Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, реферат
Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.
Введение 3
1. Источники и историография 4
2. Происхождение славян 8
3. Расселение славян 22
4. Занятия восточных славян и их социальная организация 25
5. Культура и верования восточных славян 27
Заключение 30
Список литературы 31
«Дунайской» версии славян придерживался русский историк С.М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.
Ученик С.М. Соловьева – историк В.О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны.
Часть отечественных
ученых склонялась к «
Б.А. Рыбаков на основании новейших археологических данных попытался объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы. Он считал, что в отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее, в период неолита и в течение бронзового века, эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала, и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создались языковые группы, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных славян. По всей вероятности, указывает Рыбаков о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н. э. Он называет их "сколотами" или "борисфенитами", отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия. Академик признает, что проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, антропологи и археологи.
Видный буржуазный языковед и историк акад. А.А. Шахматов, чье мнение поддерживает также Л. Н. Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат
(современная восточная Венгрия и южная Польша). Он доказывал, что славяне после распада индоевропейской общности входили сначала в состав балтийско-славянской семья племен, осевшей в Прибалтике, на Немане и Западной Двине, а когда славяне отделились от балтийцев, произошло их передвижение в бассейн Вислы, а затем на Средний Днепр, откуда уже началось расселение восточных славян по русской равнине. Преувеличивая значение миграции, Шахматов высказывал ряд гипотез, которые нельзя подтвердить какими-либо фактами.
Известный чешский буржуазный ученый Любор Нидерле считал, что славянская «прародина» лежала на территории к северу от Карпат по Средней и Верхней Висле, по верховьям Прута, Днестра, Южного Буга, по Днепру и Припяти. Следовательно, по мнению Нидерле, «прародину» славян составляли части современной Польши, Белоруссии и правобережной Украины. Нидерле, за исключением вопроса о «прародине», довольно верно намечает район, где произошло формирование славянских народов.
Синопсис: славяне и русы. Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру.
Вопрос о происхождении
славян решается историками
Некоторые историки
считают, что славяне
Археологи пытаются увидеть славян в носителях различных археологических культур. Под «культурой» археологи понимают устойчивую совокупность признаков, свойственных остаткам прошлого определенного периода развития общества: обряд погребения, формы украшений, одежда, типы орудий, оружие и т.д.
По одной из
наиболее распространенных
В конце II в. до н.э. на этой территории и несколько западнее формируется пшеворская археологическая культура, население восточной части которой достаточно определенно относится учеными к праславянским. В течение веков представители пшеворской культуры мигрировали на восток: в Поднестровье, на Волынь и далее до Днепра. Здесь была сформирована черняховская археологическая культура (III – начало V вв.), охватившая огромную территорию лесостепи и степи от Левобережья Днепра до Нижнего Подунавья. Черняховская культура являлась полиэтнической по своему составу: наряду с праславянами на этой территории расселились ираноязычные сармато-аланы, фракийцы, пришедшие в конце II в. в Северное Причерноморье из Нижнего Повислья германские племена готов, гепидов и др. Наконец, как указывалось выше, в конце IV в. в причерноморские степи вторглись гунны и нанесли серьезный урон населению, но не уничтожили его.
К VI в. на основе пшеворской и черняховской культур складываются две уже достоверно славянские археологический культуры: пражско-корчакская и пеньковская. Наступает так называемая эпоха Великого переселения славян.
В VI – начале VII вв. территория пражско-корчакской культуры протянулась широкой полосой от Правобережной Киевщины до Верхней Эльбы, на юге достигая Среднего и Нижнего Подунавья, а Пеньковской культуры заняла земли от Нижнего Дуная до бассейна Дона, вплоть до его устья. С пражско-корчакской культурой связывается раннесредневековая группировка славяноязычного населения с самоназванием словене («ясно, понятно говорящие»), с пеньковской – группировка с самоназванием анты. Археологические данные хорошо согласуются со сведениями письменных источников: античные (I – II вв.) и византийские (VI – VII вв.) авторы упоминают славян под разными именами: венеды, анты, склавины.
Греческий хронист
Прокопий Кесарийский и
Первые известия о венедах.
Первые упоминания
о венедах, а именно так
Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь,
правда, к большей близости венедов по их нравам, обычаям и быту именно к германцам.
Паннония в I – II вв. н.э.
была населена разными
Тацит, рассказывая о
венедах, упоминает рядом с
ними эстов и фенов, под
Можно предположить, что данные Птоломея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян.
Вероятно, какое-то расширение этнической территории славян наблюдалось и в III – IV вв., но, к сожалению источников для этого времени почти нет. Так называемая Певтингерова Карта, окончательная редакция которой относится к первой половине пятого века, включает, однако и значительные элементы более ранней информации, восходящей еще к первому веку до н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно. Венеды на этой Карте показаны на северо-запад от Карпат, вместе с какой-то частью сарматов. Совместная фиксация венедов и сарматов в Прикарпатье, очевидно отражает с элементами пятого столетия реалии II – IV вв. до нашествия гуннов.
В настоящее время
по вопросу о районе
В своих лекциях " Происхождение славян " М.И. Артамонов говорил о том, что наиболее разработанным является вопрос о западной границе праславянской территории, которую проводят от моря по Одеру до реки Варты и далее по этой реке и Висле и по ней до реки Сала. На севере праславяне соседствовали с предками литовцев. На востоке славяне достигали Днепра и даже, как полагают некоторые исследователи, простирались за него, захватывая, по крайней мере, часть бассейна реки Десны. Изложенные представления основываются в основном на лингвистических данных.
Однако невозможно переоценить и возможность такой науки, как археология. Говоря об общности народов нельзя основываться только на языковой общности, важно, чтобы народы не были различны и по культуре. Под " культурой " археологи понимают устойчивую совокупность признаков, свойственных остаткам прошлого определенного периода развития общества: обряд погребения, формы украшений, одежда, типы орудий, оружие и т.д.
Информация о работе Происхождение славян: современные гипотезы