первоначального формирования славянства является территория, непосредственно примыкающая к Среднему и отчасти верхнему течению Дуная и охватывающая верховья рек Эльба, включая и ее левые притоки, Одера и Вислы. В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения.
Относительно времени появления славян в Восточной Европе также нет единого мнения. Многие современные исследователи считают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются лишь в VII – VIII вв. нашей эры. Однако некоторые думают, что легенда о княжении Кия, содержащаяся в «Повести временных лет», описывает события, которые произошли в конце V – VI вв. н.э.
Во второй половине VI – VIII вв. славяне широко расселились в Европе. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на западе они заняли земли восточной части современной Германии, на юге – Балканский полуостров, включая Пелопоннес, значительно потеснив территорию Византии; на восток и север – расселялись по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную.
На территории
Восточно-Европейской равнины,
К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло мощное государство – Восточное с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи.
В Западной Европе в V – VII вв. шло расселение германских племен, которые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называемые «варварские» королевства – Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.
Широкое расселение
славян по Европе в период
Раннего Средневековья
Накануне образования Древнерусского государства, по имеющимся летописным и археологическим данным, восточные славяне образовывали несколько союзов племенных княжений (каждый из которых включал ряд племен): словене, сохранившие свое имя (район озера Ильмень, рек Волхов и Мста); кривичи (вокруг южной части чудского озера, верховья Западной Двины, Днепра, Волги); вятичи (бассейн Верхней и Средней Оки); радимичи (между Десной и Днепром); дреговичи (к северу от Припяти, между Днепром и верховьями Немана); древляне (южнее Припяти). К востоку от древлян в Среднем Поднепровье обитали поляне; южнее полян – уличи; на Днепровском Левобережье – северяне; западнее древлян, до Западного Буга – волыняне (бужане); на верхнем Днестре – хорваты, южнее – тиверцы. Особая группа славян жила в бассейне верховьев Дона.
Антский союз.
Хронологические
рамки существования Антского
союза приходятся
По-видимому, он
имел чисто территориально-
Основу экономики восточных
славян составляло пашенное земледелие.
Специфику его ведения в
В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие было залежным: участок целины распахивался и использовался несколько лет, затем его забрасывали до восстановления естественного травяного покрова почвы, после чего использовали повторно.
В северных районах,
преимущественно покрытых
Информация о работе Происхождение славян: современные гипотезы