Происхождение славян: современные гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.

Содержание работы

Введение 3
1. Источники и историография 4
2. Происхождение славян 8
3. Расселение славян 22
4. Занятия восточных славян и их социальная организация 25
5. Культура и верования восточных славян 27
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Происхождение славян.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

  «Дунайской» версии  славян придерживался русский  историк С.М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.

  Ученик С.М. Соловьева  – историк В.О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны.

  Часть отечественных  ученых склонялась к «дунайскому»  происхождению славян, но большинство  придерживалось той версии, что  прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность – в Среднем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера.

  Б.А. Рыбаков на основании новейших археологических данных попытался объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы. Он считал, что в отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее, в период неолита и в течение бронзового века, эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала, и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создались языковые группы, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных славян. По всей вероятности, указывает Рыбаков о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н. э. Он называет их "сколотами" или "борисфенитами", отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия. Академик признает, что проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, антропологи и археологи.

  Видный буржуазный  языковед и историк акад. А.А. Шахматов, чье мнение поддерживает также Л. Н. Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат

(современная восточная Венгрия и южная Польша). Он доказывал, что славяне после распада индоевропейской общности входили сначала в состав балтийско-славянской семья племен, осевшей в Прибалтике, на Немане и Западной Двине, а когда славяне отделились от балтийцев, произошло их передвижение в бассейн Вислы, а затем на Средний Днепр, откуда уже началось расселение восточных славян по русской равнине. Преувеличивая значение миграции, Шахматов высказывал ряд гипотез, которые нельзя подтвердить какими-либо фактами.

 Известный чешский  буржуазный ученый Любор Нидерле считал, что славянская «прародина» лежала на территории к северу от Карпат по Средней и Верхней Висле, по верховьям Прута, Днестра, Южного Буга, по Днепру и Припяти. Следовательно, по мнению Нидерле, «прародину» славян составляли части современной Польши, Белоруссии и правобережной Украины. Нидерле, за исключением вопроса о «прародине», довольно верно намечает район, где произошло формирование славянских народов.

  Синопсис: славяне и русы. Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру.

  Вопрос о происхождении  славян решается историками преимущественно  на основе лингвистических данных. Славянские языки составляют  особую группу индоевропейской этнолингвистической общности, начало распада которой датируется II тыс. до н.э. В I тыс. до н.э. из нее выделяются германские, а затем славянские и балтские языки. Близкими соседями славян были и народы уральской (финно-угорской) и алтайской (тюркско-монгольской) языковых семей. Следы этих контактов могут быть обнаружены и в современном русском языке, поскольку в процессе общения с соседями наши предки усваивали их опыт, а вместе с ним и слова, обозначавшие незнакомые им явления. Особенно показательно соотношение славянской  и заимствованной лексики, обозначающей ландшафт, фауну и флору. По ним можно установить, какая среда была издревле знакома нашим предкам, а какая осваивалась в процессе миграций. Так, названия рельефа местности, животных и растений лесной зоны Восточной Европы являются славянскими, тогда как степной ландшафт отражен в лексике тюркского происхождения, названия рыб северных рек – финно-угорские, а растительности, характерной для Центральной Европы, – германские. Исходя из этих и других фактов, большинство ученых локализует прародину славян в лесной зоне Восточной Европы.

  Некоторые историки  считают, что славяне происходят  от скифов (эта точка зрения  была особенно популярна в  дореволюционной историографии;  часть современных историков высказывает предположение, что славяне произошли от «геродотовских » скифов-пахарей; в источниках славян называли «скифами» до XII в.). Некоторые историки склоняются к тому, что славяне произошли от фино-угров или балтов. Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что заселение шло двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря. Высказана также гипотеза, что заселение Севера (будущей Новгородской земли) славянами относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья. Существует также мнение, что расселение происходило из Западной Европы в Восточную.

   

   Археологи пытаются увидеть славян в носителях различных археологических культур. Под «культурой» археологи понимают  устойчивую совокупность признаков,  свойственных остаткам прошлого определенного периода развития общества:  обряд погребения,  формы украшений,  одежда,  типы орудий,  оружие и т.д.

  По одной из  наиболее распространенных теорий  первой археологической культурой,  с которой можно достоверно связывать предков славян – праславян, является культура подклошевых погребений, сложившаяся в V-IV вв. до н.э. в южных и центральных районах современной Польши.

  В конце II в. до н.э. на этой территории и несколько западнее формируется пшеворская археологическая культура, население восточной части которой достаточно определенно относится учеными к праславянским. В течение веков представители пшеворской культуры мигрировали на восток: в Поднестровье, на Волынь и далее до Днепра. Здесь была сформирована черняховская археологическая культура (III – начало V вв.), охватившая огромную территорию лесостепи и степи от Левобережья Днепра до Нижнего Подунавья. Черняховская культура являлась полиэтнической по своему составу: наряду с праславянами на этой территории расселились ираноязычные сармато-аланы, фракийцы, пришедшие в конце II в. в Северное Причерноморье из Нижнего Повислья германские племена готов, гепидов и др. Наконец, как указывалось выше, в конце IV в. в причерноморские степи вторглись гунны и нанесли серьезный урон населению, но не уничтожили его.

  К VI в. на основе пшеворской и черняховской культур складываются две уже достоверно славянские археологический культуры: пражско-корчакская и пеньковская. Наступает так называемая эпоха Великого переселения славян.

  В VI – начале VII вв. территория пражско-корчакской культуры протянулась широкой полосой от Правобережной Киевщины до Верхней Эльбы, на юге достигая Среднего и Нижнего Подунавья, а Пеньковской культуры заняла земли от Нижнего Дуная до бассейна Дона, вплоть до его устья. С пражско-корчакской культурой связывается раннесредневековая группировка славяноязычного населения с самоназванием словене («ясно, понятно говорящие»), с пеньковской – группировка с самоназванием анты. Археологические данные хорошо согласуются со сведениями письменных источников: античные (I – II вв.) и византийские (VI – VII вв.) авторы упоминают славян под разными именами: венеды, анты, склавины.

  Греческий хронист  Прокопий Кесарийский и готский  историк середины VI в. Иордан первыми указывали, что склавины (славяне) занимают земли между низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы, а анты – между Днестром и Днепром. Последняя славянская группа племен, населявших междуречье Днестра и Днепра, получила от своих соседей – иранцев (аланов) или тюрков (аваров, болгар) – имя анты. По ряду предположений анты означали союзники. В дальнейшем анты утратили свою специфику и самоназвание. Иордан называл также обе группы славянских племен венетами (венедами). Римский историк Тацит (около 58 – около 117) также сообщает о венедах, обитающих где-то между германцами и сарматами.

Первые известия о венедах.

   Первые упоминания  о венедах, а именно так называли  ранние источники праславян, появились  только тогда, когда римляне  в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н. э.).

   Очевидно, только из этих  областей были получены первые  известия о народе венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь,

правда, к большей близости венедов  по их нравам, обычаям и быту именно к германцам.

   Паннония в I – II вв. н.э.  была населена разными народами  — германскими и сарматскими  (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия)  получила название от кельтского  племени бойев, однако во времена  Тацита и позже здесь поселились  германцы, а где-то за ними (на северо-востоке (?)) обитали венеды.

   Тацит, рассказывая о  венедах, упоминает рядом с  ними эстов и фенов, под которыми  скрываются предки балтийских  народов (но не финнов и современных  эстов). Следовательно, венеды в  ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Волыни и Полесья). А данные Птоломея (второй век н. э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но, скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья.

   Можно предположить, что  данные Птоломея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян.

   Вероятно, какое-то расширение  этнической территории славян  наблюдалось и в III – IV вв., но, к сожалению источников для  этого времени почти нет. Так  называемая Певтингерова Карта, окончательная редакция которой относится к первой половине пятого века, включает, однако и значительные элементы более ранней информации, восходящей еще к первому веку до н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно. Венеды на этой Карте показаны на северо-запад от Карпат, вместе с какой-то частью сарматов. Совместная фиксация венедов и сарматов в Прикарпатье, очевидно отражает с элементами пятого столетия реалии II – IV вв. до нашествия гуннов.

  В настоящее время  по вопросу о районе возникновения  славянской этнической общности  существуют две наиболее распространенные  точки зрения. Согласно одной  таким районом бала территория  между Одером и Вислой –Висло-одерская  теория, по другой – это был  район между Одером и Средним Днепром – Одерско-днепровская теория (М.С. Шумилов, С.П. Рябикин). Польский археолог Стефан Носек, сторонник Висло-одерской теории, предложил обратиться к археологическим материалам того времени, когда славянский народ отсоединился от основной группы индоевропейских племен. Внимание археологов привлекла тишнецкая культура 15-12 веков до н.э., которая была хорошо известна на территории Польши между Вислой и Одером. Однако другой  польский археолог Александр Гардавний, а также ряд украинских археологов установили,  что тишнецкая культура распространяется и на пространство восточнее Вислы,  вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его берег.  Таким образом,  на основе объективных археологических материалов  спор  был  решен в пользу объединения обоих вариантов.  Хотя окончательно вопрос о точных  границах прародины праславян по-прежнему не решен.

  В своих лекциях " Происхождение славян " М.И. Артамонов говорил о том,  что наиболее разработанным является вопрос о западной границе праславянской территории, которую  проводят  от моря по Одеру до реки Варты и далее по этой реке и Висле и по ней до реки Сала.  На  севере праславяне  соседствовали  с  предками  литовцев. На востоке славяне достигали Днепра и даже, как полагают некоторые исследователи,  простирались за него, захватывая, по крайней мере, часть бассейна реки Десны. Изложенные представления основываются в  основном  на лингвистических данных.

  Однако невозможно переоценить и возможность такой науки,  как археология. Говоря  об  общности  народов нельзя основываться только на языковой общности,  важно, чтобы народы не были различны и по культуре.  Под " культурой " археологи понимают  устойчивую совокупность признаков,  свойственных остаткам прошлого определенного периода развития общества:  обряд погребения,  формы украшений,  одежда,  типы орудий,  оружие и т.д.

Информация о работе Происхождение славян: современные гипотезы