Происхождение славян: современные гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.

Содержание работы

Введение 3
1. Источники и историография 4
2. Происхождение славян 8
3. Расселение славян 22
4. Занятия восточных славян и их социальная организация 25
5. Культура и верования восточных славян 27
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Происхождение славян.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

  В своей  лекции М.И.Артамонов говорит о том,  что,  в частности, характерная керамика с волнисто-линейным орнаментом 9-10 веков совпадает в своем распространении с территорией восточных и западных,  а частично  и  южных славян,  что во многом говорит не только о языковой, но и о культурной общности.  Однако в  первом тысячелетии до н.э.  западные и восточные части славянской  прародины  оказываются  разнокультурными, иначе говоря,  этнически неоднородными.  Из этого можно сделать вывод, что не вся область так называемой  прародины  была  исконно славянской.  В связи с этим польские и чешские археологи выдвигают в  качестве праславянской археологической культуры лужицкую культуру,  просуществовавшую с 1300 до 300  года  до  н.э.  С признанием славянской принадлежности к лужицкой культуре связывается не только весьма существенное для  славянских  народов продление славянской истории в глубочайшую древность Европы,  но, что весьма важно, и в политическом отношении,  этим обосновываются права западных славян на занимаемые ими области как исконно славянские.

Классическими областями  лужицкой  культуры  являются две старые славянские области,  расположенные к  северу от Судет между Эльбой на западе, верхним Одером на востоке и Вартой – на севере; это Лужицкая область и Силезия.  Лужицкая культура представлена могильниками и поселениями. 

  Древняя ступень  лужицкой культуры относится к третьему периоду бронзового века (1300-1100 годы до н.э.) и,  по заключению большинства специалистов, ограничиваются в своем распространении Лужицей, Силезией, Великопольшей.  Лужицкая культура уже в третьем периоде бронзового века  распространилась  на  юго-восточную  часть Мекленбурга,  почти весь Бранденбург,  восточную часть Саксонии,  северо-восточную Чехию, северо-восточную Моравию, северо-западную Словакию и большую часть Польши.

  В четвертом периоде бронзового века (1100 -  900  годы до н.э.) территория лужицкой культуры продолжала расширяться во всех  направлениях.  Особенно  значительным было ее продвижение на северо-восток и восток,  где она заходит за Буг и занимает угол за Вислой и Саном.

  В последнем  периоде бронзового века границы лужицкой культуры на северо-западе и западе, в северном Бранденбурге, восточном Мекленбурге и на верхней Эльбе в Чехии несколько отступают  под  натиском  предков  германских племен.  Зато  на востоке в это время лужицкая культура доходит до западной Волочии.

   Основными областями лужицкой культуры являлись: северо-восточная Чехия,  Моравия,  Силезия и соседние земли Великопольши.

  В период поздней бронзы и  раннего  железа  на  северо-западе  и западе на лужицкую культуру наслаиваются и частично вытесняют  ее  культуры  соседних  этнических групп (германцев).

  Подавляющее большинство исследователей, как в нашей стране,  так и за рубежом, продолжают искать древнейшую прародину славян к северу от Карпатских гор,  где-то на пространстве между реками Одером, Вислой и Днепром, если брать наиболее крайние мнения.

  Разница во взглядах состоит  лишь  в  том,  что  одни сдвигают  эту территорию более к западу, другие – более к востоку.

  Одним из  важных доводов сторонников восточной ориентации является так называемая  зооботаническая  теория, которая  основывает свои доводы на анализе содержащихся в славянских языках названий растений  и  представителей животного мира.  В соответствии со своими лингвистическими заключениями сторонники этой версии ищут прародину славян вне пределов распространения таких деревьев, как бук,  черешня,  белый клен, лиственница, а именно между Вислой,  Западным Бугом,  Припятью, Карпатами и средним течением Днепра.

  Сторонники более западного местонахождения славянской прародины  (Костшевский, Козловский, Лер-Сплавинский и др.) ищут ее в основном в междуречье Вислы и Одера.  В основе их взглядов лежит предполагаемая  принадлежность  лужицкой культуры целиком или частично славянам.  Обосновывается это тем, что у славян и носителей  лужицкой культуры совпадают места поселений, форма и приемы строительства жилищ, погребальные обряды.

  Однако и у этой теории есть свои слабые места. Например,  отсутствие славяно-германских языковых связей. Лер-Сплавинский на основании формального статистического учета установил, что у славян больше языковых связей с германским языком, чем у балтийцев. Отсюда можно сделать вывод, что славяне жили западнее балтийских племен в непосредственной близости от германцев.  Но эти факты были собраны из разных хронологических пластов и  ярусов языковой системы,  поэтому,  по-мнению В.В. Мартынова (тоже сторонника этой гипотезы),  их нельзя сопоставить и подвергать статистическому учету. Таким образом, можно сказать,  что висло-одерская локализация  древнейшей прародины  славян  на сегодня еще очень далека от того, чтобы считаться окончательно доказанной.

  И все  же  в  пользу  гипотезы о западной,  а вернее, юго-западной,  т.е. карпато-дунайской, прародины славян можно привести больше аргументов,  чем в пользу восточной днепровско-припятской их прародины.

  Аргументированное доказательство,  приведенное  ниже, представлено в книге В.П. Кобычева " В поисках прародины славян ".

  Первый аргумент - совпадение племенных  названий  полабских,  поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры,  которых относят к восточногерманским народам.

  Другой аргумент основывается на данных топонимии, науки о географических названиях. Пребывая на той или иной территории, народы дают названия различным географическим объектам,  которые потом передаются из поколения в  поколение.  Характерно,  что однажды  данные  географические названия не изменяются, как правило,  впоследствии, даже если народ, давший их, ушел в другое место или вообще исчез.  Однако топонимические исследования связаны со многими  трудностями.  В частности,  не заменяя старое название новым,  новопришедший народ изменяет его в  соответствии  с  правилами своего языка. Тем не менее, представляется возможным утверждать,  что древняя прародина славян, находится скорее на западе,  чем на востоке междуречья Вислы и Днепра. Доказательством этого служит следующее.

  Во-первых, территория  верхней части бассейнов Вислы, Одера и отчасти Эльбы и Днепра, как это было установлено  в  конце  прошлого века русским исследователем И.П. Филевским, полна гидронимических повторов, что с несомненностью  свидетельствует о языковой однородности создавшего ее населения.

  Во-вторых, в  пределах  отмеченного  ареала отчетливо прослеживается " движение " гидронимов в направлении  с запада  на  восток  и с юга на север,  определяемому по уменьшительному характеру названий (р.  Ломна бассейна

Одера и р. Ломница - притоки Днепра, Попрада и Топли ).

  Северную и северо-восточную границы славянской прародины установить несколько труднее. Это связано, по-мнению Кобычева, с теснейшим соседством славян с летто-литовскими  племенами,  значительная  часть которых впоследствии органически слилась с ними.  Однако по некоторым характерным гидронимам можно утверждать,  что линия раздела между славянами  и  летто-литовскими  племенами проходила  где-то  в районе северных отрогов Карпатских гор,  отклоняясь к югу на востоке,  и уходя на север  в сторону Балтийского моря на западе.

  Западная же граница расселения  славян  в  древности, вероятно,  достигла  восточных  склонов Альпийский гор, включая бассейны реки Лех – правого притока Дуная.  Это предположение  связано  с тем фактом,  что в славянском языке сохранилось несколько слов,  свидетельствующих  о соседстве славян в отдаленном прошлом с народами, говорившими на италийских языках.

Таким образом, и из антропологических данных вроде бы вытекает вывод о том, что областью первоначального формирования славянства  является  территория,  непосредственно  примыкающая к Среднему и отчасти верхнему течению Дуная и охватывающая верховья рек Эльба,  включая и ее левые притоки, Одера и Вислы. В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения.

  Относительно времени появления славян в Восточной Европе также нет единого мнения. Многие современные исследователи считают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются лишь в VII – VIII вв. нашей эры. Однако некоторые думают, что легенда о княжении Кия, содержащаяся в «Повести временных лет», описывает события, которые произошли в конце V – VI вв. н.э.

3. Расселение славян

 

  Во второй половине VI – VIII вв. славяне широко расселились в Европе. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на западе они заняли земли восточной части современной Германии, на юге – Балканский полуостров, включая Пелопоннес, значительно потеснив территорию Византии; на восток и север – расселялись по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную.              

  На территории  Восточно-Европейской равнины, к  северу от Припяти – Сейма  – Десны и в верховьях Оки  в VI в. обитали балтоязычные племена. Волжско-Окское междуречье и более северные и северо-западные регионы занимало финно-угорское население (предки современных финнов, эстонцев, вепсов; ныне исчезнувшие племена чудь, весь, меря, мурома и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины было длительным и постепенным, что не исключало военных столкновений. В целом многолетнее сосуществование славян с балтами и финно-уграми привело к ассимиляции, ославяниванию значительной их части.

  К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло мощное государство – Восточное с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи.

  В Западной Европе  в V – VII вв. шло расселение германских племен, которые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называемые «варварские» королевства – Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.      

  Широкое расселение  славян по Европе в период  Раннего Средневековья послужило  мощным импульсом их дифференциации. По лингвистическим данным, около VII – VIII вв. праславянская языковая общность распадается, формируются отдельные славянские языки. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

  Накануне образования Древнерусского государства, по имеющимся летописным и археологическим данным, восточные славяне образовывали несколько союзов племенных княжений (каждый из которых включал ряд племен): словене, сохранившие свое имя (район озера Ильмень, рек Волхов и Мста); кривичи (вокруг южной части чудского озера, верховья Западной Двины, Днепра, Волги); вятичи (бассейн Верхней и Средней Оки); радимичи (между Десной и Днепром); дреговичи (к северу от Припяти, между Днепром и верховьями Немана); древляне (южнее Припяти). К востоку от древлян в Среднем Поднепровье обитали поляне; южнее полян – уличи; на Днепровском Левобережье – северяне; западнее древлян, до Западного Буга – волыняне (бужане); на верхнем Днестре – хорваты, южнее – тиверцы. Особая группа славян жила в бассейне верховьев Дона.  

  Антский союз.

   Хронологические  рамки существования Антского  союза приходятся приблизительно  на 30-е годы VI века — первые  годы VII века, когда союз был сокрушен  аварами, С этого времени имя  антов исчезает со страниц  истории столь же неожиданно, как и появляется там. Это свидетельство того, что термин "анты" вряд ли употреблялся среди самих славян и, строго говоря, не имело этнического смысла.

   По-видимому, он  имел чисто территориально-политический  смысл и исчез после аварского разгрома. Народная память сохранила предания об аварах как о людях богатырского сложения, покоривших славян и всячески притеснявших их. В частности, если обрин хотел куда-либо ехать, то он запрягал в телегу дулебских женщин вместо скота. Летописец завершает сказание тем, что, по его словам, Бог разгневался на обров за их гордыню и истребил их, так что ни одного обра не осталось. Здесь возникает ряд интересных вопросов. Летопись говорит о славянах-дулебах, т.е. (волыняная часть восточных славян) хотя дулебы как племя известны и в Чехии, так что, возможно, перед нами очень древнее общеславянское сказание. Что касается гибели гордецов обров, то на самом деле их первоначально побил византийский император Ираклий, после того как авары" сделали свое дело", т.е. по его приказу сокрушили Антский союз. Сделали они это, скорее всего, не в одиночку, но вместе со своими союзниками булгарами, обитавшими у Азовского моря. Однако Аварский каганат как политическое объединение существовал до конца VIII века, когда он был уничтожен Карлом Великим.

 

 

 

4. Занятия восточных славян и их социальная организация

Основу экономики восточных  славян составляло пашенное земледелие. Специфику его ведения в различных  регионах Восточной Европы определяли природно-климатические условия.

  В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие было залежным: участок целины распахивался и использовался несколько лет, затем его забрасывали до восстановления естественного травяного покрова почвы, после чего использовали повторно.

  В северных районах,  преимущественно покрытых многолетними  лесами, применялась подсечная система  земледелия: деревья предварительно  подрубались, а после их высыхания  сжигались, удобренная золой почва  в течение нескольких лет давала хороший результат, потом земля истощалась, и приходилось расчищать новый участок; заброшенные пашни использовались вновь после восстановления плодородия. Среди зерновых злаковых культур преобладала пшеница, рожь занимала небольшое место, известны были просо, гречиха, ячмень. Восточные славяне занимались также скотоводством (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней), охотой (в том числе ради ценного меха), рыболовством и бортничеством.

Информация о работе Происхождение славян: современные гипотезы